Теории происхождения права и государства: органическая, патриархальная, теория насилия, примирения, патримониальная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения права и государства: органическая, патриархальная, теория насилия, примирения, патримониальная.



Органическая теория происхождения и сущности государства и права (Г.Спенсер, Р.Вормс, Г.Прейс) понимает государство как живой биологический организм, отношения между частями которого аналогичны отношениям между частями живого существа. Правительство выполняет функции мозга, управляя всем организмом, используя право, как передаваемые мозгом импульсы. Высшие классы выполняют внешние функции (оборона, нападение), а низшие — внутренние (обеспечивают его существование, жизнедеятельность). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Социальная эволюция понималась органической теорией как разновидность эволюции биологической.

Теория возникла в середине XIX в. в силу влияния дарвинизма (идеи естественного отбора и борьбы за выживание). Еще античные философы (например, Платон) сравнивали государство с огромным организмом, а право и законы — с процессами в человеческой психике.

Слабость теории обусловлена тем, что нельзя сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, игнорируя иные факторы. Положительным в органической теории является признание биосоциальности человека.

Патриархальная (патерналисткая) теория происхождения государства и права (Аристотель, Конфуций) является одной из старейших. Несмотря на критику, у теории есть современные сторонники. Вера в «царя-батюшку», в «батьку» и во всякое начальство как в «отца родного» есть реальные проявления этой теории. Эта теория видит прямое соотношение государства с семьей, когда разрастание семьи и увеличения числа семей приводит к образованию государства. Монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться. Управление государством должно строиться как управление семьей — на основе добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Обязанность же правителя — забота о своих подданных и справедливое управление ими. 

Положительным результатом патерналисткой теории является уважение к государственной власти. Недостатки теории объясняются отрицанием специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти. Кроме того, исторически доказано, что патриархальная семья появилась вместе с государством (правом) при разложении первобытнообщинного строя, а не предшествовала государству (праву), поскольку родственные связи быстро разрушаются.

Теория насилия возникла в XIX в. Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг отстаивали идею о возникновении государства и права как результата насилия (внутреннего или внешнего), путём  подчинения слабых более сильными и организованными или бедных богатыми. Таким образом, государство является итогом навязанной аппаратом принуждения силы. Насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения — государство — и его инструмент — право.

Положительным в теории насилия является исторический факт появления многих государств именно в результате завоевания (раннегерманские, венгерское и др. государства). Слабость теории обусловлена тем, что кроме военно-политических факторов, требуются также социально-экономические, этнические и др. условия.

Теория примирения (Г.Берман, Э.Аннерс) объясняет происхождением права необходимостью упорядочения, организации отношений между людьми внутри первобытного общества. С помощью народного собрания, совета старейшин заключаются договоры о примирении, которые с течением времени, в силу повторения ситуаций перерастают в юридические нормы, правила (право примирения как договорное право). Данная концепция затем переросла в теорию солидарности Л. Дюги.

Патримониальная теория (К.Л. Галлер) считает, что право и государство произошли от права собственности на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Теория «инцеста» (К.Леви-Стросс) исходным в возникновении права и государства считал один из первых исторических запретов — запрет инцеста (кровосмешения). Для обеспечения реализации запрета инцеста понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путём развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. В действительности же данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а протоправо строилось не только на запрете, но и на дозволе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.004 с.)