Психология трудных школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология трудных школьников



В.Г.Степанов

Психология трудных школьников

Учебное пособие

Для студентов педагогических учебных заведений

3-е издание, переработанное и дополненное

Москва Академия 2001

ВВЕДЕНИЕ

Проблема «трудных» учащихся — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике, и частных методиках просто отпала бы.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства — все это привело паше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Конечно, правонарушения заметно увеличились и среди взрослого населения. Но все же 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников. Но корригирование поведения современного «трудного» учащегося возможно, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессов, но и в психологии теперешней молодежи. А между тем, многие учителя не понимают, например, что такое неформальные молодежные объединения и как к ним относиться. Имеются такие воспитатели, которые любого неформала относят к «трудным» подросткам и юношам. Подобный недифференцированный подход к этим группам молодежи является, конечно, неправильным. Поэтому одну из задач данного пособия мы видим в кратком анализе тех научных работ, в которых сообщается о психологии современного «трудного» школьника и способах педагогического общения с ним.

Другая задача — вкратце обсудить с учителем происходящие коренные изменения в сознании россиян, понять новые требования общества к выходящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Поэтому на основе анализа новейшей литературы автор пересматривает и уточняет содержание ряда распространенных понятий, например, «коллективизм» и «эгоизм», «активность» и «пассивность» и т. д. Конечно, автор осознает недостаточность своих усилий в решении указанной важнейшей задачи, но считает необходимым начать этот разговор с воспитателями (СНОСКА: Степанов В. Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психологический журнал. Т. 14. 1993, № 1. С. 171—175.). Ведь успешно решить эту задачу можно только коллективно, всем обществом.

Третья задача — помочь учителю лучше овладеть психолого-педагогическими методами изучения и воздействия на личность «трудного» учащегося. Причем автор стремится показать актуальность тех методов, которые основаны на учете принципа индивидуального подхода в воспитании и обучении учащихся. Ведь господствовавший до августа 1991 г. не только в обществе взрослых, но и в советской школе командно-приказной метод воздействия мало нуждался в учете индивидуальных особенностей личности учащегося. В советской школе господствовали авторитарные методы. Поэтому на разных трудных школьников — ленивых, недисциплинированных, грубых и т. д. — оказывались одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете и пр. (Учеников держали в страхе. Понятно, что подобные методы не способствовали воспитанию свободной и творческой личности. Они не решали проблемы устранения возникающих конфликтов, а загоняли их внутрь. Эффективные психолого-педагогические методы требуют, наоборот, индивидуального подхода к «трудным» школьникам: к ленивым применяются одни методы, к недисциплинированным—другие, к грубым—третьи и т. д. Более того, к представителям одной и той же категории «трудных» детей, например, недисциплинированных, могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, исходя из различия их личностных особенностей и разнообразия причин, вызвавших у воспитанника те или иные трудности. Но в то же время нельзя упускать из вида, что школьник — это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных его недостатков есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития ребенка, непосредственно связанные со всем комплексом методов общего развития личности. Устраняя отрицательные черты характера школьника, полезно также помнить пословицу: наши недостатки — продолжение наших достоинств. Т. е., воздействуя на одну особенность личности ребенка, желательно представить, как это скажется на других особенностях.

В советской школе принцип индивидуального подхода к детям разрабатывался нашими педагогами и психологами недостаточно. В этой связи и в учительской практике этот принцип использовался мало и часто неэффективно. Причем целью его применения было не свободное развитие личности школьника, а его наиболее полное подчинение и приспособление к господствовавшим идеологическим догмам. Иное положение складывается в школе сейчас, когда свободное развитие личности человека, соблюдение его прав ставится во главу угла.

Новые цели воспитания ставят новые задачи — гуманистического подхода к личности школьника. А это требует знания большого количества психолого-педагогических методов изучения личности ребенка и помощи ему в развитии необходимых для самостоятельной жизни психологических качеств. Автор стремится, насколько ему позволяет ограниченный объем учебного пособия, дать общее представление об этих методах и сделать соответствующие ссылки на научную литературу. Причем, в связи с быстрым развитием в нашей стране практической психологии и установлением широких международных научных контактов, количество публикаций таких методик значительно возрастает. Поэтому советуем нашему читателю следить за психолого-педагогической литературой по этой тематике.

