Основные принципы построения профилактических программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы построения профилактических программ



Профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать "защитные факторы" и способствовать ликвидации или уменьшению известных "факторов риска";

Профилактические программы должны быть нацелены на все формы асоциального поведения, в том числе и злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и летучих наркотических веществ;

Профилактические программы должны включать:

• обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими - как со сверстниками, так и со взрослыми);

• обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;

• меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;

• обучение способам решения проблем;

• обучение способам релаксации и снятия внутреннего напряжения

 

В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (Например: моделированию ситуаций, ролевым игры, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам;

Профилактические программы должны включать модули (разделы/направления) для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ (например, содержащие информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам, и способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях;

Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта. Например, работа в начальной и средней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими в критический период перехода от средних к старшим классам;

Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей;

Широкомасштабные программы, которые включают кампании в средствах массовой информации и изменения законодательства относительно психоактивных веществ (такие, как ограничение доступа к алкоголю, табаку - или другим наркотикам), являются более эффективными, когда сопровождаются профилактической работой в школе и семьях;

Широкомасштабные программы нуждаются в мероприятиях по усилению общественного мнения, направленного против использования психоактивных веществ во всех областях профилактической работы, включая семейную, школьную и общественную;

Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (таких, как дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды);

Профилактические программы должны быть адаптированы к специфическим

проблемам злоупотребления психоактивными веществами в данном сообществе

(районе);

Чем выше уровень риска среди населения, тем более интенсивными должны бытьпрофилактические усилия и тем раньше они должны начинаться;

Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района;

Эффективные профилактические программы являются результативными и по затратам. Материальные вложения в профилактику употребления наркотиков дают 4-5 кратную экономию средств, которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов.

Факторы риска и защитные факторы.

ВОПРОС: Что такое факторы риска и защитные факторы?

В течение последних двух десятилетий исследователи старались определить, с чего начинается и как в дальнейшем развивается злоупотребление наркотиками. Было выявлено несколько факторов, которые позволяют отличать тех, у кого высокая вероятность употребления наркотиков от тех, у кого она низкая. Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами "риска", а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются "защитными" факторами.

Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека, и каждый из которых оказывает различное воздействие в зависимости от фазы развития ребенка. Исходя из этих соображений, влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными,

ЭТИМИ ФАКТОРАМИ МОГУТ БЫТЬ:

• неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками или страдают от психических заболеваний;

• неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;

• отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с другими социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество).

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТИХ ФАКТОРОВ:

• неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

• неучастие или неудачное участие в школьных мероприятиях;

• неспособность справиться с общественными задачами;

• принадлежность к "отвергнутым" или к тем, кто, находится в контакте с отвергнутыми детьми;

• позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

Защитные факторы не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития.

НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ВКЛЮЧАЮТ:

• крепкие семейные узы;

• положение, когда родители следят за поведением своих детей, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

• успех в школьных мероприятиях;

• крепкая связь с социальными институтами - например, семьей, школой, религиозными общинами;

• соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Другие факторы - такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками, и убеждение, что употребление наркотиков, в общем, не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики.

ВОПРОС: Как использовать факторы риска и защитные факторы для разработки профилактических программ?

Изучение факторов и процессов, которые увеличивают риск употребления наркотиков или защищают от употребления наркотиков, определило

ОСНОВНЫЕ МИШЕНИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

• отношения в семье,

• отношения со сверстниками,

• школьная среда и

• отношения внутри всего сообщества.

Некоторые факторы, имеющие отношение к отдельным мишеням, кратко описаны далее. Каждая из этих мишеней может быть определена как область для проведения мероприятий первичной профилактики (т.е. предотвращения первого употребления наркотиков) через усиленное развитие социальных и личностных навыков, укрепление социально-полезных отношений и поведения, и информирование об опасных для здоровья последствиях злоупотребления наркотиками.

ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.

Профилактические программы могут усиливать защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения, и другим методам воспитания в семье. Исследования также показали, что родителям следует играть более активную роль в жизни детей, которая, в том числе, предполагает беседы о наркотиках, отслеживание поступков детей, понимание их проблем и личных забот. Также следует знать всех друзей, с которыми общаются дети.

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.

