Гиперсексуальность и отклоняющееся поведение подростков и старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гиперсексуальность и отклоняющееся поведение подростков и старшеклассников



Подобная постановка проблемы не принята в отечественной литературе о «трудных» школьниках, хотя научными специалистами она давно изучается. Объясняется это тем, что широкое обсуждение проблемы взаимоотношения полов в советском обществе находилось под зйпретом. Возникавшие на этой основе конфликты и трудности в жизни людей трактовались как проявление моральной ущербности или сексопатологии. А между тем, как следует из легенды об Адаме и Еве, это была самая первая, самая древнейшая проблема в истории человечества. И миллиарды нормальных людей в течение всей своей истории не смогли решить ее удовлетворительно. Судьба многих и многих была трудной и несчастной также в связи с неумением или невозможностью наладить личную жизнь. В новейшей истории проблема любви и секса была поставлена молодежными неформальными течениями Европы и Северной Америки. Протестуя против двойной морали общества, молодые люди стали пропагандировать свободную, никакими правилами не стесненную эротичность. Как всякая крайность, как полное отрицание предшествующего опыта человечества, подобная «теория» потерпела на практике крах, приведя многих молодых к нравственной опустошенности. Поэтому не удивительно, что во время революционных волнений в Париже в середине 60-х годов студенчество выдвигает требование организации полового просвещения для молодежи. Вскоре соответствующие учебные предметы были введены для выпускных классов многих школ Европы и Америки. Французские ученые издали энциклопедии по сексуальному просвещению отдельно для дошкольников, младших школьников, подростков и юношества. В последние годы впечатляющих успехов в сексуальном воспитании достигли в Швейцарии, о чем несколько подробнее скажем ниже.

В нашей стране первая серьезная капитальная работа по основам сексологии, доступная учителям и работникам других воспитательных учреждений, была издана всего несколько лет назад. Имеется в виду монография И. С. Кона (СНОСКА: Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.). Правда, в 80-х годах в программе старших классов существовал предмет «Этика и психология семейной жизни». Был выпущен массовым тиражом учебник под этим названием. Он сыграл положительную роль для своего времени. Очень важно, что здесь вопросы пола были связаны с проблемой семьи. Ведь старшеклассники не получают в школе знаний ни по проблемам секса, ни по проблемам возрастной психологии и психологии воспитания. Поэтому многие выпускники школы по своему положению в семье и по своему сознанию являются детьми. И эти инфантильные личности вскоре создают семью и рожают детей, не обладая никакими знаниями о природе любви и законах воспитания детей. Однако учебник этики и психологии семейной жизни был построен с резким уклоном в философски-нравственные проблемы личности и несколько абстрактен. Он подвергся критике в конце 80-х годов. Вместо улучшения программы курса и содержания учебника в соответствии с новыми общественными требованиями, важный учебный предмет был вообще исключен из числа обязательных школьных предметов. Воистину, как говорят французы: «Лучшее средство от перхоти — гильотина».

Совсем недавно вышла книга В. Е. Кагана (СНОСКА: Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991), в которой особое внимание уделяется проблеме детского и подросткового эротизма, педагогической стратегии в половом воспитании подрастающего поколения, способам корригирования девиантного поведения, связанного с нерешенностью сексуальных вопросов некоторой частью молодежи. Воспитателю полезно познакомиться также с книгами, посвященными физиолого-педагогическим аспектам полового воспитания

(СНОСКА:

Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. М., 1986;

Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. М., 1988;

Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988;).

Во всех этих книгах читатель найдет достаточно полный список печатных работ по разбираемой проблеме, которые основаны на данных научно строгих исследований. Это сегодня важно знать воспитателю, т. к. на книжный рынок выброшено много очень сомнительной литературы по вопросам половой любви. Поэтому важно правильно ориентироваться в этом книжном потоке. В настоящее время издано много работ 3. Фрейда (СНОСКА: Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности // В кн.: Сумерки богов / М., 1989). Готовиться к выпуску в свет книга А. Фрейд, специально разрабатывавшей теорию психоанализа на материале детской психологии. Специалисты знают, что фрейдизм — не последнее слово науки. Он подвергался широкой критике, что надо учитывать впервые знакомящемуся с ним читателю. Однако 3. Фрейд — бесспорный классик психологии. Он показал важность сексуальных влечений для человека, их естественность и закономерность. Он не был певцом вседозволенности и распущенности, как считают многие, а занимал охранительно-моральные позиции. Однако 3. Фрейд считал либидо (половое влечение) единственным источником душевной энергии. Его можно отнести к представителям физиологического материализма.

