Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста
Средний школьный (подростковый) возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-IX классы). Особенности возрастного развития. Детей среднего школьного возраста характеризует интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см, главным образом, за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. У девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. В среднем школьном возрасте у детей усиливается процесс окостенения скелета, тем не менее, развитие скелета полностью не завершается: не заканчивается формирование кривизны позвоночника (он отличается гибкостью и эластичностью, кости скелета, имеющие относительно большое содержание органических веществ, также гибки и эластичны). Все это говорит о том, что у подростков не исключена возможность деформации позвоночника и других частей скелета при длительном сохранении неправильных положений тела, длительных статических напряжений, однообразной физической нагрузке, а также при общем слабом физическом развитии. В подростковом возрасте увеличивается мышечная масса, растет сила мышц. Однако развитие силы мышц несколько отстает от роста костей скелета, и это сказывается на повышении утомляемости подростков, при физических нагрузках, на некотором временном снижении их двигательных возможностей (у детей, особенно быстро растущих, наблюдается скованность, неловкость в движениях, но в тоже время при систематических занятиях физическими упражнениями эти явления, как правило, не проявляются). Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания. В период полового созревания у мальчиков и девочек начинают проявляться резкие половые различия в особенностях развития двигательного аппарата. У девочек обнаруживаются существенные отличия от мальчиков в строении и функции мышц. У девочек наблюдается относительно меньший прирост веса мышц к общему весу тела, медленнее идет рост силы мышц, заметно отставание в развитии плечевого пояса. Все это отражается на способности девочек выполнять такие упражнения, как подтягивания, висы, упоры, лазание.
В отличие от взрослых сердце у подростков более возбудимо, и деятельность его очень неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин могут возникнуть нарушения ритма сердечных сокращений, резкие колебания пульса и кровяного давления; у подростков нередки случаи появления одышки, слабости, ощущения давления в области сердца. Все эти явления обусловлены, прежде всего, несовершенством нервной регуляции деятельности сердца и кровеносных сосудов, а также влияниями со стороны эндокринной системы, деятельность которой усиливается в подростковом возрасте. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель ЖЕЛ: у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 (15 лет). Подростки меньше, чем взрослые способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание). При этом необходимо: · учитывать индивидуальные различия детей в подростковом возрасте при обучении движениям и развитии двигательных способностей (следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений; дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие, или высокие результаты); · при выборе средств и методов, используемых на занятиях, в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, следует учитывать половые особенности учащихся (для девочек-подростков исключать физические упражнения, связанные с преодолением веса собственного тела); · обеспечить на уроке физической культуры всестороннее развитие мускулатуры учащихся (следует применять разнообразные упражнения с вовлечением в работу различных мышечных групп, специальные упражнения для формирования осанки, укрепления мышц туловища); · строго дозировать упражнения, связанные со статической работой мышц, с задержкой дыхания, требующие большой скорости и длительности движений (при выполнении физических упражнений, вызывающих значительное усиление сердечной деятельности, следует чаще чередовать их со специальными успокаивающими упражнениями и глубокими дыхательными упражнениями); · для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовать упражнения циклического характера в равномерном темпе; · при обучении двигательным действиям использовать примерно равное соотношение практических методов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.005 с.) |