Опросник «характер и профессия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник «характер и профессия»



(Г.В. РЕЗАПКИНА)

Инструкция: С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов – А, Б, В или Г – и отметив его в бланке.

I II III IV V VI VII VIII
1 А   Б   В   Г  
2     А Б   В Г  
3 А Б     В     Г
4 А Б   В   Г    
5   А   Б В     Г
6     А     Б В Г
7 А Б   В     Г  
8     А   Б   В Г
9 А Б В     Г    
10 А   Б В   Г    
11   А   Б В     Г
12         А Б В Г
13 А Б   В       Г
14     А   Б В Г  
15   А   Б В Г    
16 А   Б       В Г
17   А   Б   В   Г
18 А   Б   В   Г  
19 А   Б В Г      
20   А       Б В Г
21   А   Б В   Г  
22 А   Б     В Г  
23     А Б В     Г
24 А Б       В   Г
                 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Знакомясь с людьми, я ловлю себя на мысли, что тут же забываю их имена

А) часто;

Б) редко;

В) нет, потому что записываю их;

Г) я не думаю об этом

2. Для меня очень важно, чтобы меня окружали люди

А) душевные;

Б) ответственные;

В) жизнерадостные;

Г) дисциплинированные

3. В большой веселой компании

А) я люблю быть в центре внимания;

Б) я чувствую себя неуютно;

В) я обычно скучаю;

Г) я с трудом подыскиваю тему для разговора

4. Публичные выступления для меня – это

А) возможность показать себя и свои способности;

Б) большой стресс;

В) донести до слушателей свои идеи;

Г) форма общения

5. В любом коллективе важнее всего

А) отсутствие конфликтов;

Б) работа на результат;

В) дисциплина;

Г) возможность работать творчески

6. Нового человека я обычно воспринимаю

А) с доброжелательным интересом;

Б) как потенциального союзника;

В) как потенциального соперника;

Г) нейтрально

7. Если мне нужно купить что-то из одежды, я выберу

А) самую модную вещь;

Б) что-нибудь неброское;

В) классический костюм;

Г) удобную и практичную одежду

8. Мой любимый жанр кино

А) мелодрама;

Б) документальное кино;

В) боевик;

Г) фэнтэзи

9. Мне хотелось бы провести каникулы или отпуск

А) в какой-нибудь экзотической стране;

Б) в тихом, уединенном месте;

В) вместе с близкими людьми;

Г) путешествуя в компании друзей

10. Мне кажется, что я трачу слишком много времени

А) на себя;

Б) на других людей;

В) на работу, учебу;

Г) на развлечения

11. Когда я прихожу в магазин, то я

А) долго не могу ничего выбрать из массы товаров;

Б) точно знаю, что должен купить;

В) сравниваю и оцениваю товар, прежде чем сделать покупку;

Г) беру то, что попадается под руку

12. Если бы я был миллионером, то

А) приумножал бы свое богатство;

Б) ни в чем бы себе не отказывал;

В) не стал бы сорить деньгами;

Г) поддерживал бы проекты, связанные с наукой или искусством

13. Я предпочитаю работу, на которой есть возможность

А) общаться с известными людьми;

Б) ни за что не отвечать;

В) принимать ответственные решения;

Г) решать творческие задачи

14. Меня привлекает работа, требующая

А) способности сопереживать людям;

Б) точности и аккуратности в ведении дел;

В) навыков общения с разными людьми;

Г) силы и решительности

15. Мне ближе высказывание

А) «Лучшее – враг хорошего»;

Б) «Цель оправдывает средства»;

В) «Доверяй, но проверяй»;

Г) «Хочешь жить – умей вертеться»

16. Меня привлекает работа

А) аниматора;

Б) врача;

В) военного;

Г) ученого

17. Окружающие чаще считают меня

А) идеальным исполнителем;

Б) хорошим организатором;

В) душой компании;

Г) генератором идей

18. Моя главная черта – это

А) стремление нравиться;

Б) сочувствие;

В) пунктуальность;

Г) вспыльчивость

19. Главное в жизни

А) слава;

