Вид исполнительского искусства – театр. История театра. История театра в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вид исполнительского искусства – театр. История театра. История театра в России.



Театральная импровизация (актёрская импровизация) - игра актёра по созданию сценического образа, действия и создания собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. Импровизация в театральном действии зародилась в народных представлениях и достигла высочайшего уровня в народной итальянской комедии «дель арте» (XVI—XVIII века) и французском фарсе (XV—XVI века).

История театра

Театр - (греч.«место для зрелищ») род искусства особенностью которого является художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актёрами перед зрителями. Сочетает выразительные средства драмы, музыки, пения, танца, живописи. Театр объединяет действенное и зрелищное начала, в результате достигается синтетизм театрального искусства. Специфика театра в изображении актёром событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем. Одной из первичных форм драматического действия является пантомима. Пантомима была широко распространена в ряде стран Востока, сопровождалась музыкой и ритмизированным текстом. Принцип синтетизма существует и в опере: музыка сочетается с драмой, пением, и также танцем.

Носитель театрально-драматического действия это актёр с его перевоплощением (данные, грим, речь). С другой стороны театр это коллективное искусство творцов: драматурга, актёра, режиссёра, художника, композитора, сценографа.

Зарождался театр в глубокой древности: трудовые обряды, племенные игры, Мистерия Озириса в Древнем Египте, в Древнем Востоке (Индия,Китай, Бирма, Индонезия). Театр Античности в Древней Греции: подъём этого искусства в Vв. до н.э. - драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана несла идеи служения родине, моральной стойкости. Продолжение этих традиций - в Древнем Риме: комедии нравов (Плант, Теренций), при этом развивается и зрелищная сторона представлений.

В Средние Века в западно-европейском театре темами для постановок становятся: борьба реалистических демократических тенденций народного искусства с религиозно-мистической идеологией. В XIв. появляются бродячие актёры – жонглёры. Демократический жанр театра – фарс получает развитие во Франции во второй половине XVв.

Эпоха Возрождения рождает театр высокого гуманизма, сказывается воздействие античной драматургии (Аристотель, Гораций) в Италии, Испании, Англии. Начало XVIв. выдвигает импровизированную сатирическую комедию – итальянскую «комедию масок». Идейную направленность театра эпохи Возрождения определили В.Шекспир, Лопе де Вега. В это же время появляются первые профессиональные труппы.

Театр классицизма начинается с Франции XVIIв.: в произведениях П.Корнеля, Ж.Расина звучит героическая декламация. На этом фоне творчество Мольера связано с лучшими традициями народного фарса, что требовало от актёра глубокого изучения жизни.

В XVIIIв. происходит расцвет просветительского театра: критика общественного строя, новые идеи: Д.Дидро, Г.Лессинг(нем.), Р.Шеридан(англ.), К.Гольдони(итал.).

Конец XVIIIв. характерен ростом культурных потребностей широких масс: появляются «бульварные театры» (Париж), «малые» (Нью-Йорк).

Театр XIXв. характерен разочарованием прогрессивной части общества результатом буржуазной революции. Кроме классической комедии и трагедии широко распространяются жанры: водевиль, мелодрама, романтическая драма. В них действуют актеры-романтики, демонстрируя бурную эмоциональность, бунтарский пафос, проявляя в комедии яркую характерность. К новому процветанию театра последних десятилетий XIXв. на фоне обострения социальных противоречий, приводит усиление борьбы за передовую идейную содержательность: Г.Ибсен(норв.), Б.Шоу, Дж.Голсуорси(англ.)

В театре начала ХХв. начинают распространяться новые течения: символизм, экспрессионизм. Рождаются камерные театры для узкого круга зрителей. Но рождается и народный театр, борющийся за демократическо- гуманистическую направленность театра.

 

Контрольные вопросы:

1. Появление театра в древнем мире.

2. Какие иные виды искусства стимулировало искусство театра?

3. О появлении бродячих актёров в Средние века.

4. Какой демократический жанр театра получает развитие во Франции во второй половине XVв.?

5. Театр эпохи Возрождения.

6. Развитие классицизма в театре Франции XVII века. Драматурги.

7. О расцвете просветительского театра XVIIIв.

