Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Картель (модель олигополии, основанная на сговоре).
Картель – формальная организация продавцов в целях ограничения конкурентных сил на рынке и получения её участниками монопольно высокой прибыли путем сговора. Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию или максимизировать прибыль. Картели могут иметь как национальный так и международный характер. Одним из наиболее известных международных картелей является ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти), которая начиная с 1970-х гг. успешно воздействует на мировые цены на нефть. Классический картель классифицируются и предполагает установление между фирмами соглашения о: · единых ценах; · размерах (квотах) производства или разделе рынков; · единой политике по отношению к поставщикам ресурсов; · обмен патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес. Временем расцвета картелей был период с конца XIX до конца 30-х годов, когда они имели легальную форму и были широко распространены. Картели оказали резко отрицательное воздействие на рыночную экономику. В большинстве стран картели законодательно запрещены. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) и только под контролем государства. Факторы, препятствующие образованию картеля: Ø значительное число продавцов и производителей продукции; Ø неоднородность выпускаемой продукции и несопоставимость издержек; Ø нестабильность и непредсказуемость спроса; Ø взаимоотношения между участниками картеля; Ø эффективность антимонопольного законодательства.
Картелеподобная структура рынка (или «игра по правилам»).
Она представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающим из антикартельного законодательства. А с другой – уменьшает риск непредсказуемой реакции конкурентов. Модель ценового лидерства Наиболее часто употребляемым примером «игры по правилам» является лидерство в ценах: все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в аналогичных размерах остальными компаниями.
В данной модели одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы следуют за ней. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям Формы ценового лидерства: Лидерство доминирующей фирмы возникает обычно в условиях, когда она контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений, а также когда уровень издержек на предприятиях фирмы является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т. д.), а дифференциация продукции фирмы выделяет ее в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т. д.). Лидерство барометрической фирмы предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации. Поэтому другие компании отрасли воспринимают действия фирмы-лидера в качестве индикатора или барометра будущей конъюнктуры. Вместе с тем отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии «подождем и увидим». Монополия Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Монополия – высшее проявление несовершенной конкуренции.
Виды монополий: 1) Естественные монополии – основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. 2) Сырьевые монополии – обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегического сырья.
3) Локальные монополии – обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли. 4) Закрытая монополия – защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. 5) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определенное время) является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Признаки монополии: 1. Одна фирма и много покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двусторонней монополией. 2. Отсутствие товаров-заменителей. Основой власти монополиста служит уникальность или незаменимость его продукции 3. Очень высокие (непреодолимые) барьеры для входа на рынок: Ø экономия от масштаба; Ø правовые ограничения: патенты, права на научно-технические достижения, авторские права, санкционированные государством исключительные права; Ø высокие издержки входа; Ø контроль монополистов за источниками поступления сырья и ресурсов; Ø высокие транспортные расходы, способствующие формированию местных изолированных рынков; Ø нечестная конкуренция (например, демпинг). 4. Полнота владения всей рыночной информацией. 5. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает её как рыночную. Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать.
При совершенной конкуренции оптимальный объем производства определяется на основе сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены, то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные издержки и предельный доход.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.) |