Профилактические программы должны быть сфокусированы на взаимоотношениях отдельного ребенка с его сверстниками. Улучшение социально-значимых способностей оказывает благоприятное воздействие на развитие социального поведения, коммуникабельности, позитивных отношений со сверстниками и устойчивой способности отказывать в ответ на предложение употреблять наркотики.

ШКОЛЬНАЯ СРЕДА.

Профилактические программы также должны фокусироваться на повышении общего качества обучения и усилении связи учащихся со школой, прививая им чувство своей индивидуальности, стремление к достижениям и снижая притягательность преждевременного прекращения обучения. Большинство школьных программ включают в себя поддержку позитивных отношений со сверстниками и обязательный образовательный компонент, необходимый для коррекции их ошибочных представлений о том, что все учащиеся употребляют наркотики. Исследования также показали, что понимание учащимися негативных (физических, психологических и социальных) последствий употребления психоактивных веществ и общего неодобрения наркотиков со стороны своих друзей и семей, способствует удержанию подростков от начала употребления.

РОЛЬ СООБЩЕСТВА.

Профилактические программы работают на уровне сообщества вместе с гражданскими, религиозными, правовыми и государственными организациями, имея целью усилить антинаркотические общественные нормы и просоциальное поведение через изменения в законодательстве и требованиях к поведению, средства массовой информации и общенародные образовательные программы. Программы, направленные на сообщество, могут включать изменение существующих законов и создание новых, ограничение рекламы, создание безнаркотических «свободных от наркотиков» зон в школах - всё, что обеспечивает более чистое, безопасное, свободное от наркотиков жизненное пространство.

Предоставление детям знаний о неблагоприятном воздействии наркотиков, особенно

об их прямом негативном влиянии на личную жизнь, является важным элементом

любой профилактической программы. Помимо этого, помогая детям достигнуть

успехов в обучении и поведении в школе, мы тем самым помогаем им сформировать

сильные, социально-позитивные связи со сверстниками, школой и обществом.

Принципы оценки профилактических программ широкого профиля:

• Охватывает ли программа все необходимые сферы: имеются ли в ней компоненты,

ориентированные на отдельных людей, на семью, на школу, на средства массовой

 информации, на общественные организации, на учреждения здравоохранения?

 Сочетаются ли такие компоненты друг с другом по теме и содержанию? Могут ли они

 дополнять друг друга?

• Использует ли профилактическая программа средства массовой информации и

 общеобразовательные методы, чтобы улучшать информированность общества,

 привлекать общественную поддержку, расширять школьную программу для учащихся

 и родителей и держать сообщество в курсе успехов программы?

• Могут ли компоненты программы быть скоординированы с другими усилиями

 сообщества для увеличения эффективности профилактических мер (например, имеет

ли обучение во всех компонентах программы согласованные цели и задачи)?

• Составлены ли программы вмешательства надлежащим образом, чтобы достичь

различных слоев общества, находящихся в зоне риска, и достаточно ли они

 долгосрочны, чтобы принести результаты?

• Следует ли программа структурированному организационному плану, который

предусматривает шаги от определения нужд и далее через планирование, применение и

 изучение ее эффективности вплоть до мер по усовершенствованию программы?

 Предусмотрено ли получение обратной связи от общества на всех стадиях программы?

• Являются ли цели и деятельность программы специфичными (направленными на

 профилактику наркомании), рассчитанными на конкретный период времени,

 осуществимыми (с использованием доступных средств) и интегрированными таким

образом, чтобы они работали совместно во всех компонентах программы и могли бы

быть использованы для оценки прогресса и результатов программы?

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ:

• Рассчитана ли школьная программа на детей всех возрастов, начиная с детского сада

 и до старшей школы? Если нет, то рассчитаны ли они хотя бы на критический период

средних и старших классов?

• Предполагает ли программа несколько лет влияния на детей (хотя бы весь период

 средних или старших классов)?

• Использованы ли в программе хорошо проверенные, стандартизированные методы с

 детальным планом уроков и обучающим материалом?

• Обучает ли программа сопротивлению наркотикам с помощью интерактивных

методов (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь,

подкрепление, длительная практика)?

• Воспитывает ли программа социально-позитивное отношение к школе и обществу?

• Обучает ли программа социальным знаниям (коммуникабельность, уверенность в

 себе, самоуважение) и способам сопротивления наркотикам с учетом культуральных

 особенностей и уровня развития детей?

