Память о неизвестном солдате 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память о неизвестном солдате



Мы живем в Донбассе. Во всех наших городах и небольших городках, селах можно увидеть обелиски. Это могилы неизвестных солдат. 

Давно отшумели яростные атаки, тяжелые бои. Но память о войне еще жива. Доблестный воин отдал жизнь за Родину, за нас. Сколько прекрасных людей уничтожила война! 

Люди не забыли этого. Перед праздником Победы наши земляки несут к этим обелискам живые цветы. 

(59 слов)

Вопросы к тексту

1. Что можно увидеть в городах, городках и селах Донбасса?

2. Что происходило во время войны на нашей родной земле?

3. Как наши земляки хранят память о неизвестном солдате?

Примерный план 1. Обелиски Донбасса.

2. Память о войне.

3. Живые цветы неизвестному солдату.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: неизвестный, небольших, обелиски, яростные, тяжелые, еще, доблестный, уничтожила.

2. Объясните написание пропущенных гласных в словах: гор…д, в…йне, з…мляки, цв…ты.

3. Определите в словах приставку: отшумели, отдал, прекрасных.

4. Определите орфограммы в словах: живем, Донбасс, наших, городках, солдат, жива, жизнь, Родину, праздник Победы, наши, живые.

 

Памятник

Школьники вошли в рощу и увидели памятник. Среди берез стоит девушкасолдат с венком в руках. Девушка не живая, а мраморная. Она склонила голову. Плечи опущены. Сама худенькая, красивая, а сапоги тяжелые. Ребятам стало очень грустно.

Вокруг луга. В небе белые облака. Здесь братская могила. В тяжелых боях с фашистами много наших солдат полегло за свободу Родины.

Мальчики нарвали цветов. Девочки сплели красивые венки. Венки положили на могиле наших воинов. 

(71 слово)

Вопросы к тексту

1. Что школьники увидели в роще?

2. Чья это могила? Почему она названа братской?

3. Какой памятник поставили у братской могилы?

4. Почему ребятам захотелось положить на могилу венки?

Примерный план 1. Находка школьников.

2. Братская могила.

3. Венки воинам.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: увидели, девушка – солдат, опущены, тяжелые, братская, здесь. 2. Объясните написание пропущенных гласных в словах: б…рез, в…нки, г…лову, б…ях, цв…тов.

3. Определите в словах приставку: вошли, полегло, сплели, положили.

4. Определите орфограммы в словах: рощу, живая, грустно, вокруг, облака, фашистами, наших, Родина, девочки.

5. Вспомните словарные слова: сапоги, ребята, свобода.

 

 

Родина

Родина начинается с порога твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. 

(По Ю.Яковлеву) (50 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Где начинается Родина? Какая она?

2. С кем сравнивает автор Родину?

3. Кем гордится Родина?

4. Что значит любить Родину? Примерный план

1. С чего начинается Родина?

3. Родина – мать своего народа.

4. Что значит – любить Родину?

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: начинается, огромна, гордится, помощь.

3. Определите в словах приставку: переживает, приходит, прекрасна, придает.

4. Определите орфограммы в словах: Родина, порог, жил, народ, сыновьями, дочерьми, жизнь.

           

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.  

(По В.Осеевой) (67 слов)

 Вопросы и задания к тексту 1. Почему Витя не завтракал?

2. Расскажите, как отнесся к этому каждый из троих его товарищей. Кто из них оказался настоящим товарищем? Почему вы так считаете?

3. Какие качества должны прежде всего отличать настоящего товарища?

4. Подумайте, как можно по-другому назвать этот рассказ.

Примерный план

1. Витя не завтракает.

2. Сочувствие Коли.

3. Совет Миши.

4. Володя – настоящий товарищ.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Выделите корень в словах: потерял, на перемене, пожалел, объяснил, посоветовал, разломал, спросил, протянул. Объясните их написание.

2. Вспомните, как пишутся слова: завтрак, обед, товарищ, объяснил.

 

 

Стыдно перед соловушкой

Однажды Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги девочки сели отдохнуть. Вынули они из сумки хлеб, масло, яйца. Стали девочки обедать.

Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню, не шевелились.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и бросила под куст. А Лида завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила сумку. Стыдно было перед соловушкой оставлять мусор в лесу.  

(По В.А.Сухомлинскому) (69 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Куда пошли девочки?

2. Что они делали после долгой дороги?

3. Кого слушали девочки?

4. Как вы относитесь к поступку Оли?

5. Как повела себя Лида? Почему она так поступила?

