Коллектив и школьники с отклоняющимся поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллектив и школьники с отклоняющимся поведением



Неумение общаться, устанавливать адекватные межличностные отношения в коллективе часто является первопричи ной отклоняющегося поведения ребенка и подростка. Между тем культура общения в нашей стране находится на низком уровне. Сталинистское государство на словах провозглашало свободу, равенство и братство, а на практике сознательно уничтожало их. Многие десятки лет в стране господствовал Ныск, доносительство, телефонное прослушивание. Люди даже мы привыкли говорить о важных вопросах шепотомПошные приятельские компании вызывали у властей подо-ше. В каждый коллектив внедрялся осведомитель. Власть Юй политической полиции (КГБ) была абсолютной. Все эти обстоятельства формировали у многих людей скрытность, имкнутость, тревожность, неуверенность в себе, застенчивость. Появилась так удивляющая иностранцев скованность и поведении большинства советских людей, установка на неявное истолкование поведения окружающих по отношению к себе. С другой стороны, не переносившие раздвоенности со-шания граждане становились либо алкоголиками, либо фа-лично-агрессивными людьми. Понятно, что в таких условиях ни о каком нормальном человеческом общении говорить не приходилось. Лишь в послесталинский период, когда возникла идея «социализма с человеческим лицом», в общество постепенно стала внедряться социология и социальная психология, до того полностью заменяемые теорией марксизма-ленинизма.

Но и тогда продолжала существовать ложная теория коллектива. Он объявлялся высшей ступенью развития малой группы, где было не только личностно-значимое, но и социально значимое опосредование межличностных отношений. Коллектив, в котором общественные мотивы существенно преобладали над личными, объявлялся коммунистическим. На деле в большинстве случаев типичный советский коллектив являлся не группой свободно взаимодействующих людей, а бригадой занятых подневольным трудом производителей во главе с надсмотрщиком-начальником. Ради объективности надо сказать, что все же значимо социализированные группы, или коллективы, у нас были. Люди есть люди. И гуманные идеи братства и взаимопомощи возобладали у них в определенное время и в определенных обстоятельствах, несмотря на жестокие условия существования в тоталитарно-фашистском государстве. Общественная направленность труда была очень выражена в годы Великой Отечественной войны. Она была и у людей, работающих в экстремальных условиях: летчиков, космонавтов, шахтеров, спортсменов и тд. Естественно, что подобная направленность особенно проявлялась в детских и юношеских коллективах. Недаром многие молодые люди с искренно романтическими намерениями ехали на так называемые стройки коммунизма. Многие талантливые педагоги на деле создавали подлинные ученические коллективы. Достаточно вспомнить опыт А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и многих других. А. С. Макаренко сейчас осуждают. Известно даже высказывание, что он — создатель «тюремной» педагогики. Думаем, что это ненужная крайность. А. С. Макаренко вольно и невольно отдал дань господствующей идеологии тоталитаризма. Но без этого он ничего бы не смог сделать. Однако эта дань была минимальнойРаботая в системе НКВД в период строительства ГУЛАГа и начала массовых репрессий, А. С. Макаренко создавал демократические воспитательные учреждения с гуманными взаимоотношениями педагогов и воспитанников. Недаром он постоянно преследовался, а в последние годы жизни нигде не мог закрепиться надолго. Воспитателей, подобных А. С. Макаренко, надо оценивать не только по их теории, но и по организации воспитательной работы с детьми, по результатам ее.

