Самое важное – это заставить себя чувствовать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самое важное – это заставить себя чувствовать



Учился в одной школе в четвертом классе Генка. О чём бы ни спросила учительница, Генка сразу дает полный ответ и «пять» получает. Писал Генка лучше всех, решал задачи быстрее всех.

Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял он напоказ свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: «Я самый умный».

Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствий дает им путешествие и ночевка в лесу!

Думали-гадали, какие вещи в поход брать, как обед варить, как ночлег устроить. И решили: брать надо в лес на двух ребят одно одеяло, одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла одного брать, ни из одной миски обед есть.

Заплакал Генка, подошел к учительнице и говорит:

– Я же никому слова плохого не сказал... За что же меня невзлюбили?

Учительница ответила:

– Нелегкое дело – заставить себя говорить. Еще труднее – заставить себя молчать. И еще труднее – заставить себя думать. Но самое трудное – это заставить себя чувствовать.

– Как же мне заставить себя чувствовать? – спросил Генка.

– Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что ты умнее всех. А надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самымсамым, становится в конце концов одиноким.

– Спасибо за науку, – сказал Генка. – А в лес мне как же – идти с товарищами?

– Иди. Бери свое одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по-другому. 

 (268 слов)

1. Кто главный герой рассказа?

                 А) дети;                      Б) учительница;        В) Генка.

2. Как учился Генка?

                А) лучше всех;                Б) хорошо;               В) с трудом.

3. Почему мальчика не любили в классе?

А) он отлично учился;

Б) он не помогал друзьям; В) выставлял свой ум напоказ. 4. Куда собрались дети весной?

                А) в поход;                   Б) в парк;               В) в сад.

5. Кто помог Генке понять свою ошибку?

                А) товарищи;               Б) мама;                  В) учительница.

6. Чему учит рассказ?

А) умей понимать и чувствовать других людей;

Б) живи со всеми в мире;

В) ходи в походы с друзьями.

 

Глухая девочка

В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек, у каждой – своя болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно.

Старшей в палате была тринадцатилетняя Таня, чувствовала она себя как бы руководителем маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня смотрела на цветущий сад.

– Уже и сирень цветет... – задумчиво сказала девочка. – И тюльпаны зацвели. Девочки, давайте принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет хорошо!

– Ой, как хорошо! – обрадовались все.

Молчала только одна девочка – восьмилетняя Нина. Она была глухая.

Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно: в палате – цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.

– А какой же мы цветок поставим – сирень или тюльпан? – снова спросила Таня.

– Сирень! – хотелось одним девочкам.

– Тюльпан! – хотелось другим.

Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло, что можно поставить два цветка – и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть было интересно.

– Нет согласия, – вздохнула Таня, – спросим у каждого. – Какой цветок поставим на стол – сирень или тюльпан?

Трем хотелось сирень, трем – тюльпан.

– Что же теперь делать? – задумчиво спросила Таня. В ее глазах играла радостная усмешка: Таню больше всех увлекла игра. Увлеклись игрой и другие девочки.

– Что же делать – трое за тюльпан и трое за сирень – еще раз промолвила Таня, как бы размышляя вслух.

Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна, на ее глазах дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней забыли, ее не спрашивали, какой цветок ей хочется.

– Ой! – воскликнула Таня. – О Нине-то мы и забыли… Какой цветок тебе хочется – сирень или тюльпан?

Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком нарисовала в воздухе цветок тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина, улыбаясь, смотрела в окно.

(По В.Сухомлинскому) (289 слов)

1. Где находились девочки?

    А) в школе;                  Б) в больнице;             В) в гостях.

2. Кто затеял игру?

    А) Нина;                       Б) девочки;               В) Таня.

3. Какой была девочка Нина?

А) она была глухой;        Б) она была активной;   В) она была улыбчивой. 4. Почему у Нины выступили слезы на глазах?

А) вспомнила грустную историю;

Б) от радости;

В) о ней забыли.

5. О чем спорили девочки?

А) какой цветок поставить в вазу;

Б) кто будет играть в игру;

В) кто будет смотреть в окно. 6. Какая пословица выражает главную мысль рассказа?

