Тема: «патофизиология водно-солевого обмена. Синдромы дегидратации и гипергидратации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «патофизиология водно-солевого обмена. Синдромы дегидратации и гипергидратации»



Мотивационная характеристика темы Изменение количества воды и электролитов в организме нарушает течение химических и физико-химических процессов.

Патология водно-электролитного обмена заключается в развитии де- и гипергидратации. Важную роль в этом играет изменение обмена натрия. В настоящее время известны основные закономерности обмена жидкости между сосудами и тканями, некоторые нейрогуморальные механизмы регуляции количества воды и электролитов в организме, нарушение которых приводит к возникновению патологических состояний.

 

 

Цели

Общая цель: Сформулировать у студентов для выполнения профессиональных задач знание механизмов развития патологических явлений в организме при расстройствах водно-электролитного обмена.

 

Конкретные цели

Студент должен

знать: уметь:
1 2
1.Причины нарушения водно-электролитного обмена (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 2. Механизмы изменения циркуляции жидкости при нарушениях водно-электролитного обмена (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 4. Основные синдромы при нарушении водно-электролитного обмена (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 5. Синдром дегидратации. Основные проявления дефицита воды в жизненно важных секторах (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 6. Синдром гипергидратации. Основные проявления избытка воды в жизненно важных секторах (ОПК-9, ПК-1, ПК-6). 7. Особенности водного обмена у детей и нарушение водно-электролитного баланса в детском возрасте (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).   1. Подвергать патофизиоло-гическому анализу механизмы изменений циркуляции жидкости при синдромах де- и гипергидратации (ОПК-9, ПК-1, ПК-6).    

 

План практического занятия:

№ п/п Этапы занятия Время Помещение ТСО
1 2 3 4 5
1 Введение, создание мотивации для изучения темы   5 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию
2 Опрос студентов, обсуждение вопросов 45 мин Учебная комната Методические рекомендации к практическому занятию, рабочая тетрадь
3 Самостоятельная работа студентов (СРС): · проведение эксперимента · интерпретация данных, полученных в эксперименте Обсуждение результатов СРС 90 мин     35 мин Учебная комната   Таблицы, схемы, рабочая тетрадь
4 Итоговый контроль. Задание на следующее занятие. 5 мин Учебная комната Набор контрольных тестовых заданий

3.Ориентировочная основа действия:

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Использовать для выполнения задания рабочую тетрадь по патофизиологии клинической патофизиологии. Выполнить задания по теме данные преподавателем.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения материала по теме

№ п/п Вопросы Дисциплина (модуль)
1 2 3
1. Свойства факторов окружающей среды, способных вызывать возникновение болезней Физика, неорганическая и органическая химия, биология, микробиология, социология  
2. Свойств организма и законов его деятельности в условиях нормы Анатомия человека, гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика  

 

 

Самостоятельная работа студентов

1. Подвергнуть патофизиологическому анализу изменения циркуляции жидкости в организме в условиях патологии.

    В выводах отразить изменения циркуляции жидкости в организме в условиях патологии.

Изменение показателей циркуляции жидкости при нарушении поступления воды и ионов натрия.

№ п/п Показатели Контроль Избыточ-ное введение воды Избы-точные потери воды Избы-точное введе-ние натрия Бес-солевая диета
1 Концентрация натрия в крови (ммоль/л) 130        
2 ОЦК (л) 5        
3 Количество белка в крови (г/л) 80        
4 Альбумины в сыворотке крови (г/л) 40 г/л        
5 Онкотическое давление крови (мм.рт.ст.) 25 – 30        
6 Гематокрит (л/л) 0,42        
7 Артериальное давление (мм.рт.ст.) 110/70        
8 Диурез (л) 1,5        
9 Удельный вес мочи 1015        
10 Вялость, депрессия -        
11 Отвращение к воде -        
12 Судороги          
13 Отёки -        
14 Жажада          
15 Тургор кожи          

 

 

Задания для контроля результатов формирования компетенций

5.1. Тестовые задания

1. Наибольшее содержание воды в организме находится в секторе:

1. внутриклеточном

2. интерстициальном

3. внутрисосудистом

4. трансцеллюлярном

2. Для гиперосмолярной дегидратации характерно:

1. увеличение общего содержания воды в организме при сохранении

нормальной осмолярности

2. уменьшение общего содержания воды в организме при сохранении

нормальной осмолярности

3.уменьшение общего содержания воды в организме при увеличении

осмолярности

4.увеличение общего содержания воды в организме при увеличении

осмолярности

3. Гормон, отвечающий за сохранение в организме натрия:

1. альдостерон

2. антидиуретический гормон

3. натрийуретический гормон

4. эстрадиол

4. Гормон, отвечающий за выведение из организма натрия:

1. инсулин

2. альдостерон

3. антидиуретический гормон

4. натрийуретический гормон

5. Повышению поступления воды в сосуды способствует:

1. снижение осмотического давления плазмы крови

2. увеличение онкотичекого давления плазмы крови

3. гиперкалиемия

4. снижение онкотического давления плазмы крови

6. Секреция АДГ увеличивается при:

1. увеличении содержания воды в организме

2. уменьшении осмотического давления крови

3. гиперальбуминемии

4. повышении осмотического давления крови

7. Изменение со стороны крови при синдроме общей гипергидратации:

1. увеличение гематокрита

2. уменьшение концентрации альбуминов в плазме крови

3. увеличение эритроцитов

4. увеличение глобулинов

8. Фактор, определяющий ток жидкости на участке «клетка - интерстиций»:

1. концентрация альбуминов

2. уровень натрия

3. концентрация глобулинов

4. уровень фосфора

9. Симптом клеточной дегидратации:

1. рвота

2. тошнота при приеме воды

3. жажда

4. головная боль

5. снижение тургора кожи

10. Симптом клеточной гипергидратации:

1. рвота

2. снижение тургора кожи

3. повышение артериального давления

4. галлюцинации

5. жажда

 

 

Ситуационные задачи

1. У больного 52 лет «миокардиодистрофия в стадии декомпенсации».

