Методические указания для уличного социального работника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для уличного социального работника



1. Методика общения с детьми улиц - сугубо индивидуальна. Однако есть некоторые позиции, обязательные для любого соци­ального работника службы.

2. При первом контакте необходимо представиться (лучше - по имени), объяснить мотивы своих действий и суть деятельности службы. Хорошо себя зарекомендовало обращение с просьбой о содействии в поиске детей нуждающихся в вашей помощи. Уличные дети редко признаются в первых контактах о том, что нуждаются в помощи, зато с удовольствием подскажут, кому она необходима.

3. Речь и общение в целом должны быть ровные, ненавязчи­вые, в меру интонированные; выражение лица - спокойное, добро­желательное. Пользуйтесь методом активного слушания. Особая внимательность к собеседнику позволит вам вовремя уловить воз­никшее у него раздражение или утомление от общения и вовремя переключиться на другую тему, вспомнить какую-либо шутку.

4. Внешний вид должен быть неброским, не раздражающим. Цвета одежды предпочтительно неконтрастные, одежда практич­ная, удобная и немаркая, позволяющая залезть в подвал и на чер­дак. Не рекомендуется использование остро пахнущих духов и оде­колонов. Не рекомендуются темные очки, глаза - главный инстру­мент общения.

5. Категорически не рекомендуются поучительные, назида­тельные интонации в общении, высказывание позиции свысока, выражение категоричных суждений по любому поводу. Также не рекомендуется позиция родителя или ребенка. Наиболее приемле­мой и оптимальной при общении с уличными детьми является по­зиция сотрудничества.

6. В случае обращения подростка за помощью необходимо яс­но отдавать себе отчет в собственных возможностях и возможнос­тях службы. В этом случае помогает разделение позиций на слу­жебную и личную. «Как социальный работник, я тебе мало чем

смогу помочь. Но я очень хочу помочь тебе, как человек - ты мне очень симпатичен, я тебя понимаю».

7. Большую помощь в осуществлении первого контакта могут оказать сами беспризорники, которые из личной симпатии или, разделяя идеи службы, берутся помогать разыскивать уличных де­тей и налаживать с ними контакт. В какой-то мере эта работа мо­жет оказаться очень эффективной как в педагогическом плане, так и для решения задач уличных работников.

8. Завершение контакта должно быть оптимистично, обяза­тельно должно подразумевать развитие, продолжение отношений.

9. Работая во дворах, на пустырях, на улице, попытайтесь най­ти добровольцев из соседних домов, которые согласились бы опе­кать данную группировку и информировать вас о чрезвычайных происшествиях в ней. Это еще один из потенциалов нашего обще­ства, который стоит использовать в своей работе.

Чего делать нельзя

(памятка уличного социального работника)

1. Носить пеструю, вызывающую одежду с атрибутами принад­лежности к какому либо течению или направлению. Одежда должна быть незаметной, спокойных тонов, которую не жалко испачкать.

2. Во время общения не следует скрывать свой взгляд за стек­лами темных очков - глаза играют важную роль при общении.

3. Не форсируй знакомство, не спеши как можно больше уз­нать о ребенке в первые встречи, нельзя изначально задавать мно­го вопросов - сначала старайся больше рассказывать о себе, о сво­ей работе.

4. Нельзя в первые встречи задавать вопросы на следующие темы: семья, школа, место проживания, употребление токсичных веществ, личные проблемы. Лучше узнать о знакомых ему детях, с его точки зрения нуждающихся в помощи.

5. Не старайся сразу же при первых встречах стремиться по­мочь ребенку (не навязывай ему свою помощь) - лучше попроси у него помощи в твоей работе.

6. Не демонстрируй свою жалость, жалость сама по себе уни­жает человеческое достоинство, к тому же она значительно сокра­щает дистанцию общения, что не всегда желательно.

7. Не обещай помощи, если не уверен, что сможешь её оказать - лучше мало, но верно, чем много и - ничего реального.

8. Не лги, не лукавь и не сообщай недостоверные сведения ни о себе, ни и о ком-либо или чем-либо другом - всегда будь честен и искренен в общении, как перед самим собой, так и перед ребенком. Обман когда-нибудь раскроется, и это неблагоприятно отразится, как на твоем имидже, так и на дальнейших твоих отношениях с ре­бенком и его друзьями.

9. Не веди никаких политических игр; объединение с кем-то против кого-то, или объединение одних против других - старайся всегда держать нейтральную позицию.

10 Никого никогда ни в чем не обвиняй и не упрекай - прини­май ребенка таким, какой он есть, будь терпимым к его взглядам, поведению, одежде и т.д. Можно говорить только о своем мнении, о чем-то без излишних эмоций окраски и высказывать это аргу­ментировано.

11. Нельзя бурно проявлять эмоции в общении - будь предель­но спокойным и уравновешенным.

12. Нельзя показывать свое безразличие (отстраненность) к высказываниям ребенка - наоборот, показывай свою заинтересо­ванность мнением ребенка и уважай его мнение.

13. Нельзя оставлять без внимания или ответа вопросы и просьбы ребенка - если не знаешь ответа, скажи об этом прямо.

14. Не перебивай речь ребенка, постарайся дослушать до кон­ца.

15. Нельзя поддаваться на провокации ребенка - старайся по­стоянно при общении (и после него) анализировать его мотивы.

