Характеристика педагогического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика педагогического анализа



 урока физической культуры

Педагогический анализ урока является одной из форм педагогического контроля деятельности учителя физической культуры и составляется по следующей схеме: подготовленность учителя к уроку, организация урока, обучение на уроке, развитие физических качеств, воспитание на уроке, общее заключение по уроку, выводы и предложения.

Подготовленность учителя к уроку:

· конспект урока: анализ задач урока, соответствие учебного материала задачам урока, последовательность и дозировка упражнений, их соответствие полу, возрасту, уровню физической подготовленности занимающихся; продуманность организационно – методических моментов урока: методов обучения, воспитания и организации занимающихся;

· подготовка мест занятий: санитарно-гигиеническое состояние мест занятий; рациональность распределения по залу инвентаря и оборудования;

· внешний вид учителя, его готовность к проведению урока: соответствие костюма характеру практических занятий; аккуратность, подтянутость.

Организация урока:

· организация начала урока: своевременное начало урока и организация занимающихся;

· правильность постановки задач урока перед учащимися: манера,  простота и доступность  изложения для занимающихся;

· выбор места учителя в различные моменты урока: отметить умение учителя правильно выбирать место для показа физических упражнений, наблюдения за занимающимися, исправления ошибок, оказания страховки и помощи; проанализировать, указать схематически, где находился учитель в подготовительной части при проведении ОРУ, в основной части - при обучении, развитии физических качеств, проведении игры, эстафет, в заключительной части – во время различных заданий;

· использование методов организации занимающихся на уроке: необходимо отметить, какие методы организации занимающихся (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, посменный, круговой) были использованы учителем при реализации учебных заданий. Насколько они были эффективны;

· целесообразность использованных перестроений, перемещений, расположения групп, команд в ходе урока;

· применение организующих и дисциплинирующих средств и методов в уроке: целесообразность использования строевых упражнений, упражнений на внимание, игр с дисциплинарными правилами и т. д.;

· соблюдение правил безопасности на уроке: предварительная проверка устойчивости и прочности снарядов; организация страховки и взаимопомощи;

· целесообразность   использования помощников на  уроке: капитанов, водящих, судей. При определенных двигательных заданиях, когда их несколько в основной части урока, учителю необходимо привлекать для управления и организации учащихся – наиболее подготовленных учеников – в качестве помощников при страховке; старших в отделениях, капитанов, судей, водящих;

· о рганизация учащихся, освобожденных от занятий: учащихся, освобожденных от уроков по физической культуре; необходимо использовать в уроке, давая им задания разнообразного характера: простейшая помощь в судействе, организации, наблюдении;

· уборка инвентаря и оборудования: необходимое требование к уроку – осуществлять трудовое воспитание, т.е. приучать детей к аккуратности, бережному отношению к инвентарю и оборудованию;

· организация окончания урока: своевременное окончание урока, соответствие ее основной части урока и предстоящей деятельности учащихся; подведение итогов урока, снижение физической нагрузки;

· распределение времени между частями урока и основными видами упражнений: соответствие их запланированному в конспекте. Анализируется результативность  затраченного времени на обучение и

воспитание, фиксируется затянутость или ускоренность частей урока, отдельных заданий;

Обучение на уроке:

· применение словесных методов: учитывается содержательность, краткость, образность объяснений, знание терминологии, культура речи, умение четко подавать команды;

· использование методов наглядного воздействия: показ упражнения, его качество, умение выделить в упражнении главное звено, детали техники; использование наглядных пособий, ориентиров, звуковых сигналов;

· использование методов практических упражнений: анализ используемых методов упражнений – целостного, расчлененного, игрового, соревновательного – проводится с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности и в зависимости от этапов обучения двигательному действию;

· использование подводящих, подготовительных и специальных упражнений при обучении и совершенствовании техники отдельных упражнений: при обучении и совершенствовании техники упражнений необходимо использовать упражнения, позволяющие быстро, правильно и экономично освоить двигательное действие; на стадии обучения при формировании двигательного навыка  в большей степени используются подводящие и подготовительные упражнения, а при совершенствовании техники — специальные упражнения;

