Необходимость интегральной оценки конкурентного статуса организации. Применение рейтинговых оценок для интегральной оценки конкурентоспособности организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость интегральной оценки конкурентного статуса организации. Применение рейтинговых оценок для интегральной оценки конкурентоспособности организаций.



Интегральный показатель должен включать в себя индексы соотношения ряда показателей, характеризующих каждое направление деятельности исследуемой организации (например, по одному из каждой группы). Но исходя из конкретных целей, стоящих перед организацией на данном этапе жизненного цикла, рационально выделить более приоритетные направления оценки и рассматривать только их.

Общий вид интегрального экспресс-показателя конкурентоспособности:

где К -интегральный показатель конкурентоспособности,

I1, I2,...,In - индекс изменения конкурентоспособности по тому или иному показателю, I = показатель оцениваемого предприятия (1) / показатель базисного предприятия (0);

n - количество групп показателей (направлений оценки).

Если полученный интегральный показатель К=1, то силы конкурентов равны, если К>1, то исследуемое предприятие в данный момент более конкурентоспособно и если К<1, налицо преимущество конкурента.

Интегральная оценка позволяет оценить как реальную (путем сравнения с показателями реальных конкурентов), так и потенциальную конкурентоспособность (путем анализа конкурентоспособности в динамике, сравнения с нормативами и средними значениями) организации, кроме того, он позволяет быстро и достаточно качественно произвести оценку конкурентоспособности, почему и был признан методом экспресс-оценки.

Более точно произвести интегральную оценку конкурентоспособности фирмы позволяет метод рейтинговых оценок. Он предусматривает взвешенную оценку показателей конкурентоспособности при их включении в итоговый рейтинг.

8. Факторы, показатели и методы оценки конкурентоспособности отрасли

Конкурентоспособность отрасли – способность отрасли производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности организаций отрасли.

Конкурентоспособность отрасли – совокупная способность отрасли создавать конкурентные преимущества организаций, товары которых по ценовым и качественным характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары аналогичных зарубежных отраслей-конкурентов, что обеспечивает устойчиво высокие темпы экономического роста отечественной отрасли.

Под конкурентоспособностью отраслей сле­дует понимать эффективность работы отдель­ных отраслей национального хозяйства, оцени­ваемую, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамич­ности при различных вариантах развития эконо­мики данной страны и всего мира в целом.

Критерием оценки конкурентоспособности отрасли является эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность товаров и услуг предприятий и организаций отрасли.

Все показатели оценки конкурентоспособности отрасли можно классифицировать на групповые и обобщающие:

Направление оценки Суть Показатели

Групповые

1.1Оценка рыночной составляющей отражает реальную конкурентоспособность отрасли и указывает полноту удовлетворения запросов потребителей в продукции (товарах, услугах) организаций данной отрасли, условий продажи и обслуживания по сравнению с аналогичной продукцией отраслей зарубежных стран. -доля экспорта в общем объеме реализованной продукции; -соотношение экспорта и импорта отрасли -доля отрасли на мировых рынках; -доля отрасли на рынках промышленно-развитых стран
1.2Оценка ресурсной составляющей позволяет выявить уровень достаточности, обеспеченности организаций отрасли соответствующими ресурсами абсолютные и относительные показатели, характеризующие наличие соответствующих видов ресурсов (например, численность занятых в отрасли)
1.3Оценка относительного уровня и динамики эффективности использования ресурсов позволяет определить степень эффективности использования организациями отрасли соответствующих видов ресурсов абсолютные и относительные показатели, характеризующие эффективность использования соответствующих видов ресурсов (например, рентабельность основных фондов)
1.4Оценка стратегического потенциала отрасли - отражает способность специалистов у выдвижению и реализации конкурентоспособных идей - способности организаций отрасли расширять объемы производства с помощью инвестиционной активности, которая позволяет увеличивать объемы производства новой продукции - показатели способности организаций отрасли производить новую продукцию - доля расходов организаций отрасли на НИОК в выручке от реализации продукции - объем инвестиций в основные средства - доля новой продукции в объеме производимой продукции
1.5 Оценка степени взаимодействий и взаимосвязи организаций отрасли производится через показатели кооперирования организаций отрасли с поставщиками сырья, полуфабрикатов - удельный вес потребляемой отраслью продукции собственного производства

Обобщающий

Обобщающий показатель (индекс) характеризует способность анализируемой отрасли (ВЭД) вытеснять конкурентов, сохранять свое положение на зарубежных рынках сбыта продукции в текущий момент и иметь задел на перспективу - индекс конкурентоспособности отрасли по рентабельности реализованной продукции, скорректированной на уровень инфляции -сочетание индекса рентабельности реализованной продукции и рентабельности активов, скорректированных на индекс инфляции (интегральный показатель) - сочетание других показателей эффективности отрасли - и т.п.

