Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статистика по беспризорности
Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними. В 1998 г. было выявлено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 1999 – 113 913. В целом, по данным Минобразования России, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляло в 1996 году 572,4 тыс. чел, в 1997 г. - 624,9 тыс. чел, а в 1998 г. - 650 тыс. чел, в 1999 – 674 тыс. человек. В отделениях внутренних дел (ОВД) на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. лиц, не выполняющих свои родительские обязанности. Число детей, отобранных у родителей при лишении их родительских прав, возросло с 42 693 в 1998 г. до 46 515 человек в 1999 г. За каждым из этих семейных случаев стоит необходимость не только социально-правовой помощи пострадавшим детям, но и комплексной медико-психологической реабилитационной работы с ними. В 2000 году: -27,96 % (354 тысячи) всех детей были рождены вне брака; -675 тысяч детей являются инвалидами; -281 тысячи детей являются детьми с ограниченными возможностями, в том числе 227 тысяч страдают умственной отсталостью; -662 тысячи детей лишены попечения родителей, из них 180 тысяч воспитываются в интернатных учреждениях; 135 тысяч детей находится в приютах и социальных центрах; -у родителей было отобрано 57 тысяч детей; -было зарегистрировано 66 тысяч преступлений, совершенными взрослыми в отношении несовершеннолетних. -несовершеннолетними совершено было 195 тыс. преступлений, 148 тыс. несовершеннолетних было осуждено к различным видам наказания; - доставлено в ОВД было 1 млн. 175 тыс. детей, состоят на учете в ПДН 410 тысяч детей. И это при том, что детское население страны составляло всего лишь 32 млн. 828 тысяч человек. Эти данные взяты из материалов учредительной конференции Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России», членом которого является РМОО «Акуна Матата». Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обусловливают возрастание межличностных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов. Анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах; нестабильность браков и увеличение числа разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; увеличение детской смертности; ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга; жестокое обращение с детьми и насилие над ними; увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства. Все это ухудшает в целом положение подростков и молодежи как наименее защищенных в социальном отношении граждан, лишает их позитивных перспектив в будущем и создает почву для различного рода девиаций. Следствием такого положения является искажение ценностной сферы во внутреннем мире личности, деформация духовных потребностей и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм и наркомания).
Необходимость глубокого и всестороннего осмысления природы отклоняющегося поведения у подростков и молодежи связана и с изучением возможностей и путей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. В качестве главной цели реабилитационных служб сегодня называется психологическое здоровье. К наиболее значимым для подростка (молодого человека) сферам, отвечающим за его социально-психологическое состояние и психическое здоровье, относятся: а) личностная (характеризуется уровнем развития самосознания, саморегуляции, стремлением к самосовершенствованию); б) социальная (характеризуется уровнем общей культуры, интегрирующим в обществе либо отчуждающим от него; стилем жизни: активная гражданская позиция и здоровый образом жизни либо асоциальная позиция, бегство от действительности, нездоровый образ жизни, алкоголизм, наркомания, участие в сектантских движениях, бездомность, суициды); в) производственная (характеризуется уровнем работоспособности, профессионализации, конфликтности в производственных отношениях, качестве трудовой деятельности); и г) семейная (характеризуется проявлениями гуманизма или антигуманизма в семейных отношениях, умением находить с членами семьи взаимоприемлемые решения).
Не рискуя взять на себя задачу раскрыть тему современной детской беспризорности в нашей стране в полном объеме, мы постараемся раскрыть лишь только один аспект - как привлечь благополучную молодежь к решению проблем сегодняшних беспризорников, как студенты и прочие молодые люди, по зову души собирающиеся помогать детям -беспризорникам, могут это сделать.
· Добровольцы могут оказать помощь в социальной адаптации детей и подростков группы риска, в организации коммуникативной сферы, направленной на позитивную жизнедеятельность, повышение уровня адаптационных возможностей безнадзорного ребёнка, обеспечение его позитивной социализации, содействие повышению уровня самооценки молодых людей, обретению уверенности в себе, осознанию ответственности за свои поступки, навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избеганию асоциальных соблазнов; · влиянием на содержание досуга; · профилактику социальной дезадаптации, в том числе, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т. д., с привлечением социально-юридических и медико-психологических служб; Под позитивной социализацией мы понимаем такое положение индивидуума (семьи, группы) в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (интериоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях личностной защищенности. Отсюда, позитивная социальная роль - это деятельность индивидуума, способствующая его собственной позитивной социализации и одновременно позитивной социализации его микро- и макросоциального окружения. Достижение этой цели обеспечат составление и реализация адресных программ личностной коррекции, тренинг социально-адаптивного поведения подростков, обучение их необходимым основам правовых знаний. Для обеспечения реализации указанных функций к социальному работнику, добровольцу предъявляются требования к знаниям законодательства о правах ребенка, трудового и пенсионного законодательства, семейного права, основ социальной политики; форм и методов работы с учреждениями социальной сферы; сбора, обработки и анализа информации (информационные технологии); комплексного анализа (диагностики) социальной среды; методик и технологий диагностики и консультирования.
В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав либо отказавшихся от ребенка. Исследования показывают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет. Особенно растет количество так называемых "социальных" сирот, детей, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав. В России к 2002 г. без попечительства родителей оказалось 920 тыс. детей, 90% из них - это "социальные" сироты. Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности, и в то же время повышенной уязвимости безнадзорных детей.
Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска. Сложный процесс социализации предполагает решение главных проблем в воспитании: - Развитие его личности и межличностного общения; - Подготовку к самостоятельной жизни; Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся в нормальной полноценной семье, а тем более – в условиях материнской депривации. И здесь на первый план выдвигается проблема развития личности и подготовки детей к самостоятельной жизни, т.е. их интеграция в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Современное сиротство, как социальная проблема, должна рассматриваться комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. в известной мере стать объектом междисциплинарного исследования и воздействия, выдвигающего задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии и социальной адаптации детей, испытывающих в этом потребность. Авторы данного сборника не претендуют на исчерпывающие ответы на все вопросы, поскольку невозможно учесть все до последнего варианта особенности детей и их развития, а также особенности психолого-педагогической работы, опыт и квалификацию добровольцев, педагогов, работающих в подобной категорией детей и подростков, социальное окружение, особенности системы помощи в конкретном регионе, местные условия и т.д. Цель данной книги – оказать содействие специалистам и добровольцам в системе работы с детьми группы риска, оказания им социальной помощи и поддержки в повышении их психолого-педагогической компетенции. Это позволит им осуществлять комплексный подход в оказании социальной помощи и поддержки подросткам, их реабиалитацию и коррекцию развития; строить собственную модель системной работы по социальному ориентированию, основанную на повышении их уровня адаптационных возможностей, обеспечении их позитивной социализации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.007 с.) |