А) Сострадание - начало человеколюбия;

Б) Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу; В) Справедливость мертвого воскресит.

 

Отцовское завещание

Сергейке не было еще пяти лет, когда отец ушел на фронт. Прощаясь с матерью и сыном, отец сказал:

– Вот в этом конверте – письмо. Возвращусь ли я с поля боя, или нет – прочтешь его, сын, когда исполнится тебе шестнадцать лет. Это мое завещание.

Прошло три месяца. Отец изредка писал коротенькие письма, сообщая о тяжелых боях с фашистами. А потом писем не стало. Маму вызвали в военкомат и сказали, что отец погиб смертью героя и похоронен на берегу Днепра.

Плакала мама. Плакал Сергейка. От Сибири до Днепра очень далеко, говорила мама. Но, как только закончится война, они поедут на отцовскую могилу.

Шли годы. Сергейка рос. Вот ему уже десять лет. Поехали мать с сыном на Украину поклониться могиле отца.

А голубой конверт с отцовским письмом лежал в шкафу. Иногда Сергей открывал шкаф, брал конверт и думал: «Что здесь написано? Какое завещание оставил мне отец?»

Когда до шестнадцатилетия Сергея осталась неделя, письмо положили на стол.

Наконец настал долгожданный день. Сергей проснулся на рассвете. Мама уже не спала.

Дрожащими от волнения руками мама взяла конверт, разорвала его, расправила пожелтевший листок и дала сыну.

Он прочитал: «Дорогой сын. Сегодня тебе шестнадцать лет. Ты становишься мужчиной. Завещаю тебе: Самое дорогое наше богатство – наша Отчизна. Родина без тебя может обойтись, а ты без Родины – ничто. Без своей Отчизны каждый из нас – как пылинка, которую ветер поднял и понес неизвестно куда. Будь готов взять в руки оружие и идти на защиту Родины.

А если в тяжелый для Отчизны час ты повернешься к врагу спиной – пусть упадет на тебя мое проклятие, ты не сын мне, и я тебе не отец».

Сергей поцеловал письмо и тихо сказал:

– Отец, я всегда буду твоим верным сыном.

(По В.Сухомлинскому) (274 слова)

1.Сколько лет было мальчику, когда его отец ушел на фронт?

                 А) 16 лет;                    Б) 5 лет;                 В) 10 лет.

2. Что оставил для сына отец, перед тем как уйти на фронт?

                А) письмо;                    Б) подарок;                 В) ручку.

3. Зачем маму вызвали в военкомат?

А) вручить награду отца;

Б) сообщить о гибели отца;

В) получить документы.

4. Почему Сережа очень ждал свой День рождения?

А) хотел пригласить друзей;

Б) хотел скорее стать взрослым;

В) хотел скорее прочитать письмо от отца. 5. С какой просьбой обращался отец к сыну?

А) быть заботливым сыном;

Б) хорошо учиться; В) любить и беречь Родину. 6. Чему учит рассказ? А) любить родителей;

Б) быть верным сыном Отчизны, готовым в любой момент стать на ее защиту; В) не сдаваться перед трудностями.

 

Петрик и Мaрийкa

Петрик учится в первом клaссе. А сестричкa его Мaрийкa еще не ходит в школу, пойдет только в следующем году.

У Петрикa большaя бедa: лень. Он знaет: чтобы нaучиться хорошо читaть, нaдо взять книгу, открыть ее и читaть вслух. Читaть полчaсa, читaть кaждый день.

А Петрику не хочется брaть в руки книгу. Не хочется читaть, ведь гулять приятнее и веселее. Придет Петрик домой, бросит портфель, пообедaет и бежит гулять. Осенью игрaет в мяч, зимой гоняет нa конькaх. А книги лежaт.

Прошло полгодa. Все дети уже хорошо читaют, a Петрик едвa слово из слогов склaдывaет. Пришлa однaжды учительницa к мaме Петрикa и говорит:

– Если Петро кaждый день не будет читaть, остaнется нa второй год в первом клaссе.

Сидит Петрик, слушaет эти словa, и тaк стыдно ему.

– Вот хорошо, остaвляйте Петрикa нa второй год, я с ним вместе буду ходить в один клaсс.