 

9. Конкурентоспособность региона: цели, факторы и показатели оценки

Конкурентоспособность региона может быть определена как способность создавать условия для его устойчивого развития, обеспечивая производство конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг путем эффективного использования имеющегося экономического потенциала.

Целью повышения конкурентоспособности региона – является постоянное повышение благосостояния жителей региона, которое обеспечивается за счет устойчивого социально-экономического развития региона на основе повышения эффективности его реального сектора экономики.

Направления оценки Свойства Показатели (примерные)
экономическое развитие     инновационное развитие   наличие и структура рабочих мест; уровень эффективности экономики; экономика в развитии; структура экономики субъектов, адекватная рыночной экономике   наличие и квалификация научно-технического персонала; финансовая обеспеченность инновационного процесса; результативность инновационного процесса; применение инновационных технологий; производство инновационной продукции и технологий     ВРП на одного занятого в экономике; чистая прибыль организаций на одного занятого в экономике; доля занятых на малых предприятиях к общей численности занятых в экономике; доля экспорта в продукции обрабатывающих и добывающих производств и сельского хозяйства; уровень безработицы -численность занятых в науке, исследованиях и разработках на тысячу занятых в экономике; - доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП; -объем выполненных научно-технических работ организациями, проводившими научные исследования и разработки; - соотношение затрат на технологические инновации и затрат на научную деятельность и разработки; - удельный вес инновационно активных организаций, осуществляющих затраты на технологические инновации, в общем числе обследованных организаций промышленности. - удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности; -удельный вес машино- и приборостроения в экономике региона; -удельный вес численности работников, использовавших персональные компьютеры (в %) к списочной численности работников; - инвестиции в основной капитал (только затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств); -доля затрат на технологические инновации в валовом региональном продукте.  
качество жизни   :жилищные условия; уровень денежных доходов населения; безопасность; культура; экология; обеспеченность медицинским обслуживанием -номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников; -соотношение доходов населения с бюджетом прожиточного минимума (в %); - распределение населения по соотношению среднедушевых располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума (в %).   -удовлетворенность домашних хозяйств жилищными условиями (полностью удовлетворены), в % к итогу; - ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов на 1000 человек населения, тыс. кв. м; - численность практикующих врачей на 10 000 человек населения; - число посещений театров, соизмеримое с численностью городского населения; - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в расчете на одного жителя, кг; -отведение недостаточно очищенных вод, соизмеренное с численностью городского населения, млн. куб. м; - число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения, случаев.    
человеческий потенциал (демографическая и образовательная составляющая) воспроизводство населения; здоровье населения и физическое развитие; культура; уровень образования и профессиональной подготовки -уровень рождаемости на 1000 чел. населения; -ожидаемая продолжительность жизни населения; - число преступлений, совершенных несовершеннолетними на 1000 чел. населения; -заболевание населения алкоголизмом и алкогольными психозами на 100 тыс. человек; -заболеваемость на 100 тыс. человек населения с установленным впервые в жизни диагнозом. -охват детей дошкольным образованием; -выпуск учащихся с аттестатом о среднем образовании на 1000 человек населения; -выпуск квалифицированных рабочих и служащих, соотнесенные с общим числом населения; -выпуск специалистов с высшим образованием, соотнесенный с численностью населения; - численность исследователей с учеными степенями на1000 человек населения.  

10. Конкурентоспособность национальной экономики: сущность, факторы, показатели и методика оценки

Конкурентоспособность страны – это:

-способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках

-степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США)

-экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития)

-способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность национальной экономики – это способность открытой для международной конкуренции страны создавать конкурентные преимущества отечественных товаров (работ, услуг) на мировых рынках, способность ее субъектов хозяйствования проектировать, производить, продавать свои товары на основе высокой производительности труда, эффективности использования ресурсов, повышения рентабельности активов

Конкурентоспособность национальной экономики характеризуется степенью развития всех регионов и отраслей, и наиболее высоким уровнем жизни населения среди других стран (ВВП на душу населения).

