Что мы вкладываем в понятие «живое вещество»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что мы вкладываем в понятие «живое вещество»?



II.Актуальность темы

Знакомство с методами изготовления гистологических препаратов необходимо для врачей любого профиля. Диагностика многих заболеваний, контрольные обследования, результаты лечения, а также посмертная диагностика причин летальных исходов, судебно-медицинские проблемы невозможно представить без анализа гистологических препаратов.

Структурной единицей организма, в которой «течет река жизни», является клетка. Все её многообразные функции тесно связаны с её строением. Это обстоятельство дает основание очертить круг вопросов, охватывающих медицинский аспект цитологии: выявление морфологических проявлений функциональной активности клеток в норме и патологии.

III. Цель занятия

1. Познакомиться с основными этапами приготовления обзорных гистологических препаратов, а также с некоторыми специальными гистологическими методами и возможностью применения их в медицинской практике.

2. Научиться определять форму клеток и их основные части (ядро, цитоплазму) в фиксированных и окрашенных срезах органов.

3. Находить и определять в препаратах некоторые органоиды и включения в клетках.

4. Научиться «читать» электронные микрофотографии клетки и ее структурных компонентов.

5. Научиться делать зарисовки увиденной микроскопической картины.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать: химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических, иммуногистохимических препаратов; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека;

владеть: ОК – 1, ОК – 5,ОК - 8, ОПК – 1, ПК-21

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Задачи и методы современной гистологии.

2. Понятие о гистологическом препарате. Техника приготовления гистологических препаратов.

3. Правила взятия материала для гистологических исследований.

4. Принципы и способы фиксации. Классификация и характеристика фиксаторов.

5. Методы уплотнения и заливки материала.

6. Микротомия (изготовление срезов)

7.  Принципы и методы окраски гистологических срезов.

8. Классификация гистологических красок. Понятие о базофилии и оксифилии.

9. Обезвоживание, просветление и заключение срезов.

10.  Специальные методы гистологических исследований.

11. Методы количественного анализа в гистологии.

12. Правила работы со световым микроскопом. Специальные виды микроскопии.

13. Принцип работы электронного микроскопа. Техника приготовления препаратов для электронной микроскопии.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

VII. Материалы для самоподготовки

                                                            Тесты

Пояснение. За каждым из вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквами ответы или завершения утверждений. Выберите (укажите букву) один ответ (или завершение утверждения), наиболее соответствующий каждому утверждению.

Тест №1

Тест №2

Тест № 3

Тест № 4

Тест № 5

Тест № 6

Тест № 7.

Тест № 8.

Тест № 9

Тест № 10

Тест № 11

Тест №12

Тест № 13

Тест№ 14

Тест № 15

Тест № 16

Укажите черты, присущие эндомитозу.

А) Редубликация ДНК, исчезновение ядерной оболочки, плазмотомия.

Б) Редубликация ДНК, удвоение числа хромосом, их спирализация, деление ядра.

Тест № 17

Тест № 18

Тест №19

Тест № 20

Тест № 21

II. Актуальность темы

Эмбриология — наука о закономерностях развития зародыша. История этой науки своими истоками уходит в далекое прошлое. С давних пор человечество интересовал вопрос о том, как происходит зарождение и как развивается зародыш чело­века и животных.

Современная эмбриология — наука, изучающая на молеку­лярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системоорганном и организменном уровнях закономерности разви­тия зародыша oт момента оплодотворения до его рождения. К эмбриологии относятся также проблемы прогенеза и постэмбрионального развития.

В процессе развития эмбриологии сформировалось несколько направлений: описательная эмбриология —для кото­рой характерно применение методов простогонаблюдения и описание нормального развития зародыша; сравнительная эмбриология, изучающая закономерности развития на основе сравнительно-описательного метода, эволюционная эмбриоло­гия — изучение закономерностей развития организма в эволюционном плане с учетом сложных взаимоотношениймежду филогенезом и онтогенезом.

