Тема: «Лихорадка. Лихорадоподобные состояния» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Лихорадка. Лихорадоподобные состояния»



 

Мотивационная характеристика темы Многие заболевания сопровождаются лихорадкой. Как любой типический патологический процесс, лихорадка включает как защитно-приспособительные элементы, так и явления альтерации. Правильная оценка этих взаимоотношений, понимание закономерностей развития лихорадки и различных видов гипертермии позволяет провести своевременную диагностику и лечение заболевания. Поэтому изучение состояний, протекающих с повышением температуры тела, актуально для проведения жаропонижающей терапии, и что особенно важно, у взрослых и у детей.

 

Цели

Общая цель: Сформулировать у студентов для выполнения профессиональных задач знание механизмов развития гипертермических реакций.

 

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1. Определение понятий «лихорадка», «гипертермия», «лихорадоподобные состояния» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Этиологию лихорадки (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 3. Проявления лихорадки в разные стадии её развития (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 4.Особенности течения лихорадки и гипертермии у детей (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 5. Понятие о пиротерапии. Принципы жаропонижающей терапии (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 1. Подвергать патофизиологическому анализу механизмы развития гипертермических реакций (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Проводить обоснованную жаропонижающую терапию (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).

 

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Введение, создание мотивации для изучения темы   5 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию
2 Опрос студентов, обсуждение вопросов 45 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь
3 Самостоятельная работа студентов (СРС): · проведение эксперимента · интерпретация данных, полученных в эксперименте Обсуждение результатов СРС 90 мин     35 мин Учебная комната   Таблицы, схемы, рабочая тетрадь
4 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие. 5 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

3.Ориентировочная основа действия:

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Использовать для выполнения задания рабочую тетрадь по патофизиологии клинической патофизиологии. Выполнить задания по теме данные преподавателем.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме

№ п/п Вопросы Дисциплина (модуль)
1 2 3
1. Свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней Физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология  
2. Свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы Анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика  

 

Самостоятельная работа студентов

1. Изучить состояния, протекающие с повышением температуры тела.

 

Состояния, протекающие с повышением температуры тела.

  Состояния Причины Наличие пирогенов Состо-яние ЦТ Механизмы терморегу-ляции
  1. Перегревание        
2. Лихорадоподобные состояния при: а) усиленной мышечной работе; б) эмоциональном стрессе; в) приёме кофеина        
3. Лихорадка        

 

2. Искусственная гипертермия (пиротерапия). В выводе написать, с какими целями проводят общую и местную пиротерапию. Какие процессы в организме при этом стимулируются.

 

3. Изучить изменения, возникающие при лихорадке в различных органах и системах организма.

Изменения в органах и системах при лихорадке

Cистема организма

Стадии лихорадки

I II III
Центральная нервная система      
Сердечно-сосудистая система      
Система дыхания      
Пищеварительная система      
Эндокринная система      

Задания для контроля результатов формирования компетенций

5.1. Тестовые задания

1. В развитии лихорадки выделяют стадии:

1. две

2. три

3. четыре

4. пять

2. Во вторую стадию лихорадки кожа:

1. бледная, сухая, холодная

2. бледная, сухая, горячая

3. бледная, влажная, горячая

4. красная, сухая, горячая

5. красная, сухая, холодная

3. Механизм развития гипергликемии при лихорадке:

1. нарушение деятельности инсулярного аппарата

2. нарушение выведения сахара из организма

3. возбуждение симпатической нервной системы

4. дефицит контринсулярных гормонов

5. повышенное всасывание углеводов в кишечнике

4. Для высокой лихорадки характерна температура тела (в град. С):

1. до 38

2. 38-39

3. 39-41

4. 41-42

5. выше 42

5. В первую стадию лихорадки:

1. теплопродукция и теплоотдача изменяются эквивалентно

2. теплопродукция снижается, теплоотдача не изменяется

3. теплопродукция увеличивается, теплоотдача снижается

4. теплопродукция снижается, теплоотдача увеличивается

5. теплопродукция не изменяется, теплоотдача увеличивается

6. Механизм повышения мобилизации жира из жировых депо при лихорадке:

1. уменьшение содержания гликогена в печени

2. действие пирогенов на жировые клетки

3. возбуждение парасимпатической нервной системы

4. действие высокой температуры

7. Проявления защитной роли лихорадки:

