Теологические (христианские) взгляды о сущности права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теологические (христианские) взгляды о сущности права.



Теологические взгляды о сущности права основаны на интерпретации права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти. Сущность права и государства, согласно теологической теории, — обеспечение богоустановленного иерархического порядка.

 Устойчивое теократическое представление объяснимо: желанием придать самый высокий авторитет; невозможностью доказать или опровергнуть (на современном этапе) ее положения, что компенсируется верой.

Теологические взгляды на право едины в признании необходимости божественного создания права с целью исправления греховной природы людей и зависимы от вида и типа религии. Так, в древнегреческой религии признавался божественный и справедливый порядок во взаимоотношениях свободных, установленный богиней правосудия («ма-ат»), жрецами которой были судьи. Все следуют божественному закону — дхарме, долгу и обычаям, строгой иерархии во главе с богами и фараоном, почитавшимся как Бог на Земле. Древнеиндийское понятие «рта» означало естественный закон, согласно которому общество делится на созданные Богом варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры). В древнекитайском обществе параллельно с появившимся буддизмом зарождается конфуцианство, подчеркивавшее личную и государственную нравственность и социальную справедливость. Согласно конфуцианству, порядок управления основывается не на законе и наказании, а на добродетелях, комплексе этико-правовых принципов (на ритуале, человеколюбии, заботе, почитании родителей, преданности правителю, долге). Признавался и позитивный закон («фа»). Древнегреческая богиня правды и справедливости Дике определяла обычное право «темис» — концентрацию вечной справедливости во взаимоотношениях и людей и богов.

Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). Христианство — это вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и основанное на Библии, как общем для всех христиан первоисточнике.

Библия (т.е. Священное Писание, от греч. «книги»), по мнению верующих, — Слово Божие. Библия представляет собой два сборника книг: Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет, сложившийся в недрах самого христианства. «Завет» первоначально значило «договор», или «соглашение», обещание Бога благословить избранный Им народ, т.е. указывал на договорную основу христианства.

Священное Предание — это те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквями, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете. Священное Предание включает в себя: каноны, авторизованные церквями литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи.

Латинская схема отношения к Священному Преданию такова: эта часть учения, полученного от апостолов, была зафиксирована в книгах Священного Писания, а др. часть (Священное Предание), не войдя в Писание, передавалась через устную проповедь и была записана в послеапостольскую эпоху. В православных церквях Священное Писание является частью Священного Предания, а не самостоятельным источником веры. Протестантизм, в отличие от исторических церквей, отрицает авторитет Священного Предания как главного источника веры и признает допустимость самостоятельной интерпретации Священного Писания христианином.

Имеются следующие подходы к соотношению христианства и права. С одной стороны, довольно распространено мнение о несовместимости права и христианства (особенно, если брать христианские идеалы и правовую реальность). Противники идеи совместимости права и христианства указывают, что к моменту возникновения христианства существовала развитая и авторитетная система римского гражданского права, не нуждавшаяся в посторонних авторитетах и уже долгое время применявшаяся во многих европейских государствах. Кроме того, в самой христианской церкви большим авторитетом пользовались труды язычников Аристотеля, Платона и др., заложивших основы многих современных политико-правовых концепций.

С другой стороны, довольно распространено мнение и о сильном взаимовлиянии юриспруденции и христианства (в первую очередь, доктринальном). Сторонники идеи совместимости права и христианства настаивают на том, что благодаря христианству: 1) Европа пошла по пути завоевания прав человека; 2) современное европейское государство является светским (разделяет светскую и духовную власть). Христианская церковь не протестует против ее отделения от государства, в результате мирские дела разрешаются при помощи норм позитивного права (установленного государством).

Если вообще существует христианское учение о праве (а адепты этой идеи говорят о законченной христианской философии права), то оно заключено в поступках и высказываниях Христа о праве и суде в Новом Завете. Прежде всего, Христос не различает нравственности и права: нет двойных стандартов, внешних для права и внутренних для нравственности. Христианство стремится к максимуму морали, к единой и неделимой правде. Христос проповедует искренность, правдивость и в праве, и на суде. Сам он на суде или молчал, или говорил правду. Он не намеревался специально бороться с существующим правопорядком, а подчинялся ему, не уклонялся лично от суда, не призывал к уклонению от уплаты подати кесарю. Говоря о несовместимости богатства с полным христианским совершенством, он не отвергал собственности как таковой, боролся с ней только в храме Божием. Он не идеализирует земной юстиции, поскольку там не соблюдались важнейшие требования к закону: суд, милость и вера. Он проповедовал прощение и рекомендовал мирить спорящих. Христос не только толковал право (о разводе, о прелюбодеянии), но и  считал себя управомоченным творить суд на особых основаниях, «судом праведным».

Христианство содействует созданию общечеловеческих моральных принципов, т.к. христианская этика универсальна: доброжелательное отношение, любовь ко всем людям, забота о ближних, независимо от их социального, национального и религиозного статуса, честный труд, прощение и др.

В рамках христианства право понимается как «низший тип нравственности». Главный труд русской философии по этике «Оправдание добра. Нравственная философия» (особенно 17-я гл. «Нравственность и право») В.С. Соловьева раскрывает идею, что право есть свобода человека, ограниченная равенством людей (свобода одного человека ограничена свободой другого). Справедливость есть социальное выражение любви, универсальной любви ко всем людям. Сущность права состоит в равновесии нравственных интересов: личной свободы и общего блага. Вся история человечества есть путь из царства природы в царство духа: «Исторический процесс есть долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству» [82].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.006 с.)