Покрaснел Петрик, дaже слезы нa глaзaх зaдрожaли.

А Мaрийкa продолжaет:

– Я уже читaть умею.

Взялa девочкa со столa книгу и нaчaлa читaть.

– Читaешь, кaк сaмые лучшие мои ученики! – похвaлилa учительницa.

Ушлa домой учительницa, a Петрик все сидит возле столa, думaет: "Не хочу быть слaбее Мaрийки! Зaстaвлю сaм себя…".

Рaскрыл книгу, нaчaл читaть. Нa улице снег блестит, солнце сияет, воробьи чирикaют, коньки под лaвкой лежaт… Тaк хочется гулять! Но кaк подумaет Петрик, что в одном клaссе с Мaрийкой придется учиться, стрaшно ему стaновится. И он читaет, читaет…

Теперь кaждый день, когдa приходит Петрик домой, пообедaет и берется зa шaпку, чтобы идти гулять, мaленькaя Мaрийкa спрaшивaет:

– Петрик, будем в одном клaссе учиться?

Услышaв эти словa, Петрик бросaет шaпку и сaдится зa книгу.

(По В.Сухомлинскому) (261 слово)

1. В каком классе учился Петрик?    
    А) в 3 классе;               Б) во 2 классе; 2. Каким был мальчик?   В) в 1 классе.
    А) трудолюбивым;          Б) ленивым; 3.Кто пришел в гости к маме Петрика?   В) умным.
    А) бабушка;                  Б) дочка;     4. Почему мальчика хотели оставить на второй год?   В) учительница.
    А) он плохо учился;                          Б) он много болел;

В) он хотел пойти в школу вместе с сестрой. 5. Почему Петрику стало стыдно? А) от того, что пришла учительница;

Б) от того, что из-за лени читал хуже всех в классе; В) от того, что младшая сестра читала лучше него. 6. Какая пословица отражает главную мысль рассказа?

А) Делу время, потехе час;

Б) Кто труда не боится, того и лень сторонится; В) Без терпенья – нет ученья.

 

            

4 КЛАСС

Памятные места Донецка

Огромную роль в архитектурном облике города играют культовые сооружения:

греко-католический храм, мечеть, Покровский собор, храм Святого Воскресения, кафедральный собор Святого Николая, часовня Святой Варвары, церковь Иоанавоина, церковь Почаевской Иконы Божией Матери.

Среди памятных мест Донецка – Мемориал Освободителям Донбасса, монумент Джону Хьюзу, монумент Анатолию Соловьяненко.

В Донецке организовано большое количество мест для приятного и познавательного отдыха. Это и самый большой в Европе уникальный Ботанический сад площадью 270 га, дельфинарий и планетарий.

Донецк – город зеленый, здесь огромное количество прекрасных парков и скверов. И особое место среди них принадлежит парку кованых фигур – месту ежегодного европейского конкурса кузнецов. А ещё в Донецке есть сад камней – самый крупный в Восточной Украине, его площадь составляет 2 000 кв.м. Лучшим в Украине считается парк имени Щербакова, где расположено множество памятников, скульптур.

Розы, растущие в парках, на проспектах города, являются символом Донецка. В 70-х годах прошлого столетия Донецк получил название «города миллиона роз».

Набережная реки Кальмиус была реконструирована и теперь представляет собой чудесное место для отдыха и прогулок.

(200 слов)

1. Что играет огромную роль в архитектурном облике Донецка?

    А) культовые сооружения;     Б) памятники;
    В) мемориалы;                 2. Какой мемориал есть в Донецке?   Г) улицы.
    А) парк Щербакова;            Б) освободителям Донбасса;
В) памятник И. Кобзону;      3. Какой сад есть в Донецке?   Г) памятник Бубке.
    А) исторический;               Б) биологический;
    В) ботанический;               Г) географический.

4. Где проводят ежегодный европейский конкурс кузнецов?

А) в парке Щербакова;                     Б) на площади Ленина; В) в парке кованых фигур;               Г) на бульваре Пушкина. 5. Какой парк считается лучшим в Республике?

                А) кованых фигур;                        Б) Щербакова;

                 В) Ленина;                                Г) Пушкина.