16. Не сокращай и не разрывай дистанцию в общении, - эта дистанция всегда должна быть разумной, помни об этом. Не позво­ляй ребенку садиться себе на шею.

17. Нельзя грубить или отвечать грубостью на грубость, будь всегда корректен и сдержан.

18. Нельзя долго муссировать один и тот же вопрос - не зацикливаться на одном вопросе, есть множество других тем и проблем, в следующий раз можешь снова вернуться к интересующей тебя теме.

19. Ничего не требуй - только предлагай.

20. Не спеши посещать их место жительства (подвалы, черда­ки и т.д.), - сначала собери как можно больше информации, кото­рая поможет тебе достаточно обезопасить самого себя.

21. Не спеши входить в доверие к ребенку, - доверие формиру­ется только в течение длительного времени.

22. Никогда не угощай ребенка сигаретами, пивом и т.п., - во-первых, это противозаконно, во-вторых, ты носитель иного, здоро­вого образа жизни, а дешевый авторитет тебе ни к чему.

23. Не читай морали - ты только мостик между ребенком, под­ростком и социумом; дай ему право самому сделать выбор.

24. Никогда не кури, не пей пива и т.д. в присутствии ребенка -это можно делать только, когда ты достаточно уверен, что тебя ни­кто не увидит. Иначе, ты можешь спровоцировать агрессию при отказе поделиться.

25. Не навязывай ребёнку или подростку своё общество, - ес­ли он не в духе или не хочет общаться, не настаивай - у тебя еще будет время с ним увидеться.

26. Избегай жестких оценок, - будь предельно корректен и так­тичен в высказываниях о чем-либо (о враждебной группировке, другом ребенке, родителях и т.д.) - тебе не дано право судить их или осуждать их жизнь. Твоя оценка может стать известна и негативно отразиться на твоей деятельности.

27. Нельзя без разрешения (согласия детей) выполнять роль третейского судьи в разрешении их споров между собой - это их жизнь, ты, как правило, зритель. Можно предложить выход из си­туации или дать совет, если он требуется (иногда их законы доста­точно сложны для нашего понимания).

28. Нельзя все свои внутренние переживания, связанные с ра­ботой, держать в себе - старайся их обсудить и найти приемлемое решение в группе коллег.

29. Нельзя при общении с представителями властных структур, организаций, частными лицами использовать требовательный, властный тон - ищите компромисс, переводите общение в русло конструктивного диалога. Чаще всего их озлобленность и раздра­жительность вызваны бессилием, - предлагайте им со своей сторо­ны разумную помощь, ту, которую реально можете предоставить.

Нельзя унывать, ощущая свое бессилие, ибо «нельзя объять необъятное». Помните, что начинать новое дело всегда трудно, и ваша работа будет многого стоить уже потому, что вы смогли по­мочь хотя бы одному ребенку.

 

Методы и формы работы

• Работа в парах «парень-девушка» является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.

• Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и, прежде всего, детей группы риска.

• Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работ­никами дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

•Территориальная принадлежность: каждой паре уличных работников отводится оп­ределенная территория, которую они должны хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников.

• Волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы.

Поиск детей улиц.

Источниками информации о детях группы риска могут быть:

- МВД: ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних, участковые;

- КДН - комиссия по делам несовершеннолетних;

- взрослые, проживающие на данной территории;

- сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат.

Кроме того, таких детей можно найти на перекрестках с интенсивным движением, в брошенных полураз­рушенных домах, в подъездах, подвалах и на чердаках обычных (не элитных) домов, в открытых люках теп­лотрасс, в подземных переходах и на станциях метро. Нередко такие дети собираются на рынках, ярмарках, возле палаток или ларьков - там, где можно подзаработать или что-то своровать; попрошайничеством они обычно занимаются около ресторанов, ночных клубов и прилегающих к ним автостоянках.

При поиске детей улиц можно раздать местным жителям, детям и сотрудникам организаций листовки с просьбой сообщить информацию о детях, нуждающихся в помощи, по определённому телефону.

Исследование проблематики

Перед началом необходимо непосредственное исследование района, с привлечением небольшого количества уличных работников: социальных работников или добровольцев. Поиск и непосредственное знакомство с беспризорниками, знание их проблем и потребностей на местах, позволит более четко откорректировать цели будущей основной работы.

Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о беспризорниках. Любая существующая информация будет неоценимой для нового проекта. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними.

Сотрудничество

Перед началом работы полезно обсудить наши идеи с представителями органов местной власти и других ор­ганизаций, интересующихся данной тематикой. Выработка совместных действий позволит значитель­но эффективнее работать с данной проблемой. Нередко это помогает снизить материальные затраты, что немаловажно в ситуации, когда этим занимается общественная организация, развивающая добровольчество.

 

Формы помощи

Начиная проект необходимо чётко представлять, какие формы помощи можно оказать беспризорникам, определить, какие есть приюты, социальные центры, какие государственные структуры занимаются этой проблематикой и какую помощь они могут оказать. Необходимо знать, какие правозащитные организации есть в регионе, так как зачастую необходимо вмешательство юриста для защиты прав несовершеннолетнего. Необходимо выявить, какие клубы, кружки и секции работают в микрорайоне, какие есть возможности в организации досуга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.02 с.)