Футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.



Дайте подросткам 20 минут, чтобы они могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета подростку предоставляется возможность составить рассказ о самом себе и записать его.

Анализ:

Какие предметы ты для себя выбрал?

Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего?

Чьи рассказы были для тебя самыми интересными?

Что бы сказал о тебе стол, за которым сидит учитель?

«Ты мне нравишься»    

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

       Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из подростков. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

       Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Василий! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Василий обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Вася должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Василий обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

       Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Подросток, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый подросток наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

       Анализ:

Легко ли тебе говорить приятные вещи другим подросткам?

Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Достаточно ли дружен наш класс?

 

Мы описали несколько комплексных неблагоприятных вариантов развития личности. Но имеются такие случаи, когда в целом развитие личности подростка протекает нормально, однако имеются отдельные проблемы – поведенческие, эмоциональные, учебные и т.п. Остановимся на наиболее типичных проблемах такого рода.

Нарушения общения подростка со сверстниками.

Общение со сверстниками является основной движущей силой развития подростка. Те или иные отклонения в общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения.

Рекомендации:

1. Подростку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со взрослыми, затем с младшими. Самым трудным является общение со сверстниками.

2. Педагог в общении с подростком оказывает незаметную помощь, подсказку в случае конфликта или выпадения из общего дела.

3. Проведение психологических игр и упражнений для улучшения психологического климата в классе и развития дружеских отношений между подростками.

 «Купон на одну услугу»

Инструкция: Как вы поступаете, когда кто-то делает что-нибудь приятное для вас? Вы благодарите его? Отвечаете ли вы потом ему добром на добро? А что происходило, когда вы сами для кого-нибудь делали какое-либо доброе дело? Говорили ли вам «спасибо»? Делали ли вам что-нибудь хорошее за это? Иногда нам тоже оказывают добрые услуги. Но окружающие сами не всегда знают, что мы именно сейчас хотим, чтобы нам сделали что-нибудь приятное. Поэтому очень важно научиться сообщать о своих желаниях окружающим.

       Я приготовила для каждого из вас «купоны на одно доброе дело». Когда вы этого ни пожелали, вы можете достать этот «купон» и положить перед собой на парту как знак того, что именно в данный момент вам очень нужна помощь или какое-то доброе дело. Тогда остальные подростки смогут увидеть этот сигнал и спросить, чем они могут вам помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, тот получит ваш «купон». А вы пока останетесь без «купона» до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться теперь уже в вашей помощи.

       Выдайте каждому подростку по одному «купону». Спросите, есть ли среди подростков кто-нибудь, кто уже сейчас хотел бы воспользоваться своим «купоном».

       Анализ:

Легко ли тебе просить о чем-нибудь других?

Что ты говоришь, когда тебе не нужно никакой помощи, и ты самостоятельно хочешь выполнить задуманное?

Почему важно на добрые дела отвечать добрыми делами?

«Таинственный друг»

Инструкция: Я пройду перед вами с небольшой коробочкой, в которой лежат ваши жребии. На каждом из них написано имя одного из вас. Никто не должен знать, чье имя вам досталось.

       Вы будете «таинственной подругой» или «таинственным другом» того, чье имя вам досталось. Задача этого «таинственного друга» или «таинственной подруги» - делать своему подопечному время от времени небольшие приятные сюрпризы. Эти маленькие сюрпризы должны приносить человеку радость, вызывать улыбку и доставлять удовольствие. Но при этом вы должны устраивать свои сюрпризы таким образом, чтобы ваш подопечный не мог догадаться, от кого именно он их получает.

       Расскажите мне, пожалуйста, какими могут быть эти сюрпризы?

       Анализ:

Любишь ли ты иногда порадовать других небольшими сюрпризами?

Ты уже ждешь приготовленных для тебя сюрпризов?

«Почесать спинку»

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив сверстника из другого – внешнего или внутреннего круга… Теперь я хочу, чтобы воспитанники из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

       Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (назовите имена двух воспитанников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом). Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними сверстников. Когда Олег и Ольга завершат массаж те двое сделают такой же массаж двоим следующим- стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не «вернется» к тем, кто его начал- к Олегу и Ольге.

Агрессия.

