Социализация личности подростков в досуговой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация личности подростков в досуговой деятельности



                                                 М.С. Коган, педагог ИПКРО г. Новосибирск

Досуговая деятельность - уникальное средство социализации ребёнка. Досуг (развлечение) - добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение. В досуговой деятельности содержатся огромные ресурсы социализации, знать которые необходимо социальному педагогу, уметь их применить соответственно возникающей социально-педагогической проблеме. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к другим, к социуму.

  Золотые правила досуга ! Детям всегда нужен «допинг» интереса, нужны благоприятные условия для самовыражения. Помочь ребятам найти «лучшего себя», «нового себя» в досуговой деятельности - всегда актуальная социально-педагогическая задача. Для её решения нужны «поля творческой свободы» - деятельность без окриков, одёргивания и заорганизованности.  
! Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей. ! У ребёнка всегда должны быть личный поиск, свои переживания, свои успехи. ! У многих детей нет опыта интересной для них успешной деятельности, нет практических способов заявить о своих предпочтениях. ! При педагогически грамотной организации досуговой деятельности важно показать разные модели, формы, привлечь детей к разноплановой деятельности, опереться на имеющиеся ценностные ориентации (уважаемые взрослые, сверстники и др.) ! Досуг - это возможность для ребёнка получать одобрение, достичь «принятия» в личностно значимой группе сверстников.  

 

Досуг для детей всегда является способом самореализации и самореабилитации. Качественно организованный досуг в образовательном учреждении - универсальное средство профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, деятельностно - практической ограниченности.

Для социального педагога, умело использующего досуговую деятельность, она становится инструментом эмоциональной поддержки ребёнка, т.к. любой успех ребёнка здесь активизирует положительные эмоции, которые, образно говоря, кругами расходятся на другие сферы жизнедеятельности растущей личности, взаимоотношений в детском коллективе.

В досуговой деятельности дети имеют право на определённые привилегии: стать незаменимыми (а к этому, как известно, стремятся все ребята); «пробиться» друг к другу; определить лидеров; поимпровизировать, сделать творческий выбор и др. В более широком контексте за этим стоит потребность ребёнка в личном пространстве, свободе и независимости.

Золотые правила досуга ! Досуг тогда становится средством успешной социализации, когда имеется в наличии разнопрфильный набор условий, ролей, игр, конкурсов, позволяющий каждому участнику быть успешным и попробовать себя в творчески ориентированной деятельности. ! Для социального педагога важно умение создавать ситуации поддержки: быть вместе, рядом; иметь «в репертуаре» специально спроектированные ситуации на успех в отношениях со сверстниками; безупречно владеть техникой фиксации малых и больших успехов детей. ! Не следует упускать из виду такие приёмы эмоциональной поддержки, как жесты, эмоциональный подогрев и др. Нужны жесты: пожатия руки, похлопывание по плечу, палец вверх - «молодец»; руки сжаты в замок и подняты вверх и др.; групповые приёмы эмоциональной поддержки: аплодисменты в честь..., скандирование имени, проход через ребячий (аплодирующий, музыкальный, праздничный) коридор; исполнение песни-посвящения, создание галереи участников (фото, рисунок, коллаж), торжественное пожатие руки в присутствии коллектива и др.  

 

При определённых условиях досуг может быть сферой активного самовоспитания ребёнка. Именно в досуговой, игровой по своей сути деятельности дети часто сами предъявляют к себе традиционные требования взрослых: «будь честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д.». Эти требования ребята сами, без понукания взрослых выполняют в своих играх, иначе игровое действие просто не состоится, т.е. не получится то, к чему стремишься... Досуг демонстрирует учащимся «пределы самостоятельности и трудности»: они их преодолевают, значит - растут. В досуговой деятельности ребёнок способен творить чудеса и «превосходить себя», его творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит к детям, если каждый досуговый тренинг подводит их к грани возможностей. За этим стоит педагогическое кредо: побеждает в жизни тот, кто ещё в детстве научился преодолевать себя, свою инерцию, побеждать свой страх, свою неуверенность.

