Я мог бы скрепку использовать как зубочистку и Т. Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я мог бы скрепку использовать как зубочистку и Т. Д.



Каждый из вас может внести свое предложение. Остальные участники не должны говорить, каким они находят это предложение: хорошим или плохим. Также не надо говорить о том, возможно это или невозможно. Выберите кого-нибудь из группы, кто будет записывать все предложения. Чем больше идей появится у вас на бумаге, тем лучше. На все вам отводится десять минут. Через пять минут тот, кто записывает, должен провести черту под предложениями, а затем записывать дальше. (10 минут.)

       Теперь взгляните на лист. Заметна ли разница между ответами, которые вы нашли в первые пять минут и ответами, придуманными в оставшееся до конца время? Доставил ли вам удовольствие поиск новых идей вместе с другими подростками? Чему вы научились у других сверстников вашей группы? Чему вы научились от самих себя?

       Анализ:

Что было для тебя труднее всего?

Легко ли ты находил различные возможности?

Когда ты сам приходишь к хорошей идее: когда у тебя есть все, что тебе нужно, или когда тебе чего-нибудь не хватает?

Можешь ли ты себе представить, что ты стал изобретателем?

Интеллектуализм.

Характеризуется хорошо развитым логическим мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия.

       В подростковом возрасте у воспитанника с интеллектуализмом сохраняется фиксированность на учебе. Общение со сверстниками затруднено из-за несформированности тех способов, с помощью которых организуются контакты с другими подростками. Подросток осознает себя, в первую очередь, учеником. Остальные аспекты самосознания остаются недостаточно сформированными. Основной особенностью деятельности является сочетание высокой активности в учебной сфере с ее снижением в других сферах (прежде всего, в сфере общения со сверстниками). Реакция окружения противоречива: взрослые подростка поощряют, а сверстники избегают.

       Если подросток лишен общения со сверстниками, то это для него является источником тяжелых переживаний, даже в том случае, когда кажется, что он избегает контактов по собственному желанию. Нередко у подростков нарушаются также и контакты со взрослыми.

       НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ САМИМИ ПОДРОСТКАМИ ПО-РАЗНОМУ: от уверенности в наличии у себя какого-либо «дефекта» до обобщенных концепций типа: «Весь мир очень скучен».

                   Рекомендации:

1. Оказать подростку помощь в поиске друга или подруги.

2. Эмоциональное общение.

3. «Разбавление» интеллектуальных занятий чем-то более эмоционально насыщенным.

4. Проведение психологических игр и упражнений, способствующих снятию напряжения и эмоциональных зажимов, направленных на создание воображаемого друга, с которым подросток мог бы обсудить все свои проблемы и сложные вопросы.

«Три зверя».

Инструкция: Кто из вас бывал в театре? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами в своем воображении. Я хочу показать вам, как это можно сделать.

       Сядьте по удобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните… Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в театральной постановке, какую роль ты ему дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы стать в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?

       Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?

       Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты- то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное- человек, которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты.)

       Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза… Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.

       Анализ:

 Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины?

Что было для тебя труднее всего?

Удивило ли тебя что-нибудь?

Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении?

Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь?

Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи?

«Верный друг».

Инструкция: Кому вы доверяли свои заботы и проблемы, когда были маленькими? Были ли это ваши братья и сестры или друзья? А может быть, вы разговаривали с игрушками или с доброй феей?

       А с кем разговариваете вы сейчас, когда хотите поделиться какой-нибудь проблемой или заботой? Куда вы идете, когда вам хочется поразмыслить о каком-нибудь сложном вопросе?

       Сядьте по удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха…

       Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Вокруг тебя растут высокие стройные деревья. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься, посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение.

       И вдруг ты чувствуешь, что ты здесь не один, что не вдалеке от тебя есть еще кто-то другой, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. Тебе приятно, что кто-то сейчас находится рядом с тобой. Внизу на воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что это кто-то, кто очень хорошо к тебе относится и отлично тебя понимает. Может быть, ты его уже знаешь, а может быть, ты видишь его в первый раз. Это может быть старый мудрый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий только в твоем воображении. Это неважно, главное, что ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно и хорошо знает тебя, и которому ты можешь полностью доверять. (30 секунд.)

       Твой верный друг зовет тебя вместе с ним перейти через этот небольшой мост. Вместе вы поднимаетесь на мягкий холм, поросший теплой приятной травой. Там вы находите уютную пещеру. Твой друг первым входит в нее и садится поодаль, приглашая и тебя сесть рядом с ним.

       Через какое-то время он начинает говорить с тобой. Он рассказывает тебе только о твоей жизни. Ты и представить себе не мог, что кто-то другой может так хорошо знать все твои скрытые мысли и чувства и говорить о них с таким пониманием. (15 секунд.)

       И тогда ты понимаешь, что можешь говорить со своим верным другом о самых важных для тебя вещах. Быть может, у тебя есть какой-то особенный вопрос, который ты хотел бы задать своему другу. Сейчас ты можешь сделать это. Возможно, ты услышишь ответ в его словах, а может быть, он придет к тебе в другой форме- звуками, особенным выражением лица или в виде особенного движения. (1 минута.)

