Работа добровольцев по профилактике по принципу «равный – равному» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа добровольцев по профилактике по принципу «равный – равному»



А теперь давайте поговорим о том, как строятся занятия по принципу "равный - равному". На деле это означает, что даже если вы прошли специальный тренинг по профилактике и все знаете о вреде наркотиков, и даже можете использовать эти знания в жизни, не занимайте позицию всезнайки и учителя, который пришел в школу, чтобы наставить своих сверстников на путь истинный, будьте по-настоящему на равных, а это значит:

• внимательно слушайте все, что говорят ребята;

• уважайте каждого ребенка или подростка и знайте, что они имеют право иметь свою точку зрения на вопросы, касающиеся профилактики алкоголизма и наркомании, и иногда эта точка зрения будет не совпадать с Вашей;

• поддерживайте инициативу ребят и их желание заниматься в группе;

• не запугивайте, а давайте честную и достоверную информацию;

• будьте доброжелательны и поддерживайте атмосферу открытости и взаимного уважения;

• давайте возможность высказаться каждому, а к застенчивым и молчунам чаще обращайтесь с вопросами, чтобы вовлечь их в работу и поддержать желание высказываться;

• не давайте оценок и не подавляйте своим и знаниями и авторитетом.

Самое главное - Вы не лучше и не хуже тех ребят, с которыми Вы проводите занятия. Вы просто уже сделали выбор за жизнь без наркотиков, вы сделали его сами. Важно, чтобы и ребята, с которыми вы будете работать, тоже сделали его сами, без страха и принуждения. Потому что Вы знаете, что подростки так устроены: то, что страшно и нельзя, почему-то особенно хочется попробовать. Главное в Вашей работе - создать атмосферу искренности и доверия для обсуждения проблем, связанных с темой алкоголизма и наркомании; дать ребятам правдивую информацию по теме и помочь им сделать осознанный выбор в отношении поихоактивных веществ.

Создать такую атмосферу Вам поможет Ваша подготовка к работе по профилактике, дружелюбие, а также еще несколько важных правил:

• не перегружайте занятия информацией;

• чередуйте обсуждение сложных вопросов с разминкам и играми для снятия усталости и сплочения группы;

• идите от простого к сложному;

• используйте разнообразные формы работы: дискуссии, видео- и аудиофрагменты для обсуждения, работу в малых группах, ролевые игры, мозговой штурм и др.;

• оговаривайте с группой регламент работы: день и время занятий, количество и длительность перерывов, правила' поведение в группе и др. и следите за тем, чтобы они обязательно выполнялись;

• не бойтесь открыто сказать ребятам о том, что Вы чего-то не знаете или не умеете.

А если в Вашей работе будут возникать проблемы, а они обязательно будут, не бойтесь обращаться за помощью к кураторам или специалистам по профилактике. Чтобы оставаться хорошим ведущим, важно не бояться говорить о своих проблемах в работе, обсуждать их с более опытными добровольцами и кураторами. Разговор с более опытным человеком поможет Вам осознать свои собственные преграды в работе и найти способы их устранения; это может улучшить Ваше самочувствие и сохранить желание работать.

Как мы уже сказали, в нашей службе ребята вместе со специалистами ведут работу по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости.

Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предупреждение заболевания. Наши добровольцы занимаются только первичной профилактикой.

Ее цель - снизить риск приобщения подростков к психоактивным веществам (ПАВ): табаку, алкоголю и наркотикам.

Тестирование будущих добровольцев.

Привлекая человека к работе с беспризорниками и другими, попавшими в трудную ситуацию детьми, надо по крайне мере выяснить:

-какими способностями и возможностями они обладают?

-какие виды деятельности им интересны?

-каковы мотивы их участия в этой работе?

-какие ограничения для привлечения их к работе с детьми существуют? Ряд вопросов, связанных с этими обстоятельствами можно выяснить,.задав вопросы, как говорится, в лоб, путем анкетирования или интервьюирования. К числу таких вопрос относятся вопросы об:

-образовании Вашего волонтера,

-наличия у него судимости, а также того, привлекался ли он к уголовной ответственности,

-круга его интересов,

-какой опыт работы с детьми, попавшими в трудную ситуацию он имеет,

-какими видами спорта он занимался или занимается,

-какими способностями и умениями обладает.

Однако ответы на другие вопросы вряд ли можно получить в открытой форме (хотя никто не мешает попробовать), поэтому для выяснения важных для Вас вопросов следует использовать тестирование, то есть методики непрямого выявления обстоятельств, от которых может зависеть плодотворность работы Ваших добровольцев.