Многими указываемыми в пособии психолого-педагогическими методиками школьный учитель может овладеть самостоятельно. Но немало имеется методик, требующих специального обучения. Это относится к сложным тестовым и особенно тренинговым методикам. Желательно в этих случаях обращаться за консультацией к школьному психологу и в институты повышения квалификации работников образования.

Некоторые методы корригирования поведения школьников требуют врачебной квалификации (психотерапевтической, психиатрической). Поэтому мы сообщаем о них кратко. Однако учителю полезно о них знать, т. к. врач часто нуждается в помощи педагога.

Учитывая нужды современной реформируемой школы, автор стремится придать пособию практическую направленность. В то же время он решительно выступает за связь теории и практики. Поэтому автор делает в тексте необходимые теоретические наброски, насколько это позволяет небольшой объем пособия. Однако для педагога этого недостаточно. Желательно, чтобы читатель связывал излагаемый здесь материал с основными положениями возрастной и педагогической психологии, педагогики, прибегая к помощи учебников и учебных пособий по этим предметам.

Настоящее пособие предназначено для первоначальной ориентации студентов и учителей в достаточном количестве работ по проблеме «трудных» детей. Многие из них посвящены частным вопросам и основаны преимущественно на личном опыте. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных, выделении, анализе и обобщении наиболее существенных из них. Это еще одна из задач данного пособия, решаемая в основном на материале психолого-педагогических исследований. Границы этих исследований существенно расширились в последние 20 лет за счет работ медицинских психологов, психотерапевтов и психиатров. Они прочно вошли в фонд исследований по рассматриваемой здесь проблематике, но часто недоступны учителям из-за специфической терминологии и непривычной для них манеры анализа и интерпретации сообщаемого материала. Речь идет, в частности, об акцентуируемых личностях, многие из которых являются трудными для окружающих. Поэтому автор стремился адаптировать изложение указанного материала к педагогической аудитории.

Автор предостерегает читателей от некритического использования материала данного пособия, от дурной «рецептурности», когда психолого-педагогические рекомендации применяются без учета психологических особенностей личности ученика. Ведь и рецепт выписывается квалифицированным врачом с учетом особенностей конкретного человека: его возраста, веса, наличия других болезней, переносимости лекарств и т. д. Так же и достаточно подготовленный учитель сочетает полученные знания по психологии и педагогике с глубоким 8

изучением личности конкретного ученика и его биографии; старается разобраться, одна или несколько причин вызывают трудности в общении с ним; подбирает наиболее эффективные методы воспитательного воздействия; обращается по мере необходимости к другим учителям, школьному психологу, врачу и, конечно же, родителям. В то же время автор стремится избежать другой крайности, свойственной многим работам советских педагогов: свести все к разговору об общих закономерностях воспитания, возлагая целиком на учителя задачу создания конкретной технологии воспитания. Поэтому в тексте предлагаемого пособия особое внимание отводится психологическому анализу широкого круга типичнейших случаев проявления трудностей в поведении школьников, указанию возможных причин их возникновения, перечислению конкретных психолого-педагогических способов устранения выявленных недостатков. Стремясь к сближению с жизнью, автор вводит новый, малоизвестный материал в текст пособия. Он отсутствует в действующих учебниках для педагогических вузов и училищ. Так, например, предлагается глава о «трудных» подростках и юношах из неформальных молодежных групп общения.

Общая структура учебного пособия может быть обрисована так:

1) теоретическая часть (основные закономерности психического развития ребенка и его воспитания).

2) Личность ребенка и трудности в ее развитии. Отдельно рассматриваются конкретные затруднения в развитии потребностно-мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и индивидуально-типологической сфер личности.

3) Трудности, вызванные неблагоприятным влиянием окружающей среды: семьи, школы и неформальных групп общения.