Б) любовь;

В) власть;

Г) порядок

20. Меня часто

А) беспокоит завтрашний день;

Б) переполняет энергия;

В) раздражают всякие мелочи;

Г) посещают интересные идеи

21. Мне трудно

А) принимать решения;

Б) учитывать интересы других людей;

В) отступать от инструкции;

Г) контролировать свои эмоции

22. День рождения для меня – это, прежде всего, возможность

А) напомнить о себе;

Б) задуматься о своей жизни;

В) повеселиться с друзьями;

Г) получить подарки

23. В профессиональном плане меня больше привлекает

А) медицина и образование;

Б) управление и бизнес;

В) контроль и оценка;

Г) искусство и наука

24. При выборе одежды я, скорее

А) выберу цвета, модные в этом сезоне;

Б) предпочту темные тона или оттенки серого;

В) выберу яркие, насыщенные цвета;

Г) вообще не обращу внимания на ее цвет

Обработка результатов: Подсчитайте число отмеченных букв А, Б, В и Г в каждом столбце и запишите результаты в нижних клетках бланка.

Примечание. Отнесенность к определенному типу правомерна в случае его выраженности на фоне остальных типов (более 6 баллов). Сочетание повышенных показателей по 2-3 типам говорит о смешанных типах. Равномерное (2-4 балла) распределение баллов по всем типам может свидетельствовать об отсутствии акцентуации.

10-12 баллов – ярко выраженный тип;

7-9 баллов – выраженный тип;

4-6 баллов – слабо выраженный тип;

0-3 балла – тип не выражен

ОПИСАНИЕ ТИПОВ

 

I. Демонстративный тип

Демонстративные люди обладают выразительной мимикой, они любят и умеют нравиться, стремятся быть в центре внимания. Черты демонстративного типа подкрепляются воспитанием: в погоне за очередной порцией внимания демонстративные дети впадают в истерику, а подростковом возрасте с этой целью могут предпринимать попытки самоубийства. Проблемы со здоровьем также нередко вызваны подсознательным стремлением привлечь внимание к себе.

Демонстративные личности легко вживаются в разные социальные роли, обладают развитым воображением, но иногда настолько увлекаются, что теряют грань между вымыслом и реальностью. Для них характерна быстрая смена настроений, поверхностность переживаний, ревность к чужим успехам, чувствительность к оценкам, нетерпимость к критике, самоуверенность, завышенный уровень притязаний, потребность в признании.

Люди демонстративного типа способны увлечь других артистизмом, неординарностью мышления и поступков, однако они плохо прогнозируют последствия своих действий, неспособны к методичной работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими людьми нет глубины и стремления понять другого. Ярко выраженный демонстративный тип характеризуется доминантой на себе, при которой другие являются только фоном.

Личности данного типа с удовольствием участвуют в концертах и спектаклях, охотно занимаются общественной работой, дающей возможность быть в центре внимания.

Демонстративные черты характера необходимы артистам, поскольку им требуется умение перевоплотиться в своих героев. Преподаватель, политик, общественный деятель также обладают демонстративными чертами характера, которые помогают донести свои идеи до слушателей. Однако наличие этих черт еще не является гарантией профессиональной успешности - необходимы таланты и способности, а также терпение и трудолюбие, которых демонстративным личностям часто не хватает.

Возможно, поэтому их не привлекает работа, требующая способности к искреннему сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (социальная работа); концентрации на проблеме, терпения и упорства (научная работа); устойчивости к монотонному труду и четкой регламентации (работа на производстве и в офисе).

Представители демонстративного типа при выборе профессии часто руководствуются соображениями престижа, поэтому предпочитают деятельность, связанную с выступлениями перед публикой; работу в СМИ, политику; шоу-бизнес; актерско-сценическую деятельность, а также профессии, которые в данный момент пользуются популярностью.

Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца.

