Тема № 5. Понятие конкуренции и типы рыночных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 5. Понятие конкуренции и типы рыночных структур



Тема № 5. Понятие конкуренции и типы рыночных структур

Понятие конкуренции

Наиболее мощным фактором функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Современный термин «конкуренция» происходит от лат. слова concurrentia, означающего столкновение, состязание.

Рыночная конкуренция - борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.

В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.

При её отсутствии потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага.

Функции конкуренции:

1) Регулирующая функция - воздействии конкуренции на предложение в целях установления их оптимального соответствия спросу.

2) Стимулирующая - стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

3) Контролирующая функция - не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

4) Санирующая - ликвидация неконкурентоспособных предприятий

5) Инновационная функция.

6) Аллокационная функция - эффективное размещении самих факторов производства.

7) Адаптационная функция - рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды.

8) Распределительная функция оказывает воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ среди потребителей.

 

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции

2. Рынок несовершенной конкуренции, который в свою очередь делится на:

2.1 Монополистическую конкуренцию;

2.2 Олигополию;

2.3 Монополию.

 

Данные термины пришли из греческого языка (poleo – продаю, psoneo – покупаю, mono – один, oligos – несколько, poly – много).

 

Деление ведется по 4 основным критериям:

1) Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много).

Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.

2) Характер производимого продукта (однородный, дифференцированный, уникальный).

3) Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса, определяемые наличием в отрасли барьеров. Условно их можно разделить на две группы.

 

3.1. Барьеры искусственные (институциональные):

Ø лицензии или патенты на какой-либо вид деятельности;

Ø государственные ограничения;

Ø протекционистская политика;

Ø международные торговые ограничения;

Ø нормативно-правовая база, регулирующая рынок и т. п.

 

3.2 Барьеры естественные:

Ø экономия на масштабах производства;

Ø эффективный размер предприятия в отрасли;

Ø высокая степень дифференциации продукции;

Ø лояльность покупателей к уже существующей торговой марке;

Ø доступ к каналам распределения продукции и т. д.

4) Информация, обращающаяся на рынке (совершенная – несовершенная)


Рис. 1. Кривая спроса

Несовершенной конкуренции.

Предел роста валового дохода.

Слишком большой объем производства не приносит желаемого дохода, поскольку реализовывать продукцию приходится по крайне низким ценам.

 

Рис 3. Динамика валового дохода при а) совершенной и б) несовершенной конкуренции

3) Ускоренное падение предельного дохода фирмы по сравнению со снижением цен на продукцию.

Таблица 3

Рис. 4. Кривые D и MR в условиях несовершенной конкуренции

 

Рис. 5. Выбор оптимального объема производства в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Качественные различия.

Качество не является одномерной характеристикой, то есть не сводится только к определению: данный товар плохой или хороший. Так, зубная паста должна очищать зубы, дезинфицировать полость рта, укреплять эмаль зубов и десны, быть приятной на вкус и т.д. Введение в состав пасты каких-то эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко имеют приятный вкус.

2) Дополнительные потребительские свойства товара, т.е. те особенности товара, которые делают его использование более легким и удобным (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.). На зрелом насыщенном рынке именно дополнительные свойства часто определяют судьбу товаров.

3) Различия в месте продажи. Для покупателей важной качественной характеристикой продукта является место его продажи. В розничной торговле и для многих видов услуг именно территориальное размещение точек реализации имеет решающее значение.

4) Различия в сервисе.

Например, покупка бытовой техники, компьютера. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и послегарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по эксплуатации). Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме. В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр составляющих, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам.

5) Различия в рекламе.

Ø Во-первых, реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных продуктов.

Ø Во-вторых, способствует формированию новых потребностей.

Ø В-третьих, создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет.  

 

3. Низкие барьеры. Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен, т.е. выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта.

Таким образом, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защититься от конкурентов.

Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке монополистической конкуренции порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

 

4. Несовершенство информации. Совершенная, то есть абсолютно полная и точная, информация в условиях реального рынка никогда не встречается. Многие важнейшие показатели деятельности фирм (например, планы конкурентов) обычно не бывают достоверно известны, а верная интерпретация даже доступных данных представляет трудную задачу.

 

Для данного рынка становятся свойственными важнейшие черты несовершенной конкуренции:

1) Равновесная цена при монополистической конкуренции превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции, т.е. структура рынка заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние деньги».

2) Устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции.

3) Недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т.е. возникают избыточные производственные мощности.

4) Приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования

5) Приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.

Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон, в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции.

Наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высокоэластичной в соответствующем диапазоне цен.

Чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы.

Олигополия

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует небольшое количество продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение – имеют именно такую структуру.

 

1) Немногочисленность действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли  наряду с крупными могут работать немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих фирм приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополии обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции.

 

2) Дифференциация продукта при олигополии имеет необязательный характер. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но и существуют такие, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия).

Барьеры.

3.1 Для уже сложившихся, медленно растущих рынков – очень высокие.

3.2 Для молодых, динамично развивающихся рынков – относительно высокие.

Главная причина формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек.

 Барьеры – большой объем капитальных вложений для создания конкурентной фирмы + заполненный объем рынка.  

 

4) Информация несовершенная (по отношению к потребителю)

При олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельность, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т. д.

Модели Олигополии

 

Модель ценового лидерства

Наиболее часто употребляемым примером «игры по правилам» является лидерство в ценах: все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в аналогичных размерах остальными компаниями.

В данной модели одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы следуют за ней.

Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям

Формы ценового лидерства:

Лидерство доминирующей фирмы возникает обычно в условиях, когда она контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений, а также когда уровень издержек на предприятиях фирмы является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т. д.), а дифференциация продукции фирмы выделяет ее в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т. д.).

Лидерство барометрической фирмы предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации. Поэтому другие компании отрасли воспринимают действия фирмы-лидера в качестве индикатора или барометра будущей конъюнктуры.

Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии «подождем и увидим».


Монополия

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Монополия – высшее проявление несовершенной конкуренции.

 

Виды монополий:

1) Естественные монополии – основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

2) Сырьевые монополии – обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегического сырья.

3) Локальные монополии – обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

4) Закрытая монополия – защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

5) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определенное время) является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

 

Признаки монополии:

1. Одна фирма и много покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двусторонней монополией.

2. Отсутствие товаров-заменителей. Основой власти монополиста   служит уникальность или незаменимость его продукции

3. Очень высокие (непреодолимые) барьеры для входа на рынок:

Ø экономия от масштаба;

Ø правовые ограничения: патенты, права на научно-технические достижения, авторские права, санкционированные государством исключительные права;

Ø высокие издержки входа;

Ø контроль монополистов за источниками поступления сырья и ресурсов;

Ø высокие транспортные расходы, способствующие формированию местных изолированных рынков;

Ø нечестная конкуренция (например, демпинг).

4. Полнота владения всей рыночной информацией.

5. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает её как рыночную.

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать.

 

При совершенной конкуренции оптимальный объем производства определяется на основе сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены, то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные издержки и предельный доход.

Таблица 4

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ihh):

                          

                    Ihh = (X 1)2 + (X 2)2 + … + (Xn)2

 

где Х – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

 

Чем выше степень концентрации отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все 100% рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума – 10 000 (ведь 1002 = 10 000).

Если в отрасли действуют более 10 000 фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.

Обычно же рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh < 1000 (в США – при Ihh < 1400). По приведенной формуле это условие выполняется, если, например, доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%.

Пример: Анализ конкурентной среды на рынке сотовой связи за 2012 год

 

Оператор Доля рынка, %
ОАО «МТС» 31
«Мегафон» 27
«Вымпелком» 24
«Tele2 Россия» 10
Ростелеком 5
Другие 8

 

Ihh = 312 + 272 + 242 + 102 + 52 + …. = 961+729+576+100+25+….= 2391

 

Источник: данные исследовательских агентств IMCA, Json&partners.