8. Где расцветают «бульварные» и «малые» театры мира в конце XVIIIв.?  

9. Разнообразие театральных направлений до ХХ века.

 

История Театра в России связана с древними народными обрядами и играми:

- К ХIв. относится первое упоминание о бродячих народных актёрах скоморохах;

- в XVI-XVIIвв. происходит расцвет народной драмы; популярность приобретает «театр Петрушки». Жанры древнерусского театра близки (по образному строю русской народной поэзии) таким видам как: мим, ателлана, фарс;  

- в XVIIв. появляется школьный театр, который способствовал возникновению письменной драматургии на библейские и исторические темы: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович. Также в XVIIв. зарождается и придворный театр.

- В конце XVIIIв. набирают распространение крепостные театры. Необходимость появления национального театра дала толчок  развитию русской драматургии в духе просветительского классицизма в середине XVIIIв. Русские публичные театры преобразуются в постоянно действующие - государственные. Участниками этих трупп становятся любители, полупрофессионалы (ярославская труппа Ф.Г.Волкова), другим крупнейшим актёром был И.А.Дмитриевский. У новых исполнителей появляется интерес к раскрытию душевного мира героев. Также ставятся и комические оперы, бытовые комедии (Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов).

Переходный период 1812-1825гг. общественного подъёма толкает драматургов к направлению прогрессивного романтизма. Идёт борьба за развитие национального театра. Актёры начала XIXв. А.С.Яковлев, Е.С.Семёнова обогащают идейное и эмоциональное содержание образов. Писатели А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь создают реалистическую драму. В 1830-40-ыегг. эстетика В.Г.Белинского, А.И.Герцена способствовала дальнейшей демократизации театра. М.С.Щепкин объединил реалистические достижения предыдущего периода и поднял на новую ступень развития. Искусство П.С.Мочалова и других актёров-романтиков было проникнуто высоким стремлением к свободе, вере в красоту и силу человеческой личности. В искусстве русских актёров ХIХв. произошло слияние принципов переживания и перевоплощения. Сценический реализм развивается в 40-50-ые годы ХIХв.: ставятся пьесы А.Н.Островского, И.С.Тургенева, А.В.Сухово-Кобылина, расцвет актёров А.Е.Мартынова, П.М.Садовского.

В 80-90гг. становятся важными и новаторские поиски в области режиссёрского искусства. Для театра ХIХ века были характерны громкие, страстные монологи, эффектные положения, театральные уходы, вызывающие рукоплескание зала. За этим исчезали сложность жизненных переживаний, накапливались трафаретные роли. Чиновники, управляющие «императорскими» театрами, упорно стремились превратить их в места легкого развлечения.

Но знаменуют конец ХIХ века – рождение драматургии А.П.Чехова и создание Художественного театра. В первой пьесе Чехова «Иванов» появились новые черты: нет персонажей «героев» и «злодеев», ритм действия рождает внутренную напряженность. Драматургия чеховской «Чайке»(1895г.) требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Драматург, педагог Немирович-Данченко вместе с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр. Рождение Художественного театра состоялось в 1898г. при постановке чеховского «Царь Федор Иоаннович». Актеры играли не в «публику», говорили самым обыкновенным, не приподнятым тоном, свободно двигались. Душевность и простота игры, естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью.  И даже те, кто играл выходные и бессловесные роли, создавали свой маленький художественный образ. Актёры и режиссёры с этого времени были спаяны единой задачей. Так был создан небывалый в русском театре ансамбль, поражавший общей согласованностью. В декабре состоялась премьера «Чайки», которая с тех пор является эмблемой театра. Постановка «Чайки» содействовала рождению знаменитой формулы: «не играть, а жить на сцене». Режиссёр Станиславский, создавая новую актёрскую технику, совместно с Чеховым в сценическом многообразии определили дальнейшее развитие театра. Станиславский создает систему психологического реализма, а Немирович-Данченко разрабатывает учение о «втором плане», когда за высказанным угадывается многое невысказанное.

В 1902 году на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра. В спектаклях пьес М.Горького «Трое», «Мещане», «На дне», поставленных Станиславским, была показана тяжелая доля «низов общества», их права, призыв к революционной перестройке. Спектакли проходили при переполненных залах.