Определение обязанностей и круга задач в работе с волонтерами.

Определение круга задач позволяет использовать труд добровольцев как на пользу им самим, так и на пользу организации. На переднем.плане стоит - задача учитывать, при определении круга задач, мотивацию добровольцев. Доброволец должен иметь возможность получать радость от работы, : завязывать личные контакты, учиться новому. Необходимо исключать факторы, которые снижают мотивацию или ведут к отказу от. добровольческой деятельности. Необходимо способствовать самосто­ятельной и ответственной деятельности волонтеров, если волонтеры выполняют лишь подготовительную, «черновую» работу, интерес к волонтерской деятельности теряется.

Добровольческая работа- это возможность личностного роста и добровольцы должны получить положительный опыт. Определение круга задач подразумевает формулирование требований и целей. Этим тоже дается импульс к успеху. Добровольцы должны знать, что они вносят значительный вклад в социальную работу,

Выдержка из описания задач добровольного сотрудника молодежного клуба; При работе с молодежью, индивидуально или в группе, необходимо повышать их доверие к самим себе или к другим, развивать их коммуникативные навыки.

Добровольческая деятельность является ценным дополнением работы штатных сотрудников и наоборот. Определить круг задач - означает создать регламент для сотрудничества штатных сотрудников и добровольцев. Посредством формулирования круга задач определяются компетенции Штатных сотрудников и волонтеров. Ясно определяются роли обеих сторон. Добровольцы и штатные сотрудники равноправно работают вместе, но имеют различные сферы ответственности.

К определению конкретных задач и ответственности добровольцев координатор работы добровольцев привлекает штатных' сотрудников. С самого.начала ответственность за координацию работы добровольцев передается им. Штатные сотрудники могут поручать добровольцам такие задания, которые они хотели выполнять в рамках своих проектов, но на которые никогда не хватало времени или не было людей, имеющих необходимые для выполнения этих заданий навыков. Главное правило заключается в том, что добровольцам не должны передаваться задания, которые не хочется выполнять штатным сотрудникам, которые они считают скучными.

По этим критериям выбираются задачи для добровольцев, которые затем письменно формулируются в виде должностной инструкции. Должностная инструкция, как правило, содержит следующие разделы

-название должности добровольца (Например, сотрудник бригады по выявлению безнадзорных детей)

-род деятельности

-задачи, конкретные обязанности

-цели и результаты, которые могут быть достигнуты

-требования, навыки, знания и /или квалификация

-часы работы и общее время работы в организации

-место работы

-права добровольца и обязанности, повышение квалификации, возмещение расходов, сертификат, страховка и др.

Необходимо принимать во внимание, что должностные инструкции, не смотря на четко заданный формат, могут изменяться в зависимости от потребностей добровольцев. Для добровольца могут формулироваться новые обязанности, более соответствующие его компетенции.

Подготовка будущих добровольцев.

Ко всем трудностям и проблемам, с которыми столкнутся Ваши добровольцы, их подготовить невозможно. Вместе с тем есть те вопросы, к которому они должны быть готовы. К числу таких вопросов необходимо отнести:

- Как вступить в контакт с беспризорниками,

- Как отличить правду в тех сведениях, которые ребенок сам сообщает о себе, от вымысла,

- Как поступить, если ребенок сообщает Вам о притеснениях со стороны других беспризорных или взрослых,

- Куда ребенок может обратиться, если он не хочет вернуться домой, однако готов уйти с улицы,

- Как ребенку по возвращении домой устроиться на работу, перевестись из одной школы или детдома в другой, получить паспорт,

- Как найти родственников, с которыми он давно (а может быть и никогда) не общался, которые оказались в местах лишения свободы,

- Как решаются вопросы лишения или ограничения родительских прав в отношении недобросовестных родителей,

 - Какое наказания, за какое преступление или правонарушение полагается,

- Как жаловаться на неправомерные действия должностного лица учителя, охранника, милиционера, работника местной власти,

 - Как доставить беспризорника в приют или домой,

- Как разрешать в семье вопросы, из-за которых ребенок покинул семью,

- Каковы медицинские и социальные последствия употребления ребенком психоактивных веществ и алкоголя,

Лучше всего, чтобы ответы на указанные вопросы имелись при себе у Ваших добровольцев в виде небольших написанных понятным языком памяток, однако они должны уметь разговаривать с ребятами на эту тему.

