Мониторинг процесса апробации комплексного учебного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг процесса апробации комплексного учебного курса



Для того чтобы понять, какое сложилось мнение по поводу введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики», в Томской области был проведен социологический опрос.

Метод проведения исследования – групповое анкетирование. Для учителей и родителей были разработаны анкеты. При этом большая часть вопросов в них были закрытыми, т.е. с готовыми вариантами ответов, лишь по одному из вопросов в каждой анкете были открытыми, т.е. без возможных подсказок, респонденты должны были самостоятельно сформулировать и записать свою точку зрения. 

В качестве первой целевой группы для опроса были выбраны родители четвероклассников, поскольку именно от их решения зависит, какой модуль будут изучать их дети. Второй группой стали педагоги, которые должны преподавать новый предмет в школах.

Опрос родителей проводился 22-24 марта 2010 г. на родительских собраниях, посвященных дополнительному информированию о предмете, после которых родители должны были подтвердить свой первоначальный выбор модуля, сделанный зимой, или же изменить его. Всего для опроса было выбрано 12 школ, 10 из которых – в Томске, 2 – в Северске. Часть из них носят статус гимназий и лицеев, часть – общеобразовательных.

Явка родителей на собрание нигде не составляла 100%. В отдельных школах было опрошено от 6 до 54 родителей, что составляет от 15 до 80 процентов от общего количества обучающихся в 4 классах в отдельной школе. Директора и учителя школ объясняли низкую явку тем, что родители устали: по поводу введения нового предмета их собирали в четвертый раз. Это следует учитывать при прочтении отчета: данные отражают мнения респондентов, которые пришли на родительское собрание. Вероятно, мнения не пришедших родителей могут оказаться менее лояльными по отношению к новому предмету.

Опрос учителей проводился с 16 по 23 марта на курсах повышения квалификации, организованных ТОИПКРО, задачей которых было подготовить педагогов для преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики). Часть педагогов (из Томска и Северска) были опрошены в ТОИПКРО, часть (сельские учителя) – за городом, где педагогов собрали для обучения.

Среди учителей, ответивших на вопросы исследования, 42% работали в городе, а 58% - в сельской местности. Из 20 муниципальных образований в выборке представлении педагоги из 15. Больше всего опрошенных из Томска (115 респондент), достаточно много из Томского района (41 респондент). Также в списке опрошенных – учителя Асиновского (21 человек), Кожевниковского (25), Кривошеинского (15), Шегарского (15), Первомайского (15) районов и города Северска (15). Представителей других муниципальных образований в выборке меньше, чем по 15 человек. Совсем не попали в выборку представители Александровского, Каргасокского, Парабельского района и города Стрежевой.

Опрос проводился в последние дни курсов. Данный факт также следует иметь в виду, знакомясь с данными отчета: если бы исследование проводилось до начала курсов и некоторое время спустя после них, учителя в своих ответах, очень вероятно, были бы более критичными.

Всего опрошено 401 родителей и 315 учителей. Данные обрабатывались в программе Statistica, открытые вопросы обрабатывались методом контент-анализа.

 

II. Информация о положительном опыте апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ

 

Повышение квалификации

I. Организация мероприятий повышения квалификации (курсовая подготовка, проведение проблемно-тематических семинаров по модулям курса).

1. Курсы ПК «Основы религиозных культур и светской этики» 13-22 декабря 2010 г.(72 часа), 4-13 апреля 2011 г.(72 часа). Категория слушателей – вновь назначенные педагоги для ведения занятий по комплексному учебному курсу ОРКСЭ. В рамках повышения квалификации: ознакомление с методическими и методологическими особенностями преподавания курса, знакомство с УМК, представление опыта работы педагогов. В рамках курсов прочитаны обзорные лекции («Концепция и структура курса ОРКСЭ», «Культуроведческий подход в преподавании курса ОРКСЭ», «Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики», «Основы буддистской культуры», «Основы исламской культуры» и др.); проведены практические занятия по работе с текстами различного содержания, с иллюстрациями, по проектированию учебной деятельности, использованию диалоговых методик обучения.

Формы контроля:

1. Входной контроль – эссе по предложенным темам.

2. Итоговый контроль - разработка и защита проекта урока по одному из модулей.

Результаты: по окончании курсов слушатели составили тематическое планирование, разработали сценарии уроков; ознакомились с мультимедийными ресурсами по курсу ОРКСЭ в организации учебной деятельности.

II. Проблемно-тематические семинары.

1. Семинар «Основы православной культуры» для учителей-предметников, участвующих в апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ 20-22 сентября 2010 г. (24 часа).

В рамках семинара: изучение духовных и мировоззренческих доминант православной культуры; формирование представления о христианской антропологии, этике и этикете, иконописной и архитектурной традиции, системе воззрений на проблему воспитания личности. В семинаре принимали активное участие преподаватели духовной семинарии Русской Православной Церкви в Томской области.

2. Семинар «Основы мировых религиозных культур» для учителей-предметников, участвующих в апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ 31 января – 2 февраля 2011 г. (24 часа).

