Дети и подростки с пассивным поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети и подростки с пассивным поведением



Понятие «пассивный» в словаре С. И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В советской педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у многих наших исследователей лишено поэтому собственного позитивного содержания. Термин «активный», «активность», напротив, часто используется в контексте теорий деятельности. Пионерами этих концепций были Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн. Деятельность здесь понималась как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в процессе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Можно привести более близкое к педагогике определение. Деятельность — это активность субъекта, регулируемая осознаваемой целью. Надо сказать, что результаты многих имевших большое теоретическое значение исследований в русле указанных выше научных школ слабо внедрялись в практику обучения, а то и просто игнорировались как противоречащие реалиям советской системы образования.

Укажем, несмотря на малую разработанность данной проблемы, основные причины пассивности школьников: 1) влияние тоталитарного государства, задававшего определенную личностную направленности и стиль поведения граждан; 2) пониженная интеллектуальная активность; 3) недостатки физического здоровья; 4) дефекты развития. Сразу же оговоримся, что о дефектах умственного развития детей, вызванных органическими поражениями мозга, мы говорить не будем. Это требует специальных исследований, не затрагивающих обычной школы. Обратимся к обсуждению действия первой причины. Известно, что государственный строй и общественные организации любой страны; в значительной степени влияют на активность и пассивность своих граждан. Известно, например, что распространение протестантизма в Германии способствовало в свое время воспитанию у многих немцев трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности. Напротив, периоды реакции всегда и везде порождали пессимизм и общественную пассивность. Советское государство стремилось развить активность своих граждан, лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным действиям по предписаниям тоталитарного государства, Что его инициатива ни в коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это приводило, с одной стороне, к формированию значительного количества «агрессивно-посчушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению количества людей обеих указанные категорий граждан. Но для того, чтобы это произошло, нужны серьезные усилия российского общества и школы в деле Создания системы воспитания свободного и активного человека.

В воспитании подлинно?1 активности и самостоятельности подрастающего поколения нашему учительству существенно поможет, как представляется автору, учет принципов христианско-религиозного воспитания. Этим утверждением мы не выступаем против светскости Образования. Но использовать вековой опыт необходимо. Ведь христианство лежало в основе не только русской и европейской культуры, но и способствовало определению общечеловеческих ценностей. В этом плане важно отметить, во-первых, что христианство провозглашает свободу выбора человека между добром и злом. Это значит, что и воспитатель не должен навязывать каких-либо своих взглядов и убеждений ученику, как это делалось в советской школе. Он лишь помогает ему найти правильный путь, но не побуждает насильственно вступать на него. Во-вторых, христианство считает жизнь человека на земле периодом его испытаний. Через них проходят все люди (ведь, как мы недавно узнали, богатые тоже плачут!). Испытаний трудностями не следует избегать, ибо путь спасения лежит через их преодоление. Такие утверждения действительно готовят детей к активному преодолению трудностей самостоятельной жизни. Этого не было в советской школе. Поэтому многие доверчивые ее выпускники, поверившие в реалии «зрелого социализма», переживали трагедии в самостоятельной жизни, становились разочарованными, апатичными, пассивными. Наконец, в-третьих, христианство утверждает, что нет от рока добрых и злых людей, добрых и злых народов. Граница между добром и злом лежит внутри каждого человека. Это требует как личного нравственного самосовершенствования, так и обращения к добрым началам других людей и народов. Последнее особенно важно для преодоления случаев межэтнической вражды в нашей стране.

Теперь поговорим об интеллектуальной пассивности учащихся. В отечественной педагогической психологии эту проблему впервые сделала непосредственным предметом исследования Л. С. Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и содержательность. Оно выражается через следующие психологические особенности:

1) недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

2) отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

3) отсутствие познавательного отношения к действительности.

Содержание понятия «интеллектуально пассивные дети» существенно углубила Л. В. Орлова в своей диссертационной кандидатской работе в 1992 году. Она выделила 4 группы таких детей (младший школьный возраст):

1) группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Они выбирают преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого вида пассивности — наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

2) Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях; неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствием умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная интеллектуальная пассивность школьников проявляется в шаблонности умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии несущественных («лишних») вопросов по ходу работы; использовании обходных путей в выполнении учебных задач или применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания приемов: предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых заданий.

