Социальная дезадаптация несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная дезадаптация несовершеннолетних



Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, ха­рактеризующееся невозможностью осуществления им в кон­кретных микросоциальных условиях своей позитивной социаль­ной роли, соответствующей его возможностям. [6]

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство - это период наиболее интенсивно­го психического, физического и социального развития. Невозмож­ность осуществления позитивной социальной роли вынуждает под­ростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение по­требностей развития. Другой способ ухода - эксперименты с нар­котиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, как следствие - правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная сово­купностью факторов социального, психологического, психосома­тического характера, приводит к депривации основных потреб­ностей несовершеннолетнего - потребностей в полноценном раз­витии и самореализации.

Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отме­тим, что она порождается нарушением взаимодействия двух сто­рон - несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптиро-ванному несовершеннолетнему, и практически без внимания ос­тается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитив­ном отношении к дезадаптанту. Применять по отношению к нему репрессии - все равно, что запрещать человеку, у которого зало­жен нос, дышать ртом, и не предлагать при этом лечения. Конечно, есть определенная вероятность, что он сможет вздохнуть, но, скоpee, он либо нарушит запрет, либо задохнется. Попытки же реаби­литации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с соци­ально дезадаптированным несовершеннолетним требует ком­плексного подхода не только к нему самому, но и к его социально­му окружению.

Опыт работы позволяет выделить следующие основные при­чины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

1. Дисфункциональность семей;

2. Личностные особенности ребенка (характерологические осо­бенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);

3. Школьная дезадаптация;

4. Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды.

5. Причины социально-демографического характера;

Как правило, в каждом случае сочетается несколько причин. Рассмотрим основные варианты их сочетания.

Дисфункциональность семьи

Семья является основным институтом социализации. Выделя­ются следующие функции семьи:

1. Воспитательная;

2. Хозяйственно-бытовая;

3. Эмоциональная;

4. Функция духовного (культурного) общения;

5. Функция первичного социального контроля;

6. Сексуально-эротическая.

Как отмечает Эйдемиллер, «нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетво­ряется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена» [9].

Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов - психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической гра­мотности, делает услуги психологов недоступными для большинст­ва семей. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процес­се ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, осно­ванное на понимании природы дисфункциональности, способно из­менить ситуацию. И социальный работник выступает в качестве специалиста по этому вопросу.

Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сфе­рах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребе­нок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нару­шению личностной сферы, иногда - к психическим отклонениям. А дальше - естественные следствия: употребление ПАВ, правонару­шения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур - ОППН (ОДН), КДН. Таким образом, на настоящий момент система реагирует на последствия, зачастую оставляя без внимания истоки, причины, корни проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.004 с.)