В конце учебного пособия даются задания для самопроверки уровня усвоения предложенного материала, предлагаются примерные темы рефератов, приводится список литературы по данной проблеме.

Данное учебное пособие рассчитано на студентов педагогических вузов и училищ при прохождении действующих сейчас курсов возрастной и педагогической психологии, а также педагогики. Оно может быть использовано в качестве основного учебного источника при чтении спецкурса на эту тему.

Процесс воспитания

Для руководства учебно-воспитательным процессом и корригирования отклонений в поведении школьников совершенно необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются 3 основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую очередь нервной системы. Этот материал подробно излагается в курсе возрастной физиологии. Во-вторых, особенности психического развития взрослеющего человека. Об этом только что сообщалось выше. В-третьих, процесс целенаправленного руководства развитием личности, т. е. воспитание. Отечественными психологами доказано, что полноценная личность не может быть сформирована без решающего влияния взрослого человека, передающего ребенку и подростку общественный опыт. Все эти три стороны развития личности, три процесса тесно и нерасторжимо связаны и взаимодействуют между собой.

Основными факторами формирования личности ребенка и подростка являются: общественное бытие и общественное сознание, сложившееся в стране; особенности производства, быта, культуры и природы места проживания; семья; среда непосредственного общения: соседи, друзья, знакомые; школа; внешкольные учреждения.

Важнейшим фактором развития личности учащегося призвана стать школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. Она по мере совершенствования общества начинает играть основную роль в развитии личности ребенка и подростка. Ниже мы коснемся того, как важно учитывать воздействия всех перечисленных выше факторов при корригировании особенностей личности и поведения «трудных» школьников.

Каковы основные психологические требования к организации воспитания школьников, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в поведении детей и подростков? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к работам по психологии воспитания, которых с каждым годом становится все

21больше. Часть из этих требований указана в книге Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова (СНОСКА: Фридман Л М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. М., 1985. С. 74-87):

1) основой воспитания является формирование у школьников нужной мотивации;

2) важно настойчиво воспитывать у них положительные привычки поведения и помогать искоренять отрицательные;

3) воспитание личности учащегося возможно лишь в его собственной деятельности;

4) воспитательные воздействия на учащегося должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам;

5) в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности;

6) обязательно надо воспитывать у школьника адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.

Существуют различные психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащегося: беседа на воспитательные темы, личный пример воспитателя, поощрение и наказание, методы воспитания в труде и т. д. Мы не можем здесь дать психологический анализ условий применения всех этих методов и приемов, хотя в той или иной степени обратимся к большинству из них в дальнейшем изложении. Однако в силу необходимости мы должны сделать исключения для принципа индивидуального подхода. Обратимся к нему.

Шкала самооценки

Фамилия................................................................... Дата..............................

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

    Почти Иногда Часто никогда Всегда
1 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
2 Я обычно быстро устаю 1 2 3 4
3 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
4 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
5 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение 1 2 3 4
6 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
7 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
8 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
9 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
10 Я вполне счастлив 1 2 3 4
11 Я принимаю все слишком близко 1 2 3 4
12 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
14 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
15 У меня бывает хандра 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
18 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 12 3 4 1 2 3 4
19 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
20 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Далее по формуле определяется уровень личностной тревожности: JIT=2j— S2 + 35, где 2Ji — сумма зачеркнутых цифр справа по пунктам шкалы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; £2 — сумма остальных цифр по пунктам 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. Полученные результаты можно оценивать следующим образом: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Как высокий, так и низкий уровень тревожности нежелательны.

Описываемые методы имеют свои достоинства: они позволяют быстро провести психологические исследования определенных черт характера, количественно выразить результаты и т. д. Получить данные самонаблюдения важно, но делать окончательные выводы о чертах характера на основании только их, как считают некоторые специалисты, рискованно. Ведь далеко не все люди хорошо знают себя, не всегда эти знания правильные, не всегда есть желание откровенно о себе говорить. По аналогии можно задать вопрос: «Что вы скажете о враче-терапевте, который ставит диагноз на основе только жалоб больного, хотя обойтись без них подчас бывает невозможно?».

