Анализ личной професиональной перспективы (пряжников Н. С. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ личной професиональной перспективы (пряжников Н. С. )



 

Цель методики - технологизировать процесс индивидуальной профконсультации, используя для этого специальную систему подсказок для консультанта и клиента в виде «перечней» совместно обсуждаемых и выбираемых объектов (различных характеристик профессии, факторов выбора и т.п.). В основе данной методики лежит развернутая схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Время проведения в полном варианте методика может занять несколько консультаций (по 1,5 -2 часа каждая), в упрощенном и сокращенном варианте - возможно провести ее за одну консультацию (при условии, что клиент хотя бы частично уже решил для себя какие-то проблемы, связанные, например, с выбором профессии и места работы).

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

1. Знакомство с клиентом и установление эмоционально-доверительного контакта. Для этого можно:

- поинтересоваться, каковы ожидания клиента от консультации;

- спросить его об имеющихся намерениях;

- спросить о проблемах и трудностях, которые могли бы помешать в реализации этих намерений и т.п.

- спросить о том, что клиент самостоятельно уже пытался сделать для решения своих профориентационных проблем;

- самому профконсультанту быть при этом приветливым и вести себя естественно.

2. Уточнение проблемы клиента. Для этого может быть использован перечень возможных проблем.

На этом этапе уже можно обсудить и некоторые пути решения проблем, но уже без перечня, а просто на уровне совместных с клиентом рассуждений. Все это позволяет уже на первых этапах консультации совместно сформулировать основные проблемы клиента и определить цели и последовательность дальнейшей работы над этими проблемами.

3. Уточнение ценностей и смыслов, связанных с профессиональными и жизненными выборами.

При этом консультант ставит перед клиентом вопросы: «Что вы ожидаете о т профессии?», «Что для вас главное в предполагаемой работе?», «Что для вас важнее всего в жизни?» и т.п. Для этого также можно воспользоваться специальным перечнем.

Все это позволяет создать определенный ценностно-смысловой фонпрофконсультации, а также лучше понять, чего хочет данный клиент от выбираемой профессии и от жизни вообще. Если же клиент ведет себя настороженно при обсуждении своих целей, ценностей и смыслов, то можно отложить эту работу до последующих этапов, когда эмоционально - доверительный контакт консультанта с ним будет прочнее и естественнее.

4. Уточнение основных вариантов выбора профессии. Сразу заметим, что данный этап не предполагает окончательного выбора профессии, а лишь обозначает конкретные объекты для дальнейшего совместного обсуждения. Для этих целей можно воспользоваться методикой «Схема анализа профессии» (представленной в 2.1).

В целом работа с этой схемой предполагает следующие основные этапы:

а) Общее знакомство клиента со схемой (клиенту просто объясняется главный смысл данной схемы - описание профессии с помощью определенного набора основных характеристик).

б) Сразу же на одном-двух примерах профессий показывается, как эти профессии могут быть проанализированы.

в) Далее можно для лучшего понимания схемы предложить клиенту «поиграть» в игру «Угадай профессию». Суть игры: каждый (и клиент, и профконсультант) загадывают друг другу по какой-то профессии (лучше взять конкретные специальности), кодируют эти профессии на листочке с помощью характеристик схемы. Затем обмениваются этими листочками, после чего по данным характеристикам отгадывают профессии (называют по три варианта профессий, подходящих под эти характеристики). Заканчивается все это небольшим совместным обсуждением и определяется, какие профессии (специальности) названы более удачно, т.е. кто выиграл.

г) После этого профконсультант предлагает клиенту выписать те характеристики, которые он хотел бы видеть в своей предполагаемой профессии.

д) Далее по этим характеристикам и клиент, и психолог (на отдельных листочках) пытаются «отгадать» по 5—7 профессий, подходящих под эти характеристики.

е) Наконец, все это совместно обсуждается, и определяются наиболее подходящие профессии и специальности.