Критерием конкурентоспособности экономики страны может быть эффективность использования ресурсов, рост общественной производительности труда, повышение экономической и социальной эффективности производства и уровня жизни населения.

Цель повышения конкурентоспособности национальной экономики - обеспечение эффективности национального производства, экономического роста, повышение качества и уровня жизни, доходов и благосостояния населения страны на основе удовлетворения потребностей рынков в товарах и услугах.

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI)

Процесс расчета интегрального показателя, по которому составляется конечный рейтинг стран по конкурентоспособности, включает несколько этапов:

На 1-м этапе необходимо собрать все данные, требуемые для расчета интегрального показателя.

На 2-м этапе следует рассчитать нужные показатели и определить место каждой страны в рейтинге стран по каждому показателю, исходя их экономического смысла последнего.

На 3-м этапе рассчитывается интегральный показатель.

При этом учитывается тот факт, что хотя на экономику любой страны влияют все слагаемые конкурентоспособности, в каждом отдельном случае их воздействие будет различным, что обусловлено тем, что страны находятся на разных стадиях развития: по мере роста уровня ОТ для поддержания высокого дохода должна повышаться ПТ.

Известная экономическая теория о стадиях развития говорит, что на первой стадии развитие экономики обуславливается факторами производства. Поддержание конкурентоспособности в этот период зависит, в первую очередь, от хорошо функционирующих институтов, развитой инфраструктуры, стабильной экономической среды и здоровой рабочей силы, получившей хотя бы базовое образование.

С ростом производительности (а значит, и конкурентоспособности) в стране увеличиваются зарплаты, и актуальность приобретает повышение качества продукции, что возможно при условии повышения эффективности производственных процессов. На данном этапе конкурентоспособность зависит не столько от базовых факторов, сколько от уровня образования трудовых ресурсов, эффективности товарных рынков, развитости финансовых рынков, возможности использования преимущества существующих технологий, большего внутреннего или внешнего рынка. Все это характерно для экономики, цель которой – эффективность.

Когда страны переходят на стадию экономики, движимой инновациями, дальнейший рост зарплат возможен только в том случае, если компании с стране способны производить новые и уникальные продукты. Здесь важно использование самых передовых производственных процессов и внедрение собственных инноваций.

Понятно, что на разных стадиях развития степень важности для страны различных показателей тоже различна.

В таблице указаны веса групп факторов, соответствующих каждой стадии развития. Они были выведены специалистами ВЭФ из регрессии, наиболее тесно связанной с показателем ВВП на душу населения за последние годы.

Таблица Веса трех групп факторов для каждой стадии развития, %

Группа факторов Экономика, движимая факторами Экономика, движимая эффективностью Экономика, движимая инновациями
Базовые условия 60 40 20
Факторы эффективности 35 50 50
Факторы инноваций 5 10 30

 

Для определения стадии развития страны существуют 2 критерия:

-уровень ВВП на душу населения

-доля экспорта сырьевых товаров в общем объеме экспорта товаров и услуг.

Итак, страны делятся по уровню дохода на три группы:

-страны с экономикой, движимой факторами (ВВП на душу населения менее 3000долл.США)

-страны с экономикой, движимой эффективностью (ВВП на душу населения от 3000 до 9000 долл.США)

-страны с экономикой, движимой инновациями (ВВП на душу населения более 17000 долл.США).

Затем следует учесть, что на страны, в значительной степени, зависящие от экспорта сырьевых товаров, большое влияние оказывают базовые факторы.

Так по уровню дохода Россия относится к экономике, движимой инновациями.

Однако, учитывая ее зависимость от экспорта нефти и газа, ее следует отнести к экономике, движимой эффективностью.

Затем рассчитывается интегральный показатель. Последовательность расчет такова:

1.Сначала рассчитываются промежуточные субиндексы как сумма мест в рейтингах показателей, относящихся к соответствующей группе факторов.

2.Затем для каждой страны (с учетом ее стадии развития) рассчитывается интегральный показатель с использованием соответствующих весов.