Сущность эмбрионального развития пытались объяснить с позиций преформизма и эпигенеза. Взятые в отдельности, эти подходы не дали правильного представления о развитии зародыша. В настоящее время эмбриогенез следует понимать с диалектических позиций как сложный, взаимосвязанный, противоречивый процесс, в ходе которого взаимодействуют как преформированные в геноме, так и эпигенетически возникающие в цитоплазме процессы. Ход развития зародыша детерминируют следующие факторы: генетические, взаимодействие частей по типуэмбриональной индукции и взаимодействие внешних по отношению к зародышу агентов. При современной трактовке эмбрионального развития важным положением являются: в основе развития лежит система геномной регуляции; теория дифференциальной активности генов является основой для понимания механизмов клеточной дифференцировки.

Современная эмбриология изучает не только развитие фор­мы организма (морфогенез), но и развитие его функций (фи­зиологическая эмбриология). Общие закономерности индиви­дуального развития характерные для всех многоклеточных животных организмов (общая эмбриология) изучаются с детали­зацией частных особенностей индивидуального развития, ха­рактерных для представителей отдельных типов, классов и ви­дов животных (частная эмбриология).

Развитие является одним из основных признаков жизни и потому в задачи эмбриологии входит определение факторов, обеспечивающих дифференцировку, компенсаторно-приспособительные и защитные механизмы, включающие при действии неблагоприятных условий.

Знание законов строения и развития организмов способст­вует решению вопросов трансплантации, предупреждения пе­регрузок, необходимо при экспериментальном моделировании болезней, изучении злокачественных новообразований, регене­раторных и воспалительных процессов. Эмбриология дает вра­чам теоретическую основу понимания процессов, которые про­исходят в организме при развитии, взаимодействии с окружаю­щей средой и поэтому она позволяем выявить причины уродств, нарушения развития, проявления наследственных бо­лезней.

В эмбриогенезе различают следующие стадии; оплодотво­рение и образование зиготы, дробление с образованием блас­тулы, гаструляция с образованием зародышевых листков, об­разование зачатков тканей (гистогенез) и органогенез различ­ных позвоночных, а также внезародышевых органов.

Проблема гистогенеза составляет одну из важных задач об­шей гистологии. Обобщение имеющихся данных позволяет счи­тать, что эмбриональный гистогенез, представляет собой слож­ный комплекс координированных во времени и пространстве основных (элементарных) процессов детерминации, пролифе­рации, дифференциации, интеграции и адаптации клеточных систем. Эти процессы имеют место на всех этапах эмбриогене­за: однако они в большей степени специфичны для тканевого этапа онтогенеза.

Детерминация — это процесс определения пути, направле­ния, определения программы развития материала эмбриональ­ных зачатков с образованием специфических тканей. Детерми­нация может быть оотипической (программирующей развитие из яйцеклетки и зиготы организма в целом), зачатковой (программирующей развитие органов или систем), возникающих из эмбриональных зачатков, тканевой и клеточной. Механизм детерминации связан не со структурными изменениями ДНК хромосом, а со стойкими изменениями процессов репрессии (блокирования) и дерепрессии (деблокирования) генов.

III. Цель занятия

Изучить строение мужских и женских половых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образования бластулы, гаструляции и органогенеза различных позвоночных, а также внезародышевых органов.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

- Микро- и ультраструктуру яйцеклеток, их типы; оболочки яйцеклетки;

- Морфологию сперматозоида по данным световой и электронной микроскопии;

-Основные этапы и закономерности эмбриогенеза человека;

-Зародышевые листки, их значение и дифференцировку;

-Образование осевого комплекса органов;

-Провизорные (внезародышевые) органы;

-Имплантацию, формирование плаценты, ее тканевой состав, понятие о плацентарном барьере.

 уметь:

- С помощью микроскопа определять особенности строения женских половых клеток, мужской половой клетки, находить и дифференцировать микроскопические структуры ядра и мелкозернистую цитоплазму, блестящую оболочку (оолемму) и окружающие фолликулярные клетки.

- Определить гаструляцию путем деляминации и частичной миграции.

- Находить и дифференцировать под микроскопом закладку осевых органов.

- Определять препарат плаценты человека, находить в нем детскую и материнскую части.

- Составить протоколы и дать устное описание основных и демонстрационных препаратов и электронограмм.

владеть: ОК – 1, ОК – 5,ОК - 8, ОПК – 1, ПК-21

 V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Половые клетки (гаметы), их биологические, морфологические, функциональные и генетические особенности.