3) Группа детей с.«частичной» или избирательной интеллектуальной пассивностью. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или некоторых учебных дисциплин.

4) Группа детей с «разлитой» или общей интеллектуальной пассивностью. Они нелюбознательны. Такие пассивные дети,не стремятся к получению новых знаний, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в игре. Л. В. Орлова предупреждает, что произведенная ею классификация не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же ребенок может входить в две группы. Например, в группу мотивационной пассивности и общей (разлитой) пассивности.

Помимо указанных авторов проблемы интеллектуальной пассивности учащихся касались Д. Б. Богоявленский, Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, М. В. Матюхина, В. С. Юркевич и др. Особое внимание исследователей привлекает проблема значительного снижения учебной активности подростков. Ее рассматривали Н. А. Менчинская и ее сотрудники в книге «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» и другие специалисты в области психологии обучения. Выделяются следующие причины этого явления:

1) недостатки в воспитании действенных мотивов учения;

2) усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;

3) нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью овладения знаниями в 1ачальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;

4) ослабление контроля родителей за школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль;

5) переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, спортивных лероприятиях, коллекционирование, мелкая торговля, увлечение кино и т. д.

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою чае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить. В случае необходимости надо послать ребенка в лесную школу или даже на продолжительный период освободить его от учебы. К сожалению, часто и ребенок, и родители пытаются любыми средствами не пропустить ни одного года обучения. Это неверно не только с точки зрения состояния здоровья школьника, но также активности и продуктивности его учения в школе. Ослабленный ученик будет учиться без интереса и весьма посредственно. Нормальным будет, если он полностью окрепнет. Тогда ученик быстро и с удовольствием догонит товарищей, если ему это очень хочется. Этому способствует предоставленная сейчас школьникам возможность обучаться дома и сдавать экзамены экстерном.

Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние задания, слишком частый просмотр кинои телефильмов, частое посещение гостей и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков (занятия музыкой, плаванием, фигурным катанием и т. п.). Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки сами часто переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается со школьниками-подростками, прежде бывшими очень активными и хорошо учившимися.

Помимо указанных основных причин пассивного поведения школьников, укажем еще на некоторые. Они могут быть связаны как с неправильным отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими особенностями самого школьника. Обратимся к проблемам первого вида. Они возникают, во-первых, при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких случаях в семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителям. Более того, в советских семьях дети нередко воспитывались в духе надписи в салоне трамвая: «Не высовывайся!» Т. е. у них сознательно искоренялось здоровое стремление к инициативе. Понятно, что во всех этих случаях речь должна идти о воспитании самостоятельности у школьников, с учетом их возраста и опыта правильного общественного поведения. Конечно, при этом следует избегать другой крайности — устранения родителей от контроля за поведением своего ребенка и помощи ему.

Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности и уменьшению излишней созерцательности, как это делают обычно воспитатели, но и помочь формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления. Холерик-школьник, напротив, часто бывает суетлив и непоседлив, обладает скользящим вниманием. У него надо воспитывать сдержанность и умение длительное время проводить в спокойных занятиях: чтении, ручных работах, требующих сосредоточенности (выпиливании, лепке, рисовании и т. п.).

Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь детского коллектива. Тем более, что советская школа не столько способствовала самопознанию и самореализации личности, сколько требовала жить для других. Считалось даже позорным стремление к самоутверждению. Поэтому и сегодня застенчивость и неуверенность в себе школьников следует рекомендовать преодолевать включением в деятельность школьной малой группы, в выполнение общественных поручений. Однако, при этом надо соблюдать меру, чтобы не сработал механизм сверхкомпенсации у ребенка. Дело в том, что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже нескромными и конфликтными.