Примерный план

1. Обед в лесу.

2. Чудесная песня.

3. Поступок Оли.

4. Поведение Лиды.

 Словарно-орфографическая подготовка

1. Раскройте скобки и объясните написание слов: (по)шли, (в)лес, (вы)нули, (за)кончили, (за)пел, (не)шевелились, (со)брала, (под)куст,(по)ложила, (в)газету, (в)лесу.

2. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: д….роги, …бедать, с…л…вей, в л…су.

 

 

На помощь

Костя встал, умылся и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В подъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу. 

(70 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Что встревожило Костю?

2. Что увидел Костя, выйдя на лестницу?

3. Какое решение принял мальчик?

4. Как Косте удалось открыть дверь в соседнюю квартиру?

5. Что увидел мальчик?

6. Как он спас ребенка?

7. Как можно назвать Костю?

Примерный план

1. Запах гари в квартире.

2. На помощь ребенку.

3. Опасность миновала.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Почувствовал, лестницу.)

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: м…розов, х…тел, с…седней, т…пор, н…гой,п…дъезд, л…жал, на ул…цу. 3. Запомните, как пишутся слова: с разбега, его.

 

            

4 КЛАСС

Буденновские подпольщики

Все дальше уходят те героические годы, когда все поднялись на защиту Родины. Это была Великая Отечественная война.

Фашисты ворвались в Донбасс. В городах остались старики, женщины, дети. Мужчины ушли на фронт. В Донецке была создана шахтерская дивизия. Оставшиеся в тылу врага люди поднялись на борьбу с врагом.

Буденновское подполье возглавили учителя школы. Савва Матекин, Степан Скоблов, Борис Орлов были бесстрашными смелыми людьми. Партизаны взрывали вражеские эшелоны, портили линии электропередач, распространяли листовки.

Фашисты схватили подпольщиков, расстреляли. Светлая память славным сынам нашей Родины. 

 (По А.А.Василенкову) (83 слова)

Вопросы и задания к тексту

1. О каких событиях в истории нашей Родины пишет автор?

2. Что происходило в Донбассе во время Великой Отечественной войны?

3. Как защищали дончане свой город?

4. Кто входил в Буденновское подполье?

5. Какими были партизаны? Чем занимались партизаны?

6. Подумайте, как можно сохранить память о бесстрашных людях, которые защищали наш родной край?

Примерный план

1. Великая Отечественная война в Донбассе.

2. Активная борьба с врагом.

3. Буденновские подпольщики.

4. Светлая память героям.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: Великая Отечественная война, мужчины, оставшиеся, Буденновское подполье, возглавили, Савва Матекин, Борис Орлов, Степан Скоблов, взрывали, эшелоны, электропередач.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: г…родах, вр…га, л…стовки.

3. Определите в словах приставку: ворвались, поднялись, подполье, бесстрашными, распространяли, схватили, подпольщики, расстреляли.

4. Объясните орфограммы: Родина, фашисты, Донбасс, женщины, Донецк.

 

 

Сказка об угле

Шел по степи селянин с ружьем. Увидел нору с лисятами. Обрадовался, шапка новая у него будет. Прибежала мать-лиса. За лисят пообещала мужику клад показать.

Стал селянин копать там, где лиса показала. Копал, копал – одни камни да земля черная. Клад не нашел, закурил с досады. Бросил окурок в сторону. Чует – гарью потянуло. Черные камни задымились и стали гореть.  

Набрал искатель клада черных камней в мешок и принес к себе в хату. Бросил в печку, камни загорелись. 

Не обманула лиса. Нашел селянин сокровище – уголь. С того времени появились шахты по всей нашей донецкой земле. 

 (По И.Костыре) (96 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Что увидел селянин в степи?

2. Что пообещала мать-лиса за спасение лисят?

3. Что выкопал мужик?

4. Что происходило с черными камнями?

5. Какой клад нашел селянин?

6. Объясните выражение «закурил с досады».

7. Что появилось на донецкой земле?

8. По ключевым словам перескажите шахтерский сказ.

СТЕПЬ – МУЖИК – НОРА – МАТЬ-ЛИСА – КЛАД – КАМНИ – ПЕЧКА - ШАХТЫ

Примерный план

1. Находка селянина.

2. Обещание матери-лисы.

3. Черные камни.

4. Сокровище донецких земель.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: мать-лиса, гореть, сокровище.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: ст…пи, с…лянин, л…сята, к…пать, ч…рная, м…шок, уг…ль, п..явились.