Дальнейший вклад в русскую сцену сделан Верой Федоровной Комиссаржевской. Она покинула императорскую сцену и создала в Петербурге свой театр. В 1904 году здесь состоялась премьера «Дачники». Пьесы Горького стали ведущими в репертуаре театра им.Комиссаржевской.

В начале ХХ века появился новый театральный жанр. В 1908 году в Петербурге В. А. Казанским был открыт первый в России театр одноактных пьес. Театр на Литейном был третьим театром антрепренера (после «Невского фарса» и Модерна»). Афиша театра пестрила страшными названиями: «Смерть в объятиях», «На могильной плите» и так далее. Критики писали, что в театре занимались антихудожественным, раздражительным делом. Но зрители валили валом. Литейный театр подражал парижскому театру «сильных ощущений», создателя и автора пьес Андре де Лорда. Влечение к ужасному, отталкивающему захватывало различные слои российской публики. Через два месяца интерес к театру увял. Побеждала правда ужасов русской современности. Через три года за театром закрепилось жанровое обозначение «Театр миниатюр». Количество театров миниатюр после 1910 года заметно увеличилось. Актеры, ради выгоды, переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры кое-как сводили концы с концами, а театры миниатюр росли, как грибы после дождя. Несмотря на разные названия и жанровые обозначения вновь возникших театров, характер их представлений был одинаков. Программы строились из одноактных комедий, опер, оперетт, балета. В дальнейшем драматургия театра развивалась на пьесах и литературном материале мировых авторов последних веков: Мигель де Сервантес, Лопе де Вега, Жан-Батист Мольер, Г.Ибсен, Т.Уильямс, А.Н.Островский, М.Горький, А.Чехов, А.Миллер, М.Булгаков, М.Рощин и т.д.

 

  Контрольные вопросы:

1. О развитии театра в России.

2. Знаменитые артисты и антрепренёры.

3. Осталась ли «специализация» актёров трагиков, комиков, героев-любовников?

4. Какие новые актёрские типы (персонажи) продиктовало новое время: конец ХХ начало ХХI века?

  

а) Исполнительское искусство актёра театра (режиссёра). Демонстрация исполнительского искусства.

Ограничение исполнителя рамками авторского литературного текста, музыкальной композиции или танцевального рисунка, не лишает его способности «говорить» и на собственном исполнительском языке. Именно от исполнителя, актёра, чтеца, певца, музыканта, танцовщика (режиссёра)  зависит успешность авторского «текста». И исполнительский талант может стать значимым фактором триумфа или провала. Язык исполнителя наполняет авторский текст собственным отношением, восприятием, чувствами, идущими из духовных глубин. Средства исполнительского языка отличаются тонкими инструментами: интонацией, тембром голоса, мимикой (см.раздел «Идеальный исполнитель»). О владении голосом: - это мощное средство воздействия на человеческую душу, любая фраза или слово имеет множество оттенков, и  различий. «Есть пятьдесят способов сказать слово „Да“ и пятьсот способов сказать слово „Нет“, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ», - говорит Бернард Шоу.

Своеобразие исполнителя. С амобытность артиста зависит от близости той или иной эмоциональной энергии, национального темперамента. Исполнитель должен правильно ощущать стадии драматургического развития: разработку, развитие, завершение.  В завершении роли важно «подвести черту, дать перспективу. Этим отлично владел поэт Владимир Маяковский, умевший владеть любой аудиторией. В статье «Как делать стихи»[42] он отмечал значимость заключительной части стихотворения для передачи слушателем общей идеи. Для освоения искусства игры необходимо время, самоотдача, освоение необходимой техники. Также создать образа помогут костюмы, сценография. В балете, джазе, театральном танце, модерн-танце (включая хип-хоп) исполнительское мастерство построено на актерских методах, техниках и стилях, анализе текстов, музыкальной композиции, линии танца.