В рамках семинара: знакомство с основными понятиями «культура», «религия», «религиозное сознание», «религиозная деятельность», «религиозные организации»;

функции религии (мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная и др.); история мировых религий; основы исламской культуры; основы иудейской культуры; основы буддийской культуры.

Данная работа позволяет педагогам более глубоко вникнуть в содержательную специфику курса, разобраться в проблемных ситуациях, возникающих в процессе преподавания курса, познакомиться с формирующимися методическими особенностями преподавания, сформировать сообщество учителей ОРКСЭ. Как правило, такое обучение на курсах является основой для дальнейшего тесного взаимодействия педагогов.

 

Конференции

3 марта 2011 г. на базе Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась I Региональная научно-практическая конференция «Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики": теория и практика преподавания». Организаторами конференции выступили Департамент общего образования Томской области и ТОИПКРО.

Целью конференции являлось формирование единой стратегии преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в регионе, выявление методологических и методических особенностей преподавания в соответствии с концепцией курса, подведение промежуточных итогов апробации курса за 2010 год.

В конференции приняли участие учителя, участвующие в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», методисты, руководители ОУ, координаторы курса в муниципальных методических службах, представители всех религиозных конфессий, представители родительской общественности и учащиеся школ. Общее количество участников конференции - 159 человек.

В рамках конференции состоялось 4 секции:«Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Роль курса "Основы религиозных культур и светской этики" в духовно-нравственном воспитании (в стандартах нового поколения)». На секциях обсуждались вопросы, связанные с формированием духовно-нравственных качеств личности на уроках по курсу ОРКСЭ, выбором модуля обучающимися и их родителями, использованием современных образовательных технологий в преподавании курса ОРКСЭ, созданием новых учебных и учебно-методических пособий по модулям курса (например, рабочей тетради для обучающихся, виртуальных экскурсий) и т.д. По итогам заседания секций были сформулированы предложения по улучшению содержательных и методических аспектов преподавания курса ОРКСЭ в регионе.

Для муниципальных координаторов и руководителей методических объединений педагогов курса ОРКСЭ Томской епархией Русской православной церкви была организована экскурсия в Богородице-Алексиевский монастырь и Богоявленский собор г. Томска.

Итогом работы конференции стал Круглый стол по теме: «Дети, родители, учителя в курсе "Основы религиозных культур и светской этики": пути взаимодействия», в работе которого приняли участие учащиеся 4-5 классов, родители, классные руководители.

По итогам конференции был издан сборник материалов.

Данная конференция имела огромный положительный резонанс, так как предоставила возможность педагогам представить свой опыт, увидеть и услышать опыт коллег, заявить о своих методических находках, приемах, эмоционально поделиться своими впечатлениями и достижениями. Так же конференция позволила выявить перспективные направления в дальнейшей работе по внедрению курса: педагоги готовы представлять свои методические разработки, с желанием и интересом участвовать в мероприятиях по апробации курса, совершенствовать свою профессиональную деятельность в рамках внедрения курса.

Конкурсы

В 2010 году проведены различные конкурсные мероприятия, в которых приняли участие педагоги курса ОРКСЭ из г. Томска и Томской области.

В областной олимпиаде «Духовная культура отечества» приняли участие 175 участников.

В конкурсе фотографий «Томск православный» приняли участие 36 участников (151 работа).

На Региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» представлены 23 проекта (41 участник).

На конкурс педагогических проектов «Православная педагогическая инициатива» представлены 25 проектов.

В апреле 2011 г. по Распоряжению Межведомственного координационного совета по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» проводился конкурс методических разработок, дополняющих имеющееся учебно-методическое обеспечение по комплексному учебному курсу для общеобразовательных учреждений в целях подготовки рекомендаций по тиражированию лучших разработок. В конкурсе методических материалов по курсу ОРКСЭ приняли участие 34 преподавателя образовательных учреждений г. Томска и Томской области. Работы победителей направлены в Москву для участия в федеральном этапе конкурса. Победители и участники регионального этапа получили дипломы и сертификаты Департамента общего образования Томской области.

 

Региональный информационный портал «Виртуальное методическое объединение учителей курса ОРКСЭ» (http://orkce.edu.tomsk.ru/)

В Томской области был создан информационный портал методического объединения учителей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для решения следующих задач:

– для оказания информационной поддержки апробации курса ОРКСЭ в Томской области;

– для проведения консультаций по содержательным и методическим вопросам преподавания модулей курса ОРКСЭ для преподавателей, руководителей ОУ, классных руководителей и родителей учащихся;

– для обмена методическими и содержательными ресурсами участников эксперимента (учителей, тренеров-преподавателей, координаторов, преподавателей ВУЗов г. Томска);

– для организации «обратной связи» с преподавателями курса ОРКСЭ, религиозными организациями, руководителями ОУ, Департамента общего образования, общественности г. Томска и Томской области.

На портале регулярно выставляется информация, сопровождающая апробацию курса. Освещаются мероприятия повышения квалификации, конкурсные мероприятия, работа конференции, представляются содержательные и фотообзоры по итогам мероприятий. Деятельность портала регулируется положением (приложение 7).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.015 с.)