5. Уточнение возможных мест учебы (или работы). Данное уточнение проводится на основании опыта профконсультанта, знания ситуации на рынке труда и на рынке образовательных услуг в данном городе, регионе, районе. Здесь могут помочь различные справочники и бюллетени, официальные сайты образовательных организаций. Не исключено, что в небольшом городе профконсультант может подготовить перечень типичных мест учебы или работы для выпускников школ и использовать этот перечень как «шпаргалку» для себя и клиента.

6. Определение конкретных вариантов выбора. Эти варианты определяются как бы на пересечении выбранных профессий и мест учебы (работы). Например, для какой -то профессии просто подбирается несколько вариантов учебных заведений (где можно получить эту профессию). Для другой привлекательной профессии также подбираются свои учебные заведения и т.д. Может оказаться так, что какие-то учебные заведения будут повторяться, и это также можно обсудить отдельно.

На данном этапе можно вновь обратиться к проблеме целей и ценностей, посмотрев, насколько они согласуются (или противоречат) выделенным вариантам выбора. Однако эти варианты еще не являются окончательными, хотя пространство выбора все более сужается, и дальнейшие перспективы клиента постепенно конкретизируются. Но для более основательной помощи самоопределяющемуся клиенту лучше продолжить работу дальше, поэтому лучше, если таких вариантов будет несколько (3—7), чтобы было из чего выбирать.

7. Уточнение внутренних проблем и возможностей клиента. Для более точного (обоснованного) определения проблем и возможностей (достоинств) клиента можно воспользоваться также известными психодиагностическими методиками по выявлению способностей, свойств нервной системы и темперамента, общей коммуникабельности, уровня конфликтности и т.п. Не следует при этом переоценивать полученные результаты, но они также могут стать основой для лучшего понимания ситуации клиента.

Важным итогом этого этапа работы является выделение тех проблем, которые реально могли бы осложнить достижение намеченных целей (а также выделение возможностей, которые реально помогли бы клиенту, в том числе, и по преодолению своих внутренних недостатков). Желательно, чтобы таких проблем было немного (например, 2—4 проблемы), что сделало бы их обсуждение более конкретным.

Можно было бы также составить таблицу, где выделенные наиболее привлекательные варианты выбора (профессии и соответствующие учебные заведения) соотносились бы с наиболее трудными проблемами. Заметим, что использование данной методики предполагает использование много бумажных бланков (здесь бумагу лучше не жалеть). Подобные таблицы делают совместные обсуждения более предметными и понятными как для клиента, так и для профконсультанта.

8. Определение путей решения внутренних проблем и путей использования имеющихся достоинств.

В итоге обсуждения отбираются проблемы, которые клиенту сложно будет преодолеть (для них не удалось подобрать пути преодоления), а также достоинства (возможности), которые могут помочь в решении профориентационных проблем. На данном этапе работы некоторые из ранее выделенных вариантов выбора профессии могут быть забракованы по причине их нереалистичности.

9. Уточнение внешних трудностей и возможностей. Для работы можно воспользоваться соответствующим перечнем, представленным в 2.2.

10. Уточнение путей преодоления внешних препятствий и использования внешних возможностей на пути реализации выделенных вариантов.

Главным итогом этого этапа работы является выделение проблем, которые сложно преодолеть, а также определение возможностей, которые можно было бы использовать для реализации вариантов профессионального выбора. Здесь также возможна «забраковка» некоторых ранее выделенных вариантов (по причине непреодолимости внешних проблем на пути реализации этих вариантов).

11. Определение соответствия выделенных (оставшихся) вариантов выбора профессии существенным ценностям и целям клиента. Если вопрос о ценностях и смыслах крайне важен для клиента (профконсультант это почувствует в ходе совместного обсуждения различных вопросов), то данный этап проводится как отдельный. Для этого каждый вариант выбора профессии соотносится с каждой значимой ценностью и отдельно обсуждается, насколько данный вариант позволяет (или не позволяет) реализовать эту ценность, (смысл, цель). Если по какому-то варианту накапливается слишком много сомнений, то сам клиент может его также «забраковать». В случае, если выделенные ценности и смыслы не являются для клиента определяющими в его выборах (это также можно почувствовать по ходу консультации), данный этап отдельно не проводится, а сами эти ценности и смыслы кратко обсуждаются на заключительном этапе работы.

