Досуг - как фактор социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досуг - как фактор социализации личности



                                                        А.В. Колмакова, педагог Центра «Эдельвейс» г. Улан - Удэ

Движение – это жизнь! Не зря так говорят в народе. Человеку для того, чтобы полноценно жить, удовлетворяя свои духовные, физические и др. социально значимые потребности, нужно двигаться, а значит уметь правильно организовать свою трудовую и досуговую деятельность, которые с древних времён идут вместе. Они тесно взаимосвязаны, но и очень отличаются друг от друга. Трудовая деятельность протекает в рабочее время с жёсткой организацией, её цель в производстве необходимых средств и условий жизни, она происходит с затратой жизненных сил, а досуговая деятельность проходит в свободное время по желанию индивида, приносит чувство внутреннего удовлетворения, восстанавливает утраченные жизненные силы.

Человек трудится и отдыхает, у него есть свободное время и несвободное.

Отдых – это состояние покоя, смена вида деятельности, которая снимает утомление, способствует восстановлению работоспособности. С отдыхом не следует смешивать безделье, как особое и во всех смыслах нежелательное состояние. Безделье утомляет порой больше, чем работа. Как правило, безделью сопутствует скука. Это психическое состояние, когда мозг достаточно работоспособен, налицо желание деятельности, но он не находит подходящего занятия. Люди не знают, куда себя деть.

Человек не может жить, не получая информации или ничего не делая. Если в кору головного мозга не поступают раздражители, то это может повлечь за собой серьёзные психические расстройства. Ещё Ушинский писал: «…когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове… в эти минуты портится голова, сердце и нравственность».

Люди духовно бедные, с низкой культурой досуга испытание одиночеством и бездельем выдержать не могут. Чем богаче внутренний мир человека, тем менее ему свойственно чувство скуки. Человек стремится к заполнению эмоционального вакуума. Для такого заполнения характерны многочасовое сидение у телевизора, компьютера, беспредметные разговоры, бесцельное фланирование по улицам и пр. Особенностью такого времяпровождения является потребность в раздражителях. Но постепенно раздражитель перестаёт быть раздражителем, происходит адаптация к нему – это вызывает потребность в новых эмоциональных «встрясках», поиск которых приводит к асоциальным проявлениям. В подростковой среде – это  порождает поиск сильных ощущений в драках, избиение случайного прохожего и т.д. Таким образом, детский досуг это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, по-скольку именно от того, как человек научиться организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей егодальнейшей жизни.

Досуг не отождествим со свободным временем. В то время как все дети имеют свободное время, но не все имеют досуг.

Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемый в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются духовные, физические и др. социально-значимые потребности.

Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека. Результатом её является – наслаждение самим процессом деятельности.

Свободное время – это часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций, в которой личность выбирает вариант действий с учётом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

Свободное время – не только временное, но и социокультурное пространство, где подросток может проявлять себя в различных видах активности: социально-значимой и асоциальной. В свободное время возможна разная деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная и даже криминальная.

Сфера досуга, организуемая как педагогический процесс, важна прежде всего как диагностика, профилактика, лечение болезненных психических состояний личности, вызванных отклонениями в социальном поведении в ущерб здоровью личности.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстаёт как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни.

 

Досуг детей, подростков и молодёжи играет в их жизни гораздо более значимую роль, чем в жизни взрослых. Формы культурно - досуговой деятельности разнообразнее, в большей степени выражают психологические особенности возраста и характеризуются повышенной эмоциональностью. Наибольшую тягу дети и подростки испытывают к игровым формам времяпровождения.

