Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация рыночных структур ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Борьба с проявлениями монополизма на рынке Монополизм сопряжен с набором резко отрицательных последствий для экономики: Ø недопроизводство; Ø завышенные цены; Ø неэффективное производство; Ø плохое качеством продукции, её устарелость; Ø отсутствие сервиса; Ø пренебрежения интересам потребителя; Ø монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. В таких условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Антимонопольная политика – политика направленная на развитие конкурентных отношений и пресечение монополистических злоупотреблений. В законе № 135-ФЗ 2006 г. «О защите конкуренции»: Ø запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом является существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка; Ø запрещаются сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, ограничение доступа на рынок конкурентам; Ø подлежит наказанию недобросовестная конкуренция: ü распространение ложных сведений о конкуренте; ü обман покупателя относительно реальных свойств и качеств товара; ü принижение в рекламе товара конкурента; ü использование чужих названий и товарных знаков, копирование формы, упаковки и внешнего оформления товаров конкурентов ü похищение коммерческих секретов, технической, производственной и торговой информации.
Принципы антимонопольной политики: 1) По отношению к естественным монополиям – государственный контроль за ценообразованием, принудительное установление цен и тарифов. 2) Контроль за слиянием корпораций. 3) Постоянный контроль за деятельностью товаропроизводителей, доминирующих в данном секторе рынка.
4) Мониторинг ценообразования на рынках. 5) Дифференцированный подход к рынкам. 6) Предупредительные меры (предписания по устранению нарушений на рынках, запрет слияний крупных фирм). 7) Крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (до 15% от годовой оборота компании). 8) Прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Определение степени концентрации рынка: Индекс Херфиндаля-Хиршмана Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ihh):
Ihh = (X 1)2 + (X 2)2 + … + (Xn)2
где Х – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
Чем выше степень концентрации отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все 100% рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума – 10 000 (ведь 1002 = 10 000). Если в отрасли действуют более 10 000 фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы. Обычно же рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh < 1000 (в США – при Ihh < 1400). По приведенной формуле это условие выполняется, если, например, доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%. Пример: Анализ конкурентной среды на рынке сотовой связи за 2012 год
Ihh = 312 + 272 + 242 + 102 + 52 + …. = 961+729+576+100+25+….= 2391
Источник: данные исследовательских агентств IMCA, Json&partners.
Коэффициент Лернера Степень влияния фирмы на рыночные цены или рыночная власть фирмы оценивается с помощью коэффициента Абба Лернера: L = (P – MC) / Р Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену. Сложность оценки реального уровня предельных издержек приводит к тому, что на практике его заменяют на величину средних издержек. В этом случае коэффициент Лернера может быть подсчитан по формуле:
L = (P – ATC) / Р Если умножить числитель и знаменатель на объем выпуска Q, то коэффициент монопольной власти можно оценить как отношение прибыли к доходу фирмы: L= (P × Q -ATC × Q)/P × Q L = (TR– TC)/TR L = П/TR Таблица 5. Рыночная власть основных участников рынка чая России (2007 год).
Коэффициент концентрации
Сумма долей (в %) четырех (CR-4) или восьми (CR-8) крупнейших компаний на рынке данного товара.
1. Высококонцентрированные олигополии: CR-4 > 65% и CR-8 > 85%
2. Умеренно концентрированные олигополии: 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%
3. Низкоконцентрированные олигополии: 35%<CR-4<50% и 45%<CR-8<70%
4. Неконцентрированный рынок: CR-4<35% и CR-8<45%
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.7 (0.008 с.) |