Причины социально-демографического характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины социально-демографического характера



К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создаётся идеальная атмосфера для развития ребёнка, и дети вырастают достойными людьми.

Но часто все старания родителей (или матерей-одиночек) уходят впустую. Порой не хватает времени, порой – знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение ситуации не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции.

Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей – одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищённостью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но и в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо- и гиперопёка, авторитарность, попустительство и т.д. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности, трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей.

Таким образом, об отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишб условно, имея в виду отсутствие явной асоциальности, угрозы для жизни и здоровья ребёнка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, т.е. психологической дисфункции.

Девиантное поведение подростков

 

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического развития, права, культуры или морали (И.С. Кон).

 

Причины, обусловливающие проблему девиантного поведения:

во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой;

во-вторых, пограничность и неопределенность социального поведения и положения;

в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.

Социальные факторы, способствующие девиантному поведению: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы.

Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля и низкий уровень самоуважения.

Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей.

Низкий уровень самоуважения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

Важнейший фактор девиантного поведения – девиантные сверстники.

Наличие девиантной группы:

- облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне не готова;

- обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение в таких действиях;

- уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов. которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

 

Одной из причин девиантного поведения является негативное самовосприятие. Негативное самовосприятиеподростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:

во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценностных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия;

во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

в-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Девиантное поведение вначале, как правило, бывает немотивированным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. это отражается в его самосознании и толкает на поиск самореализации в других направлениях.

Существует 4 стадии развития девиантного поведения:

1-я стадия – обнаруживаются многообразные эмоциональные отрицательные переживания, говорящие о функциональной неприспособленности подростка, о внутриличностном конфликте.

2-я стадия – характеризуется аффективной реакцией подростка. В его поведении часто отсутствует рациональность, и поступки подростка становятся малопонятны окружающим, личность становится неустойчивой к воздействию извне.

3-я стадия – отмечает формирование патологического характера, характерологические сдвиги проявляются либо в выраженной степени акцентуации, либо в форме черт патологического характера.

Для 4 –й стадии типичными являются уже глубокие изменения личности, появление антиобщественной направленности.

 

Отклоняющиеся формы поведения можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами научения:

1. Всестороннее истолкование и объяснение иррациональных мыслей. 2. Беседы, помогающие восстановлению соответствия между реальным «Я» и жизненным опытом и его идеальными представлениями о самом себе. 3. Принятие обществом на себя ответственности за проблемы ребенка. 4. Помощь в осознании ребенком своих проблем, подсознательных причин своего поведения, и тем самым оказание помощи в высвобождении связанных с ними эмоций и чувств. 5. Действия, направленные на повышение самоуважения подростка, до достижения гармонии с самим собой. 6. Помощь в изменении социальной ситуации (изменение окружения, выход из девиантной группы, изменение отношений с окружающими). 7. Содействие в поэтапном изменении поведения.

Таким образом, подростковый возраст с его бурным биологическим и социальным развитием является одним из наиболее сложных периодов в формировании индивидуальности. В зависимости от того, какие ставятся задачи подростком в жизни и как они сочетаются с задачами общества в целом, будет зависеть перспектива развития личности, ее устой чивость, активность, моральная чистота, одухотворенность, убежденность, оригинальность, насколько она будет содержательна и ценна для общества.

 

 

Понятие беспризорного ребенка.

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних» оперирует понятием детей, находящихся в социально опасном положении. Под такими детьми статья 1 этого закона понимает тех, кто вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Одной из категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации являются безнадзорные дети, то есть такие дети, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненад­лежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Как мы видим, закон достаточно широко понимает, кто же такие безнадзорные дети, так как вряд ли подавляющее большинство семей может похвастать тем, что ими обеспечивается достаточный контроль за воспитанием и тем более обучением своих детей.

Закон дает определение и беспризорным детям, под которыми понимаются безнадзорные дети, не имеющие места жительства или места пребывания, то есть, говоря простым языком, такие дети, которые живут на улице и иного жилья, кроме подвала, чердака и им подобных мест не имеют.

Однако мы под беспризорниками в этой работе будем понимать более широкий круг детей - таких детей

-у которых связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались или числятся, оказалась полностью либо большей частиутраченной в связи с уличным образом жизни;

-либо которые вместе с бездомными родителями проживают на улице, вокзале или иных неприспособленных для проживания местах.

Отнюдь не каждый ребенок, убежавший из дома, интерната или приюта (а по некоторым данным, хотя бы раз в жизни это происходит с каждым десятым ребенком) является беспризорником. Чтобы отнести ребенка к этой категории необходимо, чтобы ребенок интегрировался в микросреду таких же как он малолетних бродяжек, а влияние беспризорного социального окружения и уличных знакомых привело к формированию у ребенка особого образа жизни и его погружение в особую субкультуру. Не все дети, покинувшие социально благоприятную среду, готовы к этому, некоторые из них стремятся дистанцироваться от такой среды, не погружаться в нее.Однако большинство из них рано или поздно растворяются в ней.

Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, став­ших причиной дезадаптации несовершеннолетних

Дети улиц

Беспризорники, дети улиц, уличные дети - это синонимы назва­ния одной и той же категории детей, для которых улица стала до­мом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Группой неправительственных организаций (НПО) было пред­ложено следующее определение уличных детей:

Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовер­шеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.

 Категории беспризорников

Существует три категории беспризорников:

• те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно прожи­вает на улице;

Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

• те, кто периодически живёт на улице;

Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от не­скольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказыва­ются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот - разрешения конфликта с воспитателями и т.д.

• те, кто ещё живёт (ночует) дома, но свои основные потреб­ности удовлетворяет на улице.

Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.016 с.)