Тема №14 «Итоговое занятие №2» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №14 «Итоговое занятие №2»



Цели

Общая цель: Знать основные причины и механизмы типовых рассройств обмена веществ.

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1.Вопросы по темам: «Патофизиология белкового обмена», «Патофизиология углеводного обмена», «Патофизиология жирового обмена», «Патофизиология водного и электролитного обмена», «Патофизиология кислотно-основного равновесия» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).   1. Подвергать анализу причины и механизмы расстройств обмена веществ в организме. (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).    

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Опрос студентов 150 мин. Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетр  
2 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие.   30 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

 

Самостоятельная работа студентов

    Задание 1. Студентам повторить весь учебный материал по этим темам к коллоквиуму.

    Задание 2. Студентам самостоятельно проработать и знать: нарушения белкового (нарушения обмена аминокислот, диспротеинемии, нарушение пуринового обмена – этиология и механизм развития подагры), углеводного (причины и механизмы развития гипо- и гипергликемий, сахарного диабета), жирового (этиология и патогенез ожирения), водно-солевого обменов (виды дисгидрий, механизм развития отеков, изменение содержания в организме микро- и макроэлементов).

 

 

Занятие № 15

Тема: «Кислородное голодание. Патофизиология дыхания»

 

Мотивационная характеристика темы Кислородное голодание сопровождает почти все болезни человека. Непосредственной причиной смерти при различной патологии является кислородное голодание. Так как, гипоксия универсальный механизм повреждения и гибели клеток, изучение патогенеза кислородного голодания, защитно-приспособительных механизмов и патологических изменений в организме важно как у взрослых, так и у детей, включая новорожденных.

 

Цели

Общая цель: Сформулировать у студентов для выполнения профессиональных задач знание механизмов развития основных типов кислородного голодания и нарушения в системе дыхания.

 

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1.Определение «кислородное голодание», гипоксия, «гипероксия» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Виды, этиология, патогенез различных видов кислородного голодания (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 3. Механизмы срочной и долговременной адаптации к кислородному голоданию (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 4. Определение понятия «дыхательная недостаточность» (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 5. Виды дыхательной недостаточности (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 6. Особенности реактивности организма у новорождённых, которая может влиять на чувствительность организма к гипоксии при дыхательной недостаточности (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 7. Одышка, определение понятия, виды и механизмы развития (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 8. Виды периодического дыхания (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 1. Подвергать патофизиологическому анализу изменения газового состава крови и тканей при различных видах гипоксии (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Подвергать патофизиологическому механизмы срочной и долговременной адаптации при различных видах гипоксии (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 3. Объяснить причины, механизмы развития нарушения вентиляции, диффузии, перфузии и значение этих нарушений в развитии дыхательной недостаточности (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).  

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Введение, создание мотивации для изучения темы   5 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию
2 Опрос студентов, обсуждение вопросов 45 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь
3 Самостоятельная работа студентов (СРС): · проведение эксперимента · интерпретация данных, полученных в эксперименте Обсуждение результатов СРС 90 мин     35 мин Учебная комната   Таблицы, схемы, рабочая тетрадь
4 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие. 5 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

3.Ориентировочная основа действия:

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Использовать для выполнения задания рабочую тетрадь по патофизиологии клинической патофизиологии. Выполнить задания по теме данные преподавателем.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме

№ п/п Вопросы Дисциплина (модуль)
1 2 3
1. Свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней Физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология
2. Свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы Анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика

 

Самостоятельная работа студентов

1.Заполнить таблицу «Изменение показатели кислородного обеспечения организма при различных типах гипоксии (понижение или повышение по сравнению с нормой)

 

Тип гипоксии РАО2 РаО2 Рv О2 a -v О2 Содер-жание HbO2   РаСО2 Рv СО2
Гипобарическая              
Нормобарическая              
Дыхательная              
Циркуляторная              
Гемическая              
Тканевая              
Перегрузочная              

2.Заполните таблицу: «Клинические формы и проявления дыхательной недостаточности»

№ п/п Форма дыхательной недостаточности Основные причины развития Газовый состав артериальной крови Клинические проявления
1.        
2.        
3.        

