Красивые слова и красивые дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Красивые слова и красивые дела



Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя… Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела. 

(По В.Сухомлинскому) (146 слов)

1. Сколько ребят спряталось от дождя?

                 А) трое;                                    Б) один.

2. Где находились дети во время дождя?

                 А) в шалаше;                             Б) в хатке.

3. Как ребята встретили мальчика из соседнего села?

А) они ему посочувствовали;              Б) дали горячего чая. 4. В каких предложениях выражена главная мысль текста?

А) Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова; Б) Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

 

            

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он. 

(По В.Сухомлинскому) (196 слов)

1. Откуда возвращались дети?

    А) из школы;                             Б) из леса.

2. С какой просьбой обратились ребята к женщине?

    А) попросили воды;                      Б) попросили молока.

3. О чем вспомнила Марийка?

    А) забыли ведро;                           Б) дети забыли поблагодарить женщину.

4. Какой пословицей можно выразить главную мысль рассказа?

А) Благодарность – малейшая из добродетелей, тогда как неблагодарность – худший из пороков;

Б) Ласковое слово слаще меда.

 

            

Седьмая дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги. 

(По В.Сухомлинскому) (142 слова)

1. Сколько дочерей было у матери?

                А) шесть;                                  Б) семь.

2. Как долго мать была в гостях у сына?

                А) месяц;                                  Б) неделю.

3. Какая из пословиц отражает отношение дочерей к матери?

А) Речи королевские, а дела нищенские; Б) И у одной матери дети бывают разные.

4. Как надо выражать свою любовь к матери? 

                 А) красивыми речами;                      Б) заботой и добрыми делами.

 

Пять дубов

Двa школьникa Митя и Сережa пошли с учителем в лес. Учитель выкопaл им по три мaленьких дубочкa и скaзaл:

– Несите домой, посaдите эти дубки возле хaты.

Принес Митя дубки. Выкопaл одну ямку, посaдил дубок. Взял второе деревце, посмотрел нa него, и покaзaлось Мите, что корень у дубкa слaбый.

Выбросил Митя дубок нa дорогу.

Посмотрел нa третий дубок. Покaзaлось ему, что веточки у него слишком тоненькие.

Выбросил Митя третий дубок нa дорогу.

А Сережa посaдил свои три дубкa, потом вышел нa дорогу и увидел двa деревцa, лежaвшие в пыли. Поднял их Сережa, посaдил рядом со своими тремя дубкaми.

Поливaет Сергей дубки, рaстут они, зеленеют.

А Митя зaбыл о своем дубке, зaсохло мaленькое деревце.

Прошло много лет. Стaли Митя и Сережa взрослыми людьми, отцaми. У Мити есть мaленький сын Дмитрик, a у Сережи – мaленький Сергейкa.

Спрaшивaет Дмитрик у отцa:

– Папа, почему возле Сергейкиной хaты рaстет пять дубов, a возле нaшей нет ни одного?

Молчит отец. 

 (154 слова)

1. Куда пошли дети с учителем?

    А) в парк;                                   Б) в лес.

2. Зачем учитель выкопал по три дубочка?

А) чтобы дети посадили деревца возле дома;

Б) учитель выкопал лишние деревья. 3. Почему на вопрос Дмитрика отец ничего не ответил? А) ему нечего было ответить;

Б) ему было стыдно.

 4. Каким предложением можно выразить главную мысль рассказа? А) Старание и труд добрые плоды дают; Б) Слабые деревца трудно вырастить.

 

 

Я больше не буду

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату… Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца. 

(По В.Сухомлинскому) (142 слова)

1. Кто помогал колхозникам сажать арбузы и дыни?

    А) пятиклассники;                        Б) старики.

2. Кто неправильно подготовил семена к посадке?

    А) дед Дмитрий;                            Б) дети.

3. Как повел себя сын перед отцом?

    А) он возразил отцу;                      Б) он извинился перед отцом.

4. Какая мудрая мысль заложена в рассказе? А) всегда уважай и выполняй просьбы родителей; Б) не ленись выдерживать семена в тепле.

 

        

Моя родина

(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. 

(По М.Пришвину) (220 слов)

1. Почему я встал до солнца?    
    А) чтобы попить чая;          2. Каким чаем угостила меня мама?   Б) чтобы расставить силки.
    А) чаем с молоком;            3. В чем заключалась моя работа?   Б) травяным чаем.
    А) в находках;                 4. Что входило в мое хозяйство?   Б) во встречах.
    А) тропы бесчисленные;        Б) родина.

 

 

            

Сказка о Гусыне

 В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?». И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила:

«Все хорошо, мой сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива. 