  Золотые правила досуга ! Возрастные, индивидуальные качества растущей личности диктуют отбор содержания, выбор оптимальной формы организации досуга, «реестр» осваиваемых барьеров и трудностей. ! Досуг достаточно часто - коллективное дело. Даже радость удачи в этом случае делится обычно на всех. Например, футбольная победа или успех праздника. Для того, чтобы эффективность совместного творческого мероприятия была наивысшей, каждый должен осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. ! Широко используйте в работе известные приёмы коллективной творческой деятельности: например, Ч.Т.П. – чередование творческих поручений; анализ дела или ситуацию «давайте обсудим»; применяйте распределение поручений различными способами: по графику, по желанию, по выбору, по назначению; как поощрение, как решение совета коллектива или самого коллеги и др.; приносят ощутимую пользу разнообразные формы коллективной мыследеятельности: «эстафета», «веер мнений», «открытая трибуна», «банк идей», «защита предложений», «презентация» и др.  

 

Досуг развивает многие социально-ценные потребности и качества личности, формирует интересы, провоцирует самопроверку сил, гармонизует самооценку среди сверстников, удовлетворяет потребность в общении, устанавливает субординацию отношений с теми, кто старше или младше.

Досуг - деятельностен, и поэтому каждый ребёнок включён в групповые взаимоотношения, он кому-то нужен. Без его участия досуговое мероприятие не получится, не состоится, не удастся... Вместе с тем досуг - есть пространство, открытое для прямого и косвенного педагогического воздействия, для конструктивного влияния самых различных социально-педагогических «институтов» общества.

 

 

  Золотые правила досуга ! Необходимо привлечение в досуговую деятельность различных организаций, взрослых, сверстников; нужна зримая «наглядная агитация», опора на положительные авторитеты. Иными словами, досуг - это возможность для ребёнка расширить эмоционально значимые контакты, укрепить интересы, расширить кругозор... У каждого социального педагога должна быть «своя» копилка адресов, телефонов, проспектов, путеводителей и др. ! Досуг реализует потребность в общении. Мотив общение занимает у подростков и юношества первое место в структуре досуговой деятельности. ! Социальный педагог – режиссёр детского общения. В этом ему могут помочь те формы досугового общения, где каждый ребёнок полноценный участник, где создана доброжелательная атмосфера, где существует правило: «все имеют право на свою точку зрения, на ошибку, на высказывание, оценку, выбор» и др.   Примерные формы досугового общения: «огоньки», чаепития, дни рождения, вечера отдыха, сюрпризов, встречи друзей, вечера смеха, программа «от всей души», вечера развлечений; дискотеки, кафе, «посиделки»; серия встреч с интересными людьми, программы «старшие-младшим» и др. ! Педагогическая заповедь: ищи в ребёнке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала, опереться на них – основополагающий принцип работы социального педагога при организации досуга. Профессиональное мастерство здесь связано с наличием у социального педагога слов для выражения эмоциональной поддержки, похвалы, восхищения. Существует много способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Например:   Это гораздо лучше, чем я ожидал. Лучше, чем все, кого я знаю. Именно этого мы давно ждали. Это трогает меня до глубины души. Сказано здорово – просто и ясно. Ещё лучше, чем прежде. Для меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится. С каждым днём у тебя получается всё лучше! Ты сегодня много сделал. Для меня нет никого красивее тебя. Научи меня делать так же. Ты в этом разобрался. Ты ловко это делаешь. Это как раз то, что нужно. Тут мне без тебя не обойтись. Я знал, что тебе это по силам. Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Я просто счастлив! Я сам не смог бы сделать лучше. Мне очень важна твоя помощь. Работать с тобой просто радость. Ты мне необходим. Я тобой горжусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.)