Добровольчество в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добровольчество в социальной работе



В любом труде можно выделить два вида работников: первые работают, будучи привлеченными высоким заработком или иным следующим за работу вознаграждением, вторые же трудятся, принимая близко к сердцу идею, заложенную в данном конкретном труде, зачастую и не помышляя о вознаграждении за проделанную работу. Вышесказанное, однако, не означает, что первых абсолютно не волнует судьба и ценность общего дела, однако, как правило, выбирая между благом для других людей и своим собственным, эти люди выбирают второе.

Современная российская действительность оказывает весьма жесткое давление на выбор между собственной выгодой и бескорыстием. Данный тезис, наверное, с уверенностью можно отнести почти к любой стране мира в любой исторический период ее существования.

Идея волонтерского движения изначально предполагает труд людей, принадлежащих ко второй из вышеописанных категорий, т. е. способных работать добросовестно и бескорыстно, добровольно и увлеченно.

Прежде всего, необходимо отметить, что совмещение этих качеств определяется одним лишь только внутренним самосознанием каждого конкретного человека. Весьма затруднительно, если не невозможно, заставить человека бескорыстно выполнять достаточно тяжелую работу на пользу других, если только он сам этого не желает.

Однако нельзя забывать и о том, что зачастую можно "разбудить" в человеке желание заниматься подобной деятельностью, не заставляя его действовать против своей воли, что, несомненно, отражается на качестве выполняемой им работы.

Основная проблема, стоящая перед негосударственной общественной организацией, желающей привлечь студентов-волонтеров, по моему глубо­кому убеждению, заключается, во-первых, в бытующих среди студентов устойчивых стереотипах о "не престижности" волонтёрской работы, а во-вторых - в полной не информированности студентов, могущих потен­циально по роду своей будущей специальности заниматься волонтерской работой в общественных организациях, о том бедственном положении, в котором находятся множество их сограждан. Другими словами, возможные волонтеры во многих случаях попросту не знают, что рядом с ними существуют люди, которым требуется именно их помощь, причем такая помощь, которую, учитывая имеющиеся у этих студентов навыки и знания, они вполне в силах оказать. Но они не знают - не догадываются - обо всем вышеперечисленном, а также и о том, где могут пригодиться их знания и навыки.

Итак, проблема определена. Теперь необходимо определить возможные пути ее разрешения.

 

 

Планирование работ с добровольцами

1. ОСОЗНАЙТЕ ПРОБЛЕМУ, определите цель и сформулируйте конкретные конечные результаты.

2. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВАШИ РЕСУРСЫ. Составьте список требуемого, желаемого, имеющегося.

3. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА.

4. РЕШИТЕ, есть ли деньги для оплаты помощников, если нет, то в план по разрешению проблемы вставьте пункт по привлечению добровольцев. Определите ответственного и сроки набора. Если деньги есть, то давайте подумаем, чем еще, кроме экономии финансовых ресурсов нам помогают добровольцы.

5. СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СВОЕГО ОКРУЖЕНИЯ:

   • по географическому расположению (с кем мы делим территорию микрорайона,

      района, города);

• по тематическому и профессиональному признаку (экологический проект может привлечь внимание экологов, студентов естественных факультетов);

• по социальному и половому признаку (уборка парка, в котором гуляют молодые мамы с детьми, интересна и их мужьям, лекции по профилактике СПИДа в швейном училище, где учатся девушки, лучше пройдет у женщины);

• по возрасту (семинар с пожилыми людьми может лучше пройти у человека близкого с ними возраста);

• по интересам (посмотрите, кто в вашей местности работает в сходной с вами области, возможно, вы вместе сможете решить общую проблему).

6. Спланируйте действия по шагам. Спланируйте необходимые затраты.

7. Распределите обязанность и ответственность.

8. Составьте портрет требуемого добровольца по следующим критериям:

• деловые качества;

• время, затрачиваемое на работу;

• квалификация;

• возраст и пол;

• требуемое в работе постоянство.

9. ВЫБЕРИТЕ СТРАТЕГИЮ НАБОРА.

10. СДЕЛАЙТЕ ОПИСАНИЕ РАБОТЫ. С УЧЕТОМ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

• скучную работу разбейте на несколько мелких;

• к творческой работе привлеките несколько человек;

• точно определите время и место работы;

• назначьте ответственного, к которому могут обратиться добровольцы;

• точно опишите ожидаемый результат в количественном виде;

• время работы спланируйте так, чтобы она не занимала целый день, а лишь несколько часов;

• в описании покажите, какую пользу может принести труд добровольца окружающим, его социальную значимость.