6. Какие цветы являются символом Донецка?

                 А) розы;                                   Б) тюльпаны;

                 В) фиалки;                                 Г) ромашки.

 

 

 

            

Донецк – рекордсмен

18 мая 2012 годаДонецк помог Европе установить рекорд Гиннеса. Под музыку Иоганна Штрауса молодежь Донетчины на площади перед зданием Донецкого областного совета танцевала кадриль вместе с танцорами, собравшимися в это же время на других площадях Европы. В мероприятии участвовали более 30 тысяч танцоров, которые вышли на площади и улицы 50 городов семи стран мира. Подобное танцевальное шоу происходит ежегодно в третью пятницу мая, и в 2012 году Украина в лице Донетчины присоединилась к нему впервые. В Донецке танцевать кадриль собрались 1 тысяча 292 человека.

Самым выносливым и быстрым украинцем признан 57-летний шахтер из Донецка Геннадий Тупилко. Геннадий способен пробежать стометровку за 16,48 секунд, а дистанцию в 22,5 км – за 2 с лишним часа.

Чтобы попасть в национальный реестр рекордов Украины 2011 года, донецкий музыкант Сергей Путятов сыграл на электрогитаре 27 нот в секунду.

Летопись Донецкой области бережет имя скромного учителя Михаила Петренко, автора песни "Дивлюсь я на небо та й думку гадаю", которая со временем превратилась в народную. 

 (220 слов)

1. В каком году Донецк помог Европе установить рекорд Гиннеса?

    А) в 2013;                                  Б) в 2012;

    В) в 2010;                                  Г) не помог.

2. Под музыку какого композитора молодежь танцевала перед зданием облсовета?

    А) Моцарта;                             Б) Штрауса;

    В) Бетховена;                             Г) Баха.

3. Какой танец молодежь танцевали вместе с танцорами?

    А) твист;                                 Б) вальс;

    В) кадриль;                               Г) гопак.

4. Песня какого Донецкого автора превратилась в народную?

    А) Петра Петренко;                       Б) Семена Петренко;

    В) Михаила Петренко;                     Г) Ивана Петренко.

5. Кто признан самым выносливым украинцем?

    А) Иван Тупилко;                          Б) Геннадий Тупилко;

    В) Стас Тупилко;                         Г) Петр Тупилко.

6. Какой музыкант попал в национальный реестр рекордов Украины?

    А) Сергей Путятов;                        Б) Иван Путятов;

    В) Семен Путятов;                      Г) Сергей Путятин.                                            

Память

Мне кажется, что когда-нибудь, лет через пятьдесят, когда у меня будут взрослые дети и маленькие внуки, я буду сажать их на колени и рассказывать о войне своей далекой молодости. Расскажу им, как мы прятались от бомбежек. Как сидели в ванной, потому что подвала не было. Как тряслись окна. Как лились слезы. Как все молились. Я буду кричать об этом всем-всем, всему миру!

Расскажу, как я боялась. Расскажу, как за лето выучила все соседние города по «бахам» ГРАДов. Как не могла спать ночью из-за танков, едущих за окном.

Пусть люди услышат, пусть люди поймут!

Расскажу им, как голова болела сутками. Как мама плакала над новостями в ленте. Как брат собирал осколки от снарядов по кварталу. Как считали воронки во дворе.

Хочу, чтобы каждому фашисту стало СТЫДНО и БОЛЬНО!

Расскажу, как дети кричали и бежали в подвалы. Расскажу, как люди уезжали. Как бросали родных, дома и вещи. Как наш город опустел. Как мужчины, женщины и совсем молодые парни уходили защищать Родину.

Буду учить людей ценить МИР и ЖИЗНЬ!

Расскажу, как ополченцев называли героями. Как бабушки под подъездами пели гимн России и военные песни. Как в ответ на фразу «Звезда падает, загадай желание» каждый житель Макеевки загадывал ОДНО.

Объясню каждому, что было на Донбассе летом две тысячи четырнадцатого.

Расскажу, как первой фразой учительницы после долгого лета было «Оксанка, ты там жива?». И как, оказывается, хорошо ходить в школу.