 

3.Заполнить таблицу: «Изменения дыхательных объёмов при обструктивном и рестриктивном процессах»

Вид процесса ЧД ДО МОД Глубина дыхания ОО рО2 рСО2
Обструктивный              
Рестриктивный              

 

Задания для контроля результатов формирования компетенций

5.1. Тестовые задания

1. Сатурация (насыщение) крови кислородом в норме составляет:

1. 50%

2. менее 50%

3. более 50%

4. более 90%

5. менее 90%

2. Проявления легкой степени гипоксии:

1. брадикардия

2. тахипноэ

3. брадипноэ

4. расширение сосудов мышц

5. уменьшение продуктов перекисного окисления липидов

3. Тип эндогенного кислородного голодания:

1. смешанный

2.выделительный

3. динамический

4. геморрагический

5. уремический

4. Причина уменьшения кислородной емкости крови:

1. снижение РаО2

2. образование карбоксигемоглобина

3. полицитемическая гиповолемия

4. снижение Рv О2

5. брадипноэ

5. Долговременные компенсаторные механизмы при гипоксии:

1. усиление легочной вентиляции

2.централизация кровообращения

3. увеличение массы нейронов дыхательного центра

4. увеличение массы циркулирующей крови в связи с выходом

депонированной крови

5. активация эритропоэза

6. гипертрофия сердечной мышцы

6.Причинным фактором рестриктивной дыхательной недостаточности может быть:

1.глубокий наркоз

2.невралгия межрёберных мышц

3.пневмосклероз

4.спазм гладких мышц бронхов

5.закупорка дыхательных путей

7. Эффективный патогенетический принцип восстановления внешнего дыхания при пневмонии:

1.введение сурфактанта

2.дыхательная гимнастика

3.стимуляция дыхательного центра

4.массаж мышц грудной клетки

5.снятие воспаления в альвеолах

8. Дыхательная недостаточность (ДН) – это:

1.нарушение захвата и использования кислорода тканями

2.торможение процессов тканевого дыхания

3.повреждение системы внешнего дыхания, дестабилизирующее

состояние газового гомеостаза в организме

4.нарушение доставки кислорода в ткани организма

5.потеря кислорода тканями и накопление углекислого газа

9. Одышка – это

1.процесс прекращения вентиляции и спадения альвеол вследствие

рассасывания в них воздуха

2.тяжёлое ощущение недостатка воздуха

3.временная остановка дыхания

4.понижение эластичности и повышение растяжимости альвеолярных

стенок

5.проникновение воздуха в плевру через поврежденную грудную

клетку или повреждённые бронхи легких

10. Инспираторная одышка наблюдается при:

1.бронхиальной астме

2.дифтерии

3.эмфиземе

4.пневмотораксе

5.инородном теле в верхних дыхательных путях

 

Ситуационные задачи

1. Пациент А., 56 лет, доставлен в кардиологическое отделение стационара с диагнозом инфаркт миокарда левого желудочка.

Объективно: температура тела 36,6ºС, ЧСС – 80 в мин., АД 100/60 мм.рт.ст. кожные покровы бледные, холодные, влажные, зев розовый, в легких дыхание везикулярное, выслушиваются влажные хрипы, тоны сердца глухие, тахиаритмия, живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не пальпируются.

Вопросы: 1. Какой типовой патологический процесс развился у пациента? 2. Указать этиологию данного типового патологического процесса. 3. Объяснить патогенез наблюдаемых симптомов.

 

2. У больного К., 54 лет тяжёлая пневмония. Дыхание частое, поверхностное, пульс резко учащен, в крови увеличено содержание эритроцитов. При обследовании выявляется выраженный цианоз губ, ногтей. Больной жалуется на головную боль и мышечную слабость.