II. Тревожный тип

Люди тревожного типа часто боятся темноты, животных, не могут оставаться одни. Они не любят чрезмерно шумных игр со сверстниками, застенчивы настолько, что часто стесняются отвечать перед классом, а контрольная работа или экзамен являются для них стрессогенной ситуацией. Им свойственны низкая контактность, беспокойство, пониженный фон настроения, нерешительность, робость, неуверенность в себе, угрызения совести.

Люди этого типа обладают чувствительной нервной системой, способны предвидеть негативное развитие событий, однако склонны преувеличивать серьезность положения, нередко испытывают волнение и беспокойство без объективных причин. Они осторожны и предусмотрительны, не любят быть в центре внимания, избегают перемен. Обостренное чувство вины заставляет их болезненно переживать критику. Хотя у них рано формируется чувство ответственности, им трудно принимать решения и делать выбор. Они предъявляют высокие моральные требования прежде всего к себе.

Нередко подростки тревожного типа испытывают чувство собственной неполноценности на фоне более благополучных в эмоциональном плане сверстников, стараясь компенсировать его за счет успехов в комфортных для них видах деятельности, не требующих быстрого принятия решений. При выборе профессии они обычно занижают уровень притязаний, недооценивая свои возможности.

Деятельность, связанная с риском, неопределенностью, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми контактами, принятием важных решений может даваться им ценой значительного нервно-психического напряжения.

Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что позволяет быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонии.

III. Эмотивный тип

Драматические сцены, грустная концовка сцена фильма книги вызывает у эмотивных людей искренние слезы. Так же легко у них появляются слезы радости. С возрастом сила чувств эмотивных личностей не ослабевает: они переживают горе и радость острее, чем другие люди.

Эмотивные дети и подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они обычно бывают только с теми, кого хорошо знают. Эмотивные люди разборчивы в общении и постоянны в привязанностях, могут испытывать трудности адаптации среди сверстников. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. У них рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Благодаря ответственности и трудолюбию они обгоняют более способных, но менее старательных сверстников. При выборе профессии нередко руководствуются советами родителей, к которым очень привязаны.

Самая яркая черта эмотивной личности - способность к сопереживанию, отзывчивость, великодушие. Несмотря на низкий порог чувствительности, эмотивы обладают достаточно сильной нервной системой, чтобы справляться с эмоциональными нагрузками, однако в длительной стрессовой ситуации есть риск возникновения психосоматических заболеваний.

В принятии решений эмотивы чаще руководствуются эмоциями, чем логикой. Они обладают хорошей интуицией, позволяющей чувствовать фальшь в отношениях. В отношении с другими людьми тактичны и дружелюбны, предпочитают неформальное общение.

В работе ответственны и добросовестны. Однако им бывает сложно принимать жесткие решения, затрагивающие интересы других людей. Именно поэтому ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа.

Эмотивной личности наиболее подходят профессии, связанные с образованием, воспитанием, консультированием, обслуживанием, социальной работой. Эмотивы комфортно чувствуют себя в видах деятельности, связанных с искусством и природой.

IV. Целеустремленный тип

Целеустремленность традиционно считается достоинством и гарантией успеха, поэтому детям внушается, что нужно добиваться своих целей. Однако существует особый тип личности, который, кажется, и так "запрограммирован" на достижение высоких показателей в любом виде деятельности.

Люди этого типа не слишком общительны - более широким и теплым контактам препятствует обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. Убеждение в своей правоте и жесткость в отстаивании своих убеждений полезны в исключительных случаях, но чаще эти качества препятствуют конструктивному решению вопросов. В конфликтных ситуациях целеустремленные личности предпочитают стратегию соперничества.

Благодаря трудолюбию и честолюбию целеустремленные личности достигают больших карьерных успехов, но с годами удовольствие от достижений часто сменяется разочарованием.

Мнение окружающих для них безразлично - они настолько убеждены в своей правоте, что сами способны многих переубедить. Сильная нервная система позволяет им добиваться поставленных целей, не взирая на средства. Однако недостаток гибкости в принятии решений, излишняя прагматичность и недооценка "человеческого фактора" может снижать их эффективность.

