Статистика по беспризорности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистика по беспризорности



Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними. В 1998 г. было выявлено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 1999 – 113 913. В целом, по данным Минобразования России, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляло в 1996 году 572,4 тыс. чел, в 1997 г. - 624,9 тыс. чел, а в 1998 г. - 650 тыс. чел, в 1999 – 674 тыс. человек. В отделениях внутренних дел (ОВД) на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. лиц, не выполняющих свои родительские обязанности. Число детей, отобранных у родителей при лишении их родительских прав, возросло с 42 693 в 1998 г. до 46 515 человек в 1999 г. За каждым из этих семейных случаев стоит необходимость не только социально-правовой помощи пострадавшим детям, но и комплексной медико-психологической реабилитационной работы с ними. В 2000 году:

-27,96 % (354 тысячи) всех детей были рождены вне брака;

-675 тысяч детей являются инвалидами;

-281 тысячи детей являются детьми с ограниченными возможностями, в том числе 227 тысяч страдают умственной отсталостью;

-662 тысячи детей лишены попечения родителей, из них 180 тысяч воспитываются в интернатных учреждениях; 135 тысяч детей находится в приютах и социальных центрах;

-у родителей было отобрано 57 тысяч детей;

-было зарегистрировано 66 тысяч преступлений, совершенными взрослыми в отношении несовершеннолетних.

-несовершеннолетними совершено было 195 тыс. преступлений, 148 тыс. несовершеннолетних было осуждено к различным видам наказания;

- доставлено в ОВД было 1 млн. 175 тыс. детей, состоят на учете в ПДН 410 тысяч детей.

И это при том, что детское население страны составляло всего лишь 32 млн. 828 тысяч человек. Эти данные взяты из материалов учредительной конференции Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России», членом которого является РМОО «Акуна Матата».

Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обусловливают возрастание межличностных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

Анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах; нестабильность браков и увеличение числа разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; увеличение детской смертности; ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга; жестокое обращение с детьми и насилие над ними; увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства. Все это ухудшает в целом положение подростков и молодежи как наименее защищенных в социальном отношении граждан, лишает их позитивных перспектив в будущем и создает почву для различного рода девиаций. Следствием такого положения является искажение ценностной сферы во внутреннем мире личности, деформация духовных потребностей и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм и наркомания).

Необходимость глубокого и всестороннего осмысления природы отклоняющегося поведения у подростков и молодежи связана и с изучением возможностей и путей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. В качестве главной цели реабилитационных служб сегодня называется психологическое здоровье.

К наиболее значимым для подростка (молодого человека) сферам, отвечающим за его социально-психологическое состояние и психическое здоровье, относятся: а) личностная (характеризуется уровнем развития самосознания, саморегуляции, стремлением к самосовершенствованию); б) социальная (характеризуется уровнем общей культуры, интегрирующим в обществе либо отчуждающим от него; стилем жизни: активная гражданская позиция и здоровый образом жизни либо асоциальная позиция, бегство от действительности, нездоровый образ жизни, алкоголизм, наркомания, участие в сектантских движениях, бездомность, суициды); в) производственная (характеризуется уровнем работоспособности, профессионализации, конфликтности в производственных отношениях, качестве трудовой деятельности); и г) семейная (характеризуется проявлениями гуманизма или антигуманизма в семейных отношениях, умением находить с членами семьи взаимоприемлемые решения).

Не рискуя взять на себя задачу раскрыть тему современной детской беспризорности в нашей стране в полном объеме, мы постараемся раскрыть лишь только один аспект - как привлечь благополучную молодежь к решению проблем сегодняшних беспризорников, как студенты и прочие молодые люди, по зову души собирающиеся помогать детям -беспризорникам, могут это сделать.

 

· Добровольцы могут оказать помощь в социальной адаптации детей и подростков группы риска, в организации коммуникативной сферы, направленной на позитивную жизнедеятельность, повышение уровня адаптационных возможностей безнадзорного ребёнка, обеспечение его позитивной социализации, содействие повышению уровня самооценки молодых людей, обретению уверенности в себе, осознанию ответственности за свои поступки, навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избеганию асоциальных соблазнов; 

· влиянием на содержание досуга;

· профилактику социальной дезадаптации, в том числе, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т. д., с привлечением социально-юридических и медико-психологических служб;

       Под позитивной социализацией мы понимаем такое положение индивидуума (семьи, группы) в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (интериоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях личностной защищенности. Отсюда, позитивная социальная роль - это деятельность индивидуума, способствующая его собственной позитивной социализации и одновременно позитивной социализации его микро- и макросоциального окружения.

       Достижение этой цели обеспечат составление и реализация адресных программ личностной коррекции, тренинг социально-адаптивного поведения подростков, обучение их необходимым основам правовых знаний.

Для обеспечения реализации указанных функций к социальному работнику, добровольцу предъявляются требования к знаниям законодательства о правах ребенка, трудового и пенсионного законодательства, семейного права, основ социальной политики; форм и методов работы с учреждениями социальной сферы; сбора, обработки и анализа информации (информационные технологии); комплексного анализа (диагностики) социальной среды; методик и технологий диагностики и консультирования.

 

В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав либо отказавшихся от ребенка. Исследования показывают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет. Особенно растет количество так называемых "социальных" сирот, детей, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав. В России к 2002 г. без попечительства родителей оказалось 920 тыс. детей, 90% из них - это "социальные" сироты.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности, и в то же время повышенной уязвимости безнадзорных детей.

Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Сложный процесс социализации предполагает решение главных проблем в воспитании:

- Развитие его личности и межличностного общения;

- Подготовку к самостоятельной жизни;

Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся в нормальной полноценной семье, а тем более – в условиях материнской депривации. И здесь на первый план выдвигается проблема развития личности и подготовки детей к самостоятельной жизни, т.е. их интеграция в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания.

Современное сиротство, как социальная проблема, должна рассматриваться комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. в известной мере стать объектом междисциплинарного исследования и воздействия, выдвигающего задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии и социальной адаптации детей, испытывающих в этом потребность.

Авторы данного сборника не претендуют на исчерпывающие ответы на все вопросы, поскольку невозможно учесть все до последнего варианта особенности детей и их развития, а также особенности психолого-педагогической работы, опыт и квалификацию добровольцев, педагогов, работающих в подобной категорией детей и подростков, социальное окружение, особенности системы помощи в конкретном регионе, местные условия и т.д.

Цель данной книги – оказать содействие специалистам и добровольцам в системе работы с детьми группы риска, оказания им социальной помощи и поддержки в повышении их психолого-педагогической компетенции. Это позволит им осуществлять комплексный подход в оказании социальной помощи и поддержки подросткам, их реабиалитацию и коррекцию развития; строить собственную модель системной работы по социальному ориентированию, основанную на повышении их уровня адаптационных возможностей, обеспечении их позитивной социализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.007 с.)