Больной нормального телосложения, подкожная клетчатка развита слабо. При росте 165 см масса тела составляет 81 кг.

Объективно: вынужденное полусидячее положение, одышка, акроцианоз, выраженная пастозность нижних конечностей, застойные хрипы в легких. Обнаружено скопление жидкости в брюшной полости, печень увеличена. Ударный и минутный объемы сердца снижены, Нt - 38%. Диурез снижен. В крови обнаружено увеличение активности ренина и содержания натрия в плазме крови.

Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии имеется у больного? 3. Связано ли этиологически скопление жидкости в подкожной клетчатке, брюшной полости и в легких? Ответ обоснуйте.

 

2. Длительное потребление морской воды приводит к смерти вследствие повреждения клеток мозга. В морской воде концентрация Na+ вдвое выше, чем в моче здорового человека. Содержание натрия в крови регулируют почки, выводя его излишки с мочой. Уровень ионов Na+ в моче может достигать 340 мМ.

Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии при данном состоянии? 3. Связано ли этиологически потребление морской воды с развитием дисгидрии? 4. Почему потребление морской воды приводит к повреждению клеток?

 

3.Больной К., 25 лет поступил в клинику с черепно-мозговой травмой с жалобами на выраженную полиурию, жажду. Анализ мочи: удельный вес 1007; сахар, эритроциты, лейкоциты, белок – отсутствуют.

Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии имеется у больного? 3. Связано ли этиологически черепно-мозговая травма с развитием дисгидрии? 4. Ответ обоснуйте.

 

4. Больной В., 20 лет доставлен в стационар в тяжелом состоянии.

Объективно: сознание угнетено, жалуется на общую слабость, сильную жажду, сухость во рту. Состояние больного связано с тем, что он, заблудившись в пустыне, в течение 6 часов прошел свыше 30 км при температуре воздуха +440С (воды с собой не было). Артериальное давление 90/60 мм.рт.ст. Пульс 132 в минуту. Дыхание частое, 34 в минуту и временами периодическое. Температура тела 38,30С. Масса тела уменьшилась на 5 кг. Анализ крови: эритроциты - 6,0х1012/л и гемоглобин - 170 г/л, гематокрит – 0,54л. Прием воды заметно улучшил состояние больного.

Вопросы: 1. Имеются ли признаки нарушений водного обмена? 2. Какой тип дисгидрии имеется у больного? 3. Связано ли этиологически с развитием дисгидрии? 4. Обезвоживание какого водного сектора развивается? 5. Появление жажды указывает на обезвоживание преимущественно какого водного сектора? Ответ обоснуйте.

 

5. Трое больных доставлены в состоянии дегидратации. У одного - изотоническая, у другого - гипотоническая, у третьего - гипертоническая.

    Вопросы: 1. Укажите причины дегидратации у больных. 2. Обезвоживание какого водного сектора развивается? Ответ обоснуйте. 3. У кого из больных в большей мере выражено сгущение крови и более высокий гематокрит и почему? 4. У кого из больных увеличен содержание эритроцитов в крови, у кого - снижен, у кого - не изменен и почему? 5. У кого из больных могут быть симптомы нарушения функции центральной нервной системы? С чем это связано?

 

6. У ребёнка установлено острое нарушение пищеварения, сопровождающееся большой потерей жидкости. С лечебной целью было назначено обильное питьё: изотонический раствор натрия хлорида, внутривенно раствор Рингера, дезоксикортикостерон (минералокортикоид). Через некоторое время у ребёнка развилась выраженная мышечная слабость. Со стороны пищеварительного канала наблюдается вздутие, динамическая непроходимость кишечника. При этом содержание натрия в плазме составляло 210 ммоль/л, калия - 3,0 ммоль/л (в норме – 140 и 3,8-5,2 ммоль/л соответственно). Правильно ли в данном случае была разработана лечебная тактика? Определите форму нарушений водно-электролитного обмена и объясните механизмы развития возможных последствий этих нарушений.

 

7. При работе в горячем цехе развивается усиленное потоотделение и гипервентиляция лёгких. К какому нарушению водно-электролитного обмена это может привести? Если жажда утоляется питьём воды, то какое, в свою очередь, нарушение водно-электролитного обмена может развиться? Каковы патогенетические механизмы последствий этих нарушений?

 

 

Список рекомендуемой литературы к теме

6.1. Основная литература

1.Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 – 624 с.

6.2. Дополнительная литература

1.Порядин Г.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / под ред. Г. В. Порядина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2903-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429037.html

2.Новицкий В.В., Патофизиология [Электронный ресурс] / Новицкий В.В., Уразова О.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 896 с. - ISBN 978-5-9704-3995-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970439951.html

3. Зайко Н.Н (ред.), Быць Ю.В (ред.) Патологическая физиология. Учебник: 3-е изд. МЕДпресс- информ, 2006 – 640 с.

 

 

Занятие № 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.039 с.)