Методы досуговой педагогики, их классификация, характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы досуговой педагогики, их классификация, характеристика



                                                               М.С. Коган, педагог ИПКРО г. Новосибирск

  По содержательно-смысловому основанию досуг детей можно классифицировать на ряд следующих групп:

1. Первая группа связана с функцией восстановления психофизических сил ребёнка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

2. Вторая группа досуговых мероприятий связана с повышением эрудиции, познанием, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

3. Третья группа направлена на развитие духовных сил и способностей, активацию творческой деятельности (виды деятельности: трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

4. Четвёртая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.).

5. Пятая группа связана с целевой учёбой детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).

  Следует помнить, что в досуговой деятельности постоянно изменяется иерархия интересов ребят, шкала ценностей молодёжи весьма подвижна, направленность интересов так же. На выборе форм досуговой деятельности это сказывается в первую очередь. На развитие содержания и форм досуга также активно влияют кино и телевидение.

Методы досуговой педагогики.

Методы - совокупность приёмов и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего воспитатель, прежде всего, достигает, решает выдвинутые педагогические задачи. Методы - важнейший инструмент профессиональной деятельности социального педагога.

  Досуговая педагогика создала свои, специфические методы. И здесь необходимы постоянные изобретения, нужен творческий подход к нему. Выделяются следующие группы методов досуговой педагогики:

1. Методы игры и игрового тренинга

Игра - самостоятельный и важный для детей вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом игрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребёнка, становясь его воспитательным тренингом.

Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, понять, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («третий лишний», «ручеёк», «садовник», «колечко» и др.). Игра выявляет имеющиеся знания, раскрывает интеллектуальные силы (викторина, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игра демонстрирует уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т.п.

Методы театрализации

Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят (встреча, творческая программа и др.) может быть организовано и в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, заседания морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни, пира-бала именинников; вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «кабачка 13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

3. Методы состязательности

Состязание - чисто детская привилегия; состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования инициативы к поиску, открытию и др. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребёнка, кроме, разумеется, нравственной сферы.

4. Методы равноправного духовного контакта

Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых - «на равных» во всём. Участники: учителя и дети - члены клубов по интересам, драмколлективов, хоров, творческих объединений и др. Важен демократический, гуманизированный стиль общения, его духовно-этическая направленность.

5. Методы воспитывающих ситуаций

То есть создание ситуаций, вызванных к жизни процедурой самореализации; доверия, либо мнимого недоверия; организованного успеха, саморазвивающего дела и др.

6. Методы импровизации

Жизнь детей должна быть насыщенна импровизацией. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в поведенческую схему другого, часто минуя сферу критического сознания. В результате формируется привычка. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, это действие, так сказать, экспромтом. Импровизация исподволь выводит ребёнка на практическую, творчески ориентированную предприимчивость.

  Методы импровизации противостоят школьным методам рутинности, они порождают азарт ребёнка, эмоции «со знаком плюс». В целом же, у детского досуга есть свои тайны и секреты, свои закономерности и методическая основа. Феномен творческой основы досуга - очистителен и потому вечен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.004 с.)