1. стимуляция эритропоэза

2. развитие общего адаптационного синдрома

3. повышение свертываемости крови

4. гибель микроорганизмов

5. задержка в организме натрия

8. Изменение белкового обмена при лихорадке инфекционной этиологии:

1. активация распада белка

2. активация синтеза белка

3. торможение распада белка

4. снижение выработки антител

5. ускорение процессов переваривания белка в ЖКТ

9. Характер температурной кривой при лихорадке не зависит от:

1.этиологического фактора

2.функционального состояния эндокринной системы

3.функционального состояния иммунной системы

4.лечебных мероприятий

5.температуры окружающей среды

10. Источник вторичных пирогенов:

1.ретикулоциты

2.эндотоксин стафилококка

3.клетки плоского эпителия

4.лаброциты

5.нейтрофилы

Ситуационные задачи

1. Мужчина С., 35 лет заболел несколько часов тому назад. У него возник озноб, конечности стали холодными, температура тела повысилась до 38 о С, дыхание и пульс участились.

Вопросы: 1. Какая стадия лихорадки развилась у больного? 2. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 3. Каковы механизмы этих изменений?

 

2.Третий день у больного С., 43 лет длится брюшной тиф. Температура тела 390С, кожа горячая, красная, дыхание - 40 в минуту, поверхностное.

Вопросы: 1. Какая стадия лихорадки развилась у больного? 2. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 3. Каковы механизмы этих изменений?

 

3. У больного С., 19 лет с крупозной пневмонией на 7 день болезни резко повысилось потоотделение. При этом температура тела быстро снизилась до нормальной величины и произошло падение артериального давления, вследствие чего больной потерял сознание.

Вопросы: 1. Какая стадия лихорадки развилась у больного? 2. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 3. Каковы механизмы этих изменений?

4. При работе в горячем цеху температура воздуха была 40 0 С. У работающего человека этого цеха температура тела повысилась до 38о С. При этом кожа стала красной, горячей и влажной. Появилась общая вялость, понизился тонус мышц.

Вопросы: 1. Какая причина вызвал повышение температуры тела? 2. Что происходит с процессами терморегуляции? 3. Какие включились приспособительные реакции? 4. Как называется данное состояние? 5. Отличие данного состояния от лихорадки.

 

5. У того же человека через час появилось общее возбуждение, а затем он потерял сознание. При этом потоотделение уменьшилось, а мышечный тонус увеличился.

Вопросы: 1. Что происходит с процессами терморегуляции? 2. Чем осложнилось состояние пострадавшего? 3. Какие включились приспособительные реакции? 4. Как называется данное состояние? 5. Отличие данного состояния от лихорадки

 

6. У очень эмоциональной студентки пришлось долго ожидать очереди для сдачи экзамена. Сразу после экзамена у неё оказалась повышенной температура тела до 37,5о С.

Вопросы: 1. Какая причина вызвал повышение температуры тела? 2. Что происходит с процессами терморегуляции? 3. Какие включились приспособительные реакции? 4. Как называется данное состояние? 5. Отличие данного состояния от лихорадки.

7. Больной К., 18 лет, поступил в терапевтическое отделение по поводу крупозной пневмонии. Температура тела 40,50С. Больной бледен, кожа сухая, язык обложен белым налетом. Аппетит отсутствует. Границы сердца в пределах нормы, тоны слега приглушены. Пульс 98 в мин., АД - 130/90 мм.рт.ст. Дыхание частое и поверхностное. Глюкоза крови - 10 ммоль/л. За сутки выделилось 900 мл мочи с удельным весом 1022. В моче обнаружен белок и сахар.

1. Какая стадия лихорадки развилась у больного? 2. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 3. Каковы механизмы этих изменений? 4. Имеется ли соответствие между степенью увеличения ЧСС и степенью увеличения температуры тела у больного? 5. Каков патогенез глюкозурии и гиперлипемии в данной ситуации?

 

8. У больного Т., 43 лет, жалобы на крайне интенсивные боли в правой поясничной области. Мочеиспускание учащено, болезненно, затруднено, в моче - макрогематурия. Температура тела 37,50 С. Из анамнеза известно, что больной страдает моче-каменной болезнью. После инъекции атропина и теплой грелки на область поясницы боли исчезли. Через два часа после приступа температура тела снизилась до нормы.

Вопросы: 1. Что является причиной повышения температуры у больного? 2. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 3. Каковы механизмы этих изменений? 4. Какой тип лихорадки развился у больного? 5. Играют ли значение пирогенные вещества в развитии данной лихорадки?

