II. Информация о положительном опыте апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Информация о положительном опыте апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ



На основе изучения самоанализа общеобразовательных учреждений по итогам апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» выявлено, что в каждом образовательном учреждении, в каждой территории области накопился положительный опыт организации преподавания курса, воспитания у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма, взаимодействия с родителями, педагогами, социальными партнерами.

Реализация программы курса требует от педагога использования на уроках современных развивающих технологий, интерактивных форм обучения, провоцирует педагогов других дисциплин на их применение. Это мотивировало педагогов на постоянное повышение своей профессиональной компетентности. Ими освоены новые формы работы с детьми такие, как диспут, мини-конференции, презентации, проектные формы и др.

В ходе реализации курса ОРКСЭ педагоги школ широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы (тематические классные часы, праздники, конкурсы). Во внеурочное время активно применяется самостоятельный поиск информации, проектирование, беседы с членами семьи по изучаемым темам.

Анализ представленных материалов показывает, что уроки ОРКСЭ, как правило, содержали этап рефлексии, где дети не только выражали свое отношение к материалу урока, но и оценивали динамику собственных взглядов на те или иные социальные явления, проектировали свое поведение в различных ситуациях, корректировали поведение литературных героев, сверстников. Это обеспечило развитие у детей умения размышлять и делать выводы, навыков выражения собственной точки зрения, критической оценки собственного поведения и поступков сверстников.

Получило развитие безотметочное обучение, учителя и родители имели возможность оценивать достижения детей не с помощью отметок, а предъявляя определённые требования и разрабатывая критерии их выполнения с учётом целей и задач курса ОРКСЭ, ориентированных на духовно-нравственное развитие и воспитании детей. Безотметочная система обучения обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными.

Результаты анкетирования свидетельствуют, что у большинства обучающихся образовательных учреждений Свердловской области сформирован достаточно высокий интерес к содержанию данного курса.

 

III. Информация о трудностях, которые возникают у участников апробации в процессе реализации курса ОРКСЭ

Информация о трудностях была получена на основе самоанализа общеобразовательных учреждений по итогам апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики и результатов областного социологического исследования, проведенного специалистами центра исследования состояния системы образования ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» (в опросе приняли участие 1128 педагогов, представляющих муниципальные образования всех управленческих округов Свердловской области).

1) Трудности содержательного характера:

– неудовлетворительное методическое обеспечение курса

– отсутствие (недостаток) методической литературы;

– отсутствие хрестоматийных материалов, дополнительной литературы, текстов;

– отсутствие дидактических материалов к уроку, наглядных пособий, иллюстративного материала;

– отсутствие рабочих тетрадей.

2) Несоответствие содержания учебников возрастным особенностям учащихся:              

– сложное содержание курса для школьников 10–11 лет;

– многие темы переполнены дидактическими единицами, терминами, понятиями, именами;

– язык учебных пособий для учащихся сухой, формальный, без учета возрастных особенностей.

3) Необходимость постоянного совершенствования педагогами своего уровня подготовки:

– «учителю необходимо сначала самому освоить большой объем теоретического материала

– из во многом незнакомой области знания, расставить ценностные приоритеты, а потом

– адекватно, мягко и толерантно донести эту информацию до учащихся»;

– «недостаточное знание Библии и умение толковать ее в связи с историческими и современными реалиями»;

– сложности в освоении содержания программы по основам исламской, иудейской культур;

– «уроки ОРКСЭ мы назвали уроками добра, и этому надо было соответствовать самому учителю и учить этому ученика»;

– «оказалось, дети знали больше меня, так как их знания выходили за рамки учебника» «никто из педагогов не является одинаково компетентным в православной, иудейской, мусульманской, буддийской культурах, а также специалистом по светской этики»;

– учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по вопросам методики духовно-нравственного воспитания.

4) Отсутствие у детей психологической готовности к открытому обсуждению предлагаемых тем, вопросов:

– замкнутость учащихся, боязнь откровенно высказываться;

– «детям из разных классов параллели трудно адаптироваться в новом коллективе»;

– стереотипность мышления учащихся, на которое повлияло мнение взрослых;

– неготовность детей работать группами, парами;

– необходимость учета возможностей детей из коррекционных классов VII вида;

5) Акцентирование педагогами внимания на предметной, знаниевой стороне курса.

