О видах искусств. Вид искусства - музыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О видах искусств. Вид искусства - музыка



-   пластические искусства (не входят в рассмотрение нашей дисциплины): архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное, монументальное, дизайн, фото-искусство, искусство ремёсел (гончарное, оружейное, фарфоровое), виды вышивания, изготовление ковров, гобеленов; книгоиздание, печать (эстампы, офорты, экслибрисы, гравюры; издание марок; монетопечатание, и др.);

- временные: литература (от латин.букв. «записанное») (проза, поэзия: не рассматриваются на данном курсе)

1) любые произвольные человеческие мысли, закреплённые в письменной форме и обладающие общественным значением;

2) вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.

Поэзия (от греч. «творчество») – искусство образного выражения мысли в стихотворной форме.

Проза – разновидность устной или письменной речи, лишённой ритмической организации, нестихотворная речь

музыка (классическая: инструментальная, оркестровая, хоровая, вокальная, смешанная, этно-музыка, народная, эстрадная (со всеми видоизменениями с конца 20-х гг. ХХ века: мюзиклы, коммерческая 30-40-х, рок-н-ролл 50-х, группы 60-х: Beatles, The Doors, The Who, The Rolling Stones и др.; панк-рок 70-х: Ramones, Sex Pistols New York Dolls, Television, The Clash, The Damned; эйсид-рок: Blue Cheer, Vanilla Fudge; хип-хоп: 1000 Clowns, 2 In A Room, Ace Spectrum;

- пространственно - временные: танец (хореография, танец классический, бальный, народный, разновидности эстрадного, джазовый: стэп, джазовая хореография); театр (драматический, музыкальный, ораторское искусство), кино (немое до 1927г., звуковое), джаз (инструментальный, вокальный), эстрадно-цирковое, пантомима, эстрада: подражание (пародирование), художественный свист; и др., образы которых обладают протяжённостью и в пространстве и во времени

- отдельные виды спорта (гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, боевые искусства)

Направления и стили в истории искусства:

- романский стиль

- готика

- ренессанс

- маньеризм

- барокко

- рококо

- ампир

- классицизм

- рационализм

- натурализм

- модерн

- импрессионизм

- реализм

- абстракционизм

- андеграунд

- авангардизм

- постмодернизм и др.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие виды искусства мы будем рассматривать?

2. Роды, виды и жанры музыки.

3. Основновные элементы и выразительные средства музыки.

4. Раскрыть виды искусств: пластические искусства, временные, пространственные, пространственно – временные.

 

Вид искусства - музыка    

Именно музыка даёт возможность нам получать наслаждение от мастерства великих музыкантов, исполняющих немеркнущие шедевры композиторов разных эпох. К сожалению, многое из классической музыки остаётся неулышанным и неизученным широкими массами. Поэтому наше знакомство с видами искусства мы начинаем с классической музыки.[15]

1) вид искусства (от греч. «искусство принадлежащее музам»), в котором средством воплощения художественного образа служат определённым образом организованные по высоте и во времени музыкальные звуки; в основе музыки лежит интонация. Принято разделение музыки на роды и виды – театральная (опера[16] и т.п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры – песня, хорал, танец, симфония[17], сюита, соната и др.; на светскую и духовную, по исполнительским средствам: на вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную[18]; различают одноголосную и многогололосную. Основновные элементы и выразительные средства музыки: лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. 

2) гармоническое, приятное для слуха звучание чего-либо;

3) совокупность звуков, издаваемых где-либо, множеством чего-либо.

Звук и его свойства:

- громкость и продолжительность

- получение звука: естественный источник – человеческий голос и искусственный источник – все инструменты (аккустические и электронные)

 

а) краткая история музыки

Античность – возникновение музыки (40 000 лет назад) – первые инструменты (ударные-идиофон; духовые – прототип флейты (20 000 лет назад));

Музыка древних цивилизаций (примерно 2500 лет до н.э.) – музыка Древнего Египта;[19]

Музыка Античной Греции и Рима (2000-1500 до н.э – V в.н.э.) – народная музыка Греции, музыка в Древнем Риме;

Средневековье – христианская литургия (с V по XI в.н.э.);

Григорианское пение (XII – XIII вв.);

Возникновение полифонии (IX-XIV – период полифонии Средневековья; XV-XVIвв. – период полифонии Возрождения; с XVIIв. – период полифонии Нового Времени); органная музыка;[20]

Ars Nova (Новое Искусство) – начало и развитие: с XIVв. по XVIв.;

Светская музыка: бродячие артисты и трубадуры – развивитие с VI в., трубадуры – XI-XIV вв., труверы (на севере Франц.) и миннезингеры (Австрия, Бавария, Швабия);

Возрождение – Золотая эпоха полифонии – XVв.;[21]

Мадригал – XIV – XVII вв. (светский музыкально-поэтический жанр);

Интермедия – предшественница оперы – XV-XVI вв.;

Рождение оперы – начало XVIв.(Клаудио Монтеверди);

