Картель (модель олигополии, основанная на сговоре). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картель (модель олигополии, основанная на сговоре).



 

Картель – формальная организация продавцов в целях ограничения конкурентных сил на рынке и получения её участниками монопольно высокой прибыли путем сговора.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию или максимизировать прибыль.

Картели могут иметь как национальный так и международный характер.

Одним из наиболее известных международных картелей является ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти), которая начиная с 1970-х гг. успешно воздействует на мировые цены на нефть.

Классический картель классифицируются и предполагает установление между фирмами соглашения о:

· единых ценах;

· размерах (квотах) производства или разделе рынков;

· единой политике по отношению к поставщикам ресурсов;

· обмен патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Временем расцвета картелей был период с конца XIX до конца 30-х годов, когда они имели легальную форму и были широко распространены.

Картели оказали резко отрицательное воздействие на рыночную экономику.

В большинстве стран картели законодательно запрещены.  

Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) и только под контролем государства.

Факторы, препятствующие образованию картеля:

Ø значительное число продавцов и производителей продукции;

Ø неоднородность выпускаемой продукции и несопоставимость издержек;

Ø нестабильность и непредсказуемость спроса;

Ø взаимоотношения между участниками картеля;

Ø эффективность антимонопольного законодательства.

 

Картелеподобная структура рынка (или «игра по правилам»).

 

Она представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающим из антикартельного законодательства. А с другой – уменьшает риск непредсказуемой реакции конкурентов.

Модель ценового лидерства

Наиболее часто употребляемым примером «игры по правилам» является лидерство в ценах: все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в аналогичных размерах остальными компаниями.

В данной модели одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы следуют за ней.

Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям

Формы ценового лидерства:

Лидерство доминирующей фирмы возникает обычно в условиях, когда она контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений, а также когда уровень издержек на предприятиях фирмы является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т. д.), а дифференциация продукции фирмы выделяет ее в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т. д.).

Лидерство барометрической фирмы предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации. Поэтому другие компании отрасли воспринимают действия фирмы-лидера в качестве индикатора или барометра будущей конъюнктуры.

Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии «подождем и увидим».


Монополия

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Монополия – высшее проявление несовершенной конкуренции.

 

Виды монополий:

1) Естественные монополии – основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

2) Сырьевые монополии – обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегического сырья.

3) Локальные монополии – обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

4) Закрытая монополия – защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

5) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определенное время) является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

 

Признаки монополии:

1. Одна фирма и много покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двусторонней монополией.

2. Отсутствие товаров-заменителей. Основой власти монополиста   служит уникальность или незаменимость его продукции

3. Очень высокие (непреодолимые) барьеры для входа на рынок:

Ø экономия от масштаба;

Ø правовые ограничения: патенты, права на научно-технические достижения, авторские права, санкционированные государством исключительные права;

Ø высокие издержки входа;

Ø контроль монополистов за источниками поступления сырья и ресурсов;

Ø высокие транспортные расходы, способствующие формированию местных изолированных рынков;

Ø нечестная конкуренция (например, демпинг).

4. Полнота владения всей рыночной информацией.

5. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает её как рыночную.

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать.

 

При совершенной конкуренции оптимальный объем производства определяется на основе сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены, то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные издержки и предельный доход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.)