Недавно нам стали известны работы крупного неофрейдиста Э. Фромма (СНОСКА: Фромм Э. Искусство любви. М., 1991.), в частности его книга «Искусство любви». Не либидо, а любовь определяют человека и его счастье. Особенно важна братская любовь, т. е. любовь ко всем людям без различия. Семейное счастье основывается на эротической любви. Таким образом, Э. Фромм весьма приближается к концепции гуманистической психологии, заслуженно пользующейся симпатиями демократического общества. Но и он, на наш взгляд, не удержался от известной односторонности. Любовь возникает не из сексуального влечения, как утверждал 3. Фрейд, а наоборот: сексуальное влечение возникает из любви. Так считает Э. Фромм. Автор же согласен с обоими учеными: возможны оба варианта. Кроме того, прочные интимные отношения весьма нередко основываются на сексе без любви, а глубокая и преданная любовь не всегда сопровождается выраженным сексуальным влечением. Причем в первом случае личные отношения далеко не всегда бывают тягостными, унизительными, лишенными взаимного уважения. Супруги нередко благожелательно сосуществуют, а чувство любви направляют либо на детей, либо на работу. Второй случай более характерен для экзальтированных женщин, значительная часть энергии которых уходит в порыв любви. Сексуальность у них менее выражена. Дело в том, что сексуальный потенциал у людей разный. Как справедливо заметил американский исследователь Добсон, надо отличать спичку от атомной бомбы. Люди первого типа не должны терзаться отсутствием у них гиперсексуальности, т. е. повышенного сексуального влечения. Это нижняя граница нормы. Между тем, многие подобные юноши и девушки испытывают чувство глубокой личной неполноценности, слушая современные хоры восхваления избыточной сексуальности и не находя у себя ничего подобного. В целях ее повышения у себя они нередко идут на рискованные связи, влекущие к страданиям и горьким разочарованиям в других и себе. Иное дело во втором случае. Гиперсексуальные люди вынуждены уделять проблеме взаимоотношения полов больше внимания, чем все иные. В особенно трудном положении находятся гиперсексуальные подростки и старшеклассники. У них выраженное половое влечение возникает раньше, чем чувство первой любви. Причем у лиц мужского пола период наиболее интенсивного полового влечения захватывает годы от 16 до 20 лет. У многих девушек этот период отодвинут на несколько лет позже. Поэтому мальчики-подростки и юноши значительно больше, чем их одноклассницы, обсуждают совместно проблему половых отношений, рассказывают скабрезные истории, похабно ругаются и в разных помещениях и на заборах делают непристойные рисунки. Этим они достигают известно психической разрядки и снижения физиологического напряжения. К сожалению, многие учительницы, не учитывающие этих особенностей мальчиков и юношей, зачисляют многих из них в разряд малолетних развратников и распутников, растленных личностей.

В этой ситуации обращение к таким гиперсексуальным подросткам слова родителей: «секс — это еще не все, главное — любовь» звучат для них как ханжество или глупость. Или как осуждение их низменной, «животной» природы. И слишком высоко поднятая родителями планка требования по поводу выбора супруга на долгие годы затягивает процесс его выбора и толкает гиперсексуальных юношей и девушек на временные отношения, которые часто становятся многочисленными и предпочитаются семейным.