12. Окончательное определение наиболее подходящих для данного клиента вариантов. Работа предполагает следующую последовательность:

1) Клиенту объясняется общий смысл работы - выделение основных факторов выбора профессии, соотнесение их с ранее выделенными (альтернативными) вариантами, окончательный выбор того варианта, который соответствует наибольшему числу факторов (пожеланий клиента).

Берется отдельный листочек (формата А4). В верхней части листочка записываются выделенные ранее альтернативные варианты выбора профессии.

2) Профконсультант предлагает клиенту поочередно называть те факторы, которые лично для него значимы (существенны) при принятии окончательного решения о выборе профессии. Выделенные факторы сразу же записываются во второй колонке бланка.

3) После этого клиенту предлагается оценить, какие из записанных факторов являются для него наиболее значимыми. Таких факторов должно быть не более 25% от общего числа записанных в бланке.

4) Далее каждый выделенный фактор поочередно соотносится с каждым вариантом выбора. Для этого используется условная шкала от 0 до 4 баллов:

- О баллов - нет никакой соотнесенности (например, родители возражают против данного варианта);

- 1 балл - есть слабо выраженная соотнесенность (например, родители в целом против данного варианта, но до скандалов не доходит);

- 2 балла - средняя степень соотнесенности (например, родители относятся к данному варианту спокойно, но не более того);

- 3 балла - есть определенная соотнесенность (например, родители поддерживают и одобряют);

- 4 балла - высокая степень соотнесенности (например, родители сами уговаривают и агитируют за данный вариант).

Заметим, что все баллы называет сам клиент, а профконсультант лишь задает ему вопросы и иногда заставляет клиента дополнительно задуматься над правильностью (обоснованностью) своих баллов.

5) Иногда профконсультант может не соглашаться с клиентом по тем или иным баллам. В этом случае тьютор кратко высказывает свои аргументы. Но если клиент не соглашается с ними, то профконсультант не должен настаивать (значит, аргументы психолога оказались для данного клиента не убедительными). Здесь важно соблюдать принцип: последнее слово - за клиентом.

6) После того как бланк заполнен, по каждому «особо значимому» фактору (подчеркнутому и помеченному справа «коэффициентом значимости») проводится дополнительная работа. По каждому варианту (по каждой колонке) подсчитывается общее количество баллов.

7) Иногда не удается выделить наиболее предпочтительный вариант выбора профессии (несколько вариантов набирают примерно одинаковое количество баллов). Тогда вся работа как бы повторяется: еще раз уточняются выбранные факторы, наиболее значимые факторы, баллы соответствия факторов вариантам и т.п. Опыт показывает, что, во -первых, такая работа занимает гораздо меньше времени, и во-вторых, она позволяет что-то уточнить и все-таки сделать выбор.

8) При окончательном подведении итогов может оказаться, что клиент отдает предпочтение тем вариантам выбора профессии, которые набрали не самое большое количество баллов. Что-то «интуитивно подсказывает» клиенту, что именно такие варианты для него важнее, хотя четко объяснить это он не может. Надо понимать, что профконсультация (как и другие виды психологического консультирования) является не только научным направлением, но и научно-практическим, а это в немалой степени предполагает опору на интуицию и опыт, которые трудно поддаются формализации (в чем-то профконсультация близка к искусству – искусству планирования жизненных и профессиональных перспектив, искусству планирования своей судьбы).

Поэтому использование схем, основанных на определенной логике принятия решения, является лишь одним из средств, своеобразным «подспорьем» для работы профконсультанта с самоопределяющимся клиентом.

Представленная профконсультационная технология не является идеальной. Она предполагает значительную импровизацию профконсультанта и клиента. Отдельные этапы и логические шаги могут меняться (по усмотрению консультанта).

Напоминаем, что главный смысл данной технологии заключается в стремлении как-то оптимизировать процесс организации профконсультационного взаимодействия с клиентом. Однако реализация этих замыслов в немалой степени зависит и от самих профконсультантов, от их опыта и стремления к творческому поиску.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.017 с.)