Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные средства физического воспитания детей школьного возраста.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы: · гимнастика: основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, т. к. формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво. · легкая атлетика: арсенал основных средств из раздела «легкая атлетика» составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях; с помощью средств легкой атлетики можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего, сердечно-сосудистую и дыхательную системы; легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки. · лыжная подготовка: этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания; при ходьбе на лыжах работают все мышечные группы и системы организма; физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности, поэтому лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений. · плавание: во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить мышцы; в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют,такая мышечная нагрузка активизирует обменные процессы в организме;плавание является средством тренировки дыхания;во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии; вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека, поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм. · игры: х арактерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления);двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры.
Важными средствами физического воспитания являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями. Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: · оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, сна, питания); · соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря). Формы организации физического воспитания школьников В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. · Урокифизической культуры: уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 – 3 раза в неделю по 40 – 45 минут каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность. · Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: − утренняя гимнастика до учебных занятий; − физкультминутки и физкультпаузы на уроках; − игры и физические упражнения на удлиненных переменах; − ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час). · Внеклассные формы организации занятий: − спортивные секции по видам спорта; − секции общей физической подготовки; − секции ритмической и атлетической гимнастики; − школьные соревнования; − туристские походы и слеты; − праздники физической культуры; − дни здоровья, плавания. · Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений: − систематические занятия избранным видом спорта в детско – юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР);
− занятия в физкультурно – оздоровительных центрах; − физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; − разнообразные физкультурно – оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха; − занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно – спортивных клубах (ФСК); − учебно – тренировочные и массово – оздоровительные занятия в туристических лагерях (на туристических и экскурсионных базах). · Формы физического воспитания в семье: − утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка); − физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий; − индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях; − активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время; − участие совместно с родителями в различных соревнованиях, конкурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья») и викторинах; − семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и каникулярное время совместно с родителями; − закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями. 4. Урок физической культуры как основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Общая характеристика, структура и содержание урока физической культуры в школе Содержание и структура (форма) урока В содержании урока физической культуры условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя более мелкие элементы: учебный материал, деятельность педагога, учебно-познавательная деятельность учеников. Учебный материал представлен составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физической культуры, его предметное содержание; Содержание деятельности педагога: · постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховка, замечания и указания корректирующего характера; · действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; · руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения), организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; · наблюдение, оценка и учет успеваемости; · изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Учебно – познавательная деятельность учеников: · слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного; · осмысливание дидактических задач; · проектирование собственных действий и попытки их выполнения; · организация учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий; · обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния. Содержание определяет структуру урока. Структура урока – это соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. (Б.А. Ашмарин). Структура урока – взаимное расположение и соотношение составных частей занятия (подготовительной, основной и заключительной) (Н.Н. Ефремов).
Одной из отличительных черт современного урока физической культуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала. Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной, являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока. Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе. Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7 – 10% отводимого на урок времени (10 – 12 мин). Типичными задачами вводной части являются: · организовать занимающихся; · активизировать их внимание; · ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока; · создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние; · подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. Для решения задач вводной части урока можно использовать разнообразные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях учеников). Очень эффективны и эмоциональны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств. Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся: · формирование знаний в области двигательной деятельности; · обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; · развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; · воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 80 – 85% времени, отводимого на урок (25 – 28 мин). Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, прежде всего, предусмотренные соответствующими программами. Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия. Типичными задачами третьей части урока являются: · привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку; · подвести итоги учебной деятельности; · ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др. Ее продолжительность 3 – 5% времени, отведенного на урок (3 – 5 мин). В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Урочная форма физического воспитания имеет целый рядпреимуществ перед неурочными формами. Эти преимущества заключаются в том, что: · уроки всегда строятся на основе учебного плана, государственныхпрограмм, расписания занятий, календарно-тематического плана, конспекта урока, и поэтому приобретают систематический, последовательный, ритмичный и преемственный характер; · проводятся они обычно педагогами – специалистами, и поэтому при меньшей затрате сил и времени занимающихся дают больший тренировочный эффект; · уроки носят организованный характер, они наиболее безопасны в смысле возникновения перегрузок организма, травм; · на уроке легче прослеживаются сдвиги в обучении и воспитании занимающихся, что позволяет успешнее вносить коррективы в педагогический процесс; · урочная форма физического воспитания более вариативна и гибка, чем все другие, и поэтому может быть использована в работе с любым контингентом населения (взрослыми, детьми, квалифицированными спортсменами, студентами, учащимися, военнослужащими и др.); · легка для занимающихся, так как имеет простую и понятную структуру, установившийся характер требований, которые, повторяясь из занятия в занятие, делают их привычными для учеников.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.026 с.) |