11. НАЧНИТЕ ВЕСТИ НАБОР, учитывая возможные мотивации в составлении обращений к потенциальным добровольцам, используя:

• СМИ;

• Объявления в общественных местах с конкретным описанием работы, на которую приглашаете;

• Используя выступления перед целевой аудиторией - это наиболее эффективный способ привлечения добровольцев;

• Акции в общественных местах (например: проведение общественного опроса, одним из результатов которого может быть привлечение добровольцев);

• Организация практики для студентов.

Существует несколько различных способов привлекать молодых ребят к работе с беспризорниками.

1) В качестве добровольцев в Вашей программе по помощи беспри­зорникам могут участвовать студенты - как те, кто откликнутся на Ваш призыв подключиться к Вашей работе, так и те, кто будут направлены в Вашу общественную организацию или учреждение на производственную или ознакомительную практику. Если студенты пришли к Вам в качестве практикантов, имейте в виду, что время их работы с Вами ограничено временем практики, как правило одним месяцем. Поэтому составьте с ними план их работы, в которым будет отражено, в каких мероприятиях они будут участвовать и, если это возможно определить, то какие результаты должны быть' достигнуты. План привлечения в качестве добровольцев студентов может включать в себя:

- направление письма с предложением о сотрудничестве ректору вуза или декану факультета,

- размещение в вузе объявлений о том, что Вам необходимы помощники для работы с беспризорниками,

- проведение по согласованию с деканатом встречи со студентами; перед такой встречей в учебном заведении можно организовать выставку рисунков беспризорных детей либо фотографий о Вашей работе с ними;

- подписание между Вашей организацией и учебным заведением договора о направлении студентов на практику в Вашу организацию;

- организация на базе учебного заведения сбора продуктов питания или одежды для беспризорных детей; это может быть проведено в качестве разового мероприятия. Однако возможно и открытие специального постоянно действующего пункта по сбору материальной помощи для беспризорных и нуждающихся детей. Такой пункт может быть размещен в помещении профкома или деканата и должен иметь по меньшей мере тетрадь приема пожертвований, в который бы фиксировалась поступающая помощь.

Конечно же с Вашей инициативой привлечения студентов к помощи беспризорным детям можно прийти в любое высшее или среднее специальное учебное заведение, в том числе и туда, где обучаются будущие математики, строители и специалисты по сельскому хозяйству. Однако лучше всего основной упор сделать на институтах, училищах и колледжах, где учатся будущие педагоги, социальные работники, работники культуры, врачи, юристы, милиционеры, психологи, то есть те, кто заинтересован в том, чтобы на практике проверить полученные знания или выработать навыки работы с людьми.

2) Другой группой тех, кто может Вам помогать являются сами бывшие беспризорники, выросшие, возмужавшие и добившиеся чего- то положительного в жизни собственными силами. Их привлечь труднее, так как сегодня эти люди могут быть и рабочими, и бизнесменами, и студентами. Таких людей лучше всего привлекать так. Вы проводите какое-либо городское или районное мероприятие по проблемам беспризорности -лучше всего выставку о том, как Ваша организация работает с беспризорниками, концерт по сбору средств для оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (а лучше оба эти мероприятия вместе взятые). О данном мероприятии жителей информируют местные газеты и радио. Подобные мероприятия часто привлекают людей, которые сами познали вкус безотцовщины и уличной романтики и готовы (если их позвать) прийти на помощь к нынешним беспризорникам.

3) Третьей группой Ваших помощников могут стать люди, с которыми Вы сталкиваетесь в ходе Вашей работы с беспризорниками — работники метро и автобусов, охранники и милиционеры, продавцы и работники жилищных контор. Общаясь с этими людьми. Вы видите, что части из них близка и интересна Ваша работа с беспризорниками. Расскажите им о Вашей организации. Оставьте им свой телефон и информационные материалы Вашей организации. Поговорите с ними, каким образом они могли бы помочь Вашей работе. На первом этапе их помощь может носить эпизодический характер и заключаться в звонке в Вашу организацию о том, ((что происходит с детьми, которыми Вы занимаетесь, в предоставлении этим детям информации о Вашей организации, в участии в беседах, проводимых с детьми. Постепенно Ваше сотрудничество будет развиваться и среди работников, обслуживающих территорию, на которой Вы работаете с беспризорниками, появятся те, кто окажется готов к более тесному сотрудничеству с Вами, будет принимать участие в проводимых Вами рейдах, помогать устраивать детей, защищать их от криминально ориентированных взрослых и друг от друга.