В советской теории коллектива ложен был сам основополагающий принцип демократического централизма. На самом деле тоталитарное общество представляло собой высокую пирамиду, широкое основание которой представляли трудовые, учебные и семейные коллективы. В этой пирамиде общественная вертикаль была преобладающей абсолютно и господствующей над горизонталью. Ее решения подлежали исполнению немедленно и без корректив. Уже поэтому нельзя говорить о демократическом централизме в советском коллективе. А. С. Макаренко в своих печатных работах объявлял о следовании принципу демократического централизма. На практике он воплощал построение детского коллектива свойственном для того времени понимании демократизма: все решалось совместно, на общем собрании колонистов, принималось мнение большинства участников. Оно считалось обязательным не только для воспитаников, но и для педагогов. Это важно подчеркнуть, тк. в большинстве советских производственных и учебных коллективов действовала машина голосования, заводимая и направляемая начальником или воспитателем. Большинство только штамповало заранее подготовленные решения.

Способствуя созданию коллектива класса на основе выявления и уважения мнения большинства учащихся, следует не забывать об обеспечении прав меньшинства и каждой отдельной личности. Надо, чтобы они имели возможность говорить о своих интересах и добиваться консенсуса с большинством по поводу их удовлетворения. В противном случае большинство может считаться диктаторским большинством, подавляющем личность и меньшинство. К сожалению, это существенное современное уточнение понятия «демократия» не стало объектом обсуждения в нашей педагогической печати.

Таким образом, понятие «коллектив» в жизни и советской школе было ложным, служащим для прикрытия отсутствия подлинной демократии в нашем обществе. Представляется, что важнейшая задача отечественной школы сегодня — воспитание школьников на принципах подлинной демократии. Это тем более важно, что теперь в некоторых органах печати поощряется создание педагогических систем, основанных на принципах крайнего индивидуализма. Почему, наряду с задачей развития личности учащегося, воспитателю надо способствовать развитию его уравновешивающему процессу социализации? Именно в группах учащийся научается адаптироваться к социальному окружению и активно взаимодействовать с ним, развивать чувство любви к ближнему, братской любви, взаимопомощи и милосердия, преодолевать отчужденность от общества. Верующие знают изречение апостола Павла о том, что каждый человек — особый орган единого организма во Иисусе Христе. Особенно это очевидно сейчас, когда создается единая мировая культура и единое мировое хозяйство, основанное на разделении труда.

Учитывать интересы других не только необходимо, но и выгодно. Известно, что собственнику предприятия бывает полезно отказаться от контрольного пакета акций, продав значительную их часть своим работникам. Тогда производительность труда резко возрастает, прибыль увеличивается, а предприниматель от меньшей доли акций получает значительно больший абсолютный доход. К тому же исчезает социальная напряженность в отношениях между работодателем и наемными рабочими. Т.епроизводственные группы в современном обществе западных стран часто стараются строить на основах гуманизма, нравственности, демократичности. Показательна в этом отношении статья В. Михеева «Для бизнеса важна не только квалификация, но и чтобы человек был хороший» («Известия», 23 июня 1993). Она содержит изложение взглядов Энтони Бирна, крупнейшего специалиста в области «рекрутирования» квалифицированных кадров в США. При поступлении на работу к положительным мотивам кандидата относят желание испытать себя в новом деле, стремление к стабильности, благоприятной атмосфере в коллективе, работу над собой в профессиональном отношении, возможность обогатиться новыми знаниями и умениями, стать сотрудником престижного учреждения или компании. Негативным мотивом считается стремление только больше зарабатывать. С такими людьми предпочитают просто не иметь дела. Все это особенно важно учитывать при проведении современных экономических реформ в России, когда предпринимательство во многих случаях приобретает резко индивидуализированный, а то и просто криминальный характер. Понятно, что это отрицательно влияет на взгляды и поведение школьников, чутко улавливающих все общественные изменения.