Игра – это свободное проявление человеческой деятельности, одна из ведущих форм социализации личности. Сущностью игры является то, что она есть не обычная реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Практика свидетельствует о том, что больше возможности для стимулирования активности в сфере досуга создают игровые ситуации. Игра ценна не сама по себе, а тем педагогическим результатом, к которому мы стремимся:

-- воспитательная функция: игра влияет на развитие ребёнка как личности, позволяя ему функционировать в качестве полноправного члена детского коллектива, формируя такие нравственные и личностные качества как патриотизм, коллективизм, гуманность, дружелюбие и пр. Нарушение правил в игре ведёт к осуждению. Тут проблема порядочности и совести не есть что-то большее, чем страх наказания. Это моральное осуждение. Законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчёт. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят: «В игре и дороге познают людей»;

-- функция межнациональной коммуникации заключается в универсальности и общечеловеческой сущности игр. Межнациональные игры потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они так сближают людей;

-- функция самореализации личности – одна из основных функций, смысл её в реализации, осуществлении какого-либо плана, мечты, намерения, исполнения желания самим играющим. Здесь важен не результат, а сам процесс игровой деятельности. Не все участники игры могут стать победителями, не это важно: важно то, что они осознали себя личностью, получили возможность для реализации своего творческого потенциала, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни могут не найти применения;

-- коммуникативная функция игры вводит ребёнка в сложнейший мир человеческих отношений. Детям абсолютно необходимы общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний и достижений. Многие игры отличаются коллективным характером; это игровое сообщество выступает применительно к каждому участнику как организующее и коммуникативное начало. Игра сплачивает, рождает временную общность, совместные усилия, взаимоподдержка, взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению;

-- диагностическая функция игры – это способность игры распознать, определить отклонения в поведении детей. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, потому что ребёнок ведёт себя в игре на максимальном проявлении физических, эмоциональных, творческих и интеллектуальных сил.

-- игротерапевтическая функция основана на применении игры в качестве средства терапии по отношению к детям, имеющим отклонения здоровья физического и психического. Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее бездействующие, тем самым восстанавливая равновесие сил; дети обычного здоровья в игре поддерживают физические силы;

-- функция коррекции близка к терапевтической, поскольку ориентирована на оздоравливание детей, значительной части которых, к сожалению, свойственны вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость, агрессивность, обидчивость и пр.;

-- функция подготовки к труду не менее значительна, ведь игра не просто моделирует, но и творчески воссоздаёт реальные жизненные ситуации, формирует такие качества личности, которые в будущем обеспечат успех трудовой деятельности человека. А.С. Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»;

-- развлекательная функция игры – основная. Развлечь – означает, во-первых, доставить удовольствие, во-вторых – организовать проведение весёлого приятного времени, в-третьих – вовлечь в такие виды занятий, пробудив к ним интерес, которые могут завладеть человеком, его действиями и мыслями целиком. Игра создаёт простор для фантазии, импровизации, наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, ребёнок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

-- адаптационная функция игры являет собой подготовку будущего гражданина страны к предстоящей «взрослой» жизни посредством игровой деятельности, через моделирование социальной жизни. Дети, играя, усваивают определённые нормы поведения, учатся принимать решения, разрешать конфликты, занимаются социально-ориентированной деятельностью;

-- функция социализации личности – самая ёмкая, включающая в себя все вышеуказанные. В широком смысле слова «социализация личности» - выработка небезразличного отношения к явлениям, процессам, происходящим в обществе, формирование общественного мнения, осознание своего места в жизни, долга, своего «Я». Игра является сильнейшим средством социализации личности маленького человека, т.к. способствует усвоению общечеловеческих духовных ценностей, позволяет ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детского коллектива, ориентирует на групповые или индивидуальные действия, развивает характер.

Диапазон игровых занятий исключительно широк.

 

Виды игр, их классификация.

Типы игр бывают:

n по возрастным категориям: игры для детей, юношества, взрослых;

n по месту действия: на воздухе, на воде, в помещении, на природе и т.д.

n по времени: летние, зимние, временные, кратковременные, минутки;

n по содержанию: спортивные, интеллектуальные, обрядовые;

n по физической и интеллектуальной нагрузке: подвижные, малоподвижные, плакатные, сюжетно-игровые.

n по наличию и отсутствию необходимых атрибутов: с мячом, верёвкой и т.д.

n по количеству участников: одиночные, групповые, командные…

Типовые группы игр:

     --- собственно детские;

     --- игры-празднества, игровые праздники;

     --- театральные игровые действа;

     --- игровые тренинги, упражнения;

     --- эстрадные игровые импровизации;

     --- соревнования, состязания, соперничества;

     --- свадебные обряды, игровые обычаи;

     --- розыгрыши, обычаи;

     --- карнавалы, маскарады;

     --- игровые аукционы и т.д.

