Методика составления конспекта урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика составления конспекта урока



По физической культуре

Конспект составляется на основе календарно-тематического плана- графика учебной работы и является документом, в котором в определенной последовательности представлен ход урока.

Прежде чем составить конспект, необходимо уточнить и сформулировать задачи, которые решаются в основной части урока. Задачи должны быть конкретными, решаемыми за один урок и сформулированными в неопределенной форме. Например: обучить вскоку в упор присев в опорном прыжке через козла; совершенствовать технику перехода от разбега к броску в метании малого мяча; воспитывать быстроту реакции движений стартами из различных исходных положений и т.п. Затем разрабатывается содержание учебного материала, методика обучения, воспитания и организации, оптимальная дозировка упражнений, время, необходимое для решения этих задач. Оставшееся от основной части время распределяют между подготовительной и заключительной частью урока, намечают учебный материал этих частей, дозировку и методику.

Конспект урока состоит из трех частей, которые распределяются по графам.

В первой графе обозначают части урока и их продолжительность.

Во второй графе записывают в порядке следования по частям урока содержание учебного материала.

Подготовительная часть включает построение, рапорт, учет посещаемости, постановку задач урока, строение упражнения, разновидности бега и ходьбы, упражнения специальной разминки, общеразвивающие упражнения, игры, эстафеты.

Основная часть включает подготовительные, подводящие, основные упражнения вида подготовки, включенного в программу; упражнения, используемые для развития физических качеств; игры, эстафеты.

Заключительная часть включает упражнения на расслабление, восстановление дыхания, на внимание, строевые упражнения, спокойные игры, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. Особое внимание в заключительной части урока следует уделить подведению итогов, связав его с уровнем решения задач, поставленных в уроке всем классом и отдельными учениками.

В третьей графе указываются временные или количественные характеристики предлагаемых упражнений в минутах, секундах, метрах, в количестве повторений, в килограммах, в сериях и т.п.

В четвертой графе отражаются особенности методики обучения, организации и воспитания; использованные наглядные и технические средства обучения; указываются предполагаемые типичные ошибки и способы их исправления; обеспечение страховки; дается описание схемы эстафет, игр и т.п.

 

13. Теоретико-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки

Под профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП) понимается специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной деятельности (В.А. Кабачков, 1991).

Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

· направленно   развивать физические способности, специфические для избранной профессиональной деятельности;

· воспитывать профессионально важные для данной деятельности психические качества (волевые, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

· формировать и совершенствовать профессионально – прикладные умения и навыки (связанные с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорные навыки);

· повышать функциональную устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);

· сообщать специальные знания для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применить приобретенные умения, навыки и качества в трудовой деятельности.

Основными факторами, определяющими общую направленность, содержание ППФП являются:

· характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;         

· характер основных профессиональных двигательных действий;

· особые внешние условия профессиональной деятельности.

Научное решение проблемы соответствия человека и выполняемой им профессиональной работы является частью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входят профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда (К.К. Платонов, 1973).

Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристикам различных профессий.

В обобщенном виде профессиограмма для целей ППФП должна содержать три раздела:

· описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристику типичных аварий и травм, организации труда;

· санитарно-гигиенический, включающий описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции), профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и др.). При этом следует отмечать не только местные особенности, но и типичные, присущие профессии вообще;

· раздел требований   к физическим качествам, навыкам и психофизиологическим функциям, как в процессе работы, так и в процессе производственного обучения.

Профессия представляет собой различной степени сложности структуру трудовых процессов, требующих от человека строго определенных качеств. Для любой профессии этот перечень качеств более или менее сложен, но вполне определен. Эта определенность и возводит вид работы в ранг профессии.

Средства профессионально - прикладной физической подготовки

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально не обходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам:

· в зависимости от преимущественной направленности их влияния на функциональные системы организма: развивающие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. (они, в основном, используются из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры);

· упражнения на развитие отдельных физических способностей: координационных, силовых, скоростных, выносливости, гибкости, а также эмоциональной устойчивости, волевых качеств, внимания и т.д.; такие упражнения широко используется в общей физической и спортивной подготовке;

· упражнения для формирования прикладных двигательных навыков: лазанья, работы на высоте, переноски грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы (они преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких видов спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика и др.);

· в качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы профессиональной деятельности, например, лазанье и взбегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс - для оперативных работников;

· специальные физические упражнения, которые достаточно эффективно повышают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (синхронное плавание, ныряние, альпинизм, горный туризм).

В основе методики профессионально - прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем последняя имеет в качестве базы – определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели (В.П. Полянский, 1999):

· типичные трудовые действия, операции;

· типичные ошибки;

· основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

· двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;

· характер психической и психофизической нагрузки;

· климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические и производственные условия;

· профессиональные вредности и заболевания;

· ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки;

· ключевые профессионально значимые психофизические функции;

· ключевые профессионально значимые психические качества и способности,

· деловые и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания не посредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.014 с.)