Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели. Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. К одной из особенностей тренинга можно отнести большие затраты времени для работы с небольшим количеством участников. Таким образом, специфическими чертами тренинга как метода практической психологической работы являются следующие: Ø соблюдение ряда принципов групповой работы; Ø нацеленность на психологическую помощь участникам ситуации, исходящей не только от ведущего, но от самих членов группы; Ø наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенном временном интервале; Ø определенная пространственная организация (круг); Ø акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»); Ø применение активных методов групповой работы; Ø выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга; Ø атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности. Основные виды тренингов
Какой именно тренинг будет построен и реализован ведущим, зависит от его собственной теоретической позиции и от того, какие цели он ставит перед собой. Существует 4 основных парадигмы тренингов: 1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного - «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; 3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; 4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. В зависимости от того, какой тип задач будет решаться, можно выделить три типа групп. Это группы рабочие (созданные специально для решения какой-либо непсихологической задачи, например, оргкомитет), обучающие, консультационные и психотерапевтические, направленные на решение психологических задач различной сложности.
Эффективность тренинга во многом зависит от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Первый шаг в решении задачи выбора средств – это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым методам относятся групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика. Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: · содержанием тренинга; · особенностями группы; · особенностями ситуации; · возможностями тренера.
В различных видах тренингов используется, как правило, один и тот же набор методических приемов. 1) Групповые игры и упражнения. 2) Ролевые игры. 2) Основной метод тренинга – групповая дискуссия. 3) Мозговой штурм. Групповые игры и упражнения Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой с разными целями: ¨ с целью разогрева, энергетизации группы – создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе; ¨ с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе; ¨ с целью отработки новых навыков поведения;
¨ с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами; ¨ ритуалы завершения рабочего дня, тренинга. По форме игры и упражнения могут быть разнообразными: ¨ Вербальные: высказывания по кругу – свободные или на заданную тему, например, продолжить фразу «Самое важное событие прошедшего года для меня - …», метафоры – например, сочинение сказки по кругу и др., ¨ Использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски, ¨ Двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, например, ходьба. ¨ Любые другие. Собственное творчество ведущего здесь только поощряется. При проведении игр и упражнений важно обращать внимание на следующие моменты. 1. Соответствие выбранной игры этапу тренинга, теме работы, уровню сплоченности группы, другим особенностям группы, а также состоянию и предпочтениям ведущего. Чем младше группа, тем более игровыми должны быть упражнения. В подростковой группе игры, в которых предполагается телесный контакт, нужно проводить только тогда, когда группа достаточно сплочена, потому что подростки очень остро реагируют на все, что связано с темой телесности и в начале работы группы могут отказаться. То же самое касается упражнений, предполагающих достаточно глубокое самораскрытие участников. Тематический разогрев должен подводить участников к тому, над чем они будут работать далее. Ведущему не стоит проводить сложные игры, если он не участвовал в них ранее сам или плохо представляет, что в таких играх происходит. Необходимо следить за уровнем тревожности и эмоциональной напряженности в группе (это можно проверить по тому, сколько участников выбирают закрытые позы, охотно или неохотно большинство участников включаются в обсуждение и насколько открыты). Как только Вы чувствуете «потерю контакта» с группой или возросшую напряженность, например, после бурной групповой дискуссии – предлагайте группе игры, снимающие это напряжение. Лучше всего прибегать в таких случаях к физическим упражнениям или подвижным играм - можно просто в кругу обняться за плечи. 2. Заранее продумайте инструкцию к игре и всю последовательность действий. Инструкция должна быть краткой, четкой, однозначной. Главный критерий – если она понятна с первого раза без переспрашивания. Прежде, чем предложить группе игру или упражнение, проговорите ее инструкцию своему другу, коллеге или родственнику, чтобы убедиться, что она понятна с первого раза. 3. Обсуждение впечатлений после игры или упражнения – очень важный момент. Если при играх-энергетиках обсуждения практически не требуется – можно ограничиться вопросом «как себя чувствуете?», «можем переходить к работе?», - то при упражнениях, посвященных работе над определенной проблемой, обсуждение играет решающую роль. Здесь важно дать каждому участнику высказаться и описать свое впечатление от игры (чем больше эмоционально затронула игра, тем важнее дать высказаться каждому, если времени мало, предложите участникам сказать свое впечатление одной фразой: «Самым важным для меня сейчас было…»). Необходимо соблюдать правила работы в группе и напоминать об этом на этапе обмена впечатлениями: не перебивать, высказываться искренне и только от своего имени, описывать то, что испытал «здесь и сейчас», не высказывать оценок, не оправдываться, промолчать, если говорить трудно. Ведущий оказывает поддержку участникам – подбадривает тех, кому трудно начать говорить, присоединяется и выражает сочувствие тем участникам, которые говорят о тяжелых переживаниях, тактично прерывает тех, кто «тянет одеяло» на себя и не дает высказываться остальным, призывает сосредоточиться на том, что каждый участник действительно пережил сейчас в упражнении или в подобных ситуациях в жизни, не уходя в отвлеченные рассуждения.