В годы сексуальной революции достаточно много подростков и старшеклассников начинают половую жизнь. Естественно, это очень огорчает родителей. В связи с этим они выступают с резким осуждением этой связи и стремятся ее разорвать. Их можно понять, т. к. большинство родителей вполне обоснованно связывают счастье своих взрослых детей с их будущей семейной жизнью. Запреты родителей подчас совершенно необходимы, особенно когда встречи происходят с неподходящим человеком. Нередко последующий выбор приводит к созданию в дальнейшем семьи. Это наилучший вариант. Но он не всегда осуществляется. Нередко грубое давление родителей приводит к закреплению интимных отношений в тайной форме, а затем и к связям с другими партнерами. Жестокий запрет может толкнуть гиперсексуальную личность и на извращенный способ удовлетворения своей сексуальной потребности. Мы не призываем к другой крайности — снять совсем контроль за поведением подростка и старшеклассника. Он необходим. Но родители не могут закрыть своим крылом взрослого ребенка от всего мира, хотя не надо его и опускать. Оказывая влияние на личные отношения детей, желательно иметь ввиду не только оптимальный вариант, но и просчитать другие возможности. Порой приходится даже выбирать из 2-х зол меньшее. Мы призываем воспитателей быть реалистами, признавать право подрастающего поколения на ошибки и самим взрослым не усугублять своими действиями этих ошибок.

Выше мы постарались показать сложность и нерешенность проблемы взаимоотношений полов для новейшего исторического периода. А как обстоит дело в современной России? В 1993 году отечественные социологи собирали у женщин ответы на вопрос: «Довольны ли они интимными отношениями с супругом?» Только 7% опрошенных ответили утвердительно, 42% выразили неудовлетворенность, две почти равные группы ответили, что «это» их не волнует или им некогда думать по данному поводу. Последняя группа заявила, что у них вызывает ненависть все, что связано с этим вопросом. Налицо картина личного неблагополучия у большинства замужних женщин. А что говорить о подростках и старшеклассниках! В стране резко возросло число преступлений на сексуальной почве, особенно среди молодежи. Подобное «душегубство проникло в семью и совершается даже некоторыми родителями по отношению к своим детям. В связи с этим люди старшего поколения предлагают вновь наложить табу на обсуждение этой проблемы в обществе. Опыт истории учит, что проблемы секса уходят в этих случаях в глубь сознания и часто становятся еще более острыми. Однако и стимулирование гиперсексуальности ^подростков и старшеклассников чревато весьма вредными последствиями. Наше общество делает большую ошибку, совершенно не регулируя в обществе распространение эротической литературы и кинофильмов и при этом не давая молодежи никакого морального противовеса. Никто лучше не сможет решить эту задачу, чем семья и школа.

Говоря о научном изучении психологии сексуальных отношений, отметим, что серьезные научные исследования ни в коем случае не отменяют вечных истин человечества, как это представляется в рассчитанных на сенсацию и скандал многих лже-научных статьях массовых изданий. В интимных отношениях любовь была и навсегда останется ключом к личному счастью. Многие люди не достигают его, потому что, по справедливому выражению Э. Фромма, любовь — это искусство, которое надо постигнуть и которым надо овладеть, как и всякой важной деятельностью. Эротическая любовь—лишь один из видов любви. Развивая и культивируя у детей и подростков чувство любви к людям, воспитатели помогают им избежать и ореодолеть многие трудности, создав фундамент не только личного счастья, но и радости жизни. Но эротическая любовь включает и сексуальные чувства, требующие, как мы стремились показать, выше специального внимания к себе, особенно для гиперсексуальных личностей. Ибо у человека они не сводятся к чисто физиологическому влечению, а выступают сложным психическим образованием целостной личности. Так, сексуальное поведение подростка и юноши зависит не только от глубины и силы его чувств, но и от умения управлять ими. Сформированная воля помогает им выйти из сложной ситуации в личных отношениях, преодолев и нежелательные чувства. На сексуальное поведение влияет и уровень мышления, помогающего трезво оценить свои чувства и верно направить их. Но мышление может и увести в сторону от верного решения. Так, некоторые подростки становятся на позиции аскетизма, подчеркнуто враждебного и презрительного отношения ко всякой чувственности. Они стремятся не понять и контролировать собственную формирующуюся сексуальность, а полностью подавить ее. Это способ психологической защиты от необходимости принять и решить проблемы, связанные с половым созреванием. Интеллектуализм — это" другая типичная защитная установка ряда подростков: проблему чувственности интеллектуалы объявляют «неинтересной». По этому поводу И. С. Кон правильно отмечает: требования моральной чистоты и самодисциплины весьма положительно, но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающей среды, высокомерие и нетерпимость. За всем этим скрывается страх перед жизнью.

