Теории происхождения и сущности государства: либеральная, технократическая, теория элит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения и сущности государства: либеральная, технократическая, теория элит.



Либеральная теория, берущая начало от теории общественного договора XVII в., — это теория понимания государства как совершенно беспристрастного судьи в обществе, возвышающегося над соперничающими группами. Принцип нейтральности государства означает, что оно действует в интересах всех граждан, собственного же интереса, отличного от интересов общества, либеральное государство не имеет. Либералы воспринимают государство как абстракцию, а его институты (правительство, суд, армия, чиновничество) — как независимые, самодостаточные структуры, как бы не связанные с государством (англо-американская традиция).

Либеральное государство — это государство-ночной сторож (государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений); минимальное государство с минимальными обязательствами (не социальное), которое не вмешивается и не помогает гражданам решать свои частные задачи. Его задачи сосредоточены в судебной и полицейской охране порядка, свободы, собственности и защите страны от внешней опасности.[4] Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, последнее рассматривалось как необходимое зло. В либеральном государстве: права человека максимально ограничивают власть; налоги равные; можно все, кроме того, что прямо запрещено; демократия плюралистическая. Частью либеральной идеи свободы является принцип ответственности индивида перед обществом.

В XX в. от либеральной теории отделилась теория плюралистической демократии (Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Дарендорф). С ее точки зрения, первоисточником и первоносителем власти является народ. Государственная власть по природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. При этом власть государства необходимо рассосредоточить по органам самоуправления и др. структурам, обеспечивающим реализацию интересов людей. В современном обществе нет классов, государство становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспечивает благоденствие всех. Общество сейчас являет собой совокупность социальных страт, образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и пр. Каждый человек входит во многие страты, на  их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.

Современные плюралисты (неоплюрализм) гораздо более критичны в отношении к государству (Р.Даль, Ч.Линдблом и Дж.К. Гэлбрейт):

· современные индустриальные государства более сложны и менее чувствительны к давлению со стороны общества, чем полагал классический плюрализм;

· бизнес как главный работодатель и источник капиталовложений имеет «привилегированное положение» перед правительством, поэтому соперничать с ним не под силу никаким др. группам общества;

· государство на самом деле имеет свои мощные собственные интересы: государственная элита (высшее чиновничество, судьи) могут преследовать либо свои собственные бюрократические интересы, либо интересы своей «клиентуры;

· государство является «слугой общества, а не его господином», «подушечкой для булавок», поэтому способно вбирать в себя любые уколы и вмятины, быть флюгером и поворачиваться в сторону, куда укажет общество;

·  демократический процесс при любых условиях важен.

«Плюс» этой теории в том, что она носит действительно демократический характер, обоснование участия всех граждан в делах государственного управления.

Наиболее заметные учения о государстве и праве современности — это неолиберализм, неоконсерватизм, теории государственного благоденствия и социального правового государства.

Неолиберализм и неоконсерватизм ( Дж. М. Кейнс, Ф.А. фон Хайек) схожи по своим теоретическим установкам: основой государства считается рыночная экономика. В целях недопущения ограничения свобод индивида государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Оно оказывает воздействие на рынок посредством права, и правовой порядок является его высшей целью.

Т еория всеобщего благоденствия (Г.Ласки) возникла после 1945 г. как антипод ранее существовавшей теории «государства ночного сторожа» и исходит из того, что современное государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. О чем свидетельствовали успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Основы теории всеобщего благоденствия заложены Д.Кейнсом в 30-х гг. и получили развитие у Д.Мюрдаля, А.Пигу, К.Боулдинга, В.Мунда и др. Суть теории всеобщего благоденствия состоит в том, что государство не должно самоустраняться от экономики, но обеспечивать всем гражданам реальную возможность удовлетворения своих потребностей. Термин «государство всеобщего благоденствия» предполагает смешанную экономику, соединенную с ответственностью государства за социальную занятость, социальные услуги и распределение доходов.

Положительно то, что эта теория обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека в деятельности государства. Ее слабость заключается в том, что «всеобщее благоденствие» нередко достигалось путем эксплуатации полуколониальных и развивающихся стран и ведет к социальному иждевенчеству.

Теория элит возникла в нач. XX в. (В.Парето, Г.Моска), и в сер. ХХ в. ее развивали X.Лассуэл, Д.Сартори, Т.Дай и др. Согласно теории элит, народные массы не способны осуществить власть и управлять общественными делами. Государственная власть должна принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока ее не сменит другая элита. Элиты формируются различными путями (происхождение, образование, опыт, способности). Развитие общества есть циркуляция элит, когда представители контрэлиты стремятся войти в правящую элиту и, тем самым, обновляют ее. Консервация и закрытость наследственной элиты влечет вырождение. Оптимальна не полностью закрытая, наследственная политическая система по критерию богатства, а меритократия (продвижение по заслугам, даже наиболее способных представителей народных масс). Сейчас говорят о нескольких конкурирующих элитах. Демократия здесь выступает как расширенная аристократия. Гарантии контроля за элитой — сильное избирательное право и СМИ, прозрачность государства.

Технократическая теория (теория техногосударства) (Т.Веблен, Д.Барнхейм, Г.Саймон, Д.Белл и др.) возникла в 20-х гг. XX в. и широко распространилась в 60–70-х гг. Это — современная интерпретация теории элит о средствах государственной деятельности. Управлять обществом должны специалисты (управленцы, менеджеры). Только они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и прогрессивным. Развитие техники позволит по-новому вести государственное управление: опросы и on-line референдум, принятие независимых от воли лиц справедливых и оптимальных решений, сетевое государство и т.п.