Виды игр

1. Физические и психологические:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экспромтные;

- освобождающие игры и забавы;

- лечебные (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие (головоломки, настольные, обучающие):

- сюжетно-игровые программы;

- дидактические;

- строительные, конструктивные;

- электронные, компьютерные, игры-автоматы.

 

3. Социальные игры:

- Творческо – сюжетно - ролевые (подражательные, режиссёрские, игры-грёзы);

- деловые игры (организационно-мыслительные, коммуникативные).

4. Комплексные (коллективно-творческие, досуговая деятельность).

 

Игровые формы

Аукцион (от латинского – возрастание) – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит за продаваемое наивысшую цену. В основу игрового аукциона заложена соревновательность, состязательность в знаниях: кто за определённое время назовёт больше сказок, персонажей, авторов, географических названий, пословиц, кто больше отгадает загадок или произнесёт скороговорок, кто больше исполнит песен и танцевальных движений и т.д. – тот и победитель.

Аттракцион – этозрелищная оригинальная по содержанию игровая ситуация, в которой участвует одновременно небольшое количество людей, выполняя одно и то же задание. Фактически аттракцион – это игра в одиночку, но обязательно в присутствии болельщиков, группы поддержки. С завязанными глазами срезать ножницами подвешенную на ниточке игрушку или конфету; приставить (опять таки с закрытыми глазами) нарисованному на плакате снеговику бумажный нос, нарядить нарисованную на плакате ёлку и пр. Примером более современным является аттракцион «Художник», когда участнику игры предлагается на прикреплённом листе ватмана изобразить свой «автопортрет» или «портрет» любимой девушки. Задание выполняется с закрытыми глазами и под диктовку ведущего: «Рисуем овал лица, рисуем глаза, брови, нос, рот, уши, волосы, веснушки…»

«Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»

На плоскости поля протягивается верёвка. Желающий принять участие в данном аттракционе должен крепко взяться руками за носки своих ботинок и, не отрывая рук, перепрыгнуть через верёвку. Сумевшему выполнить игровое действие вручается приз.

Эстафета – это разновидность подвижной групповой игры, суть которой заключается в выполнении единого игрового задания всеми участниками по очереди. Второй, третий и последующие участники состязания приступают к выполнению данного задания только после того, как оно будет выполнено предыдущим игроком.

          «Два корабля»

Командам кораблей перед тем, как отправится в путешествие, предлагается заправить бак горючим. Команды выстраиваются в колонны по одному, и каждый игрок по очереди набирает воду ложкой (а лучше 5-ти миллиграммовым шприцом) из кастрюли и носит в стакан, выполняющий функцию бачка с горючим. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свой бак топливом.

          «Кто быстрее?»

 На игровой площадке напротив двух водящих выстраиваются две шеренги участников игры в затылок друг за другом. По команде водящие бросают мяч стоящим впереди команд участникам. Они должны поймать мяч, ударить им об пол, вернуть водящим и встать в «хвост» своей команды. Такое же игровое действие выполняют вторые, третьи и последующие члены команд. Побеждает та команда, у которой участник, начавший эстафету, снова окажется впереди шеренги.

Игры со словами. Игровые возможности языка неисчерпаемы: новые словесные игры возникают постоянно, примечательной особенностью их является то, что каждый желающий может видоизменить игру на свой вкус и лад – и вполне возможно родится не новый вариант, а новая словесная игра. Пример этому – телевизионное шоу «Звёздный час», где на основе анаграммы, являющейся классической словесной игрой, возникают её разновидности.

«Что может делать котёнок?»

Играющие становятся в круг, с броском мяча другому игроку называют что может делать котёнок: пить молоко, царапаться, играть с бабушкиным клубком ниток, спать, греться на солнышке и т.д.

 Примером таких игр могут быть: «Что бывает синим, красным ……?»; «Что можно приготовить из картофеля?»; «Что делает повар, врач, водитель …..?» и т.д.

Также, используя эту технологию можно составлять творческие рассказы, сказки с необыкновенным концом, различные небылицы и т.д., развивая при этом фантазию, воображение, творчество, смекалку.

