Внимание и трудности учебно-воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание и трудности учебно-воспитательного процесса



В предыдущем параграфе говорилось о потребностно-мотивационной сфере личности школьника. Теперь мы перейдем к познавательной сфере. Знание уровня и особенностей развития ее тоже очень важно. Ведь в процессе познавательной деятельности происходит прием и переработка учебного материала школьником. Неуспех в усвоении знаний часто становится основной предпосылкой возникновения отклоняющегося поведения.

Но прежде, чем говорить о психических познавательных процессах, надо сказать о внимании. Оно не является самостоятельным психическим процессом, но составляет необходимую сторону каждого вида сознательной душевной деятельности. Без него невозможно полноценное учение, глубокое усвоение сообщаемых знаний. Более того, неумение человека управлять своим вниманием делает его неорганизованной, импульсивной личностью и вызывает многие трудности в жизни.

Что же это такое? Внимание — это направленность и сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающие его наиболее ясное отражение. Выделяют 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание зависит от характера внешнего раздражения (его силы,- новизны, длительности действия, прерывности и пр.), психического состояния, прошлого опыта человека, непосредственного интереса. Стимулирование непроизвольного внимания школьника на уроке — начало его включения в активную учебную деятельность. Оно же способствует закреплению интереса учащегося к учебному предмету в дальнейшем. Однако нельзя учение связывать только с непроизвольным вниманием. Усвоение знаний — трудный и длительный процесс, требующий значительных волевых усилий школьника. Поэтому особое значение приобретает произвольное внимание. Его воспитание связано с формированием у учащихся опосредованных интересов, направленных не на сам процесс учения, а на его результаты. Например, ученик изучает иностранный язык не для углубления своих лингвистических "знаний, а общения во время будущих путешествий за границу. Облегчает выработку произвольного внимания практическое действие (конспектирование во время чтения, подчеркивание отдельных мест текста и т. д.), особенности рабочей обстановки, соответствующее психическое состояние (рабочая настроенность), самовнушение, привычка быть внимательным. Воспитание произвольного внимания у учащихся — необходимое условие их успешной учебной деятельности и дисциплинированного поведения.

Выделены 4 свойства внимания: устойчивость, объем, распределение, переключение. Для педагога очень важно воспитать устойчивое внимание у своих учеников на уроках. Оно развивается при активном включении самого школьника в учебно-воспитательный процесс, ответственном отношении его к учению, систематических волевых усилиях, формировании привычки быть внимательным. Устойчивость внимания зависит от возраста и индивидуальных особенностей школьника. В младших классах устойчивость внимания менее длительная. Там в течение одного урока требуется чаще менять виды учебной деятельности и предоставлять кратковременный отдых. В средних и старших классах возможности для развития этого свойства значительно большие. Поэтому на уроке можно более длительный период заниматься однородной учебной деятельностью. Но и там надо учитывать моменты колебания внимания. Индивидуальные особенности воспитания устойчивости внимания обусловлены типом темперамента. Например, холерику труднее выработать у себя устойчивость внимания, чем флегматику.

Объем внимания у старшеклассников равен магическому числу 7±2. В младших классах объем внимания школьников меньше почти вдвое. Для увеличения объема внимания у учащихся рекомендуется учить их выделять в процессе наблюдения крупные комплексы, а не отдельные мелкие объекты.

Например, при чтении выделять не каждую букву в отдельности, а слоги и короткие слова целиком.

Распределение внимания развивается в такой сложной деятельности, в которой объединяются более простые и уже хорошо отработанные деятельности.

Так, только старшеклассник может начинать слушать лекции и одновременно записывать их. В младшем школьном возрасте делать это просто невозможно.

Переключения внимания можно добиться, если преодолевать у себя инерцию, добиваться быстроты реакций, развивать волю.

Развитие указанных свойств внимания поможет ученику не только создать благоприятные условия для повышения успеваемости, но и преодолеть свою неорганизованность и недисциплинированность. Управление вниманием существенно помогает человеку преодолеть трудности в своей жизни. Так, часто учителю и самому ученику не удается прекратить нежелательную деятельность путем прямого запрета или самозапрета, но многого можно добиться переключением внимания на полезные дела. Тяжелые переживания тоже облегчаются при переключении на достаточно напряженную деятельность. В других случаях рекомендуется ослабить стойкую доминанту в мозге, вызывающую устойчивое внимание к нежелательной деятельности. В этом ученику и педагогу могут помочь приемы психоанализа.

Почему у школьника может возникнуть невнимательность? Причины могут быть как внешние, так и связанные с личностью ученика. Внешние причины невнимательности: неинтересность и монотонность изложения педагогом учебного материала, слабая дисциплина в классе, неясность цели и плана урока, а также недостаточно свежий воздух в помещении, слишком высокая или низкая температура в классе, посторонний шум, наличие ненужных новых пособий, утомление к концу дня.

Индивидуальные причины невнимательности: отсутствие интереса к учебному предмету, слишком легкое или слишком трудное усвоение материала, неприятные семейные события, болезнь, переутомление, в том числе из-за просмотра большого количества кинои телефильмов, частого хождения с родителями в гости, занятиями в нескольких кружках, поздним засыпанием и т. д.

