Отношение дисфункциональных семей к сотрудничеству с социальным работником 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение дисфункциональных семей к сотрудничеству с социальным работником



  Готовы к сотрудни­   Уход от сотрудни­   Агрессивное не­   Итого:  
  сотрудничеству, принимают предложения   чества, отрицание проблемы, саботаж   не принятие      
Угроза жизни и здоро­вью несовершеннолет­   18   42   12   72  
него                  
Угроза развитию(пси­                  
хологическое давле­ние, пренебрежение потребностями)   31   45   11   87  
Проблема детско - родительских отношений   52   42   6   100  
Итого:   101   129   29   230  

 

Как видно из анализа 230 случаев, взятых социальными работниками из собственного опыта работы за 1999-2000 году, агрессивное непринятие встречается достаточно редко при всех типах ситуаций, однако при угрозе жизни и развитию несовершеннолетнего, такие случае составляют более 16%, тогда как во 2-м и 3-м случаях - 12% и 6%, соответственно. Готовность к сотрудничеству наиболее часто встречается в более благополучных семьях. В основном же социальный работник сталкивается с ситуацией ухода от сотрудничества, непризнания проблемы. Отметим, что данная таблица отражает отношения между социальным работ­ником и родителями только на этапе установления контакта. В ходе работы ситуация несколько раз меняет­ся: на следующем этапе агрессивное непринятие обычно преодолевается, социальный работник начинает восприниматься как неизбежность. В то же время снижается количество семей, готовых к сотрудничеству, т.к. родители осознают, что деятельность социального работника направлена не только и не столько на ре­бенка, сколько на них самих, что вызывает новое сопротивление. При успешной деятельности социального работника, большинство семей, в конечном итоге, принимают позицию сотрудничества и начинают выпол­нять совместно принятые договоренности. Только в случае разделения клиентом ответственности за резуль­тат сотрудничества можно надеяться на сколько-нибудь длительное изменение в его жизни.

Работа подразделения «Ребенок на улице» имеет существенное отличие в том, что «форсирование» кон­такта практически невозможно, и даже при возможности применения административных средств, это не оп­равдано. Исходя из интересов несовершеннолетнего, социальный работник практически лишается права принимать решения «за него». И если ребенок (подросток) в настоящий момент не видит проблемы в своем образе жизни, невозможно заставить его меняться. Но при этом надо помнить, что большинство детей име­ют проблемы и знают о них, но далеко не всегда готовы делиться ими со взрослыми, не доверяя им. Другое обстоятельство - далеко не всегда проблема, заявляемая ребенком (подростком), воспринимается взрослым всерьез. Общаясь с клиентом, предпринимая действия для его пользы, социальный работник должен исхо­дить, в первую очередь, из запроса клиента, и лишь в ходе последующей работы он может попытаться пере­формулировать запрос. То, что очевидно для социального работника, далеко не всегда столь же понятно для клиента, тем более, если этот клиент - ребенок.

Для того чтобы ребенок (подросток) на улице пошел на контакт, первое, что должен сделать социаль­ный работник - преодолеть сложившиеся у несовершеннолетнего стереотипы. Попытаемся назвать основ­ные из них:

1. «Взрослый всегда говорит, что правильно, что не правильно (взрослый авторитарен)». Социальный работник не дает оценок, он делится своими чувствами. Он не запрещает, а предлагает альтернативы.

2. «Взрослому не интересно, что происходит у меня в душе, взрослый пренебрегает мной». Социальный работник может быть эффективен только в том случае, если он действительно интересуется миром клиента. Он должен всегда с готовностью выслушать рассказ ребенка, и показать, что ребенок понят. Он может ска­зать свое мнение, если ребенок об этом попросит. Он может дать информацию о чем-то, но если это интерес­но для собеседника. Отметим, что взрослый интересен ребенку сам по себе. Но чувство собственного досто­инства не позволяет вступать в равное общение, если взрослый не испытывает то же чувство по отношению к ребенку.

3. «Взрослый навязчив». На первых этапах лучше пообщаться меньше, и вовремя уйти, чем заставить ребенка сказать тебе об этом. Если ребенок не хочет общаться, лучше сказать: «Хорошо, я вижу, у тебя се­годня нет настроения болтать со мной. Встретимся в следующий раз. Я буду здесь тогда-то. Если что случить­ся, можешь позвонить по телефону..., и мне обязательно передадут (свой домашний телефон давать клиен­там крайне нежелательно)». Лучшая форма передачи информации ребенку - рассказ случаев из собственного опыта жизни и работы. Это не должно быть хвастовством и средством завоевания дешевого авторитета, это форма живого общения, обмена чувствами.