 Примерные игровые задания: ** На заданную букву в течении одной минуты написать столбик слов, обозначающих, обозначающих животных, рыб, птиц и др. обитателей лесов, рек, озёр, морей и океанов. Каждый участник получает для своей команды столько очков, сколько слов будет в столбике.

  К      Карп…..

     Кит……

     Краб…..

     ……. и т.д.

                                                ** На заданную букву в течении одной минуты вписать фамилии,            имена, названия заданных значений. Количество очков зависит от количества заполненных строк.

С   Художник ………            Фильм ……….

   Писатель ……….             Растение ……

   Композитор ……             Река ………….

   Актёр …………..              Цветок ………

   Город …………..              Пословица ….

                                                 ** Из ниже перечисленных слов в течении одной минуты составить пословицы и поговорки. Количество очков определяется количеством составленных точных по содержанию пословиц и поговорок.

Дружба, смелый, шило, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, час и т. д.

Простые подвижные игры. Простая подвижная игра характеризуется отсутствием элемента соревнования. В ней нет ярко выраженного конечного результата, который фиксирует победу какого-либо участника игры. Игровое действие служит, в первую очередь, удовлетворению потребности в общении и длится до тех пор, пока участники игры физически не устанут, и игра прекратится «сама по себе».

«Жмурки с колокольчиком»

Участники игры образуют замкнутый круг. Водящему завязывают глаза. Второму участнику дают в руки колокольчик, с которым он бегает по кругу. Водящий по звуку колокольчика должен определить местонахождение второго участника и поймать его. Пойманный участник игры становится водящим, а на его место выбирают другого из круга.

Командные игры.   Такие игровые формы содержат обязательный элемент соревнования. Игровое задание может быть реализовано только при наличии 2х соревнующихся групп. Командная игра всегда имеет ярко выраженный конечный результат – команду победительницу.

«Весёлый паровоз»

На площадке, на одной линии, на расстоянии 8-10 м. Установлены 2 спортивных обруча. Их могут держать организаторы игры. Участники игры, образовав 2 группы, выстраиваются в две параллельные шеренги, в затылок друг за другом, напротив обручей на расстоянии 20-30 метров в зависимости от пространственных возможностей игровой площадки. По команде ведущего стоящие впереди шеренги первые участники игры должны добежать до своих обручей, обогнуть их, пройти сквозь круг – «туннель», вернуться к своей шеренге, «прицепить вагон», т.е. захватить второго участника и вдвоём проделать то же игровое действие, затем третьего, четвёртого и т.д., до тех пор, пока обе команды не образуют «живой поезд». Побеждает та команда, которая первой сформирует «поезд», завершит его пробег и займёт исходное положение.

Игры – поединки.

Характерной особенностью таких игровых форм является выполнение одного (по содержанию) игрового задания двумя (можно тремя, но не более 4х) участниками игры. Данная игровая форма используется в таких досуговых программах, где необходимо участие небольшого количества человек.

«Два мушкетёра»

На игровой площадке начертаны 2 круга диаметром 50 см, на расстоянии 30 см. друг от друга. За внешними линиями окружностей проведены 2 черты, за которыми находятся биты, которыми должны выбить своими «шпагами» друг у друга участники поединка, стараясь при этом защитить и сохранить свою биту. Побеждает тот, кто первым сумеет выбить биту у соперника.

Игра – многоборье.

Особенность игры – многоборья – в нескольких разных по содержанию игровых заданиях, которые выполняют участники соревнующихся команд. При этом используется приём эстафеты: последующие игровые задания выполняются после того, как будет выполнено предыдущее. В каждом игровом задании могут участвовать один, два и более человек в зависимости от содержания игрового задания.

«Лабиринт»

На игровой площадке установлены два параллельных ряда кеглей на расстоянии 30 см. друг от друга. Первые участники состязания должны с помощью палочки провести теннисный шарик между ними, стараясь не свалить их. После завершения игрового задания эстафетная палочка передаётся следующим участникам состязания.