(По В.Сухомлинскому) (220 cлов)

1. Что показала гусыня своим деткам?  
    А) большой мир;                       2. Где спрятались гусята от града? Б) летний день.
    А) под крыльями матери;            3. Почему гусыня тяжело дышала? Б) на зеленом лугу.
    А) она спешила;                       4. Что ответила гусыня на вопрос гусенка? Б) у нее были изранены крылья.
    А) побыстрее спасайте меня;        Б) все хорошо, сын мой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

3 КЛАСС

История Донецка

Донецк – город, расположенный на берегах реки Кальмиус, в центре Донбасса. Юзовка, Сталино, Донецк – так именовался город на разных этапах своей истории.

К моменту промышленного открытия территорию города и области обживало множество разных племен кочевников, дробили землю между собой казаки. Когда в этом регионе обнаружили угольные месторождения, приехал Джон Хьюз, известный в народе как Юз, он и является, в некотором роде, создателем будущего Донецка. Поселок получил название Юзовка, здесь построили металлургический завод и началось промышленное развитие города.

В 1917 году произошло преобразование поселка в город, а в 1924 Юзовку переименовали в Сталино. Пару недель, когда с названием была неопределенность, город именовался Троцк. Теперешнее название Донецк получил в 1961 году от названия речки Северский Донец, тогда и область стала называться Донецкой.

Современный Донецк является крупным промышленным, административным, культурно-просветительным и учебным центром, с развитой инфраструктурой.

Донецк – город музеев. Здесь их насчитывается около 140. В их числе два значительных областных музея: Художественный музей и Краеведческий музей. Наряду с государственными музеями функционируют музеи, организованные городскими предприятиями и организациями: Музей истории и формирования железной дороги Донецка, Музей связи и другие. Заслуживают внимания народные музеи, созданные силами энтузиастов – «Донбасс непокоренный». 

 (211 слов)

1. На берегах какой реки расположен Донецк?

                А) Кальмиус;               Б) Донецк;               В) Юзовка.

2. Как именовался Донецк на разных этапах своей истории?

А) Юзовка, Кураховка; Б) Юзовка, Сталино;             В) Кураховка, Сталино. 3. Кто обнаружил угольные месторождения Донбасса?

                А) Сталин;                  Б) Юз;                    В) Дон.

4. В каком году Юзовку переименовали в Сталино?

                 А) в 1924;              Б) в 1942;                      В) в 1944.

5. От названия какой реки Донецку дали его имя?

                А) Дон;                      Б) Донец;               В) Северный Донец.

6. Сколько музеев насчитывает Донецк?

                 А) 100;                      Б) 110;                     В) 140.

 

Город миллиона роз

В1970 году ЮНЕСКО присвоило Донецку звание " Город миллиона роз ", как самому зелёному промышленному городу Европы. В годы перестройки роз поубавилось. Но сегодня опять на улицах, в парках и скверах города цветёт более миллиона этих прекрасных цветов. Розы – это символ и гордость Донецка.

Самые глубокие шахты Украины находятся в Донецке. Их угольные пласты разрабатываются на глубине более 1200 метров. Кстати, горные разработки

Донецких шахт составляют уникальную        систему   подземных коридоров протяженностью более 2000 километров. Шахтёрский труд особо почитаем в Донецке. Самый большой праздник Донецка – День города, отмечаетсяименно в день Шахтёра.

Неподалеку от областного центра расположен наибольший в стране искусственный лес – Великоанадольский (2543 гектара ). Его заложил более полутора столетий тому назад подпоручик, а позже полковник корпуса лесничих, выдающийся учёный Виктор Графф, делом доказав возможность заниматься лесоразведением в голой безводной степи. Сейчас в центре зеленого оазиса прячется озеро с целебными радоновыми источниками. 

 (161 слово)

1. Какое название получил Донецк в 1970 году?

    А) город цветов;             Б) город роз;              В) город миллиона роз.

2. Какая глубина угольных пластов шахт Донецка?

    А) 1200 км;                   Б) 2000 км;               В) 2200 км.

3. Какое название носит самый большой праздник Донецка?

    А) день Донецка;             Б) день Шахтера;        В) день Победы.

4. Какое название носит лес, который находится неподалеку от областного центра? А) Великоанадольский; Б) Великоновоселовский; В) Великодонецкий. 5. Как звали графа, который заложил этот лес?

    А) Виктор Графф;          Б) Виктор Анадоль;       В) Витто Графф.

6. Какое озеро прячется в центре зеленого оазиса?

    А) соленое;                  Б) черное;               В) радоновое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.191 (0.054 с.)