На проявление сексуальных влечений влияют и другие познавательные психические процессы, их индивидуальные особенности. Например, уровень развития эстетического восприятия определяет идеал красоты, а тем самым и выбор объекта эротических влечений. Развитое воображение также играет существенную роль. Знаменитый Казанова писал, что развитый человек с фантазией в эротическом отношении сильнее физически крепкого простолюдина. Запрет на получение информации о сексе нередко приводил у гиперсексуальных подростков к развитию изощренно-причудливых представлений на эту тему, отрицательно влиявших на их сознание и последующее поведение. В то же время изобилие в настоящее время подобной информации, ее прямо-таки навязывание нашим гражданам не менее вредно. Рекомендуется начинать половое воспитание с детства, постепенно, учитывая возраст, пол и индивидуально-типологические особенности ребенка и подростка.

Понятно, что на сексуальное поведение подростка сильно влияет познавательно-мотивационная сфера личности, свойст ва темперамента и характера. В языке имеется большое количество слов, обозначающих присущее конкретному человеку сексуальное поведение (бабник, развратник, распутник, растлитель, насильник, сутенер, проститутка и т. д., и наоборот: девственник, девушка, недотрога, супруг (а) и т. п.). Таким образом, народ в языке отразил свое понимание важности сексуальной сферы и ее влиянии на личность человека, существенные характерологические его особенности.

Сексуальное поведение подростков и старшеклассников зависит от широкого круга социальных и психологических факторов: макросоциальных, средовых и т. д. Например, со временная обстановка в России в значительной степени способствует развитию гиперсексуальности школьников. Здоровому отношению школьников к сексуальности способствует в значительной мере семья: доверительные отношения с родителями; эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений; терпимое, культурное отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких запретов и готовность обсуждать с детьми их деликатные проблемы. Еще одним важным фактором психосексуального развития человека является опыт дружеского общения между мальчиками и девочками с раннего детства. Не следует бояться детской и подростковой влюбленности, хотя она подчас доставляет воспитателям хлопоты. Однако для дальнейшего развития школьника отсутствие таких контактовгораздо опаснее, как считает И. С. Кон.

Научные исследования показали, что сексуальное поведение подростка зависит от того, насколько важное значение он ему придает и с удовлетворением каких субъективных потребностей связывает. Важность его признается достаточно большой при высоком самоуважении и напряжении жизненных событиях, а при недостаточном опыте общения с противоположным полом значимость снижается.

Выявлена связь сексуальной активности молодежи с отклоняющимся поведением. Одни исследователи считают, что эта активность способствует девиантности поведения, другие видят в последнем почву для вседозволенности. Как бы то ни было, высокая сексуальная активность подростка ставит перед воспитателями вопрос о возможной вовлеченности его в девиантную среду и в сексуально-активное окружение, которые взаимосвязаны. Поиск таких сред активизируется при наличии напряженных жизненных ситуаций.

Подтверждается также распространенное мнение родителей и учителей, что ранняя половая жизнь школьника связана с плохой успеваемостью, преступностью, алкоголизмом, нервно-психическими расстройствами и т. д.. Выявлено, что высокий уровень сексуальной активности американских подростков значимо коррелирует с такими преступными действиями, как угон автомашин, кражи, насилие и вандализм. В меньшей степени это явление связано с курением, употреблением спиртных напитков и наркотиков. Однако И. С. Кон видит в высокой сексуальной активности не причину антисоциального поведения, а скорее способствующий фактор. Главное заключается в особенностях определенной молодежной субкультуры, где курение, выпивка, ранняя и экстенсивная половая жизнь, наркотики считаются признаками взрослой самостоятельности и противопоставляются родительской власти. Тот же ученый отмечает: там, где юношеская сексуальность особо не табуируется, ослабевает или даже полностью исчезает ее связь с девиантным поведением.

Исследованиями установлено, что на учебную успеваемость неблагоприятно влияет слишком раннее или слишком позднее начало половой жизни для юношей (исходя из статистической нормы для данного поколения и определенной субкультуры), слишком раннее — для девушек. Социально неблагоприятны для обоих полов экстенсивные и поверхностные сексуальные контакты. Для старших юношей и взрослых людей половая жизнь в социально и культурно приемлемых формах имеет положительное значение.