3. Определите в словах приставку: обрадовался, прибежала, пообещала, окурок, потянуло, задымились, принес, загорелись.

4. Объясните орфограммы: ружьем, клад, не нашел, чует, гарью, печку, не обманула.

 

 

Хомутовская степь

К Азовскому морю подступают степи. Вблизи от берега моря находится заповедник Хомутовская степь. Это первый в Донбассе заповедник.

С давних времен казаки использовали это место как пастбище для молодых лошадей. Степь, степь до самого горизонта. Куда ни глянь – ковыли. Серебрятся, переливаются они под жарким южным солнцем. А какое обилие красок на участках разнотравья! Какое обилие цветов! Воздух пропитан их ароматом. С высоты несется звонкая песня жаворонка. В траве оглушительно стрекочут кузнечики.

Превосходны приазовские степи. Глядишь – не наглядишься, вдыхаешь пряный степной воздух, любуешься красотой донецкой степи. 

 (По А. Слюсареву) (87 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Где находится Хомутовская степь? Что такое заповедник?

2. Как раньше казаки использовали степь?

3. Какие растения в заповеднике?

4. Чем привлекает степь в летнее время?

5. Объясните значение слов: обилие, разнотравье.

6. Какие картины нарисовали бы к тексту? Расскажите.

Примерный план

1. Первый заповедник Донбасса.

2. Природа Хомутовской степи.

3. Красота родного края!

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: находится, казаки, пастбище, серебрятся, переливаются, обилие, разнотравье, не наглядишься, любуешься.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: вр…мен, м…л…дых, л…шадей, г…ризонт, к…выли, цв…тов, пр..питан, жав…р…нка, в тр…ве. 3. Определите в словах приставку: подступают, превосходны, приазовские.

4. Объясните орфограммы: Азовское море, Хомутовская степь, Донбасс, солнцем, участках, стрекочут, глядишь, вдыхаешь.

5. Подберите синонимы к словам: вблизи, оглушительно, превосходны.

 

 

Донбасс

Каждый любит то место, где родился и вырос. Сердце никогда не забывает дом матери. Любовь к родной стране начинается с любви к отчему дому, к родному городу. Донбасс – наш родной дом.

Сказочно богата природа нашего края. В Донбассе залегают мощные пласты каменного угля. Есть природный газ, железная руда. 

Без труда людей эти богатства мертвы. Уголь и руду надо найти, добыть.

Плодородную почву надо вспахать, засеять. Родной земле нужны трудовые руки. Школьники, студенты – это будущее нашего Донбасса.

(77 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. С чего начинается любовь к родной земле?

2. Что никогда не забывает сердце?

3. Какие богатства таит природа Донбасса?

4. Что необходимо родной земле? Почему?

5. Кто является будущим Донбасса?

6. Как понимаете выражение «отчий дом», «сказочно богата», «плодородная почва»?

7. Перескажите текст по опорным словам.

КАЖДЫЙ – СЕРДЦЕ – ОТЧИЙ ДОМ – В ДОНБАССЕ – ТРУД - БУДУЩЕЕ

Примерный план

1. Донбасс – наш родной дом.

2. Богатства родного края.

3. Родной земле нужны трудовые руки.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: никогда, начинается, богата, каменный уголь, плодородная, будущее.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: р…дился, р…дная, ст…рана, зал…гают, ж…лезная.

3. Определите в словах приставку: природный, добыть.

4. Объясните орфограммы: сердце, не забывает, любовь, город, Донбасс, сказочно, мощные, газ, почва.

 

            

Защитники Отечества

На Земле много стран. Не все страны живут дружно. Бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они – защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения на море, в лесу, в степях и горах. Изучают военную технику. Есть у военных разное оружие. Вся военная техника должна быть в полном порядке. 

Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики – все военные готовы в любой момент защищать родной Донбасс.

Военный – профессия героическая и уважаемая! 

(89 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Почему бывают войны?

2. Кто служит в армии? Кем они являются для своей Родины?

3. Чем заняты военные в мирное время?

4. Какие профессии военных знаешь? Какая у каждого из них задача по защите родного Донбасса?

5. Хотели бы вы в будущем стать защитниками Отечества? Что необходимо сейчас для этого делать?

6. Подберите синонимы к слову Отчизна?

Примерный план

1. У каждой страны есть армия.

2. Мирное время защитников Отечества.

3. Военные профессии почетны и важны.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: поэтому, офицеры, учатся.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: стр…ны, с…лдаты, м…тросы, г…нералы, в л…су, ст…пях, г…рах.

3. Определите в словах приставку: проводят, пограничники.

