Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные нормы первобытного общества.
Западные антропологи и этнографы (К.Леви-Стросс, Б.Малиновский, М.Месс, Н.Рулан) при изучении нормативной системы первобытного общества пытались избегать термина «право», но вынуждены были вернуться к этому термину, поскольку вынуждены были оценить первобытную нормативную систему как право, либо как протоправо (как ступень к праву). Они пришли к выводу, что древнее право такое же разумное, как и современное. Между тем, русскоязычное правоведение, согласно марксисткой традиции, отрицает существование права в родоплеменном обществе. Специфика родоплеменной организации первобытного общества заключалась в: · отсутствии политической организации и правовых норм как инструмента государственного управления; · потестарной власти вождей или совета старейшин (не имеющей политического характера, власть, опиравшейся на личный авторитет); · «мононормах» (западные антропологи первобытные нормы называют обычаем). Потестарная власть — это общественная, неполитическя власть, при которой отсутствовал особый аппарат власти занимающийся только управлением; она распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в основном добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения. Говоря о примитивном праве, имеют в виду: протоправо, регулятивную систему эпохи распада первобытного строя, имеющую квазиюридический характер, «бесформенную груду» норм, являющихся эмбрионально правовыми, с помощью которых примитивные культуры решали конфликты. Примитивное право выражается в решениях родоплеменного авторитета, не имеет письменной формы. Оно мононормативно и синкретично. Протоправо включает в себя отношения между двумя сторонами спора, характеризуется регулярностью применения, может обеспечиваться санкциями, еще не способно было интегрировать общество в единый социальный организм.
В Англии и США сформировались два подхода к проблеме протоправа: · позитивисты считают, что примитивное право возникает во всяком первобытном обществе и существует вплоть до появления писаных законов; · аналитическая юриспруденция (У.Сигл, Д.Салмонд и др.) считают, что примитивное право есть проявление племенной жизни. Оно так же нераздельно, и не является юридическим феноменом, т.к. в нем есть лишь крупинки, зачаточные формы, которые только в последующем могут развиться в настоящее право. Концом примитивного права сторонники аналитической юриспруденции считают появление судов. Функции примитивного права, согласно антропологу Е.Хоубелу, таковы: 1) устанавливать, какая деятельность дозволена или запрещена; 2) усмирять насилие и направлять силу на установление порядка, санкционировать насилие, т.е. определять, кто может применять принуждение; 3) обеспечивать приспособляемость людей при изменяющихся условиях. Примитивное право в советской традиции называлось мононормами — это единые, нерасчлененные нормы морали, предправа, религии, обычаев, традиций, регулирующие жизнь первобытного общества[6]. Они обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода и племени; распространялись только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»); регулировались обычаями, традициями, ритуалами, обрядами и мифами (все они закрепляли неписанные правила поведения членов рода в различных ситуациях, являясь средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению). Мононормы обеспечивались в основном силой привычки, подражания (имитации). Они не разграничивали права и обязанности, не имели представительно-обязывающего характера: их требования были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека и организации потестарной власти. Мононормы синкретичны, т.е. заключают в себе религиозные, моральные, правовые и иные начала социальных норм, единство материального и идеального, реального и религиозного, рационального и иррационального. Способами регулирования в древнем обществе были:
· непререкаемые запреты совершать определенные действия, нарушение которых карается сверхъестественными силами в виде табу на убийство, поедание (каннибализм) соплеменника, членовредительство, воровство, применения оружия на стоянках, инцест (кровосмесительство), тотемы общих прародителей, животных, растений, почитаемых за священные, которых нельзя убивать и употреблять в пищу; · дозволения (регламенты) разрешали определенное время охоты, рыболовства, сбора плодов растений, вступления в брак, право обмена и т.д.; · позитивное обязывание предусматривало необходимое поведение во время войны, охоты, изготовления орудий труда, строительства жилищ, распределения пищи и т.д.; · мифы, саги, былины, сказания и иные формы художественного общественного сознания, имевшие нормативно-регулятивное значение. Антрополог Н.Рулан утверждал, что в любом обществе право одновременно репресссивное (табу) и реститутивное (установительное). Любое табу несло сакральный смысл, и не только устанавливало запрет, но и предоставляло право действовать, а в случае нарушения табу применять к нарушителю санкции, хотя первобытные запреты доминировали. Племенная организация есть образец социального права без всякого внешнего принуждения и без всякой централизованной власти и юридических атрибутов. Как правило, мононормы выполнялись добровольно: по привычке, обычаю, как подражание другим членам общества или в силу их полезности. Они предусматривали специфическое наказание: «общественное порицание», изгнания из общины — остракизм (человек оказывался «без роду и племени», что практически неминуемо приводило к смерти изгнанного), также телесные повреждения и смертную казнь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.006 с.) |