В подростковом возрасте даже средний, нормальный уровень агрессивности намного выше, чем в другие возрастные периоды, поэтому его дополнительное повышение легко приводит к острым конфликтам подростка с его окружением.

Рекомендации:

У агрессивных подростков, с выраженным мужским типом ценностей, полезно формировать идеал «настоящего мужчины»; этот идеал должен включать такие качества как сдержанность, владение собой.

Предлагаем использование несколько эффективных педагогических воздействий:

· Перенос обсуждения вопроса. Отложите обсуждение вопроса до того момента, когда вы будете в состоянии общаться спокойнее. Вот несколько примеров фраз, которые эффективно переносят дискуссию:

ü У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас.

ü Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится?»). Тебе придется поискать другой способ! Я не скандалю со своими учениками).

ü Возможно, ты права. Как-нибудь поговорим об этом.

· Предлагаем оборудовать зону удаления, в которой, не покидая классной комнаты, подросток сможет дать выход своим агрессивным тенденциям (сможет позволить себе драться подушками, рвать бумагу, совершать безобидные разрушительные действия). Вы можете оборудовать класс таким образом, чтобы в нем нашлось заранее приготовленное для изоляции место: где-нибудь за шкафом, можно просто отгородить его ширмой или доской. Это должен быть небольшой участок вне поля зрения остальных учеников.

Кроме того мы предлагаем психологические игры и упражнения, которые помогут подростку внутренне разрядиться, выразив глубоко лежащие чувства, не доводя ситуацию до насилия и драки; обсудить разные способы разрешения и смягчения конфликтных ситуаций.

 «Рисуем чувства»

Инструкция: Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется.

       Анализ:

Какое чувство ты нарисовал?

Какое чувство тебе больше всего нравится?

Какое чувство тебе не нравится?

Когда ты злишься?

«Небеса и ад»

Инструкция: Я хочу рассказать вам историю: «один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?»

       Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты еще молод и глуп. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».

       Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!», - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

       Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса»,- заметил старик».

       Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Ты можешь вспомнить случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства…

       Напиши, что произошло тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название. (15 минут.)

       Анализ:

Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?

Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?

Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

Как ты чувствовал себя при этом?

Почему пожилой мудрец сказал, что насилие – это ад?

«Похлопывающий массаж»

Инструкция: Я предлагаю вам веселую и освежающую игру. Разбейтесь, пожалуйста, на пары и выберите, кто будет Первым номером, а кто- Вторым.

       Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А Вторые номера должны встать сбоку от Первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое похлопывание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой. (2 минуты.)

       А теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями.

       Анализ:

Как ты себя теперь чувствуешь?

Что тебе больше понравилось – когда делали массаж тебе, или когда делал массаж ты?

Почему полезен такой массаж?

Снижение познавательных интересов.

По мнению Е.М. Черепановой (1996), травмирующие события, которые пережил человек, глубоко затрагивают его психику, причиняют настолько сильные страдания, что ответом на это является отрицательная реакция. Переживание частого неуспеха в учебной ситуации способствует развитию снижения познавательных интересов у детей и подростков. Травмированный, переживший чрезвычайно сильные эмоции, человек очень боится повторения их. Дети становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, а отсюда и их низкая успеваемость. Они не видят оснований для учебы, для познания чего-то нового.

Рекомендации:

1. Развитию интересов подростков могут помочь совместные занятия с педагогами, включающие познавательные элементы (кружок астрономии, истории, компьютерный и т.п.)

2. Проведение психологических игр и упражнений развивающих любознательность, раскованность, способность догадываться- превосходный способ верного решения многих проблем.

 «Догадайся!»

                   Инструкция: Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете абсолютно точно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете приблизительно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, о чем вы не знаете и можете только догадываться?

                   Иногда бывает лучше, если мы, не зная ответа на заданный вопрос, не отказываемся сразу на него отвечать, не говорим: «Я не знаю», а пытаемся догадаться. Поэтому я хочу поиграть с вами в угадывание. Мы начнем играть прямо сейчас. Закройте, пожалуйста, глаза. Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые вы должны будете угадать. Сразу, как только вам в голову придет ответ, громко отвечайте мне:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.019 с.)