Считалки – это прелюдия к детской игре. Когда-то в далёком прошлом наши предки придавали большое значение жеребьёвке перед началом большого дела. В мероприятии считалка может найти применение в завязке действия (отбор участников, определение очерёдности включения в игру и пр.) Обычно считалку говорит один из играющих или ведущий. Все остальные становятся вокруг. Считают, как правило, по часовой стрелке, называя слова, указывают при этом на игроков. Если слова длинные, то их можно делить на слоги.

Тара-Мара в лес ходила,                                 Катилась мандаринка

Шишки ела, нам велела,                                 По имени Маринка.

А мы шишки не едим,                                     Кто её найдёт,

Таре-Маре отдадим.                                        Тот и вон пойдёт.

                                    Шла собака тёмным лесом

                                    За каким-то интересом,

                                    Инти-инти-интерес, выходи на букву «С»

                                    Буква «С» не подошла,

                                    Выходи на букву «А».

                                    Буква «А» не нравится,

                                    Выходи красавица.

Загадки использовались людьми со времён глубокой древности как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, семью, скот.

Загадывание и отгадывание загадок – любимое занятие детей разного возраста и многих взрослых. Загадка знакомит с окружающим миром, расширяет кругозор, тренирует находчивость и сообразительность, наблюдательность и память.

«Стоит копна, спереди вилы, а сзади метла» (корова)

«Голубая простыня весь свет одела» (небо)

                    Загадки с коллективным ответом:

    «На ветке не птичка – зверь - невеличка,

      мех тёплый, как грелка. Кто же это? (Белка) и т.д.

Разновидностью усложнённой загадки является шарада. Исходное слово в неё разделяется на несколько частей, обычно по слогам.   Каждая часть искомого слова имеет самостоятельное значение; даётся как в загадке, образное описание сначала каждому из производных, а затем исходного. Вот примеры слов, части которых имеют самостоятельное значение: чело-век, вол-осы, лов-кость, след-опыт, вол-окно, бал-кон, пол-оса, приз-рак.

Возможны шарады в прозе и стихах: «Первое в бокалы наливают,

                                                                  Второе целого убивает (вино-град)»

«Ты слову первому – награде – будешь рад.

Второе слово пятится назад.

А если слово целое прочтёшь,

Синоним привидению найдёшь. (Приз-рак)»

Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово или словосочетание. Ведущий называет слово или определённое количество слов (имён существительных) и предлагает играющим переставить в каждом слове буквы так, чтобы из каждого слова получилось новое (имя существительное). При этом в каждом слове нужно использовать все буквы, не исключая и не прибавляя ни одной новой. Победитель тот, кто первым наберёт наибольшее количество слов. Феноменом является 5-ти буквенная анаграмма, которая даёт блок сразу в 6 слов: автор – втора – товар – тавро – рвота – отвар. Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца: кот – ток, сон – нос. Анаграмма может быть выражена в стихах:

«Легко дыша в моей тени

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)

Буриме – сочинение стихов на заданные рифмы. Буриме можно использовать как импровизированный поэтический конкурс в любой досуговой программе. Для этого необходимо в соответствии с темой программы на отдельных листках напечатать рифмы и раздать аудитории. В процессе вечера, в удобное для организатора время, провести конкурс на лучшее стихотворение.

Игровое задание: ……..шутки, …….чародей, …….прибаутки, …….посмелей;

                                …….булавка, ……лягушка, ……..козявка, ……….подружка и т.д.

Например, ….. дело, …..класс, ……смело, ……раз.

 

Танюша, ведь это не дело-                  

Опять опоздала ты в класс

Скажу я в лицо тебе смело,

Что это случалось не раз.

Наш Петруша знает дело,

Хоть спросите целый класс,

                                           Бутербродов двадцать смело

                                              За один съедает раз

.

Викторины. Возникнув первоначально как игровая форма «вопрос-ответ», викторина стала своеобразным театрализованным шоу-зрелищем. В настоящее время есть немало литературы по игровой тематике, где изложены различные варианты викторин: литературных, географических, исторических и др. Задача ведущего состоит в том, чтобы научится моделировать игровые ситуации, а также игровые программы на основе викторины, с элементами театрализации, придавая им яркий, зрелищный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.088 с.)