Эволюция инструментальной музыки – XVI-XVII вв. – ансамблевая музыка;

Клавирная музыка – конец XV – XVIIв.;

Музыка для лютни и виолы - XVIв.;[22]

Барокко. Великое представление эпохи барокко – опера: XVI – XVII вв. – оперные театры Италии, успех и развитие жанра, оперы Г.Ф.Генделя; Испанская опера, Английская опера, Французская лирическая трагедия и балет-комедия;

Духовная музыка эпохи барокко – жанр оратории, жанр кантаты;

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750);

Георг Фридрих Гендель (1685-1759);[23]

Клавесин – создание в начале XVIв., расцвет – XVIIв., лучшее в XVIIIв. (И.С.Бах);

Концерт как инструментальная форма расцвет: XVII-XVII вв.(А.Вивальди, Г.Ф.Гендель, И.С.Бах);

Стиль позднего Барокко и галантная музыка (отошла от акдемичности, приобрела черты «чувствительного стиля», сентиментальности); начало XVIIIв. – «рококо»  французы Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо;[24]

Классицизм опера-сериа (серьёзная опера) и опера-буффа (весёлая) XVIII-XIXвв. – вершины «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини;

Кристоф Виллибальд Глюк – оперный реформатор;

Развитие крупных инструментальных форм - XVIIIв. (симфония, классический концерт, камерная музыка);

Церковная музыка в эпоху классицизма XVIII-XIXвв., церковные жанры, вклад Гайдна, Моцарта и Бетховена;

Франц Йозеф Гайдн(австр.)(1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт(австр.)(1719-1787), Людвиг Ван Бетховен(нем.)(1770-1827);

Романтизм. Французская революция и роль буржуазии XVIII-XIXвв.- просвещение, триумф революции 1789г. падение Бастилии, буржуазия –новый класс;[25]

Новая концепция музыки: эстетика возвышенного XVIII-начало XIXв. – Ф.Шуберт, Р.Шуман. Фортепиано – главный инструмент романтиков (И.Брамс, Фр.Шопен(польск.) – поэт фортепиано, Фр.Лист(венгр.)- дьявольское дарование);

Камерная музыка – конец XVIII – XIXв. квартеты, квинтеты для фортепиано и др.инструментов., вокальные миниатюры (Д.С.Бортнянский, А.А.Алябьев, М.И.Глинка, Шуберт, Шуман, С.Франк);[26]

Романтический симфонизм нач.XIXв. – Ф.Мендельсон, А.Брукнер, И.Брамс, Гектор Берлиоз(франц.)(1803-1869) и его программная музыка: романтик со страстью к театру;

Апофеоз Бельканто: Дж.Россини, Г.Доницетти и В.Беллини;[27]

Французская комическая опера и большая опера XIXв. – Ж.Оффенбах (франц.)(«Прекрасная Елена», «Перикола»), Ж.Бизе(«Джамиле». «Кармен»);

Немецкая опера до Вагнеровской реформы (конец XVIII-XIXв.), гений немецкого музыкального романтизма К.М.фон Вебер;

Музыкальная драма Рихарда Вагнера (нем.)(1813-1883) «Тристан и Изольда», «Тагейзер», «Кольцо нибелунга»(4-х частная опера);

Джузеппе Верди (итал.)(1813-1901) «Риголетто», «Трубадур», «Травиатта», «Аида»;

Русская школа: «Могучая кучка»(1862) - М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский; гений-П.И.Чайковский;[28]

Постромантизм. Сезар Франк (бельг.)(1822-1890) и школа пения;

Симфонии Густава Малера (австр.)(1860-1911);

Оперы и симфонические поэмы Рихарда Штрауса (нем.)(1864-1949); итальянская

опера: «веризм» и Джакомо Пуччини (итал.)(1858-1924): «Манон Леско»,

«Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй»;[29] 

Импрессионизм и символизм Клода Дебюсси: новый мир звуков.

Прогресс и традиции музыки ХХ века. Кризис музыкального языка. Строгость и

великолепие Мориса Равеля. Композитор –новатор Игорь Стравинский.

В 1917 году отвергая романтизм, национализм и импрессионизм, молодые французские композиторы под влиянием Ж.Кокто, образовали «Шестёрку»: Фр.Пуленк, Д.Мийо, А.Оннегер, Ж.Орик, Ж.Тейефер. Своё вдохновение они черпали в литературе, мюзик-холлах, в цирке. «Шестёрка» распалась в 20-х гг.[30]         

Новая Венская школа: А.Шёнберг, А.Берг и А.Веберн – кризис тональности. О важности фольклора – Бела Барток. Композиторы предвоенной Германии – Э.Кшенек, К.Вейль, П.Хиндемит, К.Орф, их эмиграция в США.[31]

Симфонизм Советской России в творчестве Д.Шостаковича, С.Прокофьева. 

Фольклор и национальная музыка Америки. Оригинальный стиль О.Мессиана. Традиции лирической оперы Б.Бриттена, Х.В.Хенце. Электронная музыка Дармштадтской школы.[32]  

 

Контрольные вопросы:

1. Этапы развития классической музыки по этапам.