       Твой верный друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь придти к нему вновь, когда тебе потребуется его совет или понимание. Ты можешь найти его в любое время в этой пещере, чтобы обсудить с ним важные для тебя вещи и услышать его мнение на этот счет…

       Теперь поблагодари своего верного друга за поддержку и попрощайся с ним на сегодня.

       Медленно пройди той же тропой через холм к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда есть у тебя человек, которому можно полностью доверять. А теперь потянись, напряги и расслабь все свое тело и медленно открой глаза. Сконцентрируй свое внимание снова на нас. Будь бодрым и отдохнувшим.

       Анализ:

Кто был твоим верным другом?

Как ты чувствовал себя в этом упражнении?

Чем тебе смог помочь верный друг?

«Чет и нечет».

Инструкция: Сейчас мы сыграем с вами в игру. Каждый должен отсчитать себе по пятнадцать горошин. Затем, зажав их в кулаке, начните ходить по классу. Как только вам захочется вступить в игру, остановитесь рядом с кем-нибудь и протяните ему кулак, в котором зажата какая-то часть ваших горошин. Протягивая своему партнеру сжатый кулак, спросите: «Чет или нечет?» Если второй участник отгадывает, то он получает эти горошины себе, если не угадывает, то отдает первому ровно столько горошин, сколько у того было в кулаке.

       Победит тот, у кого через десять минут окажется больше всего горошин.

       Анализ:

Понравилась ли тебе эта игра?

Сколько раз тебе повезло в игре?

У кого оказалось больше всего горошин?

Есть ли у нас кто-то, кто остался совсем без горошин?

Кто из вас угадывал лучше всех?

С каким количеством человек ты играл?

Что происходило чаще: тебя спрашивали другие участники или ты их?

Ты играл по-честному?

«От спины к спине»

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по восемь человек. Встаньте в тесный плотный круг, плечо к плечу. Теперь встаньте на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Эту тарелку я положу на спину одного из вас. Вам нужно будет передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, вы можете все вместе громко выкрикнуть: «Ура!», а если тарелка упадет на пол, вы можете хором немного повыть, как голодный волк воет на луну. Потом вы можете руками водрузить ее снова на спину того, кто ее уронил.

       Как вы думаете, сколько минут потребуется вашей группе, чтобы тарелка сделала полный круг?

       Анализ:

Понравилась ли тебе эта игра?

Какую технику передачи тарелки вы придумали?

Ты был доволен своей группой?

Какая группа быстрее всех справилась с задачей?

«Все вместе!»

Инструкция: Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный или составленный из газет, в зависимости от Вашего выбора). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок. Но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем.

Примечание: участникам предлагается творчески подойти к решению данной задачи и попытаться разместиться вначале в пределах этого «острова», а затем меньшего (площадь острова постепенно уменьшается.

Вербализм.

Характеризуется ярко выраженным преобладанием речевого развития над другими психическими процессами. У подростка проявляется неспособность к четкой организации своих действий, трудность в общении со сверстниками и\или с учителями.

Рекомендации.

1. Вовлечение подростка в рисование, конструирование, лепку.

2. Ограничение речевого потока подростка и стимулирование продуктивной деятельности.

3. Выслушивайте подростка. Это самый сильный прием. Выслушайте то, о чем хочет сказать ученик. Темы могут быть самыми разными: от классной обстановки и отношений с одноклассниками до личных проблем. Слушание требует большего времени, чем краткое приветствие, но меньше времени, чем вам кажется, если правильно слушать. Беседуя с учеником, не следует думать, что вы должны решить его проблемы, дать совет. Вы должны, прежде всего, его выслушать. Вот основы правильного слушания.

· Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать- не торопитесь говорить. реагируйте только, когда это необходимо и только, давая понять, что вы поняли, что было сказано.

· Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.

· Вербализируйте интерес без слов: «М-м» и другие междометия.

· Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла…» (и далее повторите мысль ученика, но своими словами).

· Отражайте чувства.

1. Проведение психологических игр и упражнений, дающим возможность подросткам задуматься над вопросом, касающимся взаимоотношений с учителем, доверия друг другу, предоставляющий простор для выражения самых разных индивидуальных позиций; развития воображения из простого материала, творчества.

«Точки».

Инструкция: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу… (2 минуты.)

       Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом подростком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут.)

       В конце игры дайте каждому подростку показать свой рисунок классу. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.

«Необычный рассказ».

Инструкция: Я хочу вам предложить одну остроумную игру. Садитесь все вместе в круг, и пусть каждый возьмет из коробочки карточку. На карточках написаны разные ситуации, которые случаются в жизни. Прочтите, что написано на вашей карточке. Затем кто-то из вас выходит на середину и показывает нам, что написано на его карточке. Для этого можно делать разные движения, «говорить» ногами и руками, но нельзя пользоваться нашим нормальным языком. Можно и нужно использовать какие-нибудь придуманные слова, половину из них говорить, половину- петь. Другие должны угадать, что показывает этот подросток. Как только ситуация будет разгадана верно, в круг выходит следующий и т.д.

