Инструкция: «давайте попробуем построить картину будущего. Сейчас каждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя в тетрадях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция: «давайте попробуем построить картину будущего. Сейчас каждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя в тетрадях.



Комментарий 1: «Лучшее средство укрепить в себе какое бы то ни было чувство — это подолгу и как можно чаще поддерживать (нашем сознании идеи, с которыми оно находится в связи стараться, чтобы эти идеи выступили перед нами выпукло ярко, отчетливо. А чтобы этого достигнуть, необходимо представлять себе каждую вещь конкретно, со всеми ее жи­выми, характерными подробностями»

Комментарий 2: «Для того чтобы эмоция, желание могло приобрести -полную живость, нужно только, чтобы предмет желания сде­лался вполне ясен уму, так чтобы все его приятные, соблаз­нительные или просто полезные стороны выступили в соз­нании выпукло и ярко».

«Вопросы алгоритма могут помочь вам нарисовать картину бу­дущего выпукло и отчетливо. Кем вы будете через 5 лет? Какое вы получите к этому времени дополнительное образование? Каков бу­дет ваш ежемесячный доход? Как вы будете себя чувствовать? Ка­кими будут ваши перспективы на будущее?

Если эти вопросы не вполне совпадают с вашими представле­ниями о собственном будущем, задайте себе другие. Это могут быть вопросы о ваших достижениях в бизнесе, о перспективах се­мейной жизни, о научных свершениях и т. п. Главное, чтобы вы смог­ли нарисовать действительно желанную для вас картину будущего через 5 лет. Запишите это в тетради».

Комментарий к упражнению: На эту работу может потребоваться от 5 до 10 минут. Заранее оговаривать время не стоит. Эта работа требует достаточно глу­бокого погружения в себя, самоанализа. Она должна протекать органично и занимать столько времени, сколько необходимо.

«Теперь определите, что вы должны сделать в течение каждо­го из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели. Напишите, что должно быть сделано в 20… году? В 20…? В 20…? В 20…? В 20…? (последовательно, в течение пяти лет)»

Комментарий: На эту работу может потребоваться 6—7 минут.

«Теперь решите, что должно быть сделано в течение ближай­ших 3-х месяцев для того, чтобы вы могли продвинуться к цели – я раздам вам эти чудесные карточки для того, чтобы вы написали на них свой девиз.»

Комментарий: На формулирование девизов группе может по­требоваться около 4—5 минут.

«Теперь те, кто может показать свой девиз всем остальным, вставят его в свой бейдж. Если девиз очень личный, его, конечно, можно никому не показывать. Давайте встанем, походим по ком­нате, вчитаемся в девизы других...

Надеюсь, эти девизы помогут нам мотивировать себя в тече­ние ближайших 3 месяцев. Карточку лучше всего носить с собой в кармане. Доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.

Через 3 месяца нужно будет сформулировать новый девиз, и за­тем повторять это через каждые 3 месяца.

В конце года сопоставьте полученный результат с вашей це­лью на год. Если цель будет достигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, что вы цените, в чем давно отказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год и действуйте и далее.

Если цель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте са­мому себе небольшой отпуск, купите себе нужную для работы или для осуществления вашей цели вещь, пройдите какой-нибудь инте­ресный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у вас не получилось.

После этого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенные обязательства, предусматривающие некото­рые лишения в том случае, если цель не будет достигнута и в сле­дующем году.

Первое, что вы можете сделать, — это сообщить как можно большему количеству людей о своем намерении добиться постав­ленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать дру­гой путь.

Составьте контракт, который предусматривал бы определен­ие материальные лишения в случае, если поставленная цель не будет вами достигнута.

Комментарий: В бихевиоральной терапии такие контрак­ты практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на 10кг, а силы воли не хватает? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6 месяцев или в 1 год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебе возвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если ты не сможешь этого сделать.

 


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Выбор профессии - жизненное самоопределение, выбор выпускником школы вида трудовой деятельности, которая приносила бы пользу обществу и наиболее полно соответствовала его личным интересам, склонностям, способностям и возможностям; определение человеком области приложения физических и духовных сил в конкретной сфере трудовой деятельности.