Существуют разнообразные экспериментальные методы изучения характера. Наиболее распространены методы определения характера на основе оценки испытуемым мотивов деятельности и поступков других людей, раскрытия характера через его проявления в восприятии, памяти, мышлении и в иных психических функциях, а также методы выявления волевых черт характера и др. Примером первого направления в экспериментальном изучении характера может служить метод незаконченного предложения: к такому предложению надо

139подобрать одно из предлагаемых окончаний. Так, дается предложение: «Если кто-нибудь взял без разрешения у меня завтрак...». Надо его закончить, выбрав одно из следующих предложений: а) я бы взял без разрешения его завтрак; 2) сказал бы об этом учителю; в) стал бы плакать; г), ничего не стал бы делать. На основе сделанного выбора судят о взглядах испытуемого. В целом подобные методики могут использоваться как сугубо дополнительные. Проекционные методы типичны для второго направления. При применении проекционных методов, пишет Н. Д. Левитов, обычно «речь идет о проекции, т. е. обнаружении в чем-то вне личности ее динамики: склонностей, стремлений, черт темперамента и характера, причем этот процесс происходит так, что человек его не осознает» (СНОСКА: Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969). К этим методам относится метод чернильных пятен Роршаха, тест Мэррей на тематическую апперцепцию (ТАТ) и др.

Несмотря на большое количество экспериментальных методик, не всегда бывает легко выбрать из них практически достаточно эффективные и теоретически плубоко осмысленные. В целом метод эксперимента еще нуждается в значительном усовершенствовании.

Наиболее перспективными являются разрабатываемые учеными методики, позволяющие исследовать характер в естественных условиях (игре, учебе, труде).

При определении характера и заостренности его отдельных черт не обойтись без метода беседы. Однако надо помнить, что свободное собеседование полно неожиданностей, непредвиденных поворотов мысли и может увести далеко от намеченной цели. Поэтому беседой надо управлять. Для этого надо заранее определить, что требуется выяснить в беседе. Затем следует продумать, как вести беседу, учитывая психологические особенности собеседника. Так, в беседе о характере ребенка родители могут допускать резкие суждения негативного плана, но не любят, когда подобные высказывания делают окружающие. Поэтому беседы с родителями, особенно первые, желательно вести осторожно, тактично, указывая не только на недостатки, но и на достоинства ребенка. Очень важно обеспечить правдивость высказываний собеседника. Чтобы ее проверить, отдельные наиболее важные вопросы повторяют в ходе собеседования, но в иной словесной формулировке. Что бывает причиной неискренности в беседе? Причин несколько, например, нежелание показать себя с непривлекательной стороны. Если это обнаружится, вопрос следует повторить, но в такой форме, которая снимала бы предполагаемые опасения собеседника. Наличие этого умения — залог многих успехов в беседе. Причинами неискренности могут также быть недоверие к собеседнику, его кажущаяся «несимпатичность», нежелание раскрывать интимные стороны своей жизни, опасение неблагоприятных выводов из беседы и т. д. Обнаружение действия одной из этих причин всегда требует соответствующей перестройки поведения лица, ведущего беседу. При проведении беседы не рекомендуется назойливо фиксировать внимание собеседника на каком-либо интересующем вас вопросе и во что бы то ни стало добиваться на него ответа. Подчас нарочитое «пренебрежение» к этому вопросу и демонстративное переключение внимания на что-то другое скорее заставят собеседника высказаться, чем атака в лоб.

Для изучения свойств характера прибегают к использованию также метода изучения продуктов деятельности интересующего нас человека, к методу свободного сочинения на такие, например, темы: «Мои жизненные интересы», «Что мне помогает и что мешает в работе над собой». В этих же целях используют и комбинированные методы. Таковы широко используемые в психологии биографический метод, основанный на наблюдении, беседе, сочинении и анализе продуктов деятельности, метод обобщенных независимых характеристик и другие.