«Шутливое письмо».

              Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и «провинности» этого подростка. Старайтесь писать так смешно, чтобы захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

                   Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в «снежки». Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

                   Анализ:

Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

Что было при этом труднее всего?

Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

«Король школы»

Инструкция: Представь себе, что- король или королева, а школа- твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые законы, которые кажутся тебе разумными. Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и запиши список своих правил. Затем возьми большой лист бумаги и перепиши на него эти правила крупными буквами, как будто ты объявляешь их всему королевству. Если хочешь, можешь этот большой лист как-нибудь украсить. (20 минут.)

       Анализ:

Какое из твоих собственных правил кажется тебе особенно важным?

Понравилось ли тебе чье-то другое правило?

С каким из школьных или классных правил ты не согласен?

Кого ты хотел бы видеть королем (королевой) школы или королем (королевой) класса?

«Кнут и пряник»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Инструкция: Представьте себе, что Любовь Ивановна Милосердова- это очень-очень терпеливая и милая учительница. Она никогда не наказывает своих учеников. Она считает наказания вредными и ненужными. В отличие от нее, варвара Львовна Крутова- учительница очень строгая, и за малейшее нарушение она сразу назначает наказание. Она верит, что ученики лучше придерживаются правил, если знают, что в противном случае им придется иметь дело с неприятными для них последствиями.

       Мы все отличаемся друг от друга. Можете ли вы мне сказать, какая учительница вам нравится больше: Любовь Ивановна или Варвара Львовна? Почему? А может ли школьный учитель быть по отношению к своим ученикам всегда только строгим или только добрым? Почему?

       Я сейчас поставлю в ряд десять стульев. Предположим, что на первом стуле, крайнем слева, сидит Любовь Ивановна- воплощение доброты и терпения. А последний, десятый стул, крайний справа, занимает Варвара Львовна- образец строгости и дисциплины. Перед вами- своеобразная шкала, показывающая различные типы обращения учителя со своими учениками. Крайние места занимают Любовь Ивановна и Варвара Львовна. Строгость на этой школе возрастает слева направо, а доброта- справа налево. Всем понятно? А сейчас вам надо будет показать мне, какого типа обращение было бы для каждого из вас наиболее предпочтительным.

       А теперь снова возвращайтесь на свои места. Сейчас мы мысленно перепрыгнем на много лет вперед, в будущее…

       Представьте себе, что вы уже взрослые, и у вас есть свои дети, или кто-то из вас стал учителем, и сам работает в школе. Так вот, ваши дети или ученики не делают того, о чем их просите… Придумайте и запишите серьезную или шуточную историю о том, что может произойти в этом случае. Или просто изобразите все это на рисунке. Возможно, вам захочется показать два разных варианта того, что вы будете делать в такой ситуации. Попытайтесь изобразить как хороший, так и плохой вариант.

       Анализ:         

Какие правила ты должен обязательно соблюдать?

Каковы наиболее важные правила нашего класса?

Какое из правил класса является самым важным для тебя?

Что ты делаешь для того, чтобы побудить других людей соблюдать правила?

Социальная дезориентация.

Развитию социальной дезориентации способствует резкое различие правил и требований, предъявляемых подростку в интернате, отсутствие гибкости у окружающих взрослых. В результате возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, поломка ценных вещей и др.

       У подростка с социальной дезориентацией складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны. В результате у подростка возникает сознательная антисоциальная установка.

       Важнейшей психологической особенностью становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность его деятельности. Враждебная ответная реакция окружающих подтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.

Рекомендации:

1. Необходимо четко продумать и сформулировать предъявляемые требования к подростку.

2. Поддерживать и повышать самооценку подростка, не допуская формирования негативной самооценки.

3. Проведение бесед, с обсуждением возможных вариантов поведения в различных конкретных ситуациях и наиболее вероятных реакций окружающих на те или иные действия подростка, задавая стандартные, общепринятые способы поведения.

4. Серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых подростком проступков.

5. Проведение психологических игр и упражнений для здорового психического и физического развития подростков: самоидентификация подростков, сильные стороны подростка и достижения; развитие положительного мнения о самом себе даже в ситуации стресса; предоставление возможности проявления своеобразия подростка, его многогранности.

 «Смешное приветствие»

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече?

Попросите подростков показать различные варианты рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил, и так далее.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которые мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести с ним или с ней новый, как можно более необычный, способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы мы все легко смогли бы его запомнить, но при этом- достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом.

Пока подростки выполняют это задание, напишите на отдельных бумажках имена каждой пары, сложите записки в какую-нибудь коробочку или шапку.

Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать. Я приготовила жребий, и один из вас должен вытянуть бумажку с именами той пары, чье приветствие мы сейчас и выберем. После жребия эта пара еще раз покажет нам свое рукопожатие, чтобы мы смогли его хорошо запомнить.

Анализ:

Как приветствуют друг друга подростки нашего класса, когда собираются утром?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.086 с.)