Например, для страны с экономикой, движимой факторами, формула будет иметь следующий вид:

I = 0,6 х i1+ 0,35 х i2+ 0,05х i3

 

Где I – интегральный показатель

i1 – субиндекс 1

i2 – субиндекс 2

i3 – субиндекс 3

3. После этого составляется рейтинг стран в соответствии с интегральным показателем.

Чем тот показатель ниже, тем выше уровень конкурентоспособности

страны и ее место в списке.


Доп.разделы

Научные подходы к управлению конкурентоспосбностью

1. Научные плдходы к управлению конкурентоспособностью

Таблица 1. Характеристика подходов к управлению конкурентоспсособностью

Подход Характеристика
Системный подход представляет собой методологию исследования объектов как систем (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, служащих для достижения поставленной цели (целей)) Свойства системы:
Логический подход предусматривает анализ при формировании решении принципов диалектической и формальной логики
Воспроизводственно-эволюционный подход подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта
Инновационный подход заключается в ориентации развития любых объектов на активизацию инновационной деятельности, обеспечивающую ресурсосбережение, повышение конкурентоспособности и, в конечном счете, качества жизни населения
Комплексный подход применение подхода основано на учете взаимосвязи технических, экономических, экологических, организационных, социальных, психологических, политических, демографических и иных аспектов управления при решении поставленной задачи
Глобальный подход при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов, точка обзора должна быть над уровнем, где находится анализируемый объект
Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между: отдельными компонентами и подсистемами системы управления; стадиями жизненного цикла объектов управления; уровнями управления по вертикали; субъектами управления по горизонтали
Виртуальный подход сущность подхода заключается в использовании средств электронной связи, интернета в целях формирования виртуальных организаций для удовлетворения различных потребностей без непосредственного контакта с партнерами
Стандартизационный подход позволяет упорядочить понятия, параметры, системы, унифицировать их, выбрать наилучшее и стандартизировать в виде международного или национального стандарта, стандарта организации, обеспечить взаимозаменяемость, эффективность и безопасность использования объекта
Маркетинговый подход   предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы на внешних и внутренних потребителей при решении любых задач в условиях рыночных отношений
Эксклюзивный подход сущность подхода заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности
Функциональный подход сущность подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения (после установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта)
Процессный подход рассматривает общие функции управления как взаимосвязанные (процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету-контролю, мотивации и регулированию)
Структурный подход данный подход реализуется путем постоянного определения значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности в целях установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов
Ситуационный (вариантный) подход   при данном подходе применение разных методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время (наиболее эффективным в конкретной ситуации является метод, который максимально адаптирован к существующей ситуации)
Нормативный подход   сущность подхода заключается в установлении нормативов управления по внутренним подсистемам системы конкурентоспособности: целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей
Оптимизационный подход сущность подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным посредством применения методов исследования операций, статистических методов, экспертных оценок и т.п.
Директивный (административный) подход   заключается в регламентации функций, прав, обязанностей элементов системы конкурентоспособности в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и проч.)
Поведенческий подход   Реализуется за счет применения на практике основных принципов мотивации (процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации). Данный подход применяется для стимулирования, координации, оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей и творческих способностей.
Деловой подход   У каждого руководителя (лица), принимающего (выполняющего) решение, формируется свое понимание делового подхода вследствие специфики полученного воспитания и образования; полнота и глубина практического применения делового подхода определяются субъективными и объективными (внешней среды) факторами.

1. Сущность конкурентного поведения и конкурентной стратегии организации

Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов хозяйствования на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других. При этом различают 3 типа конкурентного поведения:

Типы конкурентного поведения

Креативный Приспособленческий Обеспечивающий
организация осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и проведении мероприятий, упреждающих действия конкурентов основано на стремлении предприятия к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг

 

Конкурентная стратегия – это концепция и система действий фирмы, направленная на достижение конечной цели. Изначально любая фирма имеет цель, которая выражается в монополизации рынка какого-либо товара для максимизации прибыли.

В связи с этим каждая фирма имеет 2 стратегические установки:

1. Установка на монополизацию рынка товаров. Согласно первой установке действия фирмы направлены на изменение числа конкурентов и максимизацию прибыли в коротком периоде.

2. Установка на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения на рынке, уменьшение степени риска и увеличение прибыли в долгосрочном периоде.

