Классификация рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация рыночных структур



  Совершенная конкуренция Монополисти ческая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм неограниченное много несколько одна
Тип продукта однородный дифференцированный однородный или дифференцированный уникальный
Рыночная власть отсутствует небольшая высокая максимальная
Барьеры входа-выхода отсутствуют невысокие высокие непреодолимые

 

Борьба с проявлениями монополизма на рынке

Монополизм сопряжен с набором резко отрицательных последствий для экономики:

Ø недопроизводство;

Ø завышенные цены;

Ø неэффективное производство;

Ø плохое качеством продукции, её устарелость;

Ø отсутствие сервиса;

Ø пренебрежения интересам потребителя;

Ø монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

В таких условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.

Антимонопольная политика – политика направленная на развитие конкурентных отношений и пресечение монополистических злоупотреблений.

В законе № 135-ФЗ 2006 г. «О защите конкуренции»:

Ø запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом является существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка;

Ø запрещаются сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, ограничение доступа на рынок конкурентам;

Ø подлежит наказанию недобросовестная конкуренция:

ü распространение ложных сведений о конкуренте;

ü обман покупателя относительно реальных свойств и качеств товара;

ü принижение в рекламе товара конкурента;

ü использование чужих названий и товарных знаков, копирование формы, упаковки и внешнего оформления товаров конкурентов

ü похищение коммерческих секретов, технической, производственной и торговой информации.

 

Принципы антимонопольной политики:

1) По отношению к естественным монополиям – государственный контроль за ценообразованием, принудительное установление цен и тарифов.

2) Контроль за слиянием корпораций.

3) Постоянный контроль за деятельностью товаропроизводителей, доминирующих в данном секторе рынка.

4) Мониторинг ценообразования на рынках.

5) Дифференцированный подход к рынкам.

6) Предупредительные меры (предписания по устранению нарушений на рынках, запрет слияний крупных фирм).

7) Крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (до 15% от годовой оборота компании).

8) Прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Определение степени концентрации рынка:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ihh):

                          

                    Ihh = (X 1)2 + (X 2)2 + … + (Xn)2

 

где Х – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

 

Чем выше степень концентрации отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все 100% рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума – 10 000 (ведь 1002 = 10 000).

Если в отрасли действуют более 10 000 фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.

Обычно же рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh < 1000 (в США – при Ihh < 1400). По приведенной формуле это условие выполняется, если, например, доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%.

Пример: Анализ конкурентной среды на рынке сотовой связи за 2012 год

 

Оператор Доля рынка, %
ОАО «МТС» 31
«Мегафон» 27
«Вымпелком» 24
«Tele2 Россия» 10
Ростелеком 5
Другие 8

 

Ihh = 312 + 272 + 242 + 102 + 52 + …. = 961+729+576+100+25+….= 2391

 

Источник: данные исследовательских агентств IMCA, Json&partners.

 

Коэффициент Лернера

Степень влияния фирмы на рыночные цены или рыночная власть фирмы оценивается с помощью коэффициента Абба Лернера:

L = (P – MC) / Р

Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену.

Сложность оценки реального уровня предельных издержек приводит к тому, что на практике его заменяют на величину средних издержек. В этом случае коэффициент Лернера может быть подсчитан по формуле:

L = (P – ATC) / Р

Если умножить числитель и знаменатель на объем выпуска Q, то коэффициент монопольной власти можно оценить как отношение прибыли к доходу фирмы:

L= (P × Q -ATC × Q)/P × Q            L = (TR– TC)/TR               L = П/TR

Таблица 5.

Рыночная власть основных участников рынка чая России (2007 год).

Участники рынка Выручка, млн. руб. Прибыль до налогов, млн. руб. Рыночная власть Доля на рынке, %
Orimi 3303 991 0,3 30,7
May 1747 472 0,27 15,4
Unilever 1962 491 0,25 10,5
SDS Foods 1850 407 0,22 9,8
Akbar 528 95 0,18 4,1
Авалон 531 90 0,17 3,9
Grand Steuart 352 53 0,15 2,7

 

 

 

Коэффициент концентрации

 

Сумма долей (в %) четырех (CR-4) или восьми (CR-8) крупнейших компаний на рынке данного товара.

 

1. Высококонцентрированные олигополии: 

CR-4 > 65% и CR-8 > 85%

 

2. Умеренно концентрированные олигополии:

50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%

 

3. Низкоконцентрированные олигополии:

35%<CR-4<50% и 45%<CR-8<70%

 

4. Неконцентрированный рынок:

CR-4<35% и CR-8<45%



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.7 (0.008 с.)