Вопросы: 1. Какой тип кислородного голодания (эндогенный, экзогенный) развился? Предположите степень гипоксии. 2. Как и почему изменилось содержание в крови кислорода? Что об этом свидетельствует? 3. Какие показатели газового состава крови характерны для данного типа гипоксии? 4. Виды компенсаторных реакций и механизмы их развития.

 

3. При обследовании населения горного аула установлено содержания в крови эритроцитов до 7 х1012л. Обследуемое население на одышку и сердцебиение не жалуются.

Вопросы: 1. Какой тип кислородного голодания (эндогенный, экзогенный) развился? Предположите степень гипоксии. 2. Как и почему изменилось содержание в крови кислорода? Что об этом свидетельствует? 3. Какие показатели газового состава крови характерны для данного типа гипоксии? 4. Виды компенсаторных реакций и механизмы их развития.

 

4. У больного Н., 48 лет порок сердца в стадии декомпенсации. При обследовании выявляются выраженный цианоз губ и ногтей, частый пульс, одышка, плохой сон, головная боль, снижение аппетита, нарушение почерка.

Вопросы: 1. Какой тип кислородного голодания (эндогенный, экзогенный) развился? Предположите степень гипоксии. 2. Как и почему изменилось содержание в крови кислорода? Что об этом свидетельствует? 3. Какие показатели газового состава крови характерны для данного типа гипоксии? 4. Виды компенсаторных реакций и механизмы их развития.

 

5. Больной К., 8 лет, жалуется на участившиеся приступы удушья, возникающие без очевидных причин. Во время приступа дыхание становится затрудненным, сопровождается кашлем, отделением небольшого количества вязкой слизистой мокроты. Во время дыхания слышны свистящие хрипы. В анамнезе бронхиальная астма с 5 лет.

Вопросы: 1. Каковы причины и характер гипоксии, развившейся у пациента? 2. Какой тип одышки характерен для данной патологии? 3. Какой тип нарушения легочной вентиляции имеет место в данном случае во время приступов удушья?

6. Геолог в составе экспедиции прибыл в высокогорную местность для изыскательных работ. На 2-й день пребывания на высоте 3000 метров появилась симптоматика, характерная для горной болезни и свидетельствующая о развитии гипоксии: головная боль, одышка, цианоз, потеря аппетита, общая слабость, бессонница.

Вопросы: 1. Какой тип кислородного голодания (эндогенный, экзогенный) развился? Предположите степень гипоксии. 2. Как и почему изменилось содержание в крови кислорода? Что об этом свидетельствует? 3. Какие показатели газового состава крови характерны для данного типа гипоксии? 4. Виды компенсаторных реакций и механизмы их развития.

6. Больной К., 32 лет, доставлен в приемный покой с симптомами отравления угарным газом.

Вопросы: 1. Есть ли гипоксия у больного? 2.Если есть, то чем она обусловлена, каков ее механизм и к какому типу она относится?

7. Больной К., 45 лет, длительно страдающий язвенной болезнью, доставлен в клинику с желудочным кровотечением. При поступлении предъявляет жалобы на нарастающую слабость, тошноту, головокружение, шум в ушах, мелькание мошек перед глазами. Больной бледен. Обращает на себя внимание выраженная одышка. В эпигастральной области умеренная болезненность.

Симптомов раздражения брюшины нет. АД – 100/70 мм рт.ст. Пульс – 95 в минуту.

Вопросы: 1. Какой тип кислородного голодания (эндогенный, экзогенный) развился? Предположите степень гипоксии. 2. Как и почему изменилось содержание в крови кислорода? Что об этом свидетельствует? 3. Какие показатели газового состава крови характерны для данного типа гипоксии? 4. Виды компенсаторных реакций и механизмы их развития.

 

8.Больная М., 20 лет, доставлена в терапевтическую клинику с жалобами на сильную головную боль, тошноту, одышку, сердцебиение, слабость. Частота дыханий – 30 в мин., пульс – 100 в мин., слабого наполнения. При анализе периферической крови обнаружено увеличение количества эритроцитов и ретикулоцитов в единице объема. Из анамнеза установлено, что больная ночью “угорела”, закрыв вечером печную трубу до полного прогорания угля.