Многие чиновники, военачальники, политики и общественные деятели, формальные и неформальные лидеры относятся к целеустремленному типу. Люди этого типа могут быть эффективны в различных видах деятельности, так как обладают хорошими организаторскими способностями, они дисциплинированы и способны контролировать свои эмоции.

Однако целеустремленным людям может не хватать способности к сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь, творческого мышления, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной работе.

V. Педантичный тип

Люди, относящиеся к этому типу, отличаются не свойственными их возрасту серьезностью и ответственностью, постоянством в привязанностях.

Люди это типа законопослушны, и поэтому остро реагируют на любое нарушение порядка, иногда доходя в своих требованиях до формализма. Они пунктуальны и аккуратны, много внимания уделяют чистоте, порядку и качеству работы, но сомневаются в правильности выполненной работы, часто перепроверяют себя и других. Аккуратность и предусмотрительность сочетаются с неуверенностью и постоянным самоконтролем.

Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения ярким представителям этого типа не слишком подходит. Работа в условиях неопределенности людям этого типа может даваться ценой значительного психоэмоционального напряжения.

Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.

VI. Гипертимный тип

Воспитатели и учителя часто жалуются на отвлекаемость и недисциплинированность гипертимных детей, отмечая при этом их хорошие способности и живой ум. Мелочный контроль со стороны взрослых, навязчивая опека, постоянные нравоучения вызывают у гипертимов протестные реакции, провоцируют нарушение правил и порядков.

У гипертимов высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон, они обгоняют сверстников в физическом развитии, легко справляются с физическими нагрузками. Но отличное настроение могут испортить вспышки раздражения, вызванные противодействием в реализации их планов. Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жесткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье, невозможность применить бьющую через край энергию.

Гипертимы стремятся к неформальному лидерству среди сверстников, и это им легко удается благодаря энергии, смелости, находчивости, готовности рисковать и умению убеждать и вести за собой. Правда, авантюризм гипертима может иметь непредсказуемые последствия для него самого и его последователей. У гипертимов высок риск зависимого поведения.

Увлечения гипертимных людей отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Они обычно с легкостью дают обещания, но не всегда их выполняют.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже при отсутствии к этому каких-либо оснований. Профессию нередко выбирают за компанию.

Гипертимы не выносят рутинную, однообразную работу, однако способны быть инициатором различных проектов, эффективно выполнять работу, связанную с передачей информации и организацией мероприятий, презентацией товаров и услуг.

Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к потребностям других людей, способность доводить начатое дело до конца.

VII. Импульсивный тип

Импульсивные люди доставляют много хлопот сверстникам и взрослым вспыльчивостью и раздражительностью, которые нередко выливаются в физическую агрессию. Импульсивные подростки отличаются атлетическим телосложением и большой физической силой, поэтому показывают высокие результаты в спорте.

Импульсивные личности нетерпимы и не склонны идти на компромисс. Неуживчивость может быть причиной частой смены работы. Им трудно контролировать свои инстинкты и желания, поэтому любые препятствия на своем пути вызывают у них гнев и могут толкнуть на противоправные поступки. Хотя импульсивным людям трудно скрывать и контролировать свои негативные эмоции, особенно в тех случаях, когда ситуация выходит из-под их контроля, природный интеллект и хорошее воспитание способны сгладить эти черты характера.

Люди этого типа обычно имеют активную личностную позицию, проявляют высокую поисковую активность и мотивацию достижений, быстро принимают решения. Они смелы и решительны, в других уважают силу, умеют постоять за себя, не боятся обострения ситуации, склонны к расширению своего влияния, полностью отдаются своей работе, с трудом переключаясь на другой вид деятельности.

Все эти качества позволяют им добиваться успеха в профессиях, требующих силы, выносливости, четкого соблюдения инструкции: спорт, экстремальные виды деятельности, сельское хозяйство, производство, охранная деятельность. Однако есть виды деятельности, в которых необходимы качества, не свойственные этому типу: гибкость, способность к сопереживанию, умение слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (образование, социальная работа); нестандартное мышление (наука, искусство).