2. Микро- и ультраструктура яйцеклеток, их типы. Оболочки яйцеклетки и их зависимость от условий развития зародыша. Овогенез и его периоды. Мейоз.

3. Морфология сперматозоида по данным световой и электронной микроскопии. Сперматогенез, его периоды. Мейоз.

4. Оплодотворение, его морфология и биологическая сущность. Зигота как одноклеточный зародыш.

5. Основные этапы и закономерности эмбриогенеза различных позвоночных животных.

6. Типы дробления и бластула у различных позвоночных животных.

7. Основные способы гаструляции. Гаструла различных позвоночных животных.

8. Зародышевые листки, их значение и дифференцировка.

9. Образование осевого комплекса органов. Производные эктодермы, энтодермы и мезодермы. Образование и значение мезенхимы.

10. Внезародышевые (провизорные) органы – желточный мешок, аллантоис, амнион, серозная оболочка, хорион и плацента. Источники образования, строение и функциональное значение. Типы плаценты у млекопитающих.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

8. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

9. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

10. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

11. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

12. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

13. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

14. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

7. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

8. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

9. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

10. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

11. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

12. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

VII. Материалы для самоподготовки

Тесты

Пояснение. За каждым из вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквами ответы или завершения утверждений. Выберите (укажите букву) один ответ (или завершение утверждения), наиболее соответствующий каждому утверждению.

1. Яйцеклетка и зигота млекопитающих. Верно все, КРОМЕ:

А) яйцеклетка изолецитальная;

Б) яйцеклетка окружена прозрачной оболочкой;

В) зигота окружена прозрачной оболочкой;

Г) при акросомной реакции содержимое кортикальных гранул модифицирует прозрачную оболочку;

Д) дробление зиготы голобластическое.

2. Укажите правильное чередование оболочек яйцевой клетки млекопитающих:

А) плазмолемма – прозрачная оболочка – лучистый венец;

Б) лучистый венец – анимальная оболочка – плазмолемма;

В) плазмолемма – лучистый венец – амеион;

Г) прозрачная оболочка – лучистый венец – амнион;

Д) плазмолемма – анимальная оболочка – прозрачная оболочка.

Д, 12 – А, 13 – А.

Ситуационные задачи

1. На электронной микрофотографии представлен поперечный срез сперматозоида. Видны осевые нити, окруженные митохондриями. Через какую часть спермия прошел срез?

2. Яйцеклетка содержит умеренное количество желтка, и распределен он неравномерно. Определите тип яйцеклетки, характер дробления, вид бластулы будущего зародыша.

3. На гистологическом препарате видна бластула с однослойной бластодермой, бластоцелем в центре. Определите, какой тип дробления приводит к образованию такой бластулы?

4. У двухслойного зародыша ланцетника разрушили внутренний листок, сформированный при инвагинации. В развитие каких тканевых зачатков будет нарушено?

5. В эксперименте у зародыша цыпленка поврежден внезародышевый орган, выполняющий функцию выделения метаболитов и газообмена. Какой внезародышевый орган поврежден? Как он образуется у куриного эмбриона?

6. У зародыша цыпленка микроманипулятором разрушили сегментные ножки. Какие нарушения вызовет это экспериментальное воздействие?

7. При исследовании зародыша цыпленка микроманипулятором разрушили сегментные ножки. Какие нарушения вызовет это экспериментальное воздействие?

8. При исследовании зародыша цыпленка под световым микроскопом видно, что часть клеток первичной эктодермы начинает прогибаться в виде желобка. Какова дальнейшая судьба этого клеточного материала и остальной зародышевой эктодермы?

I. T ема занятия: Эпителиальные ткани и железы

II. Актуальность темы

Знание источников развития эпителий различного типа, их морфологической характеристики, топографии, особенностей функции и регенерации поможет будущим врачам дифференцировать нередко встречающиеся в клинической практике случаи метаплазии, распознавать природу последних, целенаправленно влиять на скорость регенерации органов, имеющих в своем составе эпителиальные ткани.

Многослойные эпителии развиваются из эктодермы и мезодермы. Испытывая постоянное воздействие неблагоприятных факторов внешней среды, эпителиальная ткань несет большую функциональную нагрузку и нарушение их барьерной и защитной функции естественно отразится на состоянии органов, в состав которых входят многослойные эпителии.