Конкурентную стратегию фирмы в широком смысле можно определить как план действий по экономически эффективному достижению перспективных целей фирмы на основе удержания и развития конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Она является составной частью и интегратором стратегии управления организацией. Можно выделить несколько уровней стратегического управления фирмой:

1. Корпоративная стратегия - представляет собой общий план развития фирмы по всем направлениям её деятельности (сферам бизнеса) и на всех рынках, где присутствует фирма, и распространяется на все стратегические хозяйственные подразделения, входящие в состав фирмы (корпорации).

2. Деловая стратегия (бизнес-стратегия) -представляет собой план управления отдельной сферой деятельности фирмы

3. Функциональная стратегия- представляет собой управленческий план для отдельного вида деятельности фирмы в рамках определённой сферы бизнеса и разрабатывается, как правило, на уровне соответствующего функционального подразделения

4. Операционная стратегия -представляет собой совокупность конкретных мероприятий, направленных на достижение целей отдельной структурной единицы (производственного подразделения) фирмы

Конкурентную стратегию в более узком смысле можно рассматривать как набор специфических шагов и подходов, которые фирма предпринимает или собирается предпринять с целью ведения успешной конкурентной борьбы.

Стратегия задается четырьмя факторами:

1) сферой деятельности - рынками, которые предполагается об­служивать, и потребительскими сегментами, которые необходимо зах­ватить;

2) конкурентным преимуществом - позицией, которая отличает данный бизнес от бизнеса конкурентов;

3) доступностью рынка - наличием коммуникаций и каналов ди­стрибуции, применяемых для выхода на заданный рынок;

4) видами деятельности - определением соответствующего масш­таба и размаха видов деятельности, которые необходимо осуществить

2. Базовые варианты конкурентной стратегии

Базовая классификация конкурентных стратегий была представлена Портером в продолжение развития его теории пяти конкурентных сил. Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли Портер выделил три базовых стратегии конкуренции:

1. Абсолютное лидерство в издержках.

2. Дифференциация.

3. Фокусирование.

Таблица 1. Базовые конкурентные стратегии по М. Портеру

Базовая стратегия Общие требования к ресурсам и квалификации Общие требования к организационным условиям
Абсолютное лидерство в издержках -реальные инвестиции и доступ к капиталу -навыки технологической разработки процессов -тщательный надзор и контроль за трудовыми процессами -конструирование изделий, облегчающее производство -низкозатратная система распределения и сбыта -жесткий контроль за уровнем издержек -частые и детальные контрольные отчеты -четкая организационная структура и ответственность -стимулирование на основе четких количественных показателей
Дифференциация -высокий потенциал маркетинга -конструирование изделий -творческие способности -высокий потенциал фундаментальных исследований -высокая репутация качества продукции или технологическое лидерство -значительный опыт работы в отрасли или уникальное сочетание навыков, полученных в других отраслях -тесная кооперация с каналами сбыта -тесная функциональная координация НИОКР. конструирование изделий и маркетинга -субъективные оценки и стимулы вместо количественных показателей Возможности привлечения высококвалифицированной рабочей силы, исследователей и творческого персонала
Фокусирование -сочетание указанных выше условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели -сочетание указанных выше условий и мер, направленных на достижение конкретной стратегической цели

 

Таблица 2.Риски, присущие базовым конкурентным стратегиям

Риски

Абсолютное лидерство в издержках Дифференциация Фокусирование
-технологические изменения, подрывающие прошлые инвестиции или опыт -умение вновь пришедших в отрасль компаний или последователей снижать издержки путем копирования опыта или инвестирования в новейшее оборудование -неспособность компании реагировать на необходимые изменения рынка из-за повышенной озабоченности проблемой издержек -инфляция издержек, которая снижает способность компании поддерживать достаточную разницу в ценах, компенсирующую престиж брендов или другие преимущества конкурентов в дифференциации -различие в издержках между фирмой, проводящей дифференциацию и компанией низких издержек могут стать слишком значительными, чтобы удержать лояльность покупателей, которые предпочтут экономию исключительным особенностям продукта или услуги или имиджу дифференцированной фирмы -по мере накопления потребительского опыта значимость фактора дифференциации для более изощренных покупателей может снижаться -копирование снижает полученную дифференциацию. Что обычно происходит в процессе старения отрасли -увеличение различий в издержках, между конкурентами, действующими в широком стратегическом плане и фирмой, производящей стратегию фокусирования, ведет к ликвидации преимущества последней в издержках при обслуживании узкого целевого рынка или нейтрализации дифференциации, достигнутой благодаря фокусированию -сужение различий между пользующимися спросом продуктами или услугами на целевом рынке и продуктами и услугами на отраслевом рынке в целом -ситуация, при которой конкуренты находят более узкие рыночные сегменты внутри стратегического целевого рынка и тем самым преодолевают преимущество фирмы, проводящей стратегию фокусирования