Когда-нибудь, лет через пятьдесят, мои дети и внуки услышат много страшных историй о войне моей далекой молодости. И дай Бог, чтобы этот ужас никогданикогда не вернулся и не коснулся наших потомков! 

 (298 слов)

1. О чем автор будет рассказывать детям и внукам через 50 лет?

А) про войну своей далекой молодости; Б) про красивые поля пшеницы;

В) про красивую природу;          Г) про мирное небо. 2. Кому должно быть стыдно и больно за войну на Донбассе?

                А) врагам;                          Б) преступникам;

                В) фашистам;                      Г) недругам.

3. Кто уходил защищать Родину?

А) солдаты;                      Б) молодые парни и девушки; В) шахтеры;                      Г) друзья и соседи.

 

4. Какую песню пели под подъездами бабушки и дедушки?

А) военную;                        Б) гимн; В) веселую;                    Г) грустную.

5. Под какую фразу все загадывали одно? 

                 А) звезда упала – будет мир;       Б) звезда падает – загадай желание;

В) звезда летит – к миру;        Г) звезда упадет – мир придет. 6. Каких людей называли героями в войне на Донбассе?

                 А) дончан;                          Б) ополченцев;

                В) россиян;                        Г) мирных жителей.                                            

Мамин арбуз

Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего сына Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет».

Сегодня у Костика день выдался и счастливый, и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза. На бахче арбузы были еще зеленые, Костик это хорошо знал. Он долго расспрашивал деда Матвея, где же он взял эти два арбуза, а дед молчал и только улыбался.

– Вот твой, – показал дед на меньший арбуз, – а это – мамин.

Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей и арбуз побольше.

– Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросил дед Матвей.

– Сейчас, дедушка, сейчас, – с нетерпением попросил Костик.

Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый.

Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел молча и иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.

Дед ушел. Костик доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел погулял, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.

Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени будто кто-то поворачивал его голову к арбузу.

Чтобы не смотреть на арбуз, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца.

Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.

«А если половинку съесть?» – подумалось ему.

Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую дедову усмешку. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки.

От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе. Смотрел, пока не уснул.

Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт.

«Скоро и мама придет», – подумал Костик.

Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.

– Это вам, мама, – радостно сказал он.

Мама разрезала арбуз и приглашает:

– Ешь, Костик.

– Нет, это вам, мама, – отвечает Костик. – Ешьте, пожалуйста.

Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза. 

(По В.Сухомлинскому) (384 слова)

 

1. Кого мама оставила на хозяйстве?

    А) бабушку;          Б) деда;                  В) дочку;        Г) Костика.

2. Каким выдался день для Костика? 

    А) успешным;                               Б) плодотворным;

    В) счастливым и трудным;                Г) скучным.

3. С каким гостинцем пришел к внуку дедушка?

А) с конфетами;                    Б) с арбузами; В) с печеньем;                          Г) с игрушками.

4. Почему Костику стало стыдно перед дедом Матвеем?

А) он съел арбуз сам, не угостив дедушку;

Б) он забыл поздороваться с дедом Матвеем;

В) он не провел дедушку;

Г) он не помог разрезать арбуз

  5. Как мальчик встретил маму?

  А) с грустным лицом;                       Б) он проявил заботу и внимание;

В) он сидел в саду;               Г) он не встретил маму.

6. Какой пословицей вы бы выразили главную мысль рассказа?

А) В хорошей семье хорошие дети растут;

Б) Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет; В) Нет родней дружка, как родная матушка;

 Г) Жизнь дана на добрые дела.

 

Что такое пальма Мерцалова?

Пальма Мерцалова – это скульптурное изображение пальмы, которое выковал кузнец из Донецка Алексей Мерцалов из цельного стального рельса. Вскоре пальма стала символом Донбасса. Какова же история ее возникновения? Работники завода Алексей Мерцалов и его помощник Филлипп Шпарин выковали пальму с 10 ветвями и венчиком наверху. Казалось бы, ничего особенного, но из инструментов мастера использовали только молот и зубило, в пальме нет ни единого сварного шва, и времени на это ушло немного – всего три недели. Произведение получило Гран-при на выставке в Нижнем Новгороде. Посетители были в восторге от изящности и реалистичности пальмы, говорили, что даже трудно поверить, что это сталь, всем хотелось ее потрогать и убедиться, что это не живое растение. В 1900 году пальма также получила Гран-при на Парижской Международной промышленной выставке.