У подростков и старшеклассников заметное затруднение сексуального поведения связано с застенчивостью. В значительной степени она вызвана присущей многим подросткам интро-версий, а у мужчин нередко связана также с невротизмом.

И. С. Кон отмечает, что в начале XIX века много говорили об отрицательных последствиях раннего начала и экстенсивных форм половой жизни. При этом мало обращали внимания на невротические черты романтической личности с ее экзальтацией и неспособностью к развернутым формам человеческого общения. Во второй половине XX века говорят о патогенных аспектах некоммуникабельности, сексуальной заторможенности. Сам И. С. Кон совершенно справедливо утверждает, что плохи любые крайности. К.тому же нельзя подгонять всех людей под один ранжир. Сами биологические, психические и социальные процессы, влияющие на половое созревание и последующее сексуальное развитие, очень неравномерны, гетерохронны, имеют подвижные границы и большое количество индивидуальных вариаций.

В процессе полового воспитания школьников нельзя пройти мимо различной мужской и женской сексуальности.

Типичным явлением подростковой и юношеской сексуальности является онанизм (мастурбация, рукоблудие). Он выявляется и в детском возрасте, но реже. Имеется несколько типов онанизма: детская генитальная игра; мастурбация периода подростковой и юношеской гиперсексуальности; мастурбация как временная замена, суррогат нормальной половой жизни взрослый; навязчивый онанизм, вытесняющий иные формы половой жизни, и т. д. Существует старый спор о безвредности, пользе или вреде онанизма. Как считает А. М. Свядощ, умеренная мастурбация в юношеском возрасте безвредна. Обычно она служит средством разрядки сексуального напряжения, вызванного физиологическими причинами. Онанизм стимулируется также рядом психических факторов: желанием получить физическое удовольствие, проверить свою половую потенцию, примером сверстников и побуждением ими. Неблагоприятно влияет в этом отношении эмоциональный дискомфорт: одиночество, скука, заброшенность, недостаток внимания значимых людей, их обидные для школьника действия. Нежелательна ситуация эмоционального неблагополучия в семье: конфликты, скандалы, натянутые отношения между родителями. Считается, что в особых случаях речь идет о длительно несчастных детях, для которых онанизм выступает средством успокоения и отвлечения от неприятностей, заменой отсутствующих радостных эмоций. Это подтверждается наблюдениями: когда в семье эмоциональное благополучие, взаиморасположенность взрослых и внимание к ребенку, когда последнему хорошо и интересно жить, стремление к онанизму угасает или исчезает вовсе (В. Е. Каган, 1991).

Сегодня среди сексологов в отношении к подросткам и юношам преобладает мнение, что тревожить должен не сам факт мастурбации, а навязчивая форма ее проявления, отрицательно влияющая на самочувствие и поведение школьников. В. Е. Каган рекомендует воспитателю в таком случае дать понять подростку что надо владеть своими влечениями. Убеждают сравнения и параллели: мы спим, но не все 24 часа в сутки; бегаем, но не до смерти; едим, но не объедаемся.

Многое зависит от отношения самого подростка к мастурбации. Некоторые школьники относятся к ней спокойно, другие испытывают чувство вины и страх перед последствиями. Последний очень увеличивается, если подросток познакомится со старой литературой. Там утверждается, что онанизм ведет к сумасшествию, что не подтверждается современными исследованиями. Неудачи в борьбе с онанизмом вызывают у таких подростков и старшеклассников низкую самооценку психологических качеств личности, особенно волевых, снижают самоуважение, приводят к мысли о связи трудностей и неудач в учебе и общении с существующим «пороком». И. С. Кон отмечает, что раньше воспитатели все силы направляли, чтобы отучить подростка от онанизма. Но результаты были незначительны, а иногда отрицательны. Сейчас вместо разговоров о вреде мастурбации стремятся тактично улучшить его умение общаться, помочь занять достойное положение в группе сверстников, увлечь интересным коллективным делом или игрой. И, конечно, не запугивают, а успокаивают подростка. Причем воспитатели делают это часто не в прямой, а косвенной форме, т. е. избегают, если сам школьник не пожелает обратного, признания того, что им известно о его мастурбации. Опыт свидетельствует, что подобная педагогика гораздо эффективнее.

