Методические особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста



Средний школьный (подростковый) возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-IX классы).

Особенности возрастного развития. Детей среднего школьного возраста характеризует интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см, главным образом, за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. У девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.

В среднем школьном возрасте у детей усиливается процесс окостенения скелета, тем не менее, развитие скелета полностью не завершается: не заканчивается формирование кривизны позвоночника (он отличается гибкостью и эластичностью, кости скелета, имеющие относительно большое содержание органических веществ, также гибки и эластичны).

Все это говорит о том, что у подростков не исключена возможность деформации позвоночника и других частей скелета при длительном сохранении неправильных положений тела, длительных статических напряжений, однообразной физической нагрузке, а также при общем слабом физическом развитии.

В подростковом возрасте увеличивается мышечная масса, растет сила мышц. Однако развитие силы мышц несколько отстает от роста костей скелета, и это сказывается на повышении утомляемости подростков, при физических нагрузках, на некотором временном снижении их двигательных возможностей (у детей, особенно быстро растущих, наблюдается скованность, неловкость в движениях, но в тоже время при систематических занятиях физическими упражнениями эти явления, как правило, не проявляются).

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

В период полового созревания у мальчиков и девочек начинают проявляться резкие половые различия в особенностях развития двигательного аппарата. У девочек обнаруживаются существенные отличия от мальчиков в строении и функции мышц. У девочек наблюдается относительно меньший прирост веса мышц к общему весу тела, медленнее идет рост силы мышц, заметно отставание в развитии плечевого пояса. Все это отражается на способности девочек выполнять такие упражнения, как подтягивания, висы, упоры, лазание.

В отличие от взрослых сердце у подростков более возбудимо, и деятельность его очень неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин могут возникнуть нарушения ритма сердечных сокращений, резкие колебания пульса и кровяного давления; у подростков нередки случаи появления одышки, слабости, ощущения давления в области сердца.

Все эти явления обусловлены, прежде всего, несовершенством нервной регуляции деятельности сердца и кровеносных сосудов, а также влияниями со стороны эндокринной системы, деятельность которой усиливается в подростковом возрасте. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель ЖЕЛ: у мальчиков – с     1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500  (15 лет).

Подростки меньше, чем взрослые способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание). При этом необходимо:

· учитывать индивидуальные различия детей в подростковом возрасте при обучении движениям и развитии двигательных способностей (следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений; дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие, или высокие результаты);

· при выборе средств и методов, используемых на занятиях, в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, следует учитывать половые особенности учащихся (для девочек-подростков исключать физические упражнения, связанные с преодолением веса собственного тела);

· обеспечить на уроке физической культуры всестороннее развитие мускулатуры учащихся (следует применять разнообразные упражнения с вовлечением в работу различных мышечных групп, специальные упражнения для формирования осанки, укрепления мышц туловища);

· строго дозировать упражнения, связанные со статической работой мышц, с задержкой дыхания, требующие большой скорости и длительности движений (при выполнении физических упражнений, вызывающих значительное усиление сердечной деятельности, следует чаще чередовать их со специальными успокаивающими упражнениями и глубокими дыхательными упражнениями);

· для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовать упражнения циклического характера в равномерном темпе;

· при обучении двигательным действиям использовать примерно равное соотношение практических методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.005 с.)