Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают.



При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства – ниже, чем при совершенной конкуренции. Следствием этого является как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги и менее эффективного использования ресурсов, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены.

 

 

Ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии) – потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.

Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно монополия ведет к росту цен и сокращению объемов выпуска.

 

 

Для монополий характерно понятие Х-неэффективности. Для фирм монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы – от зарплаты лодыря-работника до роскоши топ-менеджеров – включаются в издержки. Лишенный выбора покупатель вынужден их оплачивать. В целом Х-неэффективность – безхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше их объективного уровня.

 

Монопольная власть на рынке позволяет проводить политику ценовой дискриминации – практика установления различных цен на различные единицы одного и того же товара или услуги.

Целью является максимизация доходов фирмы при неизменном уровне затрат.

Для проведения данной политики необходимы следующие условия:

- эластичность спроса на товар у разных групп покупателей существенно различается;

- легкая идентификация покупателей;

- невозможность дальнейшей перепродажи товара.

 

1) Ценовая дискриминация первой степени – единица товара продается по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.

При осуществлении политики совершенной ценовой дискриминации оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, расширяется до точки оптимума Qк совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста включает в себя весь потребительский излишек и компания извлекает максимально возможную добавочную прибыль.

 

На практике совершенная ценовая дискриминация крайне затруднительна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции.

Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т. д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

 

2) Ценовая дискриминация второй степени – назначение различных цен в зависимости от объема покупки (так называемое нелинейное ценообразование).

Ø скидки на объем поставок;

Ø кумулятивные скидки (проездной билет на год);

Ø дискриминация во времен (цены в кино в утреннее и вечернее время).

 

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором потребителя.

Продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р*, то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR = P*Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0P*ABCQ** (рис. 8.6).

 

 

3) Ценовая дискриминация третьей степени – осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Например, цены на:

Ø авиабилеты эконом и бизнес-класс;

Ø ж/д билеты (плацкарт, купе, СВ);

Ø билеты в музеи для детей, студентов, иностранцев;

Ø продукция «премиум» и «эконом» класса.

Фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы – и предлагают свои товары в соответствие с этим.


Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.006 с.)