Вопросы: 1. Какой тип кислородного голодания развился у больной? Обоснуйте свое заключение.

 

9. Больной В., 40 лет, летчик по профессии, поступил в госпиталь для определения годности к летной работе. В течение последних 5 лет страдает функциональным расстройством нервной системы. С экспертной целью болной подвергся барокамерному испытанию. Через 5 мин после “подъема на высоту” 5000 м больной стал жаловаться на головокружение, появился цианоз губ и ногтевых фаланг пальцев рук, лицо побледнело. АД снизилось с 126/84 до 100/70 мм.рт.ст., пульс 120 в мин., слабого наполнения. Дыхание частное и поверхностное. Проводивший испытание врач принял решение начать “спуск”. Однако больной упрямо настаивал на продолжении испытания. Внезапно пульс и дыхание стали урежаться и больной потерял сознание. После вдыхания кислорода состояние больного сразу улучшилось, и был произведен “спуск”.

Вопросы: Какой тип кислородного голодания развился у больного, и каков его патогенез? Обоснуйте свое заключение.

 

10. Больная Н., 27 лет, поступила в хирургическую клинику по поводу сильных болей внизу живота.

Объективно: больная бледная, пульс 120 в мин., слабого наполнения. АД - 80/50 мм рт. ст. Дыхание частое и глубокое. В связи с подозрением на внутреннее кровотечение срочно произведена лапаротомия. При этом обнаружен разрыв маточной трубы на почве внематочной беременности. Кровотечение остановлено. Из брюшной полости удалено около 1 л крови. После операции произведено переливание крови.

Вопросы: Какой тип кислородного голодания развился у больной, и каков его патогенез? Обоснуйте свое заключение.

 

11. Толя В., 3 лет, поступил в клинику с явлениями затрудненного дыхания. Заболел 2 дня назад. Температура тела 38,70С. В зеве грязно-серый налет. При вдохе слышен свистящий звук. Вдох носит затяжной характер. Пауза между вдохом и выдохом удлинена. При вдохе отмечается западание мягких частей под- и надключичных ямок, а также межреберных промежутков. Лицо одутловатое, свинцового оттенка с цианозом кончика носа и ушных раковин.

Вопросы: 1. Как называется измененный тип дыхания, зарегистрированный у пациента? 2. Дайте обоснованное заключение о форме нарушения газообменной функции аппарата внешнего дыхания.

 

12. У больного М., 35 лет, отмечается сильная головная боль, рвота, температура 39,40С, напряжение затылочных мышц. При пункции спинномозговая жидкость вытекает под давлением и имеет желто-зеленый цвет. Частота дыхания - 14 в мин., периоды апноэ чередуются с периодами полипноэ.

Вопросы: 1.Как называется измененный тип дыхания, развившийся у больного? 2. Какой вид недостаточности внешнего дыхания вероятней всего имеет место у больного? 3. Дайте обоснованное заключение о нарушения функции внешнего дыхания.

 

13. Больная М., 27 лет, была прооперирована по поводу внематочной беременности. Через 2 ч после операции состояние больной резко ухудшилось. Кожа и слизистые оболочки стали бледными, на лбу выступил холодный пот, зрачки расширились. Больная не реагирует на окружающее. Пульс и артериальное давление не определяются. Дыхательные движения редкие. Фаза вдоха и выдоха усилены и осуществляются с помощью вспомогательной мускулатуры. Вдох сопровождается широким открыванием рта. Дежурный врач немедленно начал проводить непрямой массаж сердца.

Вопросы: 1.Как называется измененный тип дыхания, развившийся у больной, и каков его патогенез? Обоснуйте свое заключение.

 

 

Список рекомендуемой литературы к теме

6.1. Основная литература

1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с.

6.2. Дополнительная литература

1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html

2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html

3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.

 

 

Занятие № 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.066 с.)