VIII. Оригинальный тип

Представители оригинального типа с детства отличаются своеобразием интересов и способностей и на всю жизнь сохраняют детскую непосредственность и непредсказуемость. Их не тяготит одиночество, а взрослая компания для них интереснее, чем компания сверстников. Их часто считают чудаками, не понимают и не принимают всерьез, поэтому они могут испытывать трудности социализации.

Люди этого типа способны находить оригинальные решения самых различных задач. Они критически относятся к мнению и вкусам большинства людей, живя в соответствии со своим внутренним ритмом, своими ценностями. Предметы и быт для них значат гораздо меньше, чем душевный комфорт и мир идей.

Интересы и способности представителей оригинального типа непостижимы для людей других типов. Нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность позволяет им достигать успехов в искусстве и науке, в том числе в сфере Интернет-технологий, совершать открытия, делать изобретения. Однако они не всегда понимают состояния других людей, испытывают трудности с выражением своих чувств, слабо владеют навыками общения.

Пренебрежение формальной стороной работы, индивидуализм, неприятие жесткого регламента не способствуют успехам в сфере управления, воспитания, коммуникаций и делопроизводства, требующих развитых навыков общения, умения слышать другого и ставить себя на его место, способности выполнять рутинную работы и точно следовать инструкции.

ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»

методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

«Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Ответы отражайте числами от 1 до 10, где:

1 – «абсолютно не важно»;

10 – «исключительно важно».

 

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ (блок 1):

  1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
  2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
  3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
  4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
  5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
  6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
  7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
  8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
  9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
  10. Быть первым руководителем в организации.
  11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
  12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
  13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
  14. Соревноваться с другими и побеждать.
  15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
  16. Создать новое коммерческое предприятие.
  17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
  18. Занять высокую руководящую должность.
  19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
  20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
  21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

 

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Ответы отражайте числами от 1 до 10, где:

1 – «совершенно не согласен»;

10 – «полностью согласен».

 

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ (блок 2):

  1. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли.
  2. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
  3. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
  4. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
  5. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
  6. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
  7. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
  8. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
  9. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
  10. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
  11. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
  12. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
  13. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
  14. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
  15. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
  16. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
  17. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
  18. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
  19. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
  20. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

Ключ к тесту

 Профессиональная компетентность: 1, 9, 17, 25, 33.

 Менеджмент: 2, 10, 18, 26, 34.

 Автономия (независимость): 3, 11, 19, 27, 35.

 Стабильность работы: 4, 12, 36.

 Стабильность места жительства: 20, 28, 41.

 Служение: 5, 13, 21, 29, 37.

 Вызов: 6, 14, 22, 30, 38.

 Интеграция стилей жизни: 7, 15, 23, 31, 39.

 Предпринимательство: 8, 16, 24, 32, 40.

По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильности»). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В КАРЬЕРЕ.

1. Профессиональная компетентность. Быть профессионалом, мастером в своем деле. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетенции, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу руководителя, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

2. Менеджмент. Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами. Самое главное для них – управление: людьми, проектами, любыми бизнес-процессами – это в целом не имеет принципиального значения. Центральное понятие их профессионального развития – власть, осознание того, что от них зависит принятие ключевых решений. Причем для них не является принципиальным управление собственным проектом или целым бизнесом, скорее наоборот, они в большей степени ориентированы на построение карьеры в наемном менеджменте, но при условии, что им будут делегированы значительные полномочия. Человек с такой ориентацией будет считать, что не достиг цели своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия.

3. Автономия (независимость). Главное в работе – это свобода и независимость. Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры – получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них – это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной вакансии. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

4. Стабильность работы. Стабильная, надежная работа на длительное время. Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди ответственность за управление своей карьерой перекладывают на нанимателя. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.

5. Стабильность места жительства. Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок). Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для таких людей неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

6. Служение. Воплощать в работе свои идеалы и ценности. Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям.

7. Вызов. Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи. Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это — конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них – это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции “выигрыша – проигрыша”. Процесс борьбы и победа более важна для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становиться скучно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.072 с.)