Монополистическая конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция



Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом и выходом с рынка.

Основы модели и само название были приведены в 1933 г. Эдвардом  Чемберленом в работе «Теория монополистической конкуренции».

 

1. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ перед мелкими и соседними с ними.

Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объема выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

2. Дифференциация продукта. Главная особенность рынка монополистической конкуренции - дифференциация, многообразие продукции.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других фирм. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя узкой разновидности данного продукта) и обладает известной властью на рынке.

Каждая фирма контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товаров приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка. На таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать довольно значительной.

Дифференциация продуктов может проявляться в:

Качественные различия.

Качество не является одномерной характеристикой, то есть не сводится только к определению: данный товар плохой или хороший. Так, зубная паста должна очищать зубы, дезинфицировать полость рта, укреплять эмаль зубов и десны, быть приятной на вкус и т.д. Введение в состав пасты каких-то эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко имеют приятный вкус.

2) Дополнительные потребительские свойства товара, т.е. те особенности товара, которые делают его использование более легким и удобным (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.). На зрелом насыщенном рынке именно дополнительные свойства часто определяют судьбу товаров.

3) Различия в месте продажи. Для покупателей важной качественной характеристикой продукта является место его продажи. В розничной торговле и для многих видов услуг именно территориальное размещение точек реализации имеет решающее значение.

4) Различия в сервисе.

Например, покупка бытовой техники, компьютера. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и послегарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по эксплуатации). Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме. В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр составляющих, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам.

5) Различия в рекламе.

Ø Во-первых, реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных продуктов.

Ø Во-вторых, способствует формированию новых потребностей.

Ø В-третьих, создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет.  

 

3. Низкие барьеры. Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен, т.е. выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта.

Таким образом, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защититься от конкурентов.

Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке монополистической конкуренции порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

 

4. Несовершенство информации. Совершенная, то есть абсолютно полная и точная, информация в условиях реального рынка никогда не встречается. Многие важнейшие показатели деятельности фирм (например, планы конкурентов) обычно не бывают достоверно известны, а верная интерпретация даже доступных данных представляет трудную задачу.

 

Для данного рынка становятся свойственными важнейшие черты несовершенной конкуренции:

1) Равновесная цена при монополистической конкуренции превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции, т.е. структура рынка заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние деньги».

2) Устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции.

3) Недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т.е. возникают избыточные производственные мощности.

4) Приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования

5) Приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.

Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон, в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции.

Наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высокоэластичной в соответствующем диапазоне цен.

Чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.221 (0.009 с.)