Неорганизованные школьники

Выше мы отмечали необходимость развития у современных детей жизненной активности, преодоления в их поведении лености и пассивности. Однако этого еше недостаточно для их полноценного воспитания и подготовки к самостоятельной деятельности в современном мире. Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, а также помогать другим школьникам вырабатывать у себя это психологическое качество. Называется оно организованностью. Понятия «активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках. Например, ниже мы будем писать о гипертимических личностях, которые характеризуются избыточной активностью поведения, легкостью установления личностных контактов с незнакомыми людьми. Этим нередко пользуются уголовные элементы и различного рода маньяки для вовлечения таких школьников в свои преступные действия. Бывают также и активные дети со скользящим вниманием. Они все время в деятельности, очень подвижны, но ни на каком деле не могут глубоко и долго сосредоточиться. Все это категории детей активных, но не организованных. А каких вообще школьников можно считать неорганизованными?

К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети.

К первому виду относятся учащиеся с довольно разнообразными типами поведения. Прежде всего надо сказать о появляющихся новых неформальных лидерах в классных коллективах подростков и старшеклассников. Учителя нередко ревностно и раздраженно относятся к происходящей в таких случаях «перегруппировке сил» вокруг лидера. И напрасно. Складывание больших товарищеских группировок, в первую очередь мальчишеских, вообще характерно для данных возрастов. Нередко они охватывают представителей разных классов. Таким товарищеским и дружеским общностям не следует мешать формироваться. Если, конечно, основой создания этих групп не являются дурные дела и стремление к изоляции и противопоставлению классу. Другое дело, когда неформальный лидер, расширяя сферу своего влияния и самоутверждаясь, начинает сознательно противодействовать учителям: ведет себя с ними дерзко и вызывающе, мешает проведению учебных занятий, провоцирует непослушание и шалости других учащихся. Активность такого неформального лидера рекомендуется не подавлять, а направлять на разумные цели. Характерной ошибкой неопытных классных руководителей является в таких случаях резкое изменение официального статуса такого лидера (например, неожиданное назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае забывается, что именно такие активные школьники нуждаются в воспитании и самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и корректно влиять на поведение своих товарищей. Поэтому перевоспитание подобных школьников начинают с привлечения к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы.

Если неформальный лидер-дезорганизатор не идет на контакт с педагогом, рекомендуется показать неправомочность и вредность его действий, найти способ лишить ореола Робин Гуда. Так, в одном молодежном лагере летом девятиклассник Николай мешал проведению воспитательной работы в коллективе. Педагогу воздействовать на него не удавалось. Подросток придумывал все новые и новые шалости, изображая себя большим храбрецом. Однако воспитательница подметила, что иногда Николай трусит. Поэтому она пошла на такой воспитывающий эксперимент. Во время общей прогулки в лес педагог специально оставила на пне свою записную книжку. Когда начало темнеть, она попросила Николая сходить в лес и принести ей записную книжку, якобы забытую в спешке. Подросток не решился отказать воспитательнице при ребятах и отправился на поиски. Педагог в это время собрала всех других подростков у окна для беседы. Окно выходило в сторону леса. Воспитательница, во время разговора время от времени выглядывала в окно. Вслед за нею делать это стали сидящие здесь же школьники. Вскоре все они заметили, что Николай ходит кругами вокруг дома, не решаясь войти в лес. Когда совсем стало темно, подросток вернулся домой, сказав, что записной книжки он не нашел.

Всем стало ясно, что Николай лгал, скрывая свою трусость. Авторитет лидера был им мгновенно утрачен. Подростки перестали поддерживать шалости этого мальчика. В случаях, подобных описанному, нельзя, однако, оставлять бывшего лидера-дезорганизатора одного среди насмехающихся над ним товарищей. Тем более, самому воспитателю не следует публично долго витийствовать и резонерствовать по поводу своей победы. Подобное поведение педагога обычно глубоко травмирует и озлобляет провинившегося школьника, лишает его жизненной перспективы. Напротив, воспитатель должен помочь бывшему дезорганизатору найти достойное место в коллективе и развивать в полезной деятельности свои лидерские задатки.

В исключительных обстоятельствах возможен перевод лидера-дезорганизатора в параллельный класс. Там он, как правило, перестает признаваться лидером.