 

Коэффициент Лернера

Степень влияния фирмы на рыночные цены или рыночная власть фирмы оценивается с помощью коэффициента Абба Лернера:

L = (P – MC) / Р

Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену.

Сложность оценки реального уровня предельных издержек приводит к тому, что на практике его заменяют на величину средних издержек. В этом случае коэффициент Лернера может быть подсчитан по формуле:

L = (P – ATC) / Р

Если умножить числитель и знаменатель на объем выпуска Q, то коэффициент монопольной власти можно оценить как отношение прибыли к доходу фирмы:

L= (P × Q -ATC × Q)/P × Q            L = (TR– TC)/TR               L = П/TR

Таблица 5.

Рыночная власть основных участников рынка чая России (2007 год).

Участники рынка Выручка, млн. руб. Прибыль до налогов, млн. руб. Рыночная власть Доля на рынке, %
Orimi 3303 991 0,3 30,7
May 1747 472 0,27 15,4
Unilever 1962 491 0,25 10,5
SDS Foods 1850 407 0,22 9,8
Akbar 528 95 0,18 4,1
Авалон 531 90 0,17 3,9
Grand Steuart 352 53 0,15 2,7

 

 

 

Коэффициент концентрации

 

Сумма долей (в %) четырех (CR-4) или восьми (CR-8) крупнейших компаний на рынке данного товара.

 

1. Высококонцентрированные олигополии: 

CR-4 > 65% и CR-8 > 85%

 

2. Умеренно концентрированные олигополии:

50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%

 

3. Низкоконцентрированные олигополии:

35%<CR-4<50% и 45%<CR-8<70%

 

4. Неконцентрированный рынок:

CR-4<35% и CR-8<45%

Тема № 5. Понятие конкуренции и типы рыночных структур

Понятие конкуренции

Наиболее мощным фактором функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Современный термин «конкуренция» происходит от лат. слова concurrentia, означающего столкновение, состязание.

Рыночная конкуренция - борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.

В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.

При её отсутствии потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага.

Функции конкуренции:

1) Регулирующая функция - воздействии конкуренции на предложение в целях установления их оптимального соответствия спросу.

2) Стимулирующая - стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

3) Контролирующая функция - не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

4) Санирующая - ликвидация неконкурентоспособных предприятий

5) Инновационная функция.

6) Аллокационная функция - эффективное размещении самих факторов производства.

7) Адаптационная функция - рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды.

8) Распределительная функция оказывает воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ среди потребителей.

 

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции

2. Рынок несовершенной конкуренции, который в свою очередь делится на:

2.1 Монополистическую конкуренцию;

2.2 Олигополию;

2.3 Монополию.

 

Данные термины пришли из греческого языка (poleo – продаю, psoneo – покупаю, mono – один, oligos – несколько, poly – много).

 

Деление ведется по 4 основным критериям:

1) Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много).

Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.

2) Характер производимого продукта (однородный, дифференцированный, уникальный).

3) Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса, определяемые наличием в отрасли барьеров. Условно их можно разделить на две группы.

 

3.1. Барьеры искусственные (институциональные):

Ø лицензии или патенты на какой-либо вид деятельности;

Ø государственные ограничения;

Ø протекционистская политика;

Ø международные торговые ограничения;

Ø нормативно-правовая база, регулирующая рынок и т. п.

 

3.2 Барьеры естественные:

Ø экономия на масштабах производства;

Ø эффективный размер предприятия в отрасли;

Ø высокая степень дифференциации продукции;

Ø лояльность покупателей к уже существующей торговой марке;

Ø доступ к каналам распределения продукции и т. д.

4) Информация, обращающаяся на рынке (совершенная – несовершенная)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.11 с.)