Основные средства физического воспитания детей школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства физического воспитания детей школьного возраста.



Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы:

· гимнастика: основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, т. к. формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.

· легкая атлетика: арсенал основных средств из раздела «легкая атлетика» составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях; с помощью средств легкой атлетики можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего, сердечно-сосудистую и дыхательную системы; легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.

· лыжная подготовка: этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания; при ходьбе на лыжах работают все мышечные группы и системы организма; физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности, поэтому лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.

· плавание: во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить мышцы; в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют,такая мышечная нагрузка активизирует обменные процессы в организме;плавание является средством тренировки дыхания;во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии; вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека, поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

· игры: х арактерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления);двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры.

Важными средствами физического воспитания являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: 

· оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, сна, питания);

· соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря).

Формы организации физического воспитания школьников

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

· Урокифизической культуры: уроки физической культуры в

общеобразовательной школе проводятся 2 – 3 раза в неделю по 40 – 45 минут каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

· Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

− утренняя гимнастика до учебных занятий;

− физкультминутки и физкультпаузы на уроках;

игры и физические упражнения на удлиненных переменах;

ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня

(спортивный час).

· Внеклассные формы организации занятий:

− спортивные секции по видам спорта;

− секции общей физической подготовки;

− секции ритмической и атлетической гимнастики;

− школьные соревнования;

− туристские походы и слеты;

− праздники физической культуры;

− дни здоровья, плавания.

· Формы организации физического воспитания в системе

     внешкольных учреждений:

− систематические занятия избранным видом спорта в детско –

юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных

детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР);

− занятия в физкультурно – оздоровительных центрах;

− физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных        

лагерях;

− разнообразные  физкультурно – оздоровительные мероприятия в

парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха;

− занятия физическими  упражнениями, спортивные развлечения

и соревнования по месту жительства или в физкультурно – спортивных клубах (ФСК);

− учебно – тренировочные и массово – оздоровительные занятия в   

туристических лагерях (на туристических и экскурсионных базах).

· Формы физического воспитания в семье:

− утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

− физкультурные минутки (пауза) во время      выполнения

домашних заданий;

− индивидуальные занятия различными физическими упражнениями

в домашних условиях;

− активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и

выполнения домашних заданий время;

− участие совместно с родителями в различных соревнованиях, 

конкурсах  (типа «Мама, папа, я - спортивная семья»)    и викторинах;

− семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в

выходные дни и каникулярное время совместно с родителями;

− закаливающие процедуры, применяемые после зарядки,

самостоятельные занятия физическими упражнениями.

4. Урок физической культуры как основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Общая характеристика, структура и содержание урока физической культуры в школе

Содержание и структура (форма) урока

В содержании урока физической культуры условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя более мелкие элементы: учебный материал, деятельность педагога, учебно-познавательная деятельность учеников.

Учебный материал представлен составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физической культуры, его предметное содержание;

Содержание деятельности педагога:

· постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховка, замечания и указания корректирующего характера;

· действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря;

· руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения), организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников;

· наблюдение, оценка и учет успеваемости;

· изложение домашнего задания и подведение итогов урока.

Учебно – познавательная деятельность учеников:

· слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного;

· осмысливание дидактических задач;

· проектирование собственных действий и попытки их выполнения;

· организация учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий;

· обсуждение возникающих  вопросов, саморегуляция эмоционального состояния.

Содержание определяет структуру урока.

Структура урока – это соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. (Б.А. Ашмарин).

Структура урока взаимное расположение и соотношение составных частей занятия (подготовительной, основной и заключительной) (Н.Н. Ефремов).

Одной из отличительных черт современного урока физической культуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной, являющихся наиболее крупными его структурными единицами.

Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7 – 10% отводимого на урок времени (10 – 12 мин).

Типичными задачами вводной части являются:

· организовать занимающихся;

· активизировать их внимание;

· ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока;

· создать соответствующую   психологическую установку и положительное эмоциональное состояние;

· подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

Для решения задач вводной части урока можно использовать разнообразные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях учеников). Очень эффективны и эмоциональны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся:

· формирование знаний в области двигательной деятельности;

· обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

· развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма;

· воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств.

Продолжительность основной части составляет 80 – 85% времени, отводимого на урок (25 – 28 мин).

Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, прежде всего, предусмотренные соответствующими программами.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

Типичными задачами третьей части урока являются:

· привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку;

· подвести итоги учебной деятельности;

· ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

Ее продолжительность 3 – 5% времени, отведенного на урок (3 – 5 мин).

В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п.

Урочная форма физического воспитания имеет целый рядпреимуществ перед неурочными формами. Эти преимущества заключаются в том, что:

· уроки всегда строятся на основе учебного плана, государственныхпрограмм, расписания занятий, календарно-тематического плана, конспекта урока, и поэтому приобретают систематический, последовательный, ритмичный и преемственный характер;

· проводятся они обычно педагогами – специалистами, и поэтому при меньшей затрате сил и времени занимающихся дают больший тренировочный эффект;

· уроки носят организованный характер, они наиболее безопасны в смысле возникновения перегрузок организма, травм;

· на уроке легче прослеживаются сдвиги в обучении и воспитании занимающихся, что позволяет успешнее вносить коррективы в педагогический процесс;

· урочная форма физического воспитания более вариативна и гибка, чем все другие, и поэтому может быть использована в работе с любым контингентом населения (взрослыми, детьми, квалифицированными спортсменами, студентами, учащимися, военнослужащими и др.);

· легка для занимающихся, так как имеет простую и понятную структуру, установившийся характер требований, которые, повторяясь из занятия в занятие, делают их привычными для учеников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.026 с.)