Демонстрация исполнительского искусства происходит в таких видах как:

- спектакль (от лат.«зрелище») – произведение театрального искусства, создаваемого на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра (в балете – балетмейстера и дирижёра, в опере, оперетте – режиссёра и дирижёра) и под его руководством, совместными усилиями актёров, а также художника по сцене;

- концерт (от франц.«согласие», лат.«состязаюсь») - публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определённой программе;

- постановка: 1) творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового и эстрадного представления и др.; 2) спектакль; 3) обучение правильному профессиональному владению чем-либо;

- форум (в древнем Риме - площадь, рынок, где протекала общественная жизнь города, от лат. «центальная площадь») – широкое представительное собрание или съезд;

- фестиваль (от франц.«праздничный») – массовое празднество, включающее в себя показ, смотр разнообразных музыкальных, театральных, эстрадных, цирковых, кино произведений;

- мастер-класс – краткосрочный учебный курс. Обычно проводится выдающимся мастером в своей сфере искусства;

- уоркшоп: 1) (в первом значении) английская драматическая труппа, собранная в 1945г. (г.Кендал), выступает с 1952г. в Лондоне. В реперетуаре драматургия разных столетий с остросоциальным значением; 2) специальная сессия (5-7дней, круглосуточно) для молодых музыкантов (актёров), проходящая под руководством опытных и знаменитых мастеров, стимулирующая творческий рост молодых исполнителей, в заключении которой проволится концерт-отчёт (спектакль) студентов;  

- джэм-сэйшн (анг.«варенье, желе» и «заседание, собрание») совместное исполнение различными музыкантами импровизаций и экспромтов на популярные темы в джазе, роке и поп-музыки, проводится в достаточно узком кругу;

 - выставка: публичный показ собрания произведений искусства, предметов, растений и т.п.;

- галерея: 1) длинное и узкое помещение, соединяющее части здания со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен; 2) название многих художественных музеев; 3) последовательный ряд, вереница (худож.образов, ролей, корифеев какого-либо искусства, костюмов и т.д.);

- хэппенинг (англ.«случай, событие»): 1) один из видов авангардного искусства, разновидность акционизма, распространённого в Западной Европе и США в 60-70-ые гг. Это последовательность спонтанных, часто не имеющих мотивированного смысла действий, спровоцированных автором, участниками которого становятся случайные люди; проводится как правило в людных местах, чтобы вовлечь участников в действие, вызвать любую ответную реакцию; призван показать абсолютную свободу человека, вырвав его из контекста обыденных действий; 2) удачное, счастливое событие, радостный случай (в театральной постановке, к/фильме);

- инсталляция: вид произведений изобразителбного искусства, созданных из различных материалов и/или готовых предметов в виде композиции, по-особому организующей пространство.

Контрольные вопросы:

1. Секреты и «оружие» профессионального актёра.

2. В каких видах происходит демонстрация театрального исполнительского искусства?

3. Рассказать (или написать небольшую работу) о 2-3-х современных актёрах, героях Нового времени.

4. Виды демонстрации исполнительского искусства.

 

б) об истории ораторского искусства.

Оратор – обладающий даром красноречия. Риторика (в прошлом) - наука об ораторском искусстве и о художественной прозе, вообще учение о словесном выражении, разработанного в античности Марком Туллием Цицероном (106-43 до н.э.) – римским политическим деятелем, оратором, писателем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме, судебные и политические статьи, трактаты по риторике, философии, образец красноречия. Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-ок.96) римский оратор и теоретик ораторского искусства). Это искусство развивалось в Средние века и в Новое время, в России: М.Ломоносов, а в ХIХв. влилось в поэтику под названием стилистика.

Ораторское искусство как комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной судебной речи:

- судебное ораторское искусство Древнего Рима;

- роль М.Т. Цицерона в развитии риторического искусства Древнего Рима;

- важнейшее условие успеха судебного оратора в концепции Цицерона;

- обзорная характеристика средневекового судоговорения в странах Европы;

- условие и причины генезиса и эволюции судебного ораторского искусства в России;

- правовая и общая эрудиция выдающихся российских юристов XIX - первой половины XX века;

- основные цели и задачи судебной риторики дореволюционной России;

- искусство обвинительной речи на примере судебной риторики юристов XIX – ХХ веков;

- жизнедеятельность и судебное ораторское искусство А.Ф. Кони;

- нормативные требования к языку судебной речи;

- информативно-психологическое воздействие устного судоговорения;

- соразмерность языковых средств и содержания;

- характеристика основных адресатов судебного процесса;

- логические основы ораторского искусства в судебной практике;

- использование исторических примеров, цитат, фразеологии и др. в судоговорении;

- способ изложения фактических обстоятельств дела в главной части судебной речи;

- этика речевого поведения в суде;

- интонационно-выразительные средства судоговорения;

- отличие современных судебных речей от риторики русских дореволюционных юристов.

