Индивидуальный подход к школьникам-неформалам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный подход к школьникам-неформалам



На этом мы закончим описание характерных особенностей наиболее распространенных в нашей стране неформальных молодежных объединений. Как к ним относиться учителям средней школы? На этот счет существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы молодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напротив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам «перебеситься» и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать правила, верного по отношению ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и противоправных. Поэтому<начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится сталкиваться. Второе: к каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение-

О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский (СНОСКА: Фельдштейн Д. И, Радзиховский Л. А. Методические рекомендации по изучению особенностей неформальных молодежных объединений. М., 1987). Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-«неформала», вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.

Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.

Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.

Теперь об индивидуальном подходе к школьнику-«неформалу». Начинать следует с выяснения причин вхождения в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Выше, при описании краткой истории таких групп, мы упомянули некоторые такие причины. Напомним, что сам возраст подростка и юноши, некоторые важные особенности личности взрослеющего человека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодежные объединения, рассмотрел И. А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им, эмоционально-волевую неустойчивость эжих школьников и т. д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью.

И. А. Невский провел также психолого-педагогический анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков в неформальных молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению, следующие:

1) стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому современному западному искусству;

2) низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива;

3) отсутствие постоянных содержательных интересов общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе;

4) потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;

5) одинаковость в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся;

6) недостаток внимания к молодежи в семьях, безнадзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности;

7) новизна, своеобразие впечатлений, получаемых в группах сверстников-неформалов, чувство свободы;

8) возможность выявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т. д.

Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни.

Таковы причины вхождения подростков и юношей в неформальные объединения. А вот что сообщили по этому поводу сами участники «дворовых тусовок», т. е. групп по месту жительства. Данные получены ленинградскими социологами, обследовавшими более 40 таких групп. Юноши составили 70% участников этих неформальных объединений, а девушки—30%. В абсолютном большинстве эед группы состоят из несовершеннолетних. Интересующее нас обобщение сделал социолог Н. Кофырин (СНОСКА: Кофырин Н. Кто уходит в неформалы... // Аргументы и факты. 1990. Л» 13. С. 1). Приводим его слова: «Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», — потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше». Как видно, мнения ученых и ребят во многом совпадают, но кое в чем и разнятся. Одно ясно: причины серьезные и их достаточно много, для каждого — своя причина или даже несколько взаимодействующих. К тому же надо сказать, что достаточно глубокие научные исследования неформального молодежного движения в нашей стране только начинаются, а жизнь изменяется круто, быстро и неожиданно, порождая трудно прогнозируемые изменения в чутких юных душах. Поэтому каждый педагог, имея дело с молодыми неформалами, выступает нередко в роли первооткрывателя.

Учителей, конечно, очень интересует вопрос, как вести работу по профилактике отклоняющегося поведения школьников — участников неформальных молодежных групп. Исследование этой проблемы провел В. С. Овчинский. Он сформулировал ряд методических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Так, данный автор справедливо говорит о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому ее участнику. Например, среди хиппи встречаются «романтики» тунеядства, «идеологи» молодежного протеста, просто яркие творческие личности (поэты, певцы, музыканты), увлеченные авангардными формами искусства. Естественно, подход к каждой из этих подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие.

При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересующих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, чтобы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо, как справедливо считает профессор Д. И. Фельдштейн, не запрещать неформальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.

При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, «пройти» его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.

Однако все сказанное выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодежным объединениям и не ко всем формам развития определенных групп. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографии, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определенной неформальной группы начинает принимать противоправный характер. В. С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения. К ним относятся: разобщение принявших нежелательные формы развития молодежных групп, переориентация их на общественно полезные виды деятельности, нейтрализация отрицательно влияющих лидеров, решительное прекращение любого общения с людьми преступного мира. И, конечно же, всегда следует применять индивидуальный подход к членам даже одной и той же неформальной группы.

Мы говорили о профилактике противоправного поведения. А что делать педагогу, если формы такого поведения уже закрепились у школьника? Об этом речь пойдет в соответствующих параграфах следующей главы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.01 с.)