Познакомившись со всем изложенным выше, некоторые читатели могут сказать: «Что-то многовато методов! А нельзя ли рекомендовать один универсальный метод, который позволял бы узнавать свойства характера быстро и правильно?» Обычно применяют несколько дополняющих друг друга методов: ведь характер человека сложен и многогранен, а каждый метод имеет не только достоинства, но и недостатки. Это не значит, что надо пользоваться полным набором имеющихся методов. Выбор их определяется конкретными задачами изучения характера. Для выяснения заостренных черт характера в качестве основных методов используют наблюдение и беседу, а также методики, основанные на самонаблюдении и самооценке.

Немного о формировании характера. Это поможет нам понять, как и в каком направлении можно воздействовать на людей с заостренными чертами личности. Что же влияет решающим образом на становление и изменение характера? Некоторые родители считают, что главным является фактор наследственности. «Ведь бывает, — рассуждают они,— что у совсем еще маленького ребенка проявляются черты сходства в поведении с родителями, даже окружающие говорят: «вылитый отец (или мать)!» На это можно возразить: «Имеется много детей, по характеру совсем не похожих на своих близких». Как же считает наука? Ученые полагают, что решающее влияние на формирование характера имеют внешние факторы. К ним относится прежде всего воздействие общественных отношений. Это подтверждается, в частности, исследованиями однояйцевых близнецов, обладающих, как известно, совершенно одинаковыми наследственными свойствами. Ученые изучали близнецов, живших порознь в различных по своему социальному положению семьях. Эти близнецы были весьма сходны по свойствам темперамента. По свойствам же характера они отличались, причем с возрастом эти различия увеличивались.

В любом обществе существуют слабохарактерные личности, а порой и люди с антиобщественной направленностью. Вот почему для формирования характера требуется и специальное целенаправленное воздействие, т. е. воспитание. Оно имеет решающее значение для приобретения нужных черт характера.

О чем нужно помнить при воспитании характера? О большом влиянии на характер мировоззрения, сознательного усвоения требований морали и общественных норм поведения. Недаром значительные изменения в характере часто происходят в юношеском возрасте, когда становление сознательных взглядов на мир происходит наиболее активно. Изменяются черты характера под влиянием убеждений и в более поздние годы.

Для закалки характера совершенно необходима деятельность, в которой человек научился бы претворять свои мысли и чувства в поступки, накапливать практический опыт поведения, закреплять индивидуально-своеобразные действия. Зависимость характера от поступков человека хорошо выражена в древнеиндийской пословице: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер...».

Коллектив — сила, способная круто изменить характер. Так, известен случай, когда резкий, вспыльчивый, неуживчивый человек при переходе на другую работу стал спокойным, выдержанным, доброжелательным. Такие примеры не единичны. Но почему один коллектив способен оказать эффективное воздействие, а другой нет? Причины различны. Одна из них связана со слабостью коллектива, которому может недоставать целеустремленности, сплоченности и некоторых других необходимых качеств. Следовательно, плодотворные влияния может оказывать не любой коллектив, а достаточно хорошо организованный. Вторая причина — ошибка в индивидуальном подходе к члену коллектива, на которого оказывается воздействие: отсутствие согласованности в действиях, неучет особенностей личности и пр.

Многое в воспитании характера значит пример окружающих, очень важно найти свой индивидуальный подход к каждому воспитуемому. Внешние обстоятельства, социальная среда и воспитание в конечном счете определяют формирование характера. Но действуют они на человека, преломляясь через особенности его внутреннего мира (накопленный и осмысленный жизненный опыт, сложившиеся свойства личности и т. д.). Поэтому эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека. Например, на одном предприятии пытались перевоспитать упрямца: и говорили ему с осуждением об его упрямстве, и разрешали, где возможно, действовать по-своему, чтобы на опыте убедился в своей неправоте и т. д. Ничего не помогало, так как сам человек считал свое упрямство не отрицательной чертой, а проявлением принципиальности и самостоятельности. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда этого человека удалось переубедить в его взглядах.

Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые человеком психические состояния (например, состояние радости и душевного подъема или, наоборот, тоски и упадка). Повторяясь, они нередко закрепляются, становятся чертами характера. Поэтому для выработки нужной черты характера школьника надо ставить его в такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом закрепил бы его как постоянное свойство личности. Например, ленивого ученика можно сделать прилежным, если часто ставить его в ситуации, когда бы он достигал успехов в деятельности, испытывал от этого чувство радостного удовлетворения и поэтому.изменил бы свое отношение к труду. Заметим, что человек сам может подчас вызывать у себя желаемое психическое состояние и тем самым влиять на формирование своего характера. Так, применяя популярный теперь метод аутогенной тренировки, возможно рядом специальных упражнений приобрести способность к произвольному расслаблению мышц и достижению такого состояния, в котором посредством самовнушения вызывать у себя радостное настроение, бодрость, хорошую работоспособность. Регулярное применение этого метода значительно влияет на изменение личности в лучшую сторону.

Теперь о влиянии природных начал на формирование характера... Наши психологи отвергают биологизаторские утверждения о фатальной обусловленности черт характера наследственными факторами. В то же время они признают наличие у человека природных предпосылок психического развития — анатомо-физиологических задатков (особенностей строения мозга, органов чувств, двигательного аппарата, а также целый ряд функциональных свойств нервной системы человека). Однако задатки — это всего лишь возможность развития. Они многозначны и прямо не определяют появление у человека готовых черт характера.

§2

Наиболее важно для плодотворной работы по перевоспитанию трудных школьников определить отклонения в их поведении, связанные прежде всего с деформацией стержневых психологических качеств личности, в первую очередь с основными чертами характера. Мы имеем в виду 2 категории трудных детей: учащихся с давно науке известными, привычными и кажущимися воспитателям «естественными», «нормальными», «небольшими» отклонениями в нравственном развитии (ленивых, пассивных, недисциплинированных, лживых и т. д.) и детей с акцентуацией характера и темперамента (педантичных, демонстративных, возбудимых личностей и пр.). Исследования последних десятилетий позволили наметить возможные пути индивидуального подхода к детям с подобного рода трудностями в характере с целью устранения конфликтов с ними и дальнейшего полного перевоспитания. Мы укажем главные из этих путей, основываясь прежде всего на работах В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, К. Леонгарда, А. Е. Личко.

Начнем с анализа поведения школьников с привычными недостатками характера. Каковы основные причины их возникновения? Н. Д. Левитов так отвечает на этот вопрос: «Это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров; отсутствие в семье единой твердой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность у детей, неуверенность, двоедушие, безответственность; избалованность ребенка в семье, недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность» (СНОСКА: Н. Д. Левитов. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. С. 10.).

На возникновение недостатков характера влияет также неучет воспитателями возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с воспитателями, скрытую или явную войну с ними.

Сказывается на закреплении отрицательных черт характера отношение к ним воспитателей и самих учащихся. Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психологические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, т. е. известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют учителям и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я — нервный!».

Плохо и когда родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. Тогда надо, немедленно обращаться к врачу.

Нередко бывает, что сами учащиеся неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость — за правдолюбие и мужество, невежливость — за прямоту, высокомерие — за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, считают, что лень помогает сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость — добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

Недостатки характера — это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому воспитатели, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, должны убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной преходящими обстоятельствами. Для этого поведение воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней внимание школьника. Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. Поэтому, переходя к конкретному анализу отдельных отрицательных черт характера школьника, мы остановимся лишь на наиболее важных, требующих, по нашему мнению, первоочередного применения воспитательных мер для искоренения. В категории привычных недостатков характера мы (вслед за Н.Д. Левитовым) выделим 2 вида недостатков характера учащихся: проявляющихся в работе ученика и в отношении его к себе и другим людям. Начнем с разбора недостатков первого вида (лености, пассивности, неорганизованности и неаккуратности, отсутствии настойчивости).

Ленивые дети



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.036 с.)