В подростковом и юношеском возрасте выявляются случаи гомосексуализма. В советском обществе эротические связи между мужчинами влекли уголовное наказание. В 1993 году в России эта статья уголовного кодекса была отменена. В то же время лесбиянство не обсуждалось и не преследовалось. Теперь во всем мире ведется борьба за признание прав «сексуальных меньшинств» на открытые, не осуждаемые обществом интимные связи подобного вида. Специальные тестовые исследования не обнаруживают в личности гомосексуалистов каких-либо существенных отличий от других людей. Но все же имеются наблюдения, что многие лесбиянки являются плохими матерями. Как относятся к этому явлению в среде подростков и школьников? При ответе на этот вопрос заметное количество студентов-педагогов считает, что это их личное дело. Автора такой ответ не устраивает. Он возможен по отношению к осведомленным в этом вопросе и принимающим самостоятельное решение взрослым. Но школьники часто бывают втянуты в эти отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что во всех странах мира сурово карается законом.

Круг совращающих и развращающих детей действий не сводится к указанным выше. Он довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от лиц с педофилией и душевнобольных, но и от обычных молодых людей, не умеющих наладить сексуальные отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Развращающим действиям наиболее подвержены дети внушаемые и неустойчивые, с эмоциональной депривацией невротичные или акцентуированные, любопытные и в то Ж1 время очень доверчивые к чужим людям.

Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Родители и другие члены семьи должны быть сдержанны и осторожны в общении с пострадавшим. Но помощь не надо превращать в гиперопеку. В разговоре желательно не квалифицировать случившееся как нечто «грязное», «мерзкое», «ужасное», чтобы не вызвать усиление тревоги и чувство вины у школьника.

Если пострадавший не слишком маленький ребенок, то ему нужно объяснить случившееся, чтобы избавить от страхов и опасений за свое будущее. Окружающих желательно не вводить в суть случившегося, если не требуется какая-то конкретная помощь. Учителю следует оградить пострадавшего от излишнего любопытства класса или насмешливого отношения. Если же одноклассники узнали о случившемся, то неплохо им сказать, что друзья познаются в беде. В случаях назойливого и нетактичного вмешательства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрывают факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут перенестись на других детей. Поэтому следует немедленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд. Особенно полезна в этих обстоятельствах консультация с юристом.

В течение 2—3 месяцев после насилия ребенок может быть неуравновешенным, запуганным, даже невротизированным. Чтобы не допустить развитие стойких деформаций личности в дальнейшем, желательно в это время быть не только предельно внимательным и терпеливым к пострадавшему, но и прибегнуть к помощи психотерапевта.

Уменьшению вероятности сексуальных проступков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В. Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бывают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости; не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься; если незнакомые люди пристают к тебе, трогают или предлагают раздеться, то лучше всего убежать или громко позвать кого-нибудь на помощь — вокруг добрых людей много, они всегда помогут.

Итак, мы постарались показать, что выраженная сексуальность и гиперсексуальность — естественное и нормальное явление в подростковом и юношеском возрастах. Сексуальность успешно регулируется в педагогически правильно организованном процессе развития личности и полового воспитания. Последнее эффективно только на основе индивидуального подхода, учитывающего индивидуально-типологические, возрастные и половые особенности конкретного ребенка и совокупность важнейших влияний семьи, школы и макросреды.