Что может способствовать привлечению молодых людей к оказанию волонтерской помощи Вашей организации? Не претендуя на исчерпываю­щий перечень этих факторов, нам хотелось бы отметить, такие привлека­тельные стороны участия в работе общественной организации, как;

-выдача им удостоверения общественного инспектора по оказанию помощи детям,

-публикация статей и других работ Ваших добровольцев в издаваемых Вами сборниках,

-вручение грамот и направление по месту работы или учебы Ваших добровольцев благодарственных писем за оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,

-организация репортажей о работе Ваших добровольцев в местных СМИ,

-получение ими писем с благодарностью от родителей тех детей, которым удалось помочь при их участии,

-вручение Вашим добровольцам фотографии, где они изображены со своими питомцами, с написанными на них пожеланиями от питомцев.

Разумеется, молодые ребята и девушки начинают работать в этой сфере не потому, что рассчитывают на получение грамот или удостоверений. Но нельзя забывать и того, что всякая работа, а данный вид деятельности в особенности, приводит к накоплению усталости, на каком — то этапе связан с разочарованиями, взаимонепониманием, а иногда и отчаянием. Поэтому все, что сможет поддержать Ваших добровольцев в трудную минуту и стать для них эмоциональной опорой, имеет намного большее значение, чем это может показаться на первый взгляд.

Приступая к работе по привлечению молодых добровольцев имейте в виду, что большинство из них решение о том, что надо помогать детям, попавшим в беду, приняли задолго до встречи с Вами. Однако встреча с Вами стала для них тем толчком, который побудил их к активным действиям. Что же их удерживало до этого? Понимая, что детям надо помогать, они не знали, как это сделать, чего начинать, куда обращаться и ' конце концов, куда девать беспризорника, которого они встретили на улице. Поэтому, если и у Вас в голове также царит ветер относительно того, как и что делать, либо, если они увидят, что Ваши действия неэффективны и не дают ожидаемого ими результата, то Вы можете очень быстро потерять доверие и симпатии уже не беспризорников, а тех, кто еще недавно был готов вместе с Вами посвятить свои время и силы борьбе с беспризорностью.

 12. ДОБРОВОЛЬЦЫ НАБРАНЫ. В соответствии с выработанными критериями произведите их отбор.

13. ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДОГОВОР НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

14. РАБОТА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ РЕКЛАМИРУЕМОМУ ОПИСАНИЮ, КОНКРЕТНА.

15. СРАЗУ ЖЕ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ (это позволяет выявить впечатления добровольцев). Наметьте планы на будущее.

16. ПОСЛЕ РАБОТЫ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПООЩРИТЕ ДОБРОВОЛЬЦЕВ, учитывая те мотивы, которые привели их к вам.

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Всеобщая декларация добровольцев. Международная ассоциация добровольцев. (International Association for Volunteer Effort)

Смысл и цели движения.

В соответствии со всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 года и Международной конвенцией о Правах ребенка 1989 года, исходя из принципа, что «Любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою деятельность как институт социального, культурного, экономического и экологического развития. ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО - ЭТО:

• добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

• активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;

• способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности;

• выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;

• способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;

• способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Основные принципы добровольческого движения.

ДОБРОВОЛЬЦЫ ИСПОВЕДУЮТ И ПРИМЕНЯЮТ НА ПРАКТИКЕ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

• признают право на объединение и всеми мужчинами, женщинами, детьми независимо от расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

• уважают достоинство и культуру всех людей;

• оказывают взаимную помощь, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

• признают равную важность личных и коллективных потребностей;

• способствуют коллективному обеспечению этих потребностей;

• ставят перед собой цель превратить добровольчество в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

• стимулируют чувство ответственности, поощряют семейную, коллективную и

международную солидарность.

ИСХОДЯ ИЗ ЭТИХ ПРИНЦИПОВ, ДОБРОВОЛЬЦЫ ДОЛЖНЫ:

• способствовать преобразованию индивидуального участия в коллективное действие;

• активно поддерживать свои ассоциации, быть преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности;

• стремиться в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выбранные программы;

• сотрудничать со своими коллегами по ассоциации в духе взаимопонимания и взаимного уважения;

• не уклоняться от новых знаний;

• не разглашать конфиденциальную информацию, если таковая предполагается характером

деятельности.

СО СВОЕЙ СТОРОНЫ, УВАЖАЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ:

• обеспечить разумную регламентацию добровольческой деятельности, определять пределы добровольного сотрудничества, ясно формулировать задачи и уважительно относиться к функциям каждого;

• поручать каждому деятельность, которая ему больше всего подходит, обеспечивая необходимое обучение и помощь;

• обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их обнародование;

• обеспечивать, в случае необходимости, компенсацию риска, связанного с деятельностью добровольцев, а также ущерба, наносимого третьим лицам, в результате деятельности добровольцев;

• обеспечивать всеобщий доступ к добровольческой деятельности, возмещая, в случае необходимости, произведенные расходы;

• предусмотреть методы прекращения добровольцами своей деятельности, как по инициативе организации, так и по их собственной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.035 с.)