 

9. Наташа Д., 6 лет, поступила в инфекционную больницу с диагнозом эпидемический паротит. Заболевание началось с общего недомогания и постепенного повышения температуры тела, которая достигала 39,00С. Высокая температура держалась 10 дней, а затем постепенно стала снижаться, что сопровождалось усиленным потоотделением.

Вопросы: 1. Что является причиной развития лихорадки? 2. Какие стадии лихорадки имели место быть у больной? 3. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 4. Каковы механизмы этих изменений? 5. Какой тип лихорадки у данной больной? 6. Какой тип снижения температуры имел место?

 

10. У пациентки В., 28 лет, находящейся в стационаре в связи с наличием у нее СПИДа, развилась лихорадка (температура тела 38,9 °С), появились кашель с мокротой и боль в правом боку при дыхании. При обследовании выявлена лейкопения за счет снижения количества лимфоцитов и моноцитов; в мокроте (при окраске по Граму): большое количество слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов, различных видов бактерий.

Вопросы: 1. Каковы возможные источники пирогенов в данном случае? Ответ обоснуйте. 2. Как Вы объясните развитие у пациентки лихорадки на фоне лейкопении? 3. Может ли быть связано возникновение данного эпизода лихорадки с наличием у пациентки СПИДа? Ответ обоснуйте. 4. Какой тип температурной кривой может развиваться при СПИДе?

 

11. Больной Ф., 30 лет, доставлен в клинику в состоянии психомоторного возбуждения после аварии на стройке, где пострадавший упал с высоты и ударился головой.

Объективно: больной бледен, выявлен нистагм, температура тела 37,70С, выявлены ушибы мягких частей тела, переломов нет. Поставлен диагноз - сотрясение головного мозга.

Вопросы: 1. Объясните патогенез подъема температуры тела у больного. 2. Целесообразно ли назначение ему аспирина? Ответ обоснуйте. 3. Перечислите положительные и отрицательные черты лихорадки.

 

12. Утром у больной В., 25 лет, внезапно появились сильная головная боль, слабость, боли в мышцах спины, конечностей, заложенность носа, озноб. Температура тела быстро поднялась до 39,20С. Вызванный на дом врач диагностировал грипп.

    Вопросы: 1. Что является причиной развития лихорадки? 2. Какая стадия лихорадки развилась у больной? 3. Как изменились теплопродукция и теплоотдача. 4. Каковы механизмы этих изменений? 5. Укажите тип лихорадки по повышению уровня температуры

 

13. Исходя из патогенеза лихорадки и гипертермии, проанализировать нижеприведенные случаи повышения температуры тела и объяснить, в каком из них показано применение жаропонижающих средств:

- температура тела больного 390С, резко выраженные явления интоксикации; 

- температура тела больного 390С, общее состояние удовлетворительное, сознание ясное; 

- у новорожденного, отлученного от груди, вследствие нарушения питьевого режима наблюдается сухость кожи и слизистой оболочки, сильная жажда и повышение температуры тела.

Ответ обоснуйте.

 

14. Больной К., 35 лет, доставлен на медицинский пункт в тяжелом состоянии. Кожные и слизистые покровы цианотичны. Пульс 140 в мин., слабого наполнения. Артериальное давление 90/60 мм. рт. ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 40,60С. По свидетельству сопровождающих, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение 40 минут работал при температуре воздуха около 70°С и высокой влажности.

    Вопросы: 1. Какой патологический процесс обусловил повышение температуры? 2. Каков патогенез развившихся симптомов? 3. Целесообразно ли данному больному назначать жаропонижающие? 4. Чем лихорадка отличается от перегревания?

 

15. Алгоритм описания температурного листа №1

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

16. Алгоритм описания температурного листа №2

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

17. Алгоритм описания температурного листа №3

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

18. Алгоритм описания температурного листа №4

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

19. Алгоритм описания температурного листа №5

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

20. Алгоритм описания температурного листа №6

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

21. Алгоритм описания температурного листа №7

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

22. Алгоритм описания температурного листа №8

1.Тип лихорадки.

2.Суточные колебания температуры тела.

3.Латинское название лихорадки.

4.Причины развития лихорадки.

5.Заболевания, для которых данный тип лихорадки является характерной.

 

Список рекомендуемой литературы к теме

6.1. Основная литература

1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с.

6.2. Дополнительная литература

1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html

2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html

3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.

 

 

Занятие № 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.085 с.)