Карьера — сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни.

Карьерное консультирование – оказание информационной или психологической помощи в процессе планирования и реализации профессиональной карьеры.

Консультация профессиональная - система психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи людям (главным образом молодежи) при выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и потребностям общества. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических, индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможностей трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Консультация психологическая - одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Образовательное консультирование – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи в формировании индивидуальной образовательной траектории.

Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Профессиональная агитация ставит целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность школьника. В этой работе следует, прежде всего, использовать индивидуальный подход к каждому человеку, с учётом его интересов и психофизиологических особенностей.

Профессиональная адаптация - процесс приобщения, приспособления работника к профессиональной деятельности, к условиям труда, новому коллективу и достижений им в оптимально короткое время нормальной производительности труда.

Профессиональная информация - информация о мире труда, профессиях, учебных заведениях и т.п., исходящая от общественных институтов в лице специальных коммуникаторов, распространяемая по каналам общественного воспитания, обучения, пропаганды, способствующая решению задач подготовки адресата к выбору профессии, регулирования распределения трудовых ресурсов.

Профессиональная карьера - продвижение в какой-либо сфере деятельности; обозначение рода занятий, профессии.

Профессиональная ориентация - научно обоснованная система мер (социально- экономических, психолого-педагогических, медикофизиологических), способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и для общества применить в своей профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентно способным на рынке труда.

Профессиональная пропаганда способствует сближению предпочтений различных групп населения, осуществляющих выбор (перемену) профессии, с потребностями современного рынка труда в кадрах.

Профессионально важные качества (ПВК) — относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные особенности, которые существенно сказываются на успешности профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Профессиональное намерение - осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющееся наличием знаний о ее сущности, стремлением избрать профессию и получить соответствующее образование. Это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании личности как профессиональный выбор.

Профессиональное образование - подготовка в учебных заведениях специалистов высшей, средней, низшей квалификации для различных отраслей науки, техники и культуры; совокупность знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности.

Профессиональное просвещение способствует повышению уровня сознательности и обоснованности профессионального самоопределения путём расширения представлений и углубления знаний об объектах, условиях и правилах выбора профессии, а также об источниках необходимой информации, способах её поиска, извлечения и использования.

Профессиональное самоопределение - активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения - осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценка.

Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства к выполнению профессиональных обязанностей в типовых и затрудненных условиях.

Профессиональный подбор - форма трудовой экспертизы, задача которой - научно-обоснованная расстановка кадров, получающих профессиональное образование по узкой специальности, иногда должностям и даже местам.

Профессия - вид трудовой деятельности, требующий от человека специальных трудовых навыков и знаний.

Психограмма – это часть совокупности сведений о работнике, которая подлежит изучению и анализу. Все эти действия необходимы, так как с их помощью можно определить предрасположенность человека к выполнению тех или иных обязанностей. Однако предрасположенность не является единственным фактором, требуемым для успешного выполнения трудовых заданий, так как она лишь указывает на потенциальную возможность быстрого обучения и понимания основ специальности. Устойчивая мотивация к освоению того или иного вида деятельности не менее важна, чем определенные свойства и качества личности.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения – создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития.

Рынок труда — отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы.

Склонность — эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, формирующиеся на основе природных задатков и ведущие к успешному овладению той или иной деятельностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ Разработаны в рамках проекта «Организация и проведение уроков профориентации для школьников и студентов» по заказу Федерального агентства по делам молодежи. – Москва: Арманов-центр, 2009. – 62 с.

2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.

3. Профориентационное упражнение "Несуществующие профессии" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 4.03.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/proforientation/nesushestvuyushie_professii.html (4.12.2019).

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................. 3

Раздел I. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ………5

1.1.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова 5

1.2. Художник или мыслитель........................................................................ 9

1.3. Матрица выбора профессии………………………………………11

1.4. Методика профессионального самоопределения (Дж. Холланд).17

1.5. Опросник «Характер и профессия» (Г.В. Резапкина)……………23

 

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 42

2.1. СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ (Е.А. Климов, Н.С.Пряжников) 42



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.024 с.)