Разогревы Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа рабочего и доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры – ходьба, прыжки, касание соседей, например, рукопожатие или похлопывание по спине, контакт глазами, пение. Примеры других специальных игр-энергетиков можно найти в литературе, указанной в конце сборника. Игры-проблематизации – их основная цель: настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по данной теме. Актуализировать то, что они знают об обсуждающемся вопросе и что хотели бы узнать, если на тренинге предполагается информирующая работа. Либо – актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме. Главное при проведении таких игр обращать внимание на следующее: ¨ тематическое соответствие разогрева и дальнейшей части работы; ¨ организация перехода на этапе обмена впечатлениями к собственно рабочей части (этапу действия) с группой или с отдельным участником – для этого ведущему необходимо выделять особые «ключи» в высказываниях участников и их невербальных проявлениях, которые указывают на то, что энергетический уровень в группе достаточно высок и имеется настрой на работу с данной темой; ¨ соответственно, на этапе обсуждения ведущему важно задать вопросы, направленные на усиление интереса к проблеме и на обозначение самой проблемы: «что в этой теме вам наиболее интересно», «что наиболее непонятно», «что именно вам хотелось бы узнать», «что вызывает неоднозначные чувства», «что хотелось бы научиться делать (переживать, думать) по-другому»;
¨ необходимо оказывать поддержку тем участникам, которых упражнение эмоционально затронуло особенно сильно. Если ведущий предполагает работу с личностными проблемами участников, для этого необходима специальная подготовка: наличие собственной рабочей концепции личности, а также владение определенными психотехнологиями работы с ними (психодрама, гештальтподход и другие), которым можно обучиться в специализированных программах. Игры на отработку навыков Игры на отработку и опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и совместно ведущим, участником и группой определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры – ролевая игра. Ее сюжет строится ведущим заранее по заданной теме, если тренинг предполагает жесткое структурирование сценария, либо продумывается в ситуации «здесь и теперь» ведущим вместе с самим участником. Игры на развитие новых навыков служат развитию спонтанности и креативности личности, подкрепляют уверенность в собственных силах. Как правило, игры предполагают опробование нового для себя поведения в старой ситуации, либо нового и адекватного поведения в новой ситуации и таким образом. Для их проведения необходимо: ¨ точно смоделировать тип ситуаций на данную тему, значимых для личности и потенциально осуществимых; ¨ переходить к играм на отработку навыков только тогда, когда у отдельного участника и всей группы достаточно ресурсов для этого - понимания того, что и зачем сейчас будет происходить, и желания попробовать (об этом можно спросить группу напрямую: в случае отрицательного ответа необходимо вернуться на предыдущий этап исследования проблемы для получения необходимых ресурсов); ¨ во время проведения игры необходимо подбадривать участников; ¨ на этапе обсуждения после обмена впечатлениями по поводу игры обязательно обсудить вопрос «что из полученного во время игры опыта я перенесу в свою жизнь и как». Примеры всех игр – в разделе игр и упражнений в конце этого сборника.
Метод групповой дискуссии
Часто ДИСКУССИЯ принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии. ДИСКУССИЯ возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.016 с.) |