Близкой к описанной, но еще более сложной бывает ситуация с затаенным дезорганизатором. Он обычно действует исподтишка: соответствующим образом настраивает своих товарищей, побуждает к непозволительным действиям, а сам занимает внешне нейтральную позицию. Выявить такого школьника бывает трудным и потому, что от своих товарищей он часто не требует признания себя в качестве лидера. Такое явление лучше наблюдается в девичьих компаниях. Самолюбивая девушка-дезорганизатор вниманием и комплиментами вкрадывается в доверие своих одноклассниц, а затем постепенно начинает воздействовать на них тонко продуманной словесной информацией, эмоционально возбуждая. Поэтому возмущенные девушки-старшеклассницы, вовлеченные в какой-либо конфликт в школьном классе, часто даже не осознают, что они действовали не сами, а по чужому наущению. Учителю, выявившему такого затаенного дезорганизатора, рекомендуется поступать так же, как с «открытым» неформальным лидером-дезорганизатором. Подобные затаенные дезорганизаторы наблюдаются также в мальчишеских и юношеских группах. Нередко это старшеклассники или старшие подростки, побуждающие младших к каким-либо. недозволенным, а то и противоправным действиям. Среди таких провокаторов встречаются своего рода «экспериментаторы»: настойчиво побуждая маленького школьника к нехорошему делу, они сами в нем не участвуют. Это нужно им для того, чтобы впоследствии обесславить мальчика среди ребят своими рассказами, а самому уйти от ответственности. Даже встречая отпор со стороны маленькой жертвы, такие дезорганизаторы-провокаторы не останавливаются перед клеветой. Наиболее частым примером такого рода поведения является настойчивое побуждение младшего к действиям развратного характера. К сожалению, среди взрослых и сверстников реакция на такую информацию о ребенке бывает неадекватной: больше обсуждают реального или мнимого пострадавшего, чем развратителя. Утверждение: «все говорят», действует, как разорвавшаяся бомба, отвлекая даже от постановки вопроса: «Кто виноват в побуждении к действию и что с виновным делать?» А отвечать на этот вопрос требуется, т. к. дело идет о противозаконных действиях по отношению к малолетнему и профилактике подобных преступлений в будущем.

Учитель, выяснивший источник распространения порочащих слухов, должен поставить перед этим школьником вопрос так: «Ты утверждаешь, что сам ни в каких непозволительных действиях не участвовал. Поверим, что это так. Но тогда по чьему наущению действовал ребенок? Если не по твоей инициативе, то почему ты его не остановил? Наконец, почему ты стал широко распространять среди школьников столь неприятную информацию вместо того, чтобы сообщить об этом классному руководителю или родителям ребенка?» Естественно, что подобный дезорганизатор-провокатор должен быть наказан. Но нельзя оставлять без психотерапевтической помощи жертву: помочь ребенку перенести состояние сильного стресса и восстановить благожелательное отношение к нему товарищей. Организовать эту помощь призваны школьный психолог и учителя.

Помимо некоторых неформальных лидеров и затаенных инициаторов неблаговидных дел, в классе бывают невольные дезорганизаторы. Они не ставят своей сознательной целью нарушение учебно-воспитательного процесса в классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога и т. п. Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность — повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Подростки подчас «усматривают» ошибки даже в учебниках по точным наукам и пишут по этому поводу протестующие письма в министерство образования. У старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением юношеского максимализма. Нейтрализуя крайние проявления этих возрастных особенностей, учитель призван научить школьников цивилизованным формам проявления своей активности, доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.

Следует сказать также о мнимых дезорганизаторах — чрезмерно активных на уроках школьниках. Их поведение похоже на поведение неосознанных дезорганизаторов. Однако, в отличие от последних, они не самоутверждаются за счет авторитета учителя, а выступают как люди, чрезмерно заинтересованные учебным предметом. В их число попадают многие одаренные дети. Между тем, некоторые учителя считают этих подростков и старшеклассников выскочками, бросающими вызов педагогу тайно противоборствующими с ним. На деле же такие школьники часто просто хотят глубже разобраться в усваиваемом учебном материале. Учителю не следует в таких случаях поддаваться раздражимости, а проявить терпимость. Иначе можно погасить активность не только очень заинтересованных учеников, но и всего класса. Самих же учеников такого рода надо учить не только культуре активного поведения на уроке, но давать дополнительные задания по изучаемому предмету, вовлекать в кружковую работу и т. д.

