Антимонопольная деятельность государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольная деятельность государства



 

Антимонополистическая деятельность государства подразумевает следующие мероприятия:

- контроль рыночного поведения фирм, включен­ных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%;

- предупреждение и пресечение деятельности монополистов;

- запреты на слияние фирм, оперирующих на одном рынке;

- распад «материнской» компании с выделением экономически неза­висимых друг от друга фирм одного рынка;

- расширение границ реализации продукции и вход на рынок фирм с товарами той же груп­пы, произведенными в других регионах;

- расширения географических границ товарных рынков;

- перепрофилирование действующих предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом;

- развитие малого предпринимательства;

- снижение правовых, административных, экологических и прочих барьеров для входа на рынок новых хо­зяйствующих субъектов.

Основой антимонопольного регулирования является закон от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он запрещает фирмам:

1) создавать товарный дефицит для повышения цен;

2) навязывать потребителю не выгодные условия договора;

3) осуществлять дискриминацию по цене;

4) создавать барьеры входа;

5) нарушать порядок ценообразования, установленный нормативными актами;

6) устанавливать монопольно высокие и низкие цены;

7) прекращать безубыточное производство товаров повышенного спроса;

8) отказывать отдельным покупателям в продаже продукции.

К антиконкурентной деятельности также относится ограничение цен, объёмов производства, территориальный раздел рынка и ассортимента продукции. В случае недобросовестной конкуренции антимонопольный комитет выдаёт предприятиям предписание обязательное к выполнению.

Соглашение между конкурентами противоправно, если они имеют общую долю на рынке более 35%. Картельные соглашения допускаются, если они ведут к росту качества и конкурентоспособности товаров.

Вертикальная интеграция может подрывать конкуренцию на рынке и наоборот противостоять доминирующей фирме. Поэтому вопрос о существовании этой интеграции решается антимонопольным комитетом индивидуально в каждом конкретном случае.

Если рыночная доля фирмы от 35 до 65%, то антимонопольный орган должен доказать, что она доминирующая. Если же доля больше 65%, то теперь фирма должна доказать, что она не доминирующая. При этом значение доли должно быть стабильной в течение нескольких периодов.

 

Демонополизация рынка

 

Статья 19 закона о конкуренции дает право антимонопольным органам разделять (разукрупнять) организации. Демонополизация - это создание не­зависимых друг от друга продавцов на монополизированном рынке.

- Меры по демонополизации устанавливаются специальными постановлениями Правительства РФ.

Для разделения (выделения) фирмы необходимо, чтобы она:

- занимала доминирующее положение;

- совершила более одного нарушения антимонопольного законодательства.

При этом фирма может доминировать на рынке основной продукции, а на­рушать закон по вспомогательному виду деятельности. Если нарушение имеют форму недобросовестной конкуренции, то для разделения не требуется доминирование.

Недобросовестная конкуренция – это любые, направленные на приобретение конкурентных преимуществ, действия предприятий, которые противоречат действующему законодательству и могут причинить убытки конкурентам.

При принуди­тельном разделении:

1) новые фирмы должны конкурировать с действующими;

2) новые предприятия могут действовать независимо от фирмы, из которой они выделены;

3) «материнская» фирма должна потреблять не более 30% продукции, производимой выделяемым структурным подразделением. Чем меньше взаимная обусловленность дея­тельности структурных подразделений, тем меньше нарушается организа­ционная структура фирмы и меньше затраты, связан­ные с реорганизацией, которые сопоставляются с возмож­ной выгодой от разделения;

После разделения внутри «материн­ской» фирмы должны быть сохранены активы, обеспечивающие эффект экономии от масштаба про­изводства, или сохраняющие преимущества от вертикальной интеграции. Другие отношения, которые до разделения были внутренними, заме­няются более эффективными рыночными.

На каждом от­раслевом и региональном рынке существуют свои технологические и экономико-географические особенности, которые определяют преобладание одних и меньшую значимость других задач. Поэтому федеральные программы демонополизации дополняются региональными.

 

Литература:

 

1. Экономика предприятия нефтяной и газовой промышленности: Учебник / В.Ф. Дунаев, В.А. Шпаков, Н.П. Епифанова, В.Н. Лындин. – М. ФГУП ИЗд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа  им. И.М. Губкина, 2006.

2.  Миловидов К.Н., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтегазообеспечение глобальной экономики: Учебное пособие - М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2006.

3. Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков 2005.

4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП «Изд-во магистр», 1998.

5.  Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2т. / СПб.: Экон шк., 2000.

6.  Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов, и др.; Под ред. Цыганова. М.: Логос, 1999.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Предмет, метод и задачи экономики отраслевых рынков.

2. Экономические особенности нефтегазовой промышленности.

3. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности.

4. Понятие фирмы. Технологическая концепция фирмы.

5. Контрактная и стратегическая концепции фирмы.

6.  Альтернативные цели фирм.

7. Фундаментальные предпосылки и характеристики рыночных структур.

8. Методы определения границ отраслевого рынка.

9. Показатели концентрации рыночной власти.

10. Нестратегические барьеры входа на рынок.

11. Стратегические барьеры входа на рынок.

12. Стимулы к созданию вертикальной интеграции.

13. Основные способы организации квазивертикальных интеграций.

14. Расчет себестоимости строительства скважин.

15. Расчет себестоимости добычи нефти и газа.

16. Расчет себестоимости продукции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.

17. Расчет себестоимости услуг по транспортировке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов.

18. Себестоимость изделий на предприятиях нефтяного и газового машино-, аппарато- и приборостроения.

19. Классификация основных средств предприятия нефтегазовой промышленности.

20.  Показатели интенсивного и экстенсивного использования ос­новных фондов в нефтегазовой промышленности.

21. Определение текущего, страхового и сезонного запаса материалов в нефтегазовой промышленности.

22. Засчет норматива незавершенного производства, расходов будущих периодов, норматива запаса готовой продукции.

23. Показатели эффективности использования труда в бурении.

24. Показатели эффективности использования труда на предприятиях нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических.

25. Соглашение о разделе продукции.

26. Моделирование некооперативного стратегического взаимодействия на олигопольном рынке.

27. Картель и факторы, облегчающие сохранение картеля.

28. Картель и методы предотвращения нарушения картельного соглашения его участниками.

29. Пространственная дифференциация продукции. Модель Хоттелинга.

30. Вертикальная дифференциация продукции- модель Саттона.

31. Информационная дифференциация и модель Дорфмана-Штайнера.

32. Информационные манипуляции при стратегическом поведении фирм.

33. Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе.

34. Скорость освоения инновации.

35. Государственное управление нефтегазовыми ресурсами.

36. Налогообложение в нефтегазовом секторе.

37. Ценообразование в газовой промышленности.

38. Ценообразование в нефтяной промышленности.

39. Антимонопольная деятельность государства.

40. Демонополизация рынка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.011 с.)