Контрольные вопросы:

1. Должен ли актёр владеть ораторским искусством?

2. Кто известен из ораторов-философов Древнего мира?

3. Для каких профессий необходимо быть оратором?

 

5. Вид искусства – кино. Исполнительское искусство актёра кино (режиссёра). Мастера кино (актрисы, актёры, режиссёры) ХХ века

XX век подарил нам огромное количество выдающихся шедевров кинематографа. Шедевры в этом искусстве были созданы актёрами, режиссёрами, сценаристами. К таким талантам «на все времена» относятся:  - Аль Пачино начал сниматься еще в конце 60-х. И за считанные годы ему удалось стать одной из крупнейших звезд Голливуда. Уже в 1972 году он исполняет, пожалуй, свою самую знаменитую роль Майкла Карлеоне в гангстерской драме «Крестный отец». Лучшие фильмы: Собачий полдень (1975), Лицо со шрамом (1983), Запах женщины (1992), Путь Карлито (1993);

- Бастер Китон, гений немого кинематографа. Пик его популярности пришёлся на 20-е годы. Он не боялся самостоятельно исполнять смертельно опасные трюки, способные произвести впечатление даже спустя почти сто лет. Лучшие фильмы: Шерлок младший (1924), Навигатор (1924), Паровоз Генерал (1926);

- Марлон Брандо прославился тем, что несмотря на бесспорный талант, режиссёрам работать с ним было тяжело из-за нестерпимого характера актёра. И всё же, его вклад в развитие кинематографа переоценить невозможно. Лучшие фильмы: Трамвай «Желание» (1951), В порту (1954), Крестный отец (1972), Супермен (1978), Апокалипсис сегодня (1979);

- Хамфри Богарт, король жанра нуар, снялся в более чем пятидесяти выдающихся фильмов. Богарт был великолепным драматическим актером, он также обладал невероятной харизмой, за которую его и полюбили во всем мире. Лучшие фильмы: Ангелы с грязными лицами (1938), Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке (1939), Мальтийский сокол (1941), Касабланка (1942), Сабрина (1954);

- Чарльз Бронсон, кумир миллионов, он являлся одним из главных героев боевиков того периода. Несмотря на свой трудный характер, был не только востребованным и невероятно талантливым актером. Лучшие фильмы: Великолепная семерка (1960), Прощай, друг (1968), Механик (1972), Жажда смерти (1974);

- Ален Делон, главный секс-символ XX века. Внешние данные и актерское мастерство Делона позволили ему стать звездой мирового масштаба. Делон отлично смотрелся в любом жанре. Лучшие фильмы: На ярком солнце (1960), Рокко и его братья (1960), Искатели приключений (1967), Зорро (1975);

- Кэри Грант, Главный сердцеед в истории Голливуда. В первую очередь Грант является первоклассным актером, который на протяжении полувека радовал зрителей своим мастерством. Он успел поработать с такими великими личностями, как Х.Хоукс, А.Хичкок, Ф.Капра и др. Лучшие фильмы: Воспитание крошки (1938), Мышьяк и старые кружева (1944), Поймать вора (1954).

Добавим к ним: Кл.Иствуда, М.Гибсона, Л.ди Каприо, Р.де Ниро, Бр.Питта, Луи де Фюнеса, Дж.Клуни, И.Монтана и мн.др. Огромный вклад в историю кино внесли актрисы: М.Монро, О Хёпберн, Э.Тэйлор, Дж.Гарлэнд, Дж.Роджерс, С.Лорен, Бр.Бардо, И.Бергман, Р.Шнайдер, С.Синьоре, А.Эме, К.Денёв, Дж.Лоллобриджида. Великие режиссёры ХХ века: А.Хичкок («Ребекка», «Птицы», «Психо»), Ф.Феллини («Рим – открытый город», «Сладкая жизнь»), С.Спилберг («Челюсти», «Индиана Джонс», «Список Шиндлера»), М.Скорсезе («Таксист», «Хранитель времени»), Ст.Кубрик, Дж.Кэмерон, Р.Скотт, Кв.Тарантино, Р.Земекис и др.