· осуществление межпредметных связей: на уроках физической культуры имеются благоприятные условия для использования знаний, законов, закономерностей из других школьных дисциплин для лучшего усвоения двигательных заданий; в каждом разделе школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, игры, плавание) имеются большие возможности для использования физики, биологии, литературы, истории, математики и других школьных учебных предметов;

· методика исправления ошибок: необходимо проанализировать умение предупреждать и исправлять ошибки; умение предвидеть, увидеть и грамотно исправлять ошибки учеников при обучении – один из показателей мастерства педагога;

· соответствие используемых упражнений возрасту, полу, физической подготовленности учащихся: предмет «Физическая культура» является единственным, на котором при неправильном использовании средств, приемов, условий обучения и проведения занятий можно отрицательно повлиять на здоровье детей;

· осуществление индивидуального подхода в обучении.

Развитие физических качеств:

· какие физические качеств развивались в процессе урока (отметить в каких частях урока);

· какие методы использовались для развития тех или иных физических качеств: их соответствие особенностям учащихся данного возраста и задачам урока;

· анализ нагрузки и отдыха при выполнении двигательных заданий.

Воспитание на уроке:

· воздействие личности учителя на учащихся: определенное представление о личности учителя можно получить через поведение учителя на уроке (спокойствие, выдержка, умеренная жестикуляция), общение с учащимися (корректность, простота, чувство юмора, культура речи, доброжелательность, образность, литературная грамотность), требовательность и объективность по отношению к учащимся;

· применение средств и методов воспитания моральных и волевых качеств: своевременность и целесообразность поощрений, наказаний, дисциплинирующих упражнений и т. д.;

· оценка дисциплины на уроке и методика ее поддержания.

Общее заключение по уроку, выводы и предложения:

· общая оценка решения поставленных задач: в процессе урока должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако, в силу определенных обстоятельств, эти задачи могли быть не все решены или частично решены. Раскрыть причины, не позволившие выполнить запланированную работу;

· оценка оздоровительной направленности урока: «Физическая культура» –единственный предмет в школе, учебно-воспитательный процесс которого направлен не только на обучение и воспитание учащихся, но и на разностороннее укрепление здоровья, закаливание школьников;

· положительные стороны в работе учителя: анализ деятельности учителя в уроке используется не только для выявления недостатков, ошибок в работе, но и для описания передового опыта, интересных педагогических находок, оригинальных приемов и стиля в творчестве педагога;

· основные недостатки в подготовке и проведении урока: в процессе анализа подготовленности учителя к уроку, организации урока, обучения, воспитания, развития физических качеств выявились недостатки в работе, ошибки; их необходимо перечислить;

· общая оценка плотности урока;

· отношение учащихся к уроку: активность, интерес и т.д;

· оценка за проведение урока: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно».

· предложения по улучшению качества проведения урока: без предложений по улучшению качества урока анализ считается неполным, не достигшим своей цели. Отмеченные недостатки, ошибки должны быть разобраны, проанализированы, и предложены меры и пути по их устранению.

 

15. Двигательная и общая плотность урока физической культуры, методика их определения. Нормы двигательной плотности урока и способы ее повышения

Хронометрирование – одна из методик педагогического контроля, позволяющая раскрыть умение учителя правильно и рационально использовать время урока, а также спланировать и реализовать необходимый объем нагрузки на организм учеников с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности.

Хронометрирование уроков физической культуры проводится с целью получения данных об общей и двигательной плотности урока. Плотность урока – это своеобразный КПД урока.

Общая (относительная) плотность урока– это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени на деятельность учителя и учеников к общей продолжительности урока.

К целесообразной деятельности относятся: объяснение и показ двигательных заданий учителем; выполнение упражнений учениками, необходимый от дых после сложных или интенсивных упражнений; построения и перестроения, перемещения; различные вспомогательные действия, в которые входят подготовка, уборка инвентаря, оборудования и др.

Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока (ОП). Но бывают случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными. Это - опоздание класса на урок или окончание занятий до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий; поиск инвентаря, что нужно и можно было сделать до начала урока, а также другие неоправданные потери времени, которые могли быть устранены в результате более оперативных и заранее продуманных действий. В этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в общую плотность урока.

Двигательная плотность урокаэто отношение времени, которое используется на целенаправленную двигательную деятельность ученика в уроке к общей его продолжительности. По показателям двигательной плотности мы можем судить об объеме и характере нагрузки в уроке.