4. «Взрослый опасен». Этот стереотип может быт преодолен только в ходе достаточно длительного об­щения. Преодолеть его легче соцработнику - девушке. И не надо стремиться убедить ребенка в том, что нет опасных взрослых, они есть, но надо учиться выбирать себе знакомых.

5. «Взрослого можно использовать». Достаточно многие дети пытаются играть на жалости, на сочувст­вии. «Дайте, пожалуйста, рубль на хлеб (проезд, закурить и т.д.)». Не дашь - злой, дашь - дурак («лох»). Критерием для социального работника должна стать готовность к сотрудничеству. Он может помочь решить проблему, но не жить с ней. Что изменится, если я дам сегодня рубль? Я укреплю его уверенность в том, что на улице он не пропадет. Отвечать не на ситуативные запросы, а помогать в реальных проблемах - задача со­циального работника.

Вступая в контакт, необходимо представиться. Рассказывать более подробно о своей деятельности име­ет смысл только тогда, когда виден интерес к этому. Легкость и ненавязчивость общения, способность пошу­тить, всегда облегчает общение. Обращение должно быть всегда достаточно уважительно при безусловном соблюдении личностных границ. Как уже говорилось, с большей готовностью подросток идет на контакт, когда к нему обращаются с просьбой о помощи, т.к. о своих проблемах всегда говорить труднее, И лучше всего поддерживать контакт не в стиле вопросов-ответов, а в живом общении, обмене информацией, прояв­ляя заинтересованность в том, что говорит собеседник.

Отказ клиента от поддержания контакта не должен восприниматься как неудача.

Программа реабили­тации может включать в себя несколько этапов, учитывающих потенциальную динамику позиции клиента. Каждая отдельная программа не преследует цели полной социальной реабилитации, а лишь решение опре­деленного круга проблем в этом направлении.

В результате выполнения программы, возникает новая ситуация, с изменившимися отношениями клиен­тов, возможно - с другим и внешними обстоятельствами. Решение одних проблем, выводит на передний план другие, до этого казавшиеся неактуальными.

Решение проблемы алкоголизма родителей и их трудоустройство является задачей первого этапа реаби­литации. На втором этапе выходит задача налаживания детско-родительских отношений. На третьем - изме­нение дисфункциональных (неадаптивных) моделей поведения, что позволит избежать рецидива ситуации.

В зависимости от ситуации (степени угрозы для ребенка) и готовности ребенка и его семьи к сотрудни­честву с социальным работником, могут применяться разные варианты работы.

Организация сотрудничества - совместное с клиентом принятие решений по изменению ситуации и распределение ответственности за их выполнение, что возможно при условии осознания клиентами своих проблем, желании и готовности действовать в направлении изменения ситуации.

Интервенция - организация воздействия на ситуацию при отсутствии готовности к сотрудничеству со стороны семьи - в случае опасности для жизни и здоровья ребенка.

Курирование - информационно-психологическая поддержка, контроль ситуации, поддержание отноше­ний с клиентом.

Сотрудничество. Реализация любой программы реабилитационных мероприятий предполагает хотя бы частичное принятие ее самим клиентом и определение его доли ответственности. Поэтому предложение со­трудничества должно опираться на запрос клиента, даже если этот запрос с точки зрения специалиста не об­ращен к сущности проблемы. Если ситуация допускает постепенное изменение, то оптимальна пошаговая динамика, где каждый шаг будет соответствовать «зоне ближайшего развития» клиента, т.е. степени его способности понять ситуацию с помощью социального работника. Когда этот шаг будет сделан, горизонты расширятся, изменится и запрос клиента.

Как мы видели, достаточное количество семей уже на этапе установления контакта проявляют готов­ность к сотрудничеству с социальным работником. Взрослые обычно проявляют готовность к сотрудничест­ву в вопросах воспитания ребенка. Для ребенка запрос лежит в сфере организации досуга, а проще - в по­лучении новых впечатлений. Вместе с тем, для него важно изменение отношения к нему родителей. Этот комплекс запросов и составляет обычно основу первой программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.008 с.)