а) синтез музыки, (исполняемой Тапёром), и немого фильма.

После изобретения кино в конце ХIХ происходит быстрый прогресс в изготовлении и совершенствовании аппаратуры для просмотра фильмов. Разрастается и наращивается кинопроизводство – это сложный процесс с участием сценаристов, режиссёров, декораторов, гримёров и, конечно же, актёров. Начинается Эпоха Немого кино, появляются свои любимцы: герои и героини у публики. Но то, что происходит на экране нужно сопровождать музыкой. Самым удобным для сопровождения фильмов оказывается фортепиано (иногда, фисгармония). Востребованными становятся пианисты с нотным багажом, состоящим из классических пьес, полек, маршей, кадрилей, рэгтаймов. Пианист должен следить за происходящим на экране. Обычно исполнитель сидит рядом и, задрав голову, оценивает накал и драматургию сцены и правильно её «озвучивает». Постепенно пианисты совершенствуют своё мастерство, появляются в этом жанре игры и свои «звёзды». Ими могут стать или гибкие в своём репертуаре классические пианисты, или исполнители рэгтаймов. Конец ХIХ начало ХХ века – время необычайной популярности «рэгтайма» этого фортепианного стиля, которым увлекались и любители. Сформировался также и целый класс мастеров, и даже виртуозов рэгтайма. Этот стиль пианиста-одиночки постоянно совершенствовался, обрастал разнообразными приёмами. Конечно же, игра на протяжении многих часов у экрана, сподвигла наиболее талантливых исполнителей на более свободное обращение с первоисточником (нотами). Эти исполнители начинают интерпретировать основной материал, добавляя собственные выдумки, фантазии. О таких ярких исполнителях – тапёрах, начинает идти молва, и люди начинают уже идти не только на фильм, но и чтобы послушать игру такого виртуоза. Среди этих пианистов и будущие звёзды раннего джаза: Джеймс П.Джонсон, Томас «Фэтс» Уоллер, Лайон Смит и др.

В 1927г. выходит первый звуковой фильм «Певец джаза» (США), но это не означает прекращение показа немых фильмов, и годы со-творчества тапёра и создателей немого кино успешно продолжаются. Проходят многие десятилетия и, несмотря на совершенство сегодняшнего киноискусства, интерес к жанру «тапёр – немой фильм» не пропадает. Проводятся конкурсы на лучшее сопровождение фильма в разных странах, и раз в 2-3 года одно из таких событий происходит в Санкт-Петербурге, в кино-центре «Дом кино». По-прежнему соревнуются и «подвинутые» классики, и эстрадные аккомпаниаторы, и джазовые музыканты. Как и прежде, строго оценивается умение пианиста следовать за чередованием сцен, уметь придавать музыке настроение происходящего на экране, создавать динамику, быть музыкально пластичным.     

б) исполнительское искусство в творчестве великих деятелей и актёров советского российского театра и кино.

Актёры и режиссёры, гордость советского-российского театра, кино.

Режиссёры ХХ века России: М.Ромм, Н.Михалков, Э.Рязанов, Л.Гайдай, И.Масленников, С. Бондарчук, Вл.Бортко, Г.Данелия, А.Тарковский, А.Роу, М.Захаров, ВЛ.Меньшов, Ст.Ростоцкий, Л.Додин.  

- Никола́й Константи́нович Черка́сов (1903—1966) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1950, 1951). С 1919г. артист-мимист Петроградского Мариинского театра оперы и балета, Большого драматического театра и других театров, в 1926-1929 - актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1929-1931 годах - артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931-1933 Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933-1965 Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Высокий (1,98 метра), статный, красивый — ему просто на роду было написано играть царей, полководцев, рыцарей. Фильмы с его участием: 1927 «Его превосходительство», «Поэт и царь», 1928 «Родной брат», 1930 «По ту сторону», 1932 «Счастье»,  1934«Первая любовь», 1935 «Горячие денёчки», 1935«Подруги»,1936 «Депутат Балтики», 1936 «Дети капитана Гранта», 1937—1938 «Пётр Первый»,1938«Александр Невский», «Человек с ружьём», 1939 «Ленин в 1918 году»,1940 «Концерт на экране»,1944—1945«ИванГрозный»,1947«Весна»,«Пирогов», 1949  «Академик Иван Павлов», «Александр Попов», 1949 «Сталинградская битва», 1950 «Мусоргский», 1952    «Римский-Корсаков», 1957 «Дон Кихот», 1963 «Всё остаётся людям», 1965    «Третья молодость» (СССР/Франция). 