Невнимательность может стать привычкой, закрепиться как отрицательная черта характера. В таких случаях говорят о возникновении у детей и взрослых рассеянности. Рассеянность бывает двух видов. В одних случаях она выражается в отсутствии устойчивости внимания, в постоянном переключении с одного вида деятельности на другой. Такое внимание называется блуждающим. Оно было у Хлестакова, который отмечал у себя «легкость в мыслях необыкновенную». Именно такая рассеянность бывает у многих неуспевающих и недисциплинированных школьников. Она присуща также многим экстравертированным личностям (смотрите главу об акцентуациях характера).

В других случаях рассеянность происходит от слишком большого сосредоточения на своих мыслях и переживаниях. Такая рассеянность бывает у усиленно занимающихся учебой школьников, в том числе и у отличников и вообще у увлеченных каким-либо делом подростков и юношей. Такая рассеянность характерна для другой анкцентуации—интровертированности.

Хотелось бы обратить внимание на то, что рассеянность у младших школьников связана с трудностью для них долгое время быть внимательным. Они легко отвлекаются от дела внешними обстоятельствами. У подростков возможна большая устойчивость внимания, чем у учащихся начальной школы, но они часто сознательно не хотят сосредоточиваться на неинтересном занятии. Кроме того, сказывается стремление многих подростков к бурной и неупорядоченной деятельности.

Для преодоления рассеянности школьника можем порекомендовать сосредоточить усилия воспитателей на формировании у ребенка стержневого жизненного интереса к какой-либо области знаний и труда, вокруг которого группировались другие, более частные интересы. Помогает решению этой задачи воспитание, с одной стороны, любознательности у школьника и чувство долга, с другой. Желательно дома создать такие условия для школьников, чтобы внимание его не отвлекалось, не рассеивалось. Для предупреждения рассеянности детей важно добиваться выполнения ими режима дня с достаточным по времени сном и пребыванием на воздухе.

Подросткам и юношам желательно разъяснить вред рассеянности как проявления слабоволия и подсказать приемы воспитания внимания. Хотелось бы порекомендовать воспитателям выделить в этой беседе следующие положения;

— воспитанию внимания существенно помогает наличие у школьников устойчивых и достаточно широких интересов;

— человеку нужно быть хозяином своего внимания, т. е. заставлять себя сосредотачивать внимание на любом предмете и в любое время;

— важно приучить себя работать в неблагоприятных условиях;

— следовать правилу: никогда не работать невнимательно;

— знать особенности своего внимания.

В чем заключается индивидуальный подход к «трудному» школьнику в данном случае? В том, чтобы понять, насколько невнимательность повлияла на возникновение у этого ученика отклоняющего поведения. Далее, рекомендуем изучить, какие именно свойства внимания у школьника нуждаются в развитии или коррекции, чтобы определить наиболее Точно воздействующие на его внимание средства.

Методик изучения и развития внимания достаточно много (СНОСКА: Лучшие психологические тесты. Петрозаводск: Петроком, 1992. С. 9—13; Практикум по общей психологии // Под редакцией А. И. Щербакова. / М.: Просвещение, 1979. С. 101—115; Практикум по психологии // Под редакцией А. Н. Леонтьева и Ю. Б. Гиппенрейтер. / М.: МГУ, 1972. С. 95—104.). Среди них корректурный тест Б. Бурдона, «Красно-черные таблицы», методика Мюнстерберга, методика «Расстановка чисел», метод коррекции М. С. Лебединского и другие.

Читателей, желающих углубить свои знания по проблеме внимания и индивидуальных особенностей его проявления, учета их в учебно-воспитательной работе со школьниками и развития, отсылаем к научной литературе

(СНОСКА:

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974.

Гоноболин Ф. Н. Вопросы психологии внимания в школе / Вопросы психологии, 1956, № 1.

Добрынин Н Ф Произвольное и непроизвольное внимание // В кн.: Ученые записки. МГПИ. Т. 18. / М., 1958.

Добрынин Н. Ф. Произвольное и после произвольное внимание на уроке / Советская педагогика, 1962, № 2.

Кпутечкий В А Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. С, 54-56, 140-141, 165-1&6, 187—201, 231—235.

Крутецкий В. А Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. С. 62—64, 111—112, 141—142.

Левитов Н Д О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. С. 251—253.

Лейтес Н С Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, С. 9-18.

Нейрофизиологические механизмы внимания. // Под редакцией Е. Д. Хомской. / М.: МГУ, 1979.

Психологические проблемы неуспеваемости школьников // Под редакцией Н. А. Менчинской // М.: Педагогика, 1971. С. 137—157.

Страхов В. И. Воспитание внимания школьников. М.: Учпедгиз, 1958.

Страхов В. И. Внимание школьников в процессе труда. Саратов, 1961.

Страхов В. И. О психологических закономерностях внимания // В сб.: Вопросы психологии внимания. Вып. VII. / Саратов, 1975. С. 31—48.

Шардаков М. Н. Развитие внимания у школьников. // В кн.: Очерки психологии школьника / М.: Учпедгиз, 1955. С. 205—229.

Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.01 с.)