2. Становление и развитие оперы.

3. Какие объединения композиторов наиболее известны?

4. Рассказать кратко о творчестве композитора (по выбору студента).

5. От акустической музыки к электронным экспериментам.

6. Что существенно меняется в академической музыке во второй половине ХХ века?

 

б) об истории музыки конца XIX – начала XX века

В музыкальном искусстве ХIХв. играющего композитора XVIII века заменил   скрипач-виртуоз. Для этих новых исполнителей исполнительский успех был целью, а творчество – средством. Музыканты-виртуозы прославились исполнением не только известных произведений, но и оригинальными интерпретациями из тем другого музыкального материала. Главным диктатором в построении репертуара была публика, которой нравились свободные вариации и фантазии на темы известных арий и мелодий из опер. Среди исполнителей были и откровенные виртуозы, мастерски перерабатывающие этот материал, но и великие исполнители (Н.Паганини, Г.Венявский, К.Липиньский, П.Сарасате, А.Вьетан). В репертуаре последних были фантазии на темы опер, арий и увертюр Дж.Россини, Г.Доницетти, Н.Ваккаи, Дж.Бланжини, Ф.Бертони, а также и переработки пьес для фортепиано (напр.Ф.Шопена). В обработки могли быть включены народные песни и романсы. Происходило также и взаимопроникновение музыкальных культур. Так, Ш.Берио играл фантазию на песню А.Даргомыжского «Душечка-девица», А.Вьетан – «Не белы снеги» и «Во поле берёзонька стояла». Такие новые формы объединяли общие традиции и исполнительское композиторское творчество и создали в XIXв. целый пласт романтиков-виртуозов.

В последней трети XIXв. появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление»), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. – 10 гг. XX в.), зародившийся также во Франции. Композиторы-импрессионисты (Э.Сати, Кл.Дебюсси, М.Равель, М.де Фалья, О.Респиги) нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

В первой четверти XX века европейские композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку XVIII в., интерес к старинным концертным жанрам – сюите, кончерто гроссо и др.

Черты позднего романтизма и неоклассицизма соединились в творчестве немецкого композитора и дирижера Макса Регера. Он писал для органа, оркестра, фортепиано, скрипки, альта, камерных ансамблей. Будучи человеком рубежа XIX-XX столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.

Неоклассицизм противопоставил себя романтизму XIX века, а также связанным с ним импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д. Интерес к фольклору привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, изучающей развитие музыкально-культурных процессов народов мира. Некоторые обращаются к истокам древних культур (Карл Орф) или всецело опираются на народное творчество (Л.Яначек, Б.Барток, З.Кодай).

Кризис начала нового столетия способствовал образованию нового синтеза - проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. К концу XIXв. Петербургская и Московская консерватории стали учебными заведениями, выпустившими в свет выдающиеся композиторы и прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841-1918). В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма.

В конце ХIХ и в начале ХХ века страсть к роскошным постановкам, начисто лишенным художественных идей, становится стилем предреволюционных Большого и Мариинского театров. Первоклассные по своему художественному составу коллективы ряда оперных театров лишь в сложной и напряженной борьбе отвоевывали свои творческие достижения.

в) музыка в контексте бурных исторических процессов: экспрессионизм и музыкальный авангард.

Знакомясь с музыкой ХХ века, можно почувствовать пропасть в различии звучания произведений нового века. Революции, войны, научно-технический прогресс, самопознание личности сформировали основную тему «жизни и смерти» в музыке ХХ века.

Новые композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Появилось понятие атональной музыки,[33] где гармония связывается без соблюдения строгих правил.

Также, композиторы для придания актуальности музыке, использовали промышленные звуковые эффекты, создавали новый инструментарий, изменяли звучание  традиционных инструментов (тембры, регистры, приёмы). И современный симфонический оркестр смог отразить в исполнительстве и жизнь города с его шумовой гаммой, и психологический портрет «нового» человека.  

Но не только новаторство отличало новое время. В XX веке вернулись к прекрасным музыкальным образцам ушедших эпох. Стали исполняться произведения Монтеверди, Корелли и Вивальди и др. XVII-XVIII вв.

В XX столетии сторонники народных напевов организовали  течение - неофольклоризм (от греч. "neos" - "новый" и "фольклор". Эти народные мелодии могли украсить и симфонию и оперу, добавляя новые краски и интонации в музыкальную ткань.

Характерной краской века стало новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный). «Модернизм» ХХ века стал глашатаем свободных творцов. Ощущая себя свободными от накопленного опыта истории, поколение 50-60х гг. создаёт новый музыкально-художественный язык. Авангардизм дополняет и музыка свободных тоновых созвучий, игнорирующая звуковысотные связи: «соноризм» (от лат. “sonorus” — звучный, шумный) – вид современного композиторства, построенного на красочных звучаниях электронной музыки.[34] Одной из целей электронной