Символика имеет особый смысл. Еще с древних времен пальма считалась символом успеха и первенства: в древней Греции победителей увенчивали не только лаврами, но и пальмовыми ветвями. Даже в более поздних изображениях богиню победы Нику изображали с пальмовой ветвью. В Древнем Риме победителям также вручали пальмовые ветки. Листья пальмы Мерцалова, означающие успехи в разных сферах человеческой деятельности, соединяются в ствол – символ единства, который уходит в землю, источник богатства. Оригинал пальмы сейчас находится в музее Горного института в Санкт-Петербурге, куда его передали после выставки в Париже.

Во время путешествий можно увидеть «железное дерево» в разных городах: Донецке, Киеве, Львове, Москве, Оттаве, Иерусалиме, Ганновере, Риме, Багдаде. 

Донецкие альпинисты устанавливают пальму на вершинах гор во время своих экспедиций: например, на Эльбрусе, Эвересте, Килиманджаро и других. Аквалангисты установили пальму под водой у мыса Тарханкут в Крыму. Когда пальму подарили Москве, то столица в ответ подарила Донецку копию Царь-пушки. 

Возле некоторых пальм на кадке написано: «Возможность, доказанная делом». Пальма является символом успеха для тех, кто хочет достичь вершин в своем деле. 

 (290 слов)

1.Что такое пальма Мерцалова?

    А) это скульптурное изображение пальмы;      Б) это символ успеха;

    В) это домашнее растение;                       Г) это кустарник.

2. Кто изготовил пальму?

А) Иван Иванович Шишкин;                      Б) неизвестный мастер; В) Алексей Мерцалов;                          Г) Михаил Михайлович Пришвин.

3. С помощью каких инструментов была изготовлена пальма?

А) для изготовления пальмы использовалось много инструментов;

Б) для изготовления пальмы не использовались инструменты; В) была изготовлена с помощью молота и зубила;

Г) с помощью пилы.

4. Чем награждали победителей в древней Греции?

    А) лавровыми венками и пальмовыми ветками; Б) цветами;

    В) медалью;                                      Г) грамотой.

5.Имеет ли награды пальма Мерцалова?

А) не имеет наград;

Б) получила Гран-при на выставках в Париже и Нижнем Новгороде; В) этот вопрос рассматривается;

Г) имеет орден. 6. Где можно увидеть пальму Мерцалова?

    А) в саду;                                         Б) только в музее;

    В) только на выставке;                          Г) в разных городах.

 

Соляные шахты

Щедро одарила природа донецкие недра неисчислимыми богатствами, окрашенными в белый и черный цвет: солью и углем. Эти два цвета как бы разделяют Донбасс на две части.

В одной – шахтные поселки и заводы, сверлящие небо дымными трубами доменных печей, коксовые батареи и химические заводы.

В другой – совершенно иной мир. Непривычными, ослепительно белыми полосами мелькают составы, заполненные словно только что выпавшим снегом. Вы вступили в царство соли – в знаменитую Артемовско-Славянскую котловину.

По ее широким подземным галереям шагал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, приезжавший в Донбасс изучать месторождение каменной соли. 

Высеченная из соляной глыбы фигура бывшего хозяина шахты – стоит здесь больше шестидесяти лет. Когда-то хозяин забавлялся тем, что приказывал рабочим вырубать в соляных пластах лестницы, арки, купола – строить подземные молельни и залы для приема гостей. Купцу хотелось похвастать, какими богатствами он владеет. Ведь ширина соляного пласта – сорок метров! Представляете себе двенадцатиэтажную толщу чистой каменной соли. Сколько же лет понадобилось природе, чтобы спрессовать соляной раствор, превратить его под давлением земных пластов в камень? 

Это очень легко подсчитать! Тонкие зеленые полоски, разделяют пласт на множество слоев. Полоски напоминают «годовые кольца», которые можно видеть на любом спиленном дереве. Эти пласты и есть «годовые кольца»! По ним можно определить возраст пласта.