III. Цель занятия:

Ознакомить студентов с понятием «ткань», современной классификацией тканей. Разобрать вопросы происхождения, функциональной деятельности и строения эпителиальной ткани. Изучить на препаратах строение различных видов эпителия. Составить представление о железах и железистом эпителии, разобрать основные принципы классификации желез. Познакомиться со строением простых и сложных желез.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

1. Общую морфофункциональную характеристику эпителиев вообще и эпителиев эктодермального и мезодермального происхождения.

2. Классификацию многослойных эпителиев, их строение, функцию и регенерацию.

3. Общую морфо-функциональную характеристику эпителиев, источники их развития, строение, топографию, функцию и регенерацию.

4. Классификацию экзокринных желез по строению, механизму выделения секрета и его характеру.

Уметь:

- находить и распознавать эпителии кожного типа в срезах органов. Довести это умение до уровня навыка, необходимого для дальнейшего обучения на кафедре патологической анатомии.

- находить и определять в срезах кишечника, трахеи, почек и тотальном препарате брюшины однослойные эпителии.

- дифференцировать клеточный состав каждой разновидности однослойных эпителиев, их морфологические особенности. Общую морфофункциональную характеристику эпителиев вообще и эпителиев эктодермального и мезодермального происхождения.

-классификацию многослойных эпителиев, их строение, функцию и регенерацию.

владеть: ОК – 1, ОК – 5,ОК - 8, ОПК – 1, ПК-21

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Современное определение понятия «ткань». Морфофункциональная и генетическая классификация тканей. Вклад отечественных учёных в развитие теории о тканях.

2. Общая морфофункциональная характеристика и классификация эпителиев.

3. Однослойные эпителии, их морфофункциональная и гене­тическая классификация.

4. Однослойный плоский эпителий. Топография, источник развития, строение, регенерация.

5. Однослойный кубический эпителий. Топография, источник развития, строение, регенерация.

6. Однослойный цилиндрический эпителий (железистый, ка­емчатый). Топография, источник развития, строение, функ­ция, регенерация.

7. Однослойный многорядный мерцательный эпителий. Ис­точник развития, топография, строение, функция, регенера­ция.

8. Общая морфофункциональная характеристика эпителиев кожного типа (многослойных эпителиев)

9. Классификация многослойных эпителиев

10. Многослойный плоский неороговевающий эпителий. Топография, строение, функция и регенерация

11. Многослойный плоский ороговевающий эпителий. Топография, строение, функция и регенерация

12. Переходный эпителий. Источник развития, топография, строение. Функция и регенерация

13. Железистый эпителий

14. Железы

15. Классификация экзокринных желёз по строению, механизму выделения и его характера.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

    1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
    Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

    2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г.,                                                                          Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

    3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
    Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

    4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

    5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

    6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

     7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

     1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

     2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

     3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

     4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

     5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

      6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

VII. Материалы для самоподготовки

Тесты

Пояснение. За каждым из вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквами ответы или завершения утверждений. Выберите (укажите букву) один ответ (или завершение утверждения), наиболее соответствующий каждому утверждению.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

 - микро- и ультрамикроскопическое строение гранулоцитов (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы);

- микро - и ультрамикроскопическое строение агранулоцитов (моноциты, лимфоциты);

- микро - и ультрамикросокпическое строение тромбоцитов.

 уметь: читать с помощью микроскопа мазок крови человека и дифференцировать все форменные элементы крови.

владеть: ОК -1, ОК – 5, ОК – 8, ОПК - 1, ПК 21

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Общая характеристика и классификация группы соединительных тканей и принципы их морфологической организации.

2. Кровяные островки и их дифференцировка.

3. Кровь, развитие и морфофункциональная характеристика. Понятие о системе крови.

4. Эритроциты, их морфологическая, ультрамикроскопическая, гистохимическая характеристика и значение. Ретикулоциты.

5. Лейкоциты, функциональная характеристика и классификация.

6. Строение в световом и электронном микроскопе отдельных гранулоцитов (нейтрофильных, эозинофильных, базофильных) и агранулоцитов (лимфоцитов и моноцитов).