Методика определения общей и двигательной плотности урока

Наблюдение проводится в подготовительной и заключительной частях урока за всем классом, в основной – за одним учеником (средним по уровню физической подготовленности). Секундомер со звонком на урок включается и до окончания урока не выключается. Все действия учителя и учеников фиксируются по их окончанию (по скользящей стрелке секундомера) в специальном протоколе хронометрирования урока, расчерченном по определенной форме.

Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоем: один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения избирается один ученик, наиболее добросовестно выполняющий задание педагога.

Хронометрирование видов деятельности на уроке требует известного навыка, поэтому перед контрольнымхронометрированием рекомендуется выполнить 1-2 пробных.

Приступая к хронометрированию, необходимо ознакомиться с содержанием предстоящего урока, чтобы в процессе работы облегчить себе запись, которая в черновике может быть условной, понятной только лицу, ведущему наблюдение.

После окончания урока черновые записи обрабатываются. Существуют определенные методические требования к плотности урока физической культуры. Считается, что двигательная (моторная или абсолютная) плотность урока должна быть от 35 до 70%. Хорошим уроком считается урок физической культуры, имеющий общую плотность не ниже 90%.

Уроки, на которых проводится изучение нового материала, будут иметь меньшую двигательную плотность, т.к. много времени тратится на показ и объяснение упражнений, исправление ошибок, а уроки закрепления и совершенствования пройденного материала – большую; гимнастические уроки в зале с индивидуальной работой на снарядах и длительным ожиданием очереди выполнения – меньшую, а уроки лыжной подготовки с их характерными температурными условиями – большую плотность.

Для достижения необходимой плотности урока физической культуры требуется:

· хорошая подготовка учителя к уроку, тщательная продуманность всех его сторон: организационной, учебной, воспитательной;

· своевременное, точно со звонком, начало и окончание урока;

· полное обеспечение занимающихся необходимым инвентарем и оборудованием и заблаговременная их подготовка;

· хорошая дисциплина и порядок на уроке физической культуры;

· четкое и правильное объяснение, показ упражнений и двигательных заданий;

· совмещение объяснения, показа и выполнения упражнений для детей младшего школьного возраста;

· использование наиболее рациональных методов организации занимающихся в уроке: фронтального, посменного, кругового;

· избегать лишних перестроений, перемещений, передвижений учеников.

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и нерациональных затрат времени должна равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.

 

 

16. Основные документы, регламентирующие процесс физического воспитания в общеобразовательной школе

                                                                            

Основными документами, регламентирующие процесс физического воспитания в общеобразовательной школе, являются:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

· Федеральный закон «О физической культуре и спорте»;

· Федеральный государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению);

  • Федеральный базисный учебный план разработан на основе

федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

  • Государственные программыпо физическому воспитанию

(изложены в вопросах 33, 34).

  • Положение о физическом воспитании учащихся

общеобразовательной школы определяет круг обязанностей всего педагогического коллектива (директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя физической культуры, классного руководителя, воспитателя групп продленного дня) школы в физическом воспитании учащихся. За организацию физического воспитания в школе несет ответственность директор.

· Положение околлективе физической культуры

общеобразовательной школы

Коллектив физической культуры (КФК) общеобразовательной школы является самодеятельной организацией, призванной развивать массовую физическую культуру, спорт и туризм среди учащихся. Общую ответственность за организацию коллектива физической культуры в школе несет директор. Методическая помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителем физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной работы. Непосредственное руководство работой коллектива осуществляет его совет.

 

  • Положение о порядке организации спортивных соревнований

Среди школьников

В основе внутришкольных соревнований лежат виды упражнений, включенные в государственную программу по физической культуре, а также виды спорта, культивируемые во внеурочное время.

Все внутришкольные соревнования проводятся в соответствии с календарным планом, утверждаемым директором школы и являющимся частью общего плана работы школы.

Результат выступления команд школы на районных и городских соревнованиях следует рассматривать лишь как один из показателей состояния работы по физическому воспитанию в данной школе, наряду с состоянием учебного процесса по физической культуре, развитием массовой спортивно-оздоровительной работы со всеми учащимися, состоянием здоровья учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.041 с.)