Как же они образовались?

Когда-то здесь бушевало море. За год накоплялся на дне соляной слой. Весной подводное течение покрывало его тонким слоем ила, принесенного из рек. Потом в течение года снова оседала соль. Так возникал годовой слой. В этом пласте триста слоев. Значит, в течение трехсот лет нарастал пласт, пока море не ушло в другие берега… Таких пластов много на разных глубинах. Нашей донецкой соли хватит не на одну тысячу лет.

Некоторые стены в соляных шахтах покрыты церковной росписью. Здесь же под землей находится настоящая церковь. Спускаясь в дальние выработки, шахтеры не могли быть уверены, что вернутся обратно, и они молились об успешном возвращении к родным и близким. Сегодня обряды в подземной соляной церкви проводит настоятель Свято-Преображенского храма. В старом храме шахтеров можно даже обвенчаться. 

В соляной шахте можно побывать, там проводят экскурсии. Соляное футбольное поле, подземные лабиринты, концертный зал, подземная галерея, соляная шкатулка, оригинальные фигуры, выполненные из соли, гномы – хранители подземного царства, соляная пальма и многое другое можно увидеть в подземном соляном царстве.

Кроме удивительной красоты, старая шахта обладает еще лечебными свойствами. Ученые доказали, что морская соль очень близка к человеческой крови по тому составу минералов, которые в ней содержатся. Ею лечат многие заболевания. 

 (391 слово)

1.Чем богата донецкая земля?

А) садами;                                 Б) лесами; В) газом;                          Г) солью и углем.

2. Какова ширина солевого пласта? А) солевой пласт очень тонкий;

Б) ширина солевого пласта с двенадцатиэтажный дом, до 40 метров; В) солевой пласт местами широкий;

Г) солевой пласт местами тонкий. 3. Можно ли посчитать возраст соляных шахт?

                 А) можно;                                   Б) нельзя;

В) над определением возраста соляных пластов работают ученые; Г) возраст соляных пластов меняется в зависимости от времен года. 4. Как образовались соляные пласты?

                 А) это не известно;                

Б) они образовались на месте древних лесов;

                 В) когда-то на месте соляных пластов было море;      

Г) на месте озер. 5. Какими свойствами обладает соляная шахта?

                А) не имеет цвета;               Б) взрывоопасна;

                В) имеет сладкий вкус;                     Г) обладает лечебными свойствами.

6. Можно ли побывать в соляных пещерах?

                 А) да;                             Б) можно только рабочим;

                 В) можно только ученым;               Г) нельзя.                                            

Великоанадольский лес

Недалеко от Донецка находится Великонодольский лес, высаженный руками человека. Выпускник Санкт-Петербургского лесного института Виктор Егорович Графф получил задание – подобрать место для разведения леса. В Приазовье было осмотрено более 20 участков. Им было выбрано место под показательную лесную посадку – Великоанадольская пустошь, в верховьях речушки Кашлагач.

Поначалу верными учениками и исправными помощниками были для В.Граффа одиннадцать крестьянских детишек. Пока не переселились в землянки, ходили они пешком каждый день за десяток верст: боронили, сеяли желуди, семена деревьев, высаживали саженцы. Летом зной и саранча, зимой морозы и заботы по защите посаженного от вредителей. Непрерывный каждодневный тяжкий труд. Из воспоминай В.Граффа: "Без малого 12 лет мы кочевали, как цыгане. Не раз приходилось нам с семейством оставаться без чаю и сахару, без свечей, порядочного хлеба, без сапог и башмаков. Все бедствия часто усиливались безденежьем...". 

Ученый много времени уделял исследовательской работе – изучал, какие породы деревьев способны прижиться в тех условиях, продолжал опыты по совместимости пород… Четыре раза суховеи почти полностью уничтожали посадки. Ученым долго пришлось искать такое соотношение деревьев, кустарников и трав, при котором Великоанадолье превратилось бы в единую устойчивую экосистему. Им это удалось. Фон Графф первым подтвердил возможность создания искусственных лесов в голой Великоанадольской пустоши, на безводных склонах балки Кашлагач. Так появился рукотворный Великоанадольский лес. А для накопления влаги создали искусственные пруды.