7. Понятие о гемограмме и лейкоцитарной формуле. Их значение для клиники.

8. Кровяные пластинки, их микро- и ультраструктура и функция. Тромбоцитограмма.

9. Лимфа. Ее состав и значение.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

   1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
    Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

    2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г.,                                                                           Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

    3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
    Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

    4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

    5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

    6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

     7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

     1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

     2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

     3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

     4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

     5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

 

     6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

          VII. Материалы для самоподготовки

Тесты

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.

1. Тромбоциты. Верно всё, КРОМЕ:

А) тромбопоэтин - стимулятор их образования;

Б) образуются в селезёнке;

В) содержат полипептидный фактор роста, активирующий размножение многих клеток в тканях внутренней среды;

Г) участвуют в образовании тромба;

Д) предшественник имеет большие размеры и гигантское полиплоидное ядро.

2. Укажите клетки, секретирующие гистамин при их стимуляции (например, при связывании A -гена с поверхности клеточным IgE):

А) нейтрофильные лейкоциты;

Б) эозинофильные лейкоциты;

В) моноциты;

Г) базофильные лейкоциты;

Д) тромбоциты.

3. В очаге острого воспаления нейтрофилы выполняют ряд функций. Укажите бесспорную:

А) секреция АТ;

Б) секреция гистамина;

В) секреция гепарина;

Г) секреция протеолитических ферментов;

Д) бурное размножение.

4. Морфологические признаки нейтрофилов:

1) в цитоплазме мелкие гранулы,                               Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

воспринимающие и кислые и основные краски;                        Б - если верно 1, 3;

2) в цитоплазме крупные гранулы,                                             В - если верно 1, 4;

окрашенные кислой краской;                                                  Г - если верно 4;

3) в цитоплазме крупные грубые гранулы,                           Д - если верно 1, 2, 3, 5.

окрашенные основной краской;

4) гранулы распределены равномерно;

5) гранулы распределены неравномерно, группированы.

5. Морфологические признаки эозинофилов:

1) в цитоплазме мелкие гранулы,                              Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

воспринимающие и кислые и основные краски;                       Б - если верно 1, 3;

2) в цитоплазме крупные гранулы,                                             В - если верно 1, 4;

окрашенные кислой краской;                                                      Г - если верно 2, 4;

3) в цитоплазме крупные грубые гранулы,                               Д - если верно 1, 2, 3, 5;

окрашенные основной краской;

4) гранулы распределены равномерно;

5) гранулы распределены неравномерно, группированы.

6. Морфологические признаки базофилов:

                                                                                            Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

1) в цитоплазме мелкие гранулы,                                              Б - если верно 1, 3

воспринимающие и кислые и основные краски;                      В - если верно 1, 4;

2) в цитоплазме крупные гранулы,                                            Г - если верно 3, 5;

окрашенные кислой краской;                                                Д - если верно 1, 2, 3, 5;

3) в цитоплазме крупные грубые гранулы,

окрашенные основной краской;

4) гранулы распределены равномерно;

5) гранулы распределены неравномерно, группированы.

7. Мужчина 30 лет. Проведён анализ крови. Укажите отклоняющиеся от нормы показатели:

А) эозинофилы - 4 %;

Б) моноциты - 5%;

В) нейтрофилы - 60%;

Г) палочкоядерные нейтрофилы - 15%;

Д) базофилы - 0,5%.

8. Основная функция нейтрофильных гранулоцитов:

А) клеточный и гуморальный иммунитет;

Б) неспецифическая защита (фагоцитоз мелких инородных частиц и микроорганизмов);

В) разрушение избытка гистамина, фагоцитоз связанных А-телом А-ген;

Г) выделяют гистамин и гепарин;

Д) защитная (превращение в макрофагов и фагоцитоз), представление А-генов В-лимфоцитам.

9. Основная функция эозинофильных гранулоцитов:

А) клеточный и гуморальный иммунитет;

Б) неспецифическая защита (фагоцитоз мелких инородных частиц и микроорганизмов);

В) разрушение избытка гистамина, фагоцитоз связанных А-телом А-ген;

Г) выделяют гистамин и гепарин;

Д) защитная (превращение в макрофагов и фагоцитоз), представление А-генов В-лимфоцитам.