Мы рассмотрели основные виды дезорганизаторов. Материал о них будет дополнен при описании недисциплинированных детей, которое последует несколько ниже. Дезорганизаторы составляют I категорию школьников, у которых отсутствует должная организация своего поведения. Напомним еще о 3-х категориях неорганизованных учащихся: малоорганизованных, частично организованных и заорганизованных.

Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, но прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками. Среди них имеется достаточное количество учащихся, которые считают, что систематическое напряжение душевных и физических сил вредно, а безделье, наоборот, способствует их сохранению, накоплению и укреплению. При этом одни школьники ссылаются на сказку об Илье Муромце, а другие — на «Шагреневую кожу» Бальзака. В этих случаях детям и подросткам рекомендуется объяснить неправильность подобной интерпретации указанных литературных произведений. Сами дети могут заметить, что занимающиеся физкультурой и посильным трудом школьник и взрослый человек наращивают мышцы, становятся здоровее и красивее. Физически развитый человек, как правило, дольше живет. В то же время обломовы быстро чахнут и умирают раньше времени, как это и показал И. А. Гончаров в своем гениальном произведении. Подобное явление отмечается и в отношении занятий умственным трудом. Мозг и психика развиваются в деятельности. Более того, потребность в умственном труде имеет не меньшее значение, чем потребность в физическом. Они взаимосвязаны. О сильной и всепроникающей потребности в психической деятельности писал в свое время великий педагог Песталоцци: «Глаз хочет видеть, а сердце — любить». Без удовлетворения и постоянного совершенствования потребности в деятельности не может быть полноценного человека. Жизнь систематически и с удовольствием умственно работающего человека становится богаче, ярче, содержательнее и интересней. Известно, что среди людей, длительное время сохраняющих в старости работоспособность и бодрость, значительное количество не только физкультурников, но и ученых. Особенно благоприятна для человека высоко организованная активность в обоих видах деятельности: умственной и физической.

Нередок среди школьников, особенно средних и старших классов, частично организованный учащийся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по другим занимается кое-как. Частичная организованность может проявиться также у успешно учащегося школьника в нежелании быть аккуратным в обращении со своими вещами, поддерживать их в приличном виде, своевременно стричься, обрезать ногти и т. д. Неполная организованность проявляется у многих школьников и в неумении организовать свой от-"дых во время учебы и на каникулах. Наши беседы с подростками и старшеклассниками о 10 заповедях показали, что наименее им понятно требование: «чти день субботний» (для христиан такой день отдыха.и размышлений — воскресенье, для мусульман — пятница). Им непонятно, почему такое, по их мнению, несущественное правило возведено в ранг одной из заповедей. Поэтому многие школьники не знают, как проводить выходные дни. Особенно плохо обстоит дело с поведением детей в летние каникулы. Сейчас, когда пионерские лагеря исчезают, а молодежные — сокращаются, общественности и воспитателям надо серьезно подумать об организации отдыха детей и подростков. Даже при самых неблагоприятных обстоятельствах родители должны вместе с детьми продумать отдых последних: учесть по возможности пожелания школьников, организовать поездки на природу, порекомендовать содержательные занятия и развивающие игры. Ребенка надо предохранить от заражения некультурными формами отдыха некоторых взрослых: азартных игр, пьянства, драк, рассказывания неприличных анекдотов. Серьезно следует подумать о профилактике подростковой преступности, особенно в период каникул. Очень важно при этом, чтобы подростки и старшеклассники сами заинтересовались организацией интересного и полезного для их развития отдыха, подготовились и к занятиям в школе. Конечно, отдых детей не должен быть так относительно жестко организован, как учебная деятельность. У отдыхающего школьника должно быть достаточно свободного времени. Но организация, а затем и самоорганизация досуга должны быть. Полное безделье в течение продолжительного времени развращает ребенка, порождает нежелание в дальнейшем учиться и трудиться.

Наконец, о заорганизованных школьниках. Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный школьник слепо подчиняется установленному в школе и семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний. Сказанное не означает, что школьник не должен подчиняться дисциплине, но дисциплина должна быть сознательной. Кроме того, ребенок, учась организованности у других, опираясь на помощь взрослых, с годами должен все больше учиться самоорганизации своего поведения.