Вопреки всем испытаниям молодой лес разрастался год от года.

Лес красив в любое время года. Он радует душу весной, когда пробивается зеленая трава и распускаются первые листики на деревьях. Жарким летом он манит прохладой под зеленым шатром деревьев и отдыхом у водоемов. Своим многоцветьем лес прекрасен золотой осенью. Вся эта красота находится в Волновахском районе – между Мариуполем и Донецком.

Великоанадольский лес – самый большой лес в мире, созданный руками человека. Все, что здесь растет, каждое дерево посажено человеком.

Сегодня ученые и работники памятника природы бьют тревогу: уникальное по своей красоте и месторасположению творение человека, может пострадать от самих же людей.

Груды мусора, оставляемые туристами, разрушение дренажных систем, и как следствие – нарушение целостности экосистемы, над созданием которой так долго и усердно трудился основатель леса, – все это пагубно влияет на гектары искусственно созданного руками человека природного питомника.

Посильную помощь в сохранении природы оказывают добровольцы. Почти десятилетие на территории заказника существует экологический лагерь, воспитанники которого убирают мусор, расчищают дренажную систему. Естественно, своими силами удается очистить лишь часть территории от мусора. Но лучше уж столько, чем никак. 

(383 слова)

1. Где находится Великоанадольский лес?

    А) в Харьковской области                 Б) в Донецкой области;
    В) в Ростовской области;                 2. Кем был заложен лес? Г) в Запорожской области.
    А) Виктором Егоровичем Граффом;         Б) Львом Николаевичем Толстым;
В) Александром Сергеевичем Пушкиным; 3. Как приживались саженцы?  Г) природой.

                А) саженцы хорошо приживались;        Б) суховеи уничтожали посадки;

                В) деревца не приживались;                Г) деревца иногда приживались.

4. Для увлажнения почв были созданы

                А) рвы;                                     Б) насыпи;

                В) колодцы;                             Г) пруды.

5. Великоанадольский лес – самый большой искусственный лес

                 А) в мире;                                        Б) в Кировском районе;

                В) в Волновахском районе;               Г) в Мариуполе.

6. Как вы считаете, надо ли высаживать лес?

А) нет, не надо;

Б) высадкой леса должны заниматься только садоводы;

В) не надо, лесом заняты большие площади;

Г) надо, и я готов принять участие в высадке саженцев.

 

Рейс по Чёрному морю

Это был первый рейс Александра Котлярова, капитана танкера «Ростов», по Черному морю – мирному и доброму, дышащему летним теплом, сияющему могучей лазурью. 

Вот прозвучал на баке первый удар колокола: это значило, что якорь, глубоко зарывшийся в грунт, «подорвали». Снова звучит колокол – якорь вышел из грунта.

Его выбирают дальше, сейчас якорь выйдет из воды.

Должен ударить колокол. Но неожиданно наступает тишина. Колокол молчит.

Капитан ждет. Нет, колокол безмолвствует. Пауза тянется бесконечно.

Наконец раздается голос третьего помощника. Он хрипловат, в нем звучат какие-то новые, незнакомые капитану нотки. Третий помощник докладывает: «Якорь не чист. На нем какой-то предмет».

Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб. Предмет, зацепившийся на якоре,висит грозным знаком. Капитан узнает его очертания – округлые, хищные, полные затаенной злой силы.

На лапе якоря висит авиабомба.

Капитан глядел на ее черное оперение, охваченный глубоким раздумьем. Только что в танкер были разлиты тысячи тонн автомобильного бензина. Капитан думал не только о своем судне, но и о других танкерах, тоже залитых бензином и нефтью, стоящих неподалеку у причала.

Котляров пошел к телефону. Надо было сообщить начальнику порта о случившемся... Капитан положил трубку. «Сколько времени пройдет, пока прибудут минеры? – подумал он. – Сколько времени надо, чтобы подготовить плавучие краны и все сооружения, необходимые для работы?»

Бомба может взорваться каждую минуту. Разве можно угадать, когда зверь покажет свои клыки?

Капитан поглядел на берег.

И чем дальше вглядывался молодой капитан в мирный синий берег, в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.271 с.)