- Никола́й Константи́нович Си́монов (1901-1973) — советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1950). Фильмография: 1924 «Красные партизаны», 1925 «Вздувайте горны», 1926 «Катерина Измайлова», 1928 «Капитанская дочка», 1928 «Сын рыбака», 1929 «Каин и Артём»,  1930 «Поворот», 1934 «Чапаев», 1938 «Пётр Первый», 1940 «Возвращение», 1946 «Остров Безымянный», 1949 «Сталинградская битва»,  1952 «Живой труп», 1954 «Герои Шипки», 1955 «Овод», 1956 «Сердце бьётся вновь», 1961 «Человек-амфибия», 1963 «Очарованный странник»,  1965 «На одной планете», 1971 «Последнее дело комиссара Берлаха».

- Любо́вь Петро́вна Орло́ва (1902-1975) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, н.а.СССР (1950) звестный театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в „Веселых ребятах“ у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен». Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью. Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью. В 1934—1945 годах — актриса на киностудии «Мосфильм». В 1945—1949 годах — актриса Государственной студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском[7]. В 1949—1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактёра). С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР. В 1974 году снят последний фильм с участием Орловой «Скворец и Лира».

 - Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (псевдоним – Мормоненко); (1903- 1983) — советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1948). В 1934 году закончил съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался М. Горький, который помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро ЦК КПСС и добился одобрения И. Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Режиссёру несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году. Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

В 1936 году снял фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан режиссёром, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

В 1936 году по личному поручению И. Сталина совместно с С. Бубриком и С. Гуровым снял и смонтировал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».

В 1938 году выпустил комедию «Волга-Волга», имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.

В 1940 году вышел фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947).

- Василий Меркурьев (1904-1978) (роли в Александрийском театре, Ленинград; в кино: «Летят журавли», «Мы с вами где-то встречались», «Двенадцатая ночь», «Небесный тихоход», «Верные друзья»).

- Владимир Дружников(1922-1994) н.а.СССР. Его звездные годы пришлись на 40-е - 50-е годы. Свои лучшие роли актер сыграл в фильмах: "Без вины виноватые", "Каменный цветок", "Сказание о земле сибирской", "Попрыгунья".

- Олег Даль (1941-1981) талантливый актер советского кино, к сожалению рано ушедший из жизни, но оставивший немало прекрасных работ ("Женя, Женечка и Катюша", "Плохой хороший человек", "Незваный друг", "Старая, старая сказка" и др.).[43]

- Владислав Дворжецкий (1939-1978) - популярный актер, оставивший значительный след в кино, несмотря на ранний уход из жизни ("Бег", "Возвращение "Святого Луки", "Солярис", "Земля Санникова").[44]

- Александр Демьяненко (1937-1999), н.а.РСФСР, замечательный актер, оставшийся в памяти зрителей, как Шурик ("Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию").[45]

Другие выдающиеся деятели советского театра и кино: актёры Борис Бабочкин, Игорь Ильинский, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Олег Табаков, Сергей Юрский, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Николай Крючков, Пётр Алейников, Михаил Глузский, Руфина Нифонтова, Зоя Фёдорова, Николай Черкасов, Эраст Гарин, Павел Кадочников, Тамара Макарова, Георгий Жжёнов, Элина Быстрицкая, Юрий Соломин, режиссёры Иван Пырьев, Григорий Козинцев, Михаил Калатозов, Михаил Ромм, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук, Георгий Товстоногов, Марк Захаров, Светлана Дружинина  и сотни других.

Контрольные вопросы:

1. Назовите 5 имён знаменитых советских актёров.

2. Какие советские фильмы завоевали мировую славу и стали лауреатами кинофестивалей?

3. Известные режиссёры российского театра и кино.

4. Какие актёры стали известными режиссёрами?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.107 с.)