Среди многих взрослых людей существует предубеждение, что невозможно влиять на сексуальное поведение школьников. Более того, раннее преподавание в школе основ знаний о сексуальной жизни подтолкнет, дескать, детей к очень раннему сексу. Противники полового просвещения в нашей стране многочисленны и сильны. Имеются случаи, когда консервативные родственники требовали привлечения к суду педагогов, «развращающих» детей своими беседами на тему секса. Недавний опыт Швейцарии и Англии свидетельствует об обратном. Серьезный, честный и откровенный разговор с детьми и молодежью о сексе привел к сокращению их экспериментирования в области эротической любви и отодвиганию сроков навом интимные связи подобного вида. Специальные тестовые исследования не обнаруживают в личности гомосексуалистов каких-либо существенных отличий от других людей. Но все же имеются наблюдения, что многие лесбиянки являются плохими матерями. Как относятся к этому явлению в среде подростков и школьников? При ответе на этот вопрос заметное количество студентов-педагогов считает, что это их личное дело. Автора такой ответ не устраивает. Он возможен по отношению к осведомленным в этом вопросе и принимающим самостоятельное решение взрослым. Но школьники часто бывают втянуты в эти отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что во всех странах мира сурово карается законом.

Круг совращающих и развращающих детей действий не сводится к указанным выше. Он довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от лиц с педофилией и душевнобольных, но и от обычных молодых людей, не умеющих наладить сексуальные отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Развращающим действиям наиболее подвержены дети внушаемые и неустойчивые, с эмоциональной депривацией, невротичные или акцентуированные, любопытные и в то же время очень доверчивые к чужим людям.

Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Родители и другие члены семьи должны быть сдержанны и осторожны в общении с пострадавшим. Но помощь не надо превращать в гиперопеку. В разговоре желательно не квалифицировать случившееся как нечто «грязное», «мерзкое», «ужасное», чтобы не вызвать усиление тревоги и чувство вины у школьника.

Если пострадавший не слишком маленький ребенок, то ему нужно объяснить случившееся, чтобы избавить от страхов и опасений за свое будущее. Окружающих желательно не вводить в суть случившегося, если не требуется какая-то конкретная помощь. Учителю следует оградить пострадавшего от излишнего любопытства класса или насмешливого отношения. Если же одноклассники узнали о случившемся, то неплохо им сказать, что друзья познаются в беде. В случаях назойливого и нетактичного вмешательства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрывают факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут перенестись на других детей. Поэтому следует немедленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд. Особенно полезна в этих обстоятельствах консультация с юристом.

В течение 2—3 месяцев после насилия ребенок может быть неуравновешенным, запуганным, даже невротизированным. Чтобы не допустить развитие стойких деформаций личности в дальнейшем, желательно в это время быть не только предельно внимательным и терпеливым к пострадавшему, но и прибегнуть к помощи психотерапевта.

Уменьшению вероятности сексуальных проступков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В. Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бывают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости; не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься; если незнакомые люди пристают к тебе, трогают или предлагают раздеться, то лучше всего убежать или громко позвать кого-нибудь на помощь—вокруг добрых людей много, они всегда помогут.

Итак, мы постарались показать, что выраженная сексуальность и гиперсексуальность — естественное и нормальное явление в подростковом и юношеском возрастах. Сексуальность успешно регулируется в педагогически правильно организованном процессе развития личности и полового воспитания.

Последнее эффективно только на основе индивидуального подхода, учитывающего индивидуально-типологические, возрастные и половые особенности конкретного ребенка и совокупность важнейших влияний семьи, школы и макросреды.

Среди многих взрослых людей существует предубеждение, что невозможно влиять на сексуальное поведение школьников. I» Более того, раннее преподавание в школе основ знаний о сексуальной жизни подтолкнет, дескать, детей к очень раннему сексу. Противники полового просвещения в нашей стране многочисленны и сильны. Имеются случаи, когда консервативные родственники требовали привлечения к суду педагогов, «развращающих» детей своими беседами на тему секса. Недавний опыт Швейцарии и Англии свидетельствует об обратном. Серьезный, честный и откровенный разговор с детьми и молодежью о сексе привел к сокращению их экспериментирования в области эротической любви и отодвиганию сроков начала половой жизни. В Швейцарии в результате активной общественной компании 60 процентов молодых людей использует презервативы (в три раза больше, чем до того). Среди школьников, прошедших подготовку по курсу полового просвещения, уменьшилось число беременностей в подростковом возрасте и количество инфицированных ВИЧ («Известия», 7 апреля 1993).

Желающих подробнее познакомиться с системой полового воспитания детей и подростков отсылаем к цитированной выше книге В. Е. Кагана и другим научным педагогическим исследованиям на эту тему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.041 с.)