Проведение подготовки Ваших добровольцев может включать в себя:

- вводную лекцию;

- самостоятельную разработку ими памяток по этим и другим темам;

- ролевые треннинговые занятия (примерные темы тренингов: Вы вступаете в контакт с беспризорником; Вы убеждаете ребенка- токсикомана выбросить пакетик с клеем и прекратить дышать клеем; Вы доставили беспризорника в семью или детское учреждение, откуда он убежал - возможно даже что-то украл оттуда - и обеспечиваете восстановление контакта ребенка с семьей или детским учреждением; Вы беседуете со взрослым человеком, избившим беспризорника, с целью обеспечить безопасность ребенка; Вы посещаете школу с целью восстановить ребенка в учебном заведении);

- обучение навыкам арт-терапии и игротерапии;

- обучение навыкам заполнения анкеты на ребенка, фиксации другой важной информации о ребенке;

- обсуждение вопроса о том, каким образом действовать в том случае, если Вам стала известна информации о наличии угрозы жизни или здоровью ребенка (наличие у ребенка тяжкого заболевания; намерения какого- либо лица нанести вред ребенку), о намерении ребенка совершить преступление (совершении им преступления) либо в иной экстремальной ситуации.

Грубо говоря, вся подготовка Вашего добровольца делится на 2 части:

- предварительная подготовка, осуществляемая до того, как доброволец и беспризорник вступили в первый контакт;

- регулярно осуществляемая сопутствующая подготовка, осуществля­емая в виде семинаров, подведения итогов или обсуждения результатов работы примерно раз в 2 недели, а может быть и по мере появления вопросов, нуждающихся в обсуждении. Вместе с тем любой серьезный успех и любая заметная Вам неудача нуждаются в коллективном анализе и обсуждении, по крайней мере, для того, чтобы успех был закреплен, а неудача не повторилась вновь.   

Можно рекомендовать раз в месяц проводить анкетирование Ваших добровольцев для того, чтобы выяснить:

-с какими наиболее сложными ситуациями в Вашей работе с беспризорниками Вы столкнулись?

-каких наиболее серьезных успехов Вам удалось добиться в том месяце?

-принесла ли в этом месяце Вам Ваша работа с детьми удовлетворение?

-какие проблемы в работе с детьми Вас беспокоили за этот месяц в наибольшей   

 степени?

-какие интересные предложения или идеи, которые могли бы быть полезны в работе, у

Вас возникли?

-в какой информации Вы нуждаетесь?

-в каких средствах технического обеспечения Вы нуждаетесь?

Проанализировав результаты этой анкеты, Вы можете понять, как дальше организовывать работу с добровольцами, в какой помощи они нуждаются.

Для того, чтобы рассмотреть сложные вопросы, с которыми сталкиваются Ваши добровольцы, неплохо было бы время от времени проводить мозговые атаки - такой вид обсуждения, когда могут высказы­ваться и должны обязательно записываться самые безумные мысли, при этом спорить и критиковать высказанные предложения запрещается. Из совокупности записанных предложений уже после окончания мозговой атаки выбираются наиболее удачные. Мозговую атаку можно проводить по- командно: проигрывает та команда, которая в течение 5 секунд после сигнала не смогла высказать очередное предложение. Предметом мозговой атаки могут быть такие проблемы:

-как поступить, если ребенок убегает из дома или детского вследствие имеющегося у него психического заболевания?

-как быть, если для того, чтобы воспрепятствовать Вашей работе с беспризорниками те, кто не заинтересован в Вашей работе, распускают о Вас порочащие слухи, подрывающие доверие к Вам детей?

-как поступить, если ребенка, которому Вы помогали, собираются вернуть в то детское учреждение, в котором его притесняли, в связи с чем он был вынужден оттуда убежать?

-как убедить вернуться домой ребенка, который будучи вовлеченным в кражи или попрошайничество за несколько дней своего «промысла» «зарабатывает» в крупном городе больше денег, чем его родители честным трудом на своей работе?

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ПО РАБОТЕ С ВОЛОНТЕРАМИ

Планируйте волонтерские программы и добровольческие вакансии

Прежде всего, решите, для чего нужны добровольцы. Что они будут делать? Вы рассчитываете, что работа добровольцев увеличит Ваши возможности? Укрепит имидж Вашей организации? Каковы Ваши планы и ожидания? Кто будет координировать деятельность добровольцев?

Добровольцы нужны там, где есть неформальное общение и человеческое тепло, где необходимо творчество и новые идеи, там, где преданность делу и стремление к цели позволяют подвигать на свершения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.04 с.)