 Слабой стороной либеральной и теории элит заключается в том, что обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Теория конвергенци и появилась в 50–60-х гг. XX в. (Д. Гэлбрейт, Р.Арон, П.Сорокин) и

рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных и СССР. Сторонники этой теории выявили «обмен» лучшим между ними и прогнозировали сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и пр. Через время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». К сожалению, положения теории не находят явного подтверждение в реальности.

Спортивная школа права (Х. Ортега-и-Гассет) считает, что государство — это результат возникновения и развития спорта, методов физической и военной подготовки членов социума.

Демографическая теория происхождения государства полагает, что все общественные процессы и образование государства обусловлено ростом населения, проживающего на определённой территории, которым нужно управлять.

Рассовая теория происхождения государства (Ж.Гобино, Ф.Ницше) появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания деления населения на рабовладельцев и рабов; деление людей на высшую и низшую расы. Расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов в Азии, Африке, Латинской Америке, объявляла арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими (евреи и др.). Нацистская Германии в рамках расовой  теории создавала особую систему ценностей по критерию «чистоты крови».

Ирригационная теория объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. Эти работы требовали жёсткого централизованного управления, распределения, учёта и др. Слабое место теории в том, что в действительности образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Автоматическая теория происхождения государства (В.Г. Чайлд) исходит из тезиса, что изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания, таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство.

3.5. Стратегии определения сущности права и их отражение в соответствующих школах права.

Теории сущности права иначе называются теориями правопонимания. Правопонимание отражает процесс и результат умственной деятельности человека по познанию, оценке и выработке собственного отношения к праву как социальному явлению.

Типы правопонимания — это философско-юридические концепции, содержащие исходные мировоззренческие принципы объяснения права как самостоятельного явления [ Ошибка! Источник ссылки не найден. ]. Можно выделить два основных типа правопонимания, которые раскрывают соотношение права и закона в своих теориях: позитивизм (формализм) и непозитивизм (антиформализм).

К теориям позитивизма можно отнести классический юридический позитивизм (легизм), марксисткое учение, неопозитивизм (нормативизм), этатический легизм (этатический позитивизм). К теориям непозитивизма можно отнести психологическую, философскую (она же естественно-правовая, юснатурализм), нравственную (этическую) теорию, либертарную. Часто нравственную, философскую и либертарную теории относят к одной философской школе. Напомним, что в юридической науке нет единой, общепризнанной системы правопонимания.

Третий блок составляют теории правопонимания, которые не представляется возможным отнести к (не)позитивисткому типу правопонимания: историческая, реалистическая и прагматическая, интегративная, коммуникативная и др. Социологическая теория (социальное учение о праве), сформированная в рамках позитивной философии О.Конта, на сегодняшний день демонстрирует все признаки непозитивизма.

Основными историческими и современными стратегиями определения и выявления сущности права есть определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм и др. критериям.

Определение права по его бытию выглядит так:

· единое правопозитивное (в юридическом классическом позитивизме) или единое реальное — «живое право» (в противовес мертвому книжному праву), как совокупность судебных решений и др. актов правоприменения (в реалистической школе права);

· дуалистическое бытие права: естественное (божественное бытие права устраивается мировыми силами прежде, чем к нему прикасаются человеческие руки и осмысливает человеческий разум) и волеустановленное (позитивное, установленное государством, человеческое) в философской школе права; второй вариант дуализма различает право: позитивное (официальное) и интуитивное (в результате правовых эмоций любого субъекта, двусторонних переживаний, эмоций в психологической школе права);

· множественное бытие права: например, трееединство правопорядка, совокупности норм и правоприменительных актов (в реалистической школе права).

В противоположность дуалистическому правопониманию в к. XVIII–н. XIX в., начиная от Гегеля и исторической школы права, формируется монистический подход. Далее его придерживались классические позитивисты, реалисты и др. Они отрицали наличие естественного права. Они отстаивали идею, что реально существует только одно государственное право, а именно законодательство. Монисты считают, что лишь государство создает правовую систему и обладает правотворческой монополией. Апогеем монизма стал класический юридический позитивизм.

Плюралистическая теория (Л.Дж. Посписил, Б.А. Кистяковский) утверждает о множественности права, источников и правопорядков, созданных каждой организацией (институтом) независимо от государства, т.е. право возникло до государства и может существовать вне его. Плюралистичность права проявляется также во множестве источников права, легитимизированных данным правопорядком (правой доктрине, правовых принципах, правовых прецедентах и др.). В условиях глобализации допустимо даже применение правовых норм разных правовых систем на одной территории. Например, в Великобритании допускается в спорах между мусульманами применение норм шариата.

Определение права по содержанию дается, например, в нормативизме (это — правовые нормы), в нравственной теории (право как справедливость), в либертарной (право как свобода), в социологической (как правоотношения, как социальный институт), в реалистической теории (право как судебное решение казуса) и др. Юридическое понятие права дается в либертарной, философской (естественно-правовой, возрожденной естественно-правовой, нравственной, этической) теориях.

Определение права по источнику более объективны, чем определения по содержанию, поскольку четко фиксируют источник права: либо производные от государства (теории этатического толка, например, этатический легизм), либо от общества в целом (социологические теории). Позитивистские теории отстаивают идею отсутствия права там, где нет государства, поскольку право есть исключительно его продукт. Здесь право уравнено с законом. Поэтому юридический позитивизм не признавал международного или социального права (протоправа). Социологические же теории подразумевают под источником права народ, общество (что согласуется со ст. 3 Конституции Республики Беларусь).

Определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм подразумевает принуждение в реализации норм права: например, у теологической теории — это Божья кара, у теорий нормативизма и марксизма — государственное принуждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.013 с.)