4. Объясните орфограммы: живут, защитники Отечества, изучают, оружие, защищать, героическая.

5. Найдите слова с удвоенными согласными. Запомните, как они пишутся.

 

 

Помощники

Старый учитель жил один. Ученики его давно выросли, но не забывали своего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали, что их прислали матери помочь. 

Учитель попросил их наполнить водой кадку. Около нее стояли лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, из него учитель пил воду. Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, а другой - игрушечное ведерко.

Много раз мальчики ходили к колодцу за водой. Учитель наблюдал.

Работа закончена. Учитель поблагодарил мальчиков и поставил на стол большой кувшин с мёдом и стакан. Он попросил, чтобы мальчики отнесли эти подарки матерям и разделили их так, как делили работу.  

(По В. Осеевой) (100 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Какую помощь оказали мальчики учителю? Кто их прислал?

2. Что такое кадка?

3. В какой части текста заключена основная мысль рассказа?

4. Можно ли судить об отношении мальчиков к работе по тому, как они взяли вёдра?

5. В чём выразилась мудрость учителя?

6. Подберите другие заголовки к тексту. Объясните свой выбор.

Примерный план

1. Старый учитель.

2. Помощники.

3. Мудрая оплата.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: однажды, помочь, около, много, закончена.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: в…дой, дер…во, ст…яли, в…дерко, ж…лезное, х…дили, к…лодцу, б…льшой, п…дарки.

3. Определите в словах приставку: выросли, забывали, пришли, прислали, попросил, поблагодарил, поставил, отнесли, разделили.

4. Объясните орфограммы: помощники, жил, ученики, кадка, игрушечное, прочное, раз, кувшин.

 

 

Случай с кошельком

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами.  

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга.

Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь. 

(89 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Выделите основные части текста.

3. Выделите самое главное в каждой части рассказа.

4. Какой еще заголовок можно дать этому рассказу? Объясните свой выбор.

5. Найдите ключевые слова. Перескажите текст.

Примерный план

1. Старушка обронила кошелек.

2. Обида мальчика.

3. Быть честным – долг каждого.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: впереди, его, жаловаться, обижен.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: к…шелек, с…стра.

3. Определите в словах приставку: отдал, растеряха, посмотрела.

4. Объясните орфограммы: случай, честным, долг.

            

Горькая вода

Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс домой. 

Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, дала воды. Толя стоял красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.  

(По В. Осеевой) (78 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Выделите основные части текста.

3. Почему рассказу дан такой заголовок?

4. Объясните выражение «стоял красный».

5. Найдите ключевые слова. Перескажите текст.

Примерный план

1. Старушка с ведром воды.

2. В гостях у знакомой старушки.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: возвращались, однажды, шел, ласково.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: д…роге, в…дром, в…ды, д…мой, ст…ял.

3. Определите в словах приставку: побежал, помогать, отнес, постучал, открыла, попил, показалась.

4. Определите падежные окончания существительных: по дорог…, помогать бабушк…, с прогулк….

 

           

В новой семье

Фронт был далеко от села. Вечером в избу постучали. Таиска побежала открывать дверь. 

На пороге стояли женщины и маленькая девочка. Таиска впустила их в дом. Это были беженцы. Мать позвала их к столу, налила супа, дала хлеба. Она ласково смотрела на девочку. Девочка была сироткой. На ней было легкое пальто, ботиночки, рваные чулочки. 

Настала ночь. Все легли спать. А мать не могла уснуть. Она все думала о сиротке.

У тром женщины собрались в путь. Они хотели будить девочку, но мать их остановила. Она решила оставить ее дома. 

Так появился в селе новый человек, звали её Валентинкой. 

 (По Л. Воронковой) (97 слов)

Вопросы и задания к тексту

1. В какое историческое время происходят события, описанные в рассказе? Как вы об этом догадались?

2. Кто такие беженцы? Кто их приютил?

3. Кто оказался в новой семье? Как звали сиротку? Как она выглядела?

4. С помощью предложений рассказа составь план.

Примерный план

1. Вечером в избу постучали.

2. Девочка была сироткой.

3. А мать не могла уснуть.

4. Так появился в селе новый человек.

Словарно-орфографическая подготовка

1. Слова для справок: Таиска, беженцы, ласково.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: с…ло, веч…ром, на п…роге.

3. Определите в словах приставку: постучали, побежала, открывать, позвала. 4. Объясните орфограммы: девочка, легкое, ботиночки, чулочки, ночь, не могла.

 

            



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.205.169 (0.151 с.)