К внутренне заорганизованным школьникам и взрослым относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ. Весь смысл жизни такие люди видят в постоянной работе. В последнее время появился даже специальный термин для обозначения таких людей. Их называют «работоголиками» (по ассоциации с алкоголиком). В советском обществе и советской школе поощрялся такой тип человека. Так, при назначении на достаточно высокие государственные и общественные посты наличие подобного качества отмечалось особо, а сами претенденты публично клялись «пахать» на своем рабочем месте не только днем, но и ночью при свете фонаря. Как шолоховский герой Давыдов из романа «Поднятая целина». Известно, к каким плачевным результатам для народа привели такие продолжительные бдения чиновников из партийного и советского аппаратов. Однако этот недостаток присущ и людям из других стран. По данным современной печати, многие ведущие государственные деятели даже в развитых и просвещенных странах мира работают по 14—16 часов в сутки. Это существенно превышает все гигиенические нормы продуктивной умственной работы мозга, вызывает его хроническое переутомление. Итогом является не только замедление или прекращение умственного развития таких людей, но и значительное снижение качества их интеллектуальной продукции. Ведь недаром еще в VI веке до н. э. семь самых больших мудрецов Древней Греции выбрали в качестве одного из мудрейших изречений, высеченных на стене храма Аполлона в Дельфах, — «ничего слишком».

Из школьников чаще всего и опаснее всего для своего здоровья это мудрое изречение нарушают подростки. Они чувствуют свои значительно возросшие физические и умственные силы, но не знают их пределов. Между тем, подросткам очень хочется показать себя взрослыми. И они берутся за дела, которые не всегда могут осилить и последние. Отсюда нередкие в этом возрасте психические и физические срывы, надломы, разочарования в жизни, апатия и безалаберность в поведении. Поэтому понятна важность предохранения учащихся от непосильных нагрузок и переутомления.

Чрезмерная заорганизованность подростков наблюдается, когда у них появляется возможность проявить себя взрослыми в учебе. У старшеклассников повышенная, недостаточно регулируемая увлеченность учебной деятельностью связана со стремлением к жизненному самоопределению. Успешное удовлетворение указанных устремлений и порождает у некоторых школьников страстное увлечение каким-либо делом, без желания заниматься чем-либо другим и предоставлять себе отдых. Поэтому неудивительно, что среди таких заорганизованных детей много способных и с повышенной успеваемостью школьников. Заорганизованных и малоорганизованных школьников сближает одна характерная особенность. Они не знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые значительно завышают свои возможности, вторые — занижают. То и другое вредно.

Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий школьников является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить о 3-х ее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской. Воспитание организованности начинается с повседневной организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.

В основе воспитания повседневной организованности лежит знание школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей. Мы уже отмечали, что одни школьники задают себе сразу большую нагрузку, ориентируясь на достижения взрослых или подготовленных товарищей. Им надо объяснить, что возможности человека возрастают постепенно, по мере систематической тренировки. Другие школьники, напротив, работают мало, не веря в самоорганизацию деятельности. Воспитатель должен разъяснить им, что любой человек может организовать свою деятельность и добиться в ней больших успехов. Детям следует рассказать о колебаниях работоспособности в зависимости от времени суток, дня недели, времени года, предшествующей нагрузки. Конечно, младшие школьники не смогут во многом сами определить свою нагрузку, да и более старшие учащиеся нуждаются в этом отношении в помощи взрослых (родителей, учителей, школьного врача).

Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.

Вспомним, что первоначально приучают к режиму дня маленького ребенка родители. Но уже в дошкольном возрасте требования к соблюдению режима дня со стороны многих родителей значительно ослабевают. Достаточное количество младших школьников из семей, где взрослые заняты на работе, ведут себя довольно неорганизованно в дневное время. Не приходится доказывать еще большую вольность в поведении подростков и старшеклассников. Выход заключается в помощи ребенку самостоятельно выбрать разумный режим дня и самому выполнять его, сообщая о результатах контролирующему его воспитателю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.029 с.)