• Способствует ли программа позитивному влиянию детей друг на друга?

• Прививает ли программы антинаркотические социальные нормы?

• Закрепляет ли программа знания тренировкой умений и навыков?

• Имеет ли программа адекватную частоту и кратность занятий (от 10 до 15 занятий в

 первый год и затем 10-15 закрепляющих занятий)?

• Предполагает ли программа периодическую оценку для определения ее

 эффективности?

• Принципы оценки семейных профилактических программ

• Охватывает ли семейная программа семьи с детьми любого возраста?

• Развивает ли программа навыки родителей в следующих сферах:

а) Снижение проблемного поведения у детей;

б) Улучшение отношений между родителями и детьми, включая умение слушать,

 общаться и решать проблемы;

в) Обеспечение сознательной дисциплины и подчинения правилам;

г) Наблюдение за поведением и деятельностью детей в подростковый период.

• Включает ли программа для родителей образовательный компонент с информацией о

 наркотиках (согласованной с той, которую получают их дети)?

• Направлена ли программа на семьи, имеющие детей в возрасте от детского сада до

 одиннадцатого класса с тем, чтобы усилить защитные факторы?

• Обеспечивает ли программа доступность консультативных служб для семей,

 принадлежащих к группе риска?

ВОПРОС: Как лидеры и разработчики программ могут убедиться, что стратегия профилактики соответствует потребностям сообщества (общины, коммуны)?

Когда члены сообщества обращают внимание на проблему злоупотребления наркотиками, появляется необходимость в разработке всеобъемлющего плана, который связывал бы стратегию профилактики с потребностями общества.

План должен включать:

• оценку проблем сообщества в связи с потреблением наркотиков;

• выявление наиболее важных факторов риска, на снижение которых он будет направлен и/или защитных факторов, которые должны быть усилены;

• учет доступных ресурсов, которые необходимо учитывать в дальнейшем планировании, и основных участников и программы, которые будут задействованы.

Как часть плана, должны быть приняты решения о том, в какой дополнительной поддержке нуждаются уже задействованные в сообществе программы.

Поддержка может включать:

• более интенсивную работу правоохранительных органов;

• новую политику продажи алкоголя и табака, призванную изменить отношение к рекламе и употреблению наркотиков;

• школьные программы и работу с употребляющими психоактивные вещества родителями.

ВОПРОС: Каким образом сообщество может принять перспективную модель программы и эффективно применить ее?

Каждая община (сообщество) может иметь свои уникальные характеристики. Чтобы профилактическая программа преуспела, они должны быть обязательно учтены. Поэтому исследователи разрабатывают модели, которые можно было бы в дальнейшем адаптировать для различных обстоятельств и различных слоев населения. При адаптации стандартных программ к нуждам сообщества очень важно понимать, что большая эффективность достигается, если в программе сохраняются стержневые элементы эффективных профилактических мер (включая их основную структуру, содержание и распространение).

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ТАКИХ СТЕРЖНЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

Структура - например, необходимое число основных и закрепляющих профилактических занятий; критический возраст или характеристики аудитории, на которую направлены меры (учащиеся средней школы, родители);

Содержание - например, наиболее эффективные компоненты (включение тренингов по умению отказывать сверстникам и школьных курсов по воспитанию социальных норм, включение тренинга по умению общаться в семье в семейные программы);

Обеспечение - например, издание руководств по специальным тренингам; обеспечение надлежащего обучения персонала и контроль за качеством исполнения программы.

ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

- • Что было сделано в рамках программы?

• Как выполнялась программа?

• Кто принимал в ней участие?

• Достигла ли программа ожидаемых результатов?

• Выполнялась ли программа тем самым образом, каким предполагалось?

• Достигнуты ли ожидаемые долгосрочные эффекты?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ.

Профилактика наркомании в последние несколько десятилетий приобрела разнообразные формы. Обычно описываются пять основных категорий профилактики наркомании, хотя в некоторых случаях используются различные их сочетания.

ИТАК, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ТАКОВЫ:

• подходы, основанные на предоставлении информации,

• подходы, основанные на апелляции к ценностям и знаниям,

• воспитание противодействия наркотикам,

• подходы, основанные на предоставлении альтернативы,

• подходы, основанные на влиянии социальной среды и сверстников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.079 с.)