Базовые стратегии Портера позже были несколько модифицированы. Кроме четырёх базовых стратегий (учитывая две стратегии фокусирования – на базе дифференциации и низких издержек) была выделена также стратегия оптимальных издержек. Стратегия оптимальных издержек ориентирована на предоставление покупателям большей потребительской ценности за те же деньги. Цель состоит в том, чтобы предложить потребителю товар высокой потребительской ценности, отвечающий его ожиданиям по основным потребительским свойствам и превосходящий его ожидания по цене. Таким образом, производитель с оптимальными издержками стремится одновременно достичь преимущества, как по издержкам, так и за счёт дифференциации товара.

На рынках, где покупатели привыкли к высокой дифференциации продукции, но при этом чувствительны к цене, стратегия оптимальных издержек эффективнее, чем стратегия лидерства по издержкам или стратегия дифференциации в чистом виде. Недостатками стратегии оптимальных издержек является то, что существует риск оказаться зажатыми между компаниями, стремящимися к лидерству по издержкам, и компаниями, проводящими политику дифференциации продукта.

Таким образом, конкурентные стратегии М.Портера, как правило, представляют следующим образом:

1. Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение полных издержек закупки и реализации товаров.

2. Стратегия широкой дифференциации направлена на прида­ние товарам специфических черт, отличающих их от товаров конкурентов, что способствует привлечению большего числа конкурен­тов.

3. Стратегия оптимальных издержек дает покупателям возможность получить за свои деньги б6льшую ценность, а организации - преиму­щества за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциа­ции товаров.

4. Стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий круг покупателей, при которой организация опережает своих конкурентов за счет более низких издержек произ­водства.

5. Сфокусированная стратегия дифференциации товарного ассор­тимента ставит своей целью обеспечить представителей своего сегмента рынка товарами, наиболее полно отвечающими их вкусам.

 

3. Современная классификация конкурентных стратегий

Таблица.Современные конкурентные стратегии

Компания «виолент»

Преимущества Необходимые рыночные условия Дестабилизирующие факторы
-получение сверхприбыли за счет вытеснения на рынке конкурентов, у которых более высокая цена на аналогичную продукцию; -локализация рынка за счет ценовой доступности своих товаров; -ужесточение входного барьера по себестоимости для фирм, стремящихся в эту отрасль; -наличие больших внутренних резервов при повышении рыночных цен на сырье, материалы, комплектующие полуфабрикаты; -вытеснение товаров-субситутов за счет массовости и низких издержек своего производства; -создание имиджа добросовестного и надежного партнера.   -спрос на выпускаемую продукцию должен быть эластичен по цене и достаточно однороден по структуре; -конкуренция должна носить преимущественно ценовой характер; -отсутствие на рынке условий для дифференциации стандартизированной продукции данной отрасли.   -технологические нововведения; -копирование или имитация конкурентами методов работы на рынке; -изменение вкуса или выбора потребителей; -появление новых, более совершенных товаров.  

Компания «патиент»

Преимущества Необходимые рыночные условия Дестабилизирующие факторы
-объем продаж и получение сверхприбыли происходит за счет специализации производства на конкретном сегменте рынка -дифференциация продукции предназначена для ограниченного круга потребителей -имидж компании формируется в результате заботы о потребностях конкретного потребителя -наличие потребителей, которых не устраивает стандартная продукция и которые готовы платить за качество -наличие конкурентов, которые нацелены на обслуживание всех групп потребителей -компания ориентируется на узкоспециализированный сегмент рынка -характеристики товаров для узкого сегмента и общего рынка становятся идентичными -конкуренты концентрируют свою работу на рынке и постепенно вытесняют компанию-«патиента»

Компания «коммутант»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.079 с.)