10. Основная функция базофильных гранулоцитов:

А) клеточный и гуморальный иммунитет;

Б) неспецифическая защита (фагоцитоз мелких инородных частиц и микроорганизмов);

В) разрушение избытка гистамина, фагоцитоз связанных А-телом А-ген;

Г) выделяют гистамин и гепарин,

Д) защитная (превращение в макрофагов и фагоцитоз), представление А-генов В-лимфоцитам.

11. Основная функция моноцитов:

А) клеточный и гуморальный иммунитет;

Б) неспецифическая защита (фагоцитоз мелких инородных частиц и микроорганизмов);

В) разрушение избытка гистамина, фагоцитоз связанных А-телом А-ген;

Г) выделяют гистамин и гепарин;

Д) защитная (превращение в макрофагов и фагоцитоз), представление А-генов В-лимфоцитам.

12. Основная функция лимфоцитов:

А) клеточный и гуморальный иммунитет;

Б) неспецифическая защита (фагоцитоз мелких инородных частиц и микроорганизмов);

В) разрушение избытка гистамина, фагоцитоз связанных А-телом А-ген;

Г) выделяют гистамин и гепарин;

Д) защитная (превращение в макрофагов и фагоцитоз), представление А-генов В-лимфоцитам,

13. Стволовая кроветворная клетка. Верно всё, КРОМЕ:

А) нечувствительна к запросу (делится с неизменной частотой);

Б) неограниченное самоподдержание;

В) недифференцированная;

Г) может присутствовать в крови;

Д) цитоплазма содержит специфические азурофильные гранулы.

14. Нейтрофилы:

А) образуются в селезёнке;

Б) секретируют гистамин;

В) синтезируют Ig;

Г) всё вышесказанное верно;

Д) всё вышесказанное неверно.

15. Лейкоциты. Верно всё, КРОМЕ:

А) участвуют в фагоцитозе;

Б) синтезируют коллаген и эластин;

В) активно перемещаются;

Г) мигрируют по градиенту химических факторов;

Д) участвуют в гуморальном и клеточном иммунитете.

16. Укажите клетку, дифференцирующуюся в макрофаг после выхода из кровотока в окружающие ткани:

А) эозинофил;

Б) базофил;

В) Т-лимфоцит;

Г) моноцит;

Д) В-лимфоцит.

17. Новорождённый доношенный ребёнок. Проведён анализ крови. Укажите отклоняющийся от нормы показатель:

А) лейкоциты – 20 × 109 в 1 л;

Б) базофилы - 0,2%;

В) нейтрофилы - 25%;

Г) лимфоциты - 24 %;

Д) эозинофилы - 2 %.

II.Актуальность темы

Собственно соединительные ткани, как и все ткани внут­ренней среды представлены клетками и межклеточным вещест­вом, степени и характер развития которого определяют консис­тенцию ткани.

Соединительные ткани со специальными свойствами (эндотелий, ретикулярная, жировая, пигментная, слизистая) характеризуются малым содержанием межклеточного вещества; в рыхлой волокнистой соединительной ткани содержание межклеточного вещества и клеток, а в последнем — волокон и основного аморфного вещества — примерно поровну; в плотной — преобладает межклеточное вещество с волокнистыми структурами. Если в рыхлой волокнистой соединительной тка­ни волокна всегда располагаются неориентированно, то в плотной — могут располагаться параллельно друг другу (плотная оформленная соединительная ткань) или в разных направ­лениях (плотная неоформленная соединительная ткань).

Общим для всех видов соединительной ткани свойствами является их мезенхимное происхождение, аполярность клеток и хорошо развитое межклеточное вещество.

Межклеточное вещество соединительной ткани состоит из волокон и основного вещества. Основное вещество содержит гликоз-аминогликаны (гиалуроновая кислота и хондриатин-сульфат), чутко реагирующие на сдвиги обменных процессов, в организми и занимающие ведущее мест и развитии ряда патологических процессов, особенно связанные с заболеваниями соединительной ткани.

III. Цель занятия:

Изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, гистофизиологию и взаимо­действие структурных компонентов соединительной ткани и соединительной ткани со специальными свойствами.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы обучающийся должен:

    знать:

 — Общую морфо - функци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.225 с.)