Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теологические (христианские) взгляды о сущности права.
Теологические взгляды о сущности права основаны на интерпретации права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти. Сущность права и государства, согласно теологической теории, — обеспечение богоустановленного иерархического порядка. Устойчивое теократическое представление объяснимо: желанием придать самый высокий авторитет; невозможностью доказать или опровергнуть (на современном этапе) ее положения, что компенсируется верой. Теологические взгляды на право едины в признании необходимости божественного создания права с целью исправления греховной природы людей и зависимы от вида и типа религии. Так, в древнегреческой религии признавался божественный и справедливый порядок во взаимоотношениях свободных, установленный богиней правосудия («ма-ат»), жрецами которой были судьи. Все следуют божественному закону — дхарме, долгу и обычаям, строгой иерархии во главе с богами и фараоном, почитавшимся как Бог на Земле. Древнеиндийское понятие «рта» означало естественный закон, согласно которому общество делится на созданные Богом варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры). В древнекитайском обществе параллельно с появившимся буддизмом зарождается конфуцианство, подчеркивавшее личную и государственную нравственность и социальную справедливость. Согласно конфуцианству, порядок управления основывается не на законе и наказании, а на добродетелях, комплексе этико-правовых принципов (на ритуале, человеколюбии, заботе, почитании родителей, преданности правителю, долге). Признавался и позитивный закон («фа»). Древнегреческая богиня правды и справедливости Дике определяла обычное право «темис» — концентрацию вечной справедливости во взаимоотношениях и людей и богов. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). Христианство — это вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и основанное на Библии, как общем для всех христиан первоисточнике. Библия (т.е. Священное Писание, от греч. «книги»), по мнению верующих, — Слово Божие. Библия представляет собой два сборника книг: Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет, сложившийся в недрах самого христианства. «Завет» первоначально значило «договор», или «соглашение», обещание Бога благословить избранный Им народ, т.е. указывал на договорную основу христианства.
Священное Предание — это те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквями, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете. Священное Предание включает в себя: каноны, авторизованные церквями литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи. Латинская схема отношения к Священному Преданию такова: эта часть учения, полученного от апостолов, была зафиксирована в книгах Священного Писания, а др. часть (Священное Предание), не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. В православных церквях Священное Писание является частью Священного Предания, а не самостоятельным источником веры. Протестантизм, в отличие от исторических церквей, отрицает авторитет Священного Предания как главного источника веры и признает допустимость самостоятельной интерпретации Священного Писания христианином. Имеются следующие подходы к соотношению христианства и права. С одной стороны, довольно распространено мнение о несовместимости права и христианства (особенно, если брать христианские идеалы и правовую реальность). Противники идеи совместимости права и христианства указывают, что к моменту возникновения христианства существовала развитая и авторитетная система римского гражданского права, не нуждавшаяся в посторонних авторитетах и уже долгое время применявшаяся во многих европейских государствах. Кроме того, в самой христианской церкви большим авторитетом пользовались труды язычников Аристотеля, Платона и др., заложивших основы многих современных политико-правовых концепций. С другой стороны, довольно распространено мнение и о сильном взаимовлиянии юриспруденции и христианства (в первую очередь, доктринальном). Сторонники идеи совместимости права и христианства настаивают на том, что благодаря христианству: 1) Европа пошла по пути завоевания прав человека; 2) современное европейское государство является светским (разделяет светскую и духовную власть). Христианская церковь не протестует против ее отделения от государства, в результате мирские дела разрешаются при помощи норм позитивного права (установленного государством).
Если вообще существует христианское учение о праве (а адепты этой идеи говорят о законченной христианской философии права), то оно заключено в поступках и высказываниях Христа о праве и суде в Новом Завете. Прежде всего, Христос не различает нравственности и права: нет двойных стандартов, внешних для права и внутренних для нравственности. Христианство стремится к максимуму морали, к единой и неделимой правде. Христос проповедует искренность, правдивость и в праве, и на суде. Сам он на суде или молчал, или говорил правду. Он не намеревался специально бороться с существующим правопорядком, а подчинялся ему, не уклонялся лично от суда, не призывал к уклонению от уплаты подати кесарю. Говоря о несовместимости богатства с полным христианским совершенством, он не отвергал собственности как таковой, боролся с ней только в храме Божием. Он не идеализирует земной юстиции, поскольку там не соблюдались важнейшие требования к закону: суд, милость и вера. Он проповедовал прощение и рекомендовал мирить спорящих. Христос не только толковал право (о разводе, о прелюбодеянии), но и считал себя управомоченным творить суд на особых основаниях, «судом праведным». Христианство содействует созданию общечеловеческих моральных принципов, т.к. христианская этика универсальна: доброжелательное отношение, любовь ко всем людям, забота о ближних, независимо от их социального, национального и религиозного статуса, честный труд, прощение и др. В рамках христианства право понимается как «низший тип нравственности». Главный труд русской философии по этике «Оправдание добра. Нравственная философия» (особенно 17-я гл. «Нравственность и право») В.С. Соловьева раскрывает идею, что право есть свобода человека, ограниченная равенством людей (свобода одного человека ограничена свободой другого). Справедливость есть социальное выражение любви, универсальной любви ко всем людям. Сущность права состоит в равновесии нравственных интересов: личной свободы и общего блага. Вся история человечества есть путь из царства природы в царство духа: «Исторический процесс есть долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству» [82].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.) |