Трудности организационного характера:

1) Пассивное отношение родителей к введению курса:

– отсутствие помощи со стороны родителей при подготовке домашних заданий;

– родители относились к курсу, как к необязательному.

 

2) Большие временные затраты педагогов для подготовки к урокам      :

– «теоретизированность курса привела к огромной работе по поиску и отбору различных

– литературных, художественных и прочих материалов для обсуждения»;

– «для подготовки интересного содержательного урока необходимо много времени», «много времени затрачивалось на создание презентаций к каждому уроку, подбор мультфильмов, кинофильмов, песен, иллюстраций».

 

3) Снижение мотивации обучающихся к изучению курса вследствие безотметочной системы:

– в 4-5 классах основным стимулом в учебе является бальная отметка;

– отсутствие оценки снижает интерес и мотивацию детей при выполнении домашнего задания;

– учащимся хотелось получать отметки;

– не разработан инструментарий оценки качества усвоения материала.

4) Неудовлетворительное техническое оснащение кабинетов, в которых проводились уроки ОРКСЭ, отсутствие постоянного кабинета для проведения уроков (отсутствие компьютера, интерактивной доски, мультимедиа проектора, доступа в Интернет)    . Установленная система Linux не дает возможности использовать готовые электронные пособия, поэтому педагоги совместно с учащимися и родителями разрабатывают собственный комплект презентаций иэлектронных пособий.

5) Недостаток учебного времени для реализации курса в полном объёме:

– недостаток времени для раскрытия отдельных тем, необходимость в короткие сроки выдать обучающимся большой объем информации;

– очень насыщенная программа, 34 часов недостаточно, чтобы успеть реализовать все поставленные задачи на должном уровне, для некоторых тем необходимо 2-3 урока подряд;

– должны быть выделены часы на работу вне школы: экскурсии, встречи, праздники;

– поток информации слишком насыщен на каждый урок. Ученик не успевает насладиться новым материалом, осмыслить его, как вдруг поступает новая контрастная информация, не менее насыщенная и обширная. Часто 40 минут урока мало, если творчески подходить к преподаванию курса;

– объем программного материала не соответствует количеству часов (модули «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».

6) Трудности, связанные с составлением расписания:

– обеспечение одновременного проведения занятий по всем модулям курса;

– определение оптимального времени для проведения занятий по курсу ОРКСЭ для всех классов параллели (количество уроков у них разное);

– сокращение учебных программ других предметов (для курса ОРКСЭ нет часов в учебном плане).

7) Непродуманность организационных вопросов:

– неправильно выбрано время для начала преподавания курса, «конец 4-го класса осложнён завершением курса начальной школы»;

– учителям начальной школы, преподающим ОРКСЭ, трудно совмещать работу с учащимися 1-го и 5-го классов одновременно (отсутствие времени на качественную подготовку, несовместимость расписаний занятий и т.п.);

– неравномерное распределение учащихся по группам;

– в малочисленных группах не удалось использовать групповые формы работы, рекомендованные автором курса;

– отсутствие возможностей для организации экскурсий в музеи, на выставки, для посещения храмов (отсутствие транспорта, недостаточное количество часов и т.п.);

– трудно избежать перегрузки учащихся, т.к. два часа в неделю – большая нагрузка для младшего школьника.

8) Недостаточное количество учебников     :

– учебники по курсу ОРКС» выделяются только для учеников, а учителю иногда приобрести его невозможно;

– проблемы с учебниками возникают при смене модуля, переходе учащихся из школы в школу;

– изменение состава групп не предусмотрено (необходимо иметь на несколько учебников больше).

9) Отсутствие у учащихся дома компьютеров (выхода в Интернет):

– отсутствие домашнего ПК у отдельных детей (как правило, проживающих в сельской местности) лишает их возможности индивидуально работать с учебными пособиями – демо-версиями (в домашних условиях).

10) Отсутствие продуманной системы оплаты труда учителей, преподающих курс ОРКСЭ:

– при выборе различных модулей формируются не равнозначные по количеству группы учащихся (менее 25 человек), в связи с чем оплата педагогов за преподавание в небольшой группе невысокая;

– оплата труда учителей малых групп в условиях НСОТ.

11) Работа с обучающимися непривычной возрастной категории (для учителей предметников).

 

Ставропольский край

I. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края созданы необходимые условия для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.022 с.)