Разумная социализация требуется и для психического развития ребенка. Человек — общественное существо. Он формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через общественное признание, самое тяжелое для него наказание — одиночество, изоляция от людей. Ребенок отстает умственно и приобретает деформации поведения при неудовлетворении потребности в общении, дефиците любви, тепла, интереса к своей личности. Это верно как в отношении школьного класса, так и семьи. Умением общения желательно овладеть не только воспитанникам, но и воспитателям. Возьмем типичный пример. Мать — это солнышко в семье. Все держится на ее любви и душевном тепле. Естественно, что мать основное внимание уделяет детям. За это ее нельзя осуждать, если подобное отношение не принимает чрезмерные формы. Тогда мать живет только детьми, постоянно говоря им о своей жертвенности во имя их, мало внимания уделяет супругу и пожилым родителям. В связи с этим возникают конфликтные ситуации. Дети недовольны гиперопекой, их тяготит жертвенность матери, лишающая их веселья и радости. Муж недоволен сведением его роли к функциям производителя и добытчика материальных средств существования. Престарелые родители страдают от «неблагодарности» дочери и стремятся ей «отомстить» через внуков, привлекая их симпатии к себе излишними поблажками и баловством. Если же мать овладеет искусством общения и любви, никого не обделяя своим вниманием, то выигрывают все. Супруги становятся счастливыми, а дети радостными. Потому что радостно видеть счастливых улыбающихся родителей, потому что у них больше свободы и самостоятельности. Удовлетворяются потребности в общений у стариков, особенно обостренные в этом возрасте. Вместо соперников молодым родителям они становятся их помощниками в деле воспитания детей. Мы взяли пример с матерью. Но овладевать искусством человеческого общения надо всем членам семьи.

Итак, выступая против ложного трактования понятия «коллектив» в советском обществе, мы стоим за развитие разумной социализации в группе. Правда, следует обсудить вопрос: оставить или заменить слово «коллектив» и все производные от него какими-либо другими словами? Это мы предоставляем решать самим читателям.

На что же опираться учителю при управлении процессом социализации в учебной группе? У нас много работ по коллективу, коллективу и личности. Думаем, не следует их все огульно отвергать, а подойти критически. Люди есть люди. Их потребность в общении проявлялась и под гнетом тоталитарного режима, пусть порой в деформированной форме. Особенно ценно было бы изучение детских коллективов, не испытавших в большой степени влияния отрицательных установок общества той поры. Поэтому нужными представляются сегодня работы талантливых педагогов и передовых учителей, имеющих большой опыт гуманной воспитательной работы с детьми и подростками. Не следует предавать забвению достижения учителей дореволюционной школы и знакомиться с работами зарубежных современных психологов и педагогов.

В контексте нашего учебного пособия представляется важным вернуться к новому прочтению работ А. С. Макаренко. Ведь им более всего использован коллектив как средство воспитания и перевоспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением. При этом находились преимущественно недирективные средства воспитательного воздействия, столь ценимые нами сегодня, развивались идеи самоуправления детского коллектива. Правда, для современной школы требуется перестановка акцентов в воспитании с доминирования интересов коллектива на обеспечение прав свободного развития личности школьника. В оправдание А. С. Макаренко надо сказать, что акцент на коллектив был обусловлен в его теории не только идеологическими требованиями тогдашнего государства, но и специальной работы в колонии. Ведь дети были там лишены семьи. Поэтому опыт А. С. Макаренко наиболее полезен сегодня для подобных колоний и детских учреждений закрытого типа (детских домов, школ-интернатов и т. п.). К тому же Макаренко не отрицал необходимости принципа индивидуального подхода к воспитанникам в любом детском воспитательном учреждении. Более того, он говорил о необходимости разработки наряду с общей программой воспитания индивидуальной программы. Наиболее ему удалось воплотить это требование в работах по семейному воспитанию.

Мы не навязываем своих взглядов студентам и учителям, а предлагаем ознакомиться с кратким изложением его опыта организации и развития детского коллектива. Вам самим предлагается обсудить этот материал и принять решение, насколько он может быть пригоден для современности и что из пего можно взять. Автор позволил себе сделать некоторую проекцию взглядов Макаренко на проблемы советской школы последних лет (до августа 1991 г.) Тогда наследие А. С. Макаренко активно использовалось нашими педагогами. Вполне понятно, что и к этому экскурсу надо отнестись критично.

Видя много ценных находок в творчестве А. С. Макаренко, в своем изложении мы не стремимся ничего сглаживать и осовременивать в его работах. Наш образованный читатель отличит архаичную букву от животворящего духа педагога.

А. С. Макаренко понимал коллектив как свободную группу трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами управления. В другой работе он делает важное дополнение: там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу не сводится к вопросам любви, дружбы и соседства, а это вопрос ответственной зависимости. Таким образом, члены коллектива связаны обязательствами или отношениями, своим долгом и честью по отношению к коллективу.

Основываясь, в частности, на утверждениях А. С. Макаренко, современные отечественные психологи определяют коллектив как малую группу высокого уровня социального развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Необходимыми особенностями коллектива являются:

1) объединение членов коллектива для достижения социально одобряемой цели;

2) добровольность объединения;

3) его сплоченность и целостность;

4) коллективистические взаимоотношения, обеспечивающие эффективность общественно полезной деятельности;

5) благоприятные условия для всестороннего и гармонического развития личности.

Воспитание в коллективе и через коллектив — важнейший принцип советской педагогики. Но коллектив может оказывать на личность не только положительное, но и отрицательное влияние. Это может случиться даже со сложившимся коллективом взрослых людей, не говоря уже о детском или подростковом, коллективе. Поэтому возникает важная проблема отношения личности и коллектива. Чтобы в ней разобраться, укажем на специфические социально-психологические параметры коллектива, экспериментально выявленные и исследованные А. В. Петровским. Они следующие: коллективистическое самоопределение, сплоченность как ценностно-ориентационное единство, идентификация коллективистическая, социально-единый характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность, объективное возложение и принятие ответственности за результаты совместной деятельности. Исходя из сказанного, какое поведение члена коллектива может считаться нормальным, а какое — отклоняющимся? Например, можем ли мы оправдывать конформизм, т. е. чисто внешнее согласие с мнением коллектива? Конечно нет, т. к. при этом развивается соглашательство, беспринципность, возникает двойная мораль. А как следует относиться к негативистскому поведению, т. е. стремлению всегда действовать наоборот, наперекор мнению коллектива? Это другая крайность, ведущая к потере дисциплинированности, упрямству, индивидуалистическому своеволиюНормальным для члена коллектива будет коллективистическое самоопределение. Под ним понимается избирательное отношение человека к воздействиям определенной социальной общности, при котором он принимает одни из ее влияний и отвергает другие в зависимости от идеалов, целей деятельности, норм и т. п. Таким образом, коллективистическое самоопределение дает возможность члену коллектива вести себя самостоятельно и принципиально, избегая при этом соглашательства и анархизма. Мы не имеем возможности провести подобный анализ всех указанных выше параметров коллектива, отсылая читателей к вузовскому учебнику «Общая психология».

Каким должен быть коллектив, обеспечивающий правильное и эффективное воспитание и перевоспитание детей и подростков, особенно трудных?

Обратимся к определению А. С. Макаренко коллектива, приведенному выше. В нем отечественные педагоги и психологи выделяли прежде всего положение о необходимости для коллектива единой цели и единого действия. Без наличия цели невозможна организация коллектива, указывал А. С. Макаренко. Эта цель выявляется не случайным совпадением частных целей, а именно общей целью всего коллектива. Она должна направлять коллектив на решение задач деятельности, явно полезной для всего советского общества. Коллективу надо не избегать трудных задач, а направлять все силы на их выполнение. В статье «Мои педагогические воззрения» (1939 г.) А. С. Макаренко отмечает, что недостаточно создать правильное представление о том, что надо делатьТребуется обязательно воспитать привычку преодолевать длительные трудности.

Мысли А. С. Макаренко о необходимости для коллектива единой цели отразились в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, особенно посвященных проблеме организации общественно полезной деятельности детей и подростков. Однако, будучи принятыми в науке, эти предложения слабо внедряются в практику. Как показывают наблюдения во многих школах Москвы, классные коллективы там чаще всего объединяются лишь на задачах учебной деятельности. Этого, как указывал А. С. Макаренко, явно недостаточно. Почему? Потому что ныне сложившиеся методы обучения в школе способствуют развитию у школьников известного индивидуализма, самомнения и прочего. Формы работ, способствующие развитию коллективистических начал у школьников, только еще внедряются (А. К. Маркова, В. В. Рубцов и другие). Причем это внедрение вызывает нередко яростные дискуссии и сопротивление, как это происходит с опытом коллективных форм обучения, разработанных В. К. Дьяченко Еще хуже обстоит дело с общешкольными коллективами, объединенными на единой цели и едином действии. Такие коллективы нередко практически не существуют. Особенно трудно их создавать в крупных городских школах, имеющих по численности более тысячи учащихся и занимающихся в две смены. А создавать общешкольные коллективы, как считал А. С. Макаренко, совершенно необходимо. Такой коллектив помогает во много раз усилить положительное взаимное влияние учащихся друг на друга, создавать,- в частности, разновозрастные коллективы учащихся. Интересные формы таких взаимодействующих разновозрастных коллективов дают тот же В. К. Дьяченко и ряд передовых учителей общеобразовательных школ, школ-интернатов и детских домов.

Вопрос о единстве цели и действия коллектива тесно связан с вопросом о перспективных линиях (путях) коллектива и личности. Напомним, что писал А. С. Макаренко о роли перспективы в жизни человека: «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красотаИ то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения* к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя и далекой, он может представляться сильным, но не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.

Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных» (СНОСКА: Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 томах М: 1983— 86. Т. 1. С. 311—316.).

А. С. Макаренко различал близкую, среднюю и далекую перспективу. В детском коллективе начинать надо с близкой перспективы. Ею может быть и ожидание хорошего обеда, похода в цирк и т. п. Но надо все время создавать и постепенно расширять перспективы целого коллектива, доводить их до перспективы всей страны. Таким образом, грань оптимистической перспективы отодвигается с возрастом. Итак, организация близкой перспективы должна начинаться с личных линий. Но главное внимание требуется уделять созданию коллективных линий. Однако в молодом коллективе нередко бывает борьба между различными перспективными линиями: ведь нередко встречаются подростки и юноши, видящие ближнюю перспективу в показывании силы над слабыми, нарочито грубом отношении к девушкам, выпивках, кражах, карточных играх и т. д. Поэтому очень важно, чтобы культурная деятельность (просмотр кинофильмов, концерты, кружки, чтение, художественная самодеятельность и пр) оттеснили примитивные «приятности». И вообще близкую перспективу нельзя строить только на принципе приятности. Это приведет детей к ненужному эпикурейству. Надо, чтобы дети и подростки стремились к таким планам, реализация которых связана с приложением известных трудовых усилий. В сложившемся коллективе ожидание коллективной работы само по себе становится радостной близкой перспективой. Важнейшая задача воспитателя — организовать близкую перспективу как общее стремление к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и коллективным успехом, особенно в школьной и производственной работе. Важно замечание А. С. Макаренко, что нужно в жизни воспитательного учреждения уметь чередовать выполнение трудной задачи с ожиданием простого детского удовольствия, например, мороженого к завтрашнему обеду.

Средняя перспектива заключается в проектировании несколько отодвинутого во времени коллективного события: участия в праздновании революционных дат и юбилейных годовщин воспитательного учреждения, начала и конца учебного года, подготовки к летним каникулам и т. д. К ним надо готовиться задолго, организовав различные комиссии с включением в них большого количества учащихся, конкурсы проектов праздника, отчеты перед общим собранием в ходе подготовки к мероприятию и т. д.

Важнейшим этапом в деле политического воспитания является далекая перспектива. Она является естественным переходом к наиболее широкой перспективе — будущему всей нашей страны. Это самая высокая ступень в деле организации перспективных линий. Надо не только знать, говорить и читать об этом будущем, но и всеми чувствами переживать движение страны вперед. Дети и подростки «должны уметь свою собственную жизнь представлять не иначе, как частью настоящего и будущего всего нашего общества (СНОСКА: Макаренко А. С. Указ. соч. С. 311—316.).

В приведенных выше мыслях А. С. Макаренко отчетливо показана необходимость перспективных линий коллектива для формирования личности члена коллектива. Нам бы хотелось показать и другой важный аспект проблемы — необходимость достаточно далеких перспективных линий для развития самого коллектива. А. С. Макаренко в «Педагогической поэме» этим аргументировал переезд колонии в Куряж: на прежнем месте перед колонистами уже не было захватывающих перспектив, требующих сплочения и напряжения всего коллектива. Советские психологи продолжали изучение того, как влияют перспективные линии на формирование и дальнейшее развитие детского и юношеского коллектива. В частности, сам автор с группой студенток факультета дошкольного воспитания МШИ им. В. И. Ленина участвовал в создании общественного детского сада. Было отмечено, что многолетнее осуществление этого общественно полезного дела сплотило студенток этой группы в крепкий и дружный коллектив. Однако временами энтузиазм ослабевал и возникали споры, целесообразно ли и дальше продолжать эту работу. Случалось такое в те периоды времени, когда влияние перспективных линий ослабевало. Тогда актив стремился не только возобновить далекую перспективу, говоря о большом общественном значении предпринятого дела, но и наметить близкую перспективу, быстрое достижение которой связано с радостным переживанием. Такое сочетание близкой и далекой перспективы способствовало скорейшему преодолению трудностей в коллективе.

В научной литературе недавно было обращено внимание на то, что проблему перспективных линий А. С. Макаренко разрабатывал в то же время, когда виднейший теоретик советской психологии Л. С. Выготский ввел в науку понятие зоны ближайшего развития. Нетрудно увидеть родство этих двух категорий. В настоящее время изучается вопрос о возможном взаимовлиянии Макаренко и Выготского в разработке этой и ряда других серьезных психолого-педагогических проблем (смотрите, в частности, работы полтавского психолога В. Ф. Моргуна).

А. С. Макаренко различал большой, целый коллектив всего воспитательного учреждения и малый, первичный коллектив (класс, производственная бригада и пр.). Для современных психологов интересно указание Макаренко, что недостаточно формирования первичного коллектива, надо создавать большой коллектив. Только через такой коллектив, интересы которого вытекают не из простого общения, а из более глубокого социального синтеза, становится возможен переход к широкому политическому воспитанию, к учету интересов целого советского общества. Что для этого требуется? Единые школьные интересы, единая школьная форма работы, единое школьное самоуправление и общение членов коллектива, указывал Макаренко.

Есть несколько первичных коллективов. Основной его формой Макаренко считал не спальню (создает компанейство), не школьную группу (известное пренебрежение к производительному труду, индивидуалистические устремления, повышенное самомнение), а производственный отряд.

Как формировался коллектив воспитанников? Он строился А. С. Макаренко на принципе самоуправления. Самоуправление, писал Макаренко, может сделаться самым эффективным средством воспитанияУ него в колонии и коммуне самоуправление было по типу соуправления: воспитатели участвовали в решении текущих дел учреждения. Более того, педагогический коллектив сливался с детским в единый коллектив. А. С. Макаренко считал ошибочным представлять детский коллектив совершенно обособленным от воспитателя и способным инстинктивно найти организационные формы своей жизни. В особо счастливом случае, считал он, такой коллектив может найти нечто, чтобы не погибнуть. Но этого недостаточно. Нужны новые формы жизни, позволяющие получить искомые величины в области воспитания. Для этого требуется значительное напряжение педагогической мысли, пристальный и стройный анализ, изобретение и проверка. Эти мысли А. С. Макаренко находят подтверждение в утверждениях ведущих советских психологов (Д. Б. Эльконина и др.) о невозможности строить процесс воспитания детей без участия взрослых—воспитателей.

271Основное назначение самоуправления в детском и юношеском коллективе А. С. Макаренко видел в привлечении всех воспитанников к сознательному и систематическому участию в управлении воспитательным учреждением. Он учил воспитанников не только подчиняться, но и руководить, выполняя различные командные функцииОн писал, что старался как можно больше переплести друг с другом зависимости отдельных уполномоченных коллектива, отношения подчинения и управления. Подобный принцип организации деятельности самоуправления в воспитательных учреждениях, где работал Макаренко, в значительной степени помогает проектировать аналогичную деятельность современных школьников, эффективно их воспитывать. Так, в психологии в качестве одной из важнейших ставится проблема формирования у учащихся потребности в активной деятельности. Помогает ее решить опыт А. С. Макаренко.

Как строилась система самоуправления в воспитательных учреждениях, которыми руководил А. С. Макаренко? Об этом ясно сказано в его художественных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Студентам педагогических институтов рекомендуется прочесть также работу Макаренко «Методика организации воспитательного процесса» (СНОСКА: Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 томах. Т. 1. М.: 1983—1986. С. 267—328).

Опишем вкратце систему самоуправления в коммуне им. Ф. Дзержинского. Большой коллектив ее делился на ряд первичных коллективов. Этим достигалось, во-первых, устранение обезлички отдельных воспитанников в большой массе людей, предупреждалось их выпадение из-под влияния коллектива. А во-вторых, создавалась возможность организации соцсоревнования групп, а не личностей. В качестве первичного коллектива выступал отряд, организованный по производственному принципу: отряды были на производстве, выполняли общую работу на дежурствах по колонии и т. д. Отряд состоял из 7—15 человекБольшая величина отряда нецелесообразна, так как в подобном случае происходило бы ослабление руководства им и меньшая возможность контроля за отдельным воспитанником. В каждом отряде должна быть пионерская и комсомольская прослойка. Если пионеров и комсомольцев было много, то создавались отдельные пионерские и комсомольские отряды. А. С. Макаренко принадлежит идея создания смешанных возрастных отрядов. Это, как показал опыт, дает большой воспитательный эффект — возникает тесное взаимодействие возрастов, накопление и передача опыта старших младшим. Последние получают дополнительные знания, усваивают привычки поведения старших, их рабочую хватку, уважение к ним. У старших воспитывается внимание к маленькому человеку, великодушие и требовательность, положительные качества будущего семьянина.

Во главе отряда стоит командир. Вначале он назначается из лучших воспитанников. Коллектив педагогов на этом этапе помогает активу наладить политическое влияние комсомольцев, более тесно сплотиться, увлечь за собой других ребят. В организованных коллективах с сильной комсомольской организацией командир выбирается на общем собрании. Он должен быть предан учреждению, хорошо учиться в школе и ударно трудиться на производстве, обладать тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим. Его кандидатура предварительно обсуждается бюро комсомольской организации, педагогическим коллективом и советом командиров. Он избирается сроком на 3—б месяцев. У командира имеется помощник, а также спорторганизатор. Командир руководит, опираясь на решения общих собраний, используя влияние и поддержку актива, способствуя налаживанию политработы, в согласии с административно-педагогическим руководством, при постоянном инструктировании и помощи со стороны педагогов. Командир способствует решению производственных и учебных задач, налаживанию дисциплины. «Он— комсомольски принципиален и не превращается в начальника», — писал А. С. Макаренко в указанной выше научной работе.

Главным органом самоуправления в коммуне являлось общее собрание всех воспитанников. Оно собирается дважды в месяц. На нем может высказаться любой. Выступление должно быть кратким. На собрании избирается совет коллектива, санитарная и хозяйственная комиссии.

Органы самоуправления организуются на следующих принципах:

а) администрация не подменяет органов самоуправления;

б) их решения выполняются без волокиты;

в) ошибочные решения отменяются общим собранием, а не администрацией;

г) администрация влияет на органы самоуправления;

д) работа по самоуправлению не должна занимать много времени и превращать детей в чиновников;

е) органы самоуправления не надо загружать мелочами, которые могут быть решены администрацией.

Что делают органы самоуправления? Прежде всего остановимся на деятельности общего собрания коммуны. Оно решает важнейшие вопросы жизни учреждения. Вот некоторые вопросы, стоявшие на повестке дня собрания коммуны:

1) отчетные доклады органов самоуправления и выборы нового состава этих органов;

2) доклады отдельных частей учреждения (учебной, производственной, хозяйственной);

3) цифры годовой сметы производства;

4) сообщение финансовой части о стоимости содержания воспитанников и ассигнованиях;

5) ежемесячные доклады совета комамдиров об успеваемости, дисциплине, положении учреждения и производства;

6) все вопросы текущей жизни, касающиеся важных участков деятельности коллектива;

7) вопросы, предлагаемые комсомолом и т. д.

По отношению к организации общего собрания А. С. Макаренко придерживался следующих правил: давать высказаться воспитанникам, не угрожать и не принуждать к принятию решения, признавать правильную критику, опираться на актив и органы самоуправления, совместно искать выход из трудного положения, иметь в виду задачи не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, стремиться к лучшему будущему во всем. Эти принципы становится возможным осуществлять только при наличии серьезной и большой политико-воспитательной работы и при успешном продвижении учреждения вперед во всех областях жизни-

Центральным исполнительным органом самоуправления является совет командиров. Он проводит все оперативные мероприятия, согласовывая важнейшие из них с бюро комсомольской организации. В совет командиров входят все командиры отрядов, председатели всех комиссий, руководитель учреждения и помощник по учебно-воспитательной работе, секретарь комсомольской и вожатый пионерской организации, врач. Благодаря такому составу в совете командиров были представлены интересы не только всего большого коллектива коммунаров, но и отдельных отрядов. Он становился ближе к воспитанникам, легче было решать вопросы первичных коллективов, проводить решения в жизнь. В ведении совета командиров следующие функции: 1) руководство всеми другими органами самоуправления; 2) подготовка вопросов к общему собранию; 3) все текущие вопросы; 4) проведение в жизнь решений общего собрания; 5) проведение всех кампаний; 6) культпоходы, экскурсии и т. д.

Важную роль в самоуправлении играл актив воспитанников. В него включались все дети и подростки, уважительно относившиеся к учреждению, принимавшие участие в работе органов самоуправления и управления производством, в культурно-массовой работе. Актив — резерв, который обеспечивал преемственность, способствовал сохранению стиля, тона и традиций коллектива. Активу придавались определенные формы: весь контингент делился на воспитанников и коммунаров. Последние пользовались определенными привилегиями: обладали правом голоса на общих собраниях, правом занимать выборные должности, носили отличительный знак, им легче было получить отпуск и часть денег на руки и т. п. С активом велась постоянная работа: его часто собирали, беседовали о делах, давали отдельные поручения, выделяли из его состава руководителей. Педагоги подчеркивали значение актива в жизни коммуны, но в то же время предъявляли ему большие деловые и дисциплинарные требования. Актив в значительной степени был комсомольским. Макаренко стремился, чтобы большинство ребят были в активе.

В коммуне существовал педагогический центр, им являлся кабинет руководителя учрежденияОн находился в корпусе, где протекала жизнь коллектива. Кабинет сообщался с комнатой совета командиров. Работа педагогического руководителя проходила открыто: каждый мог присутствовать при его беседах с нарушителями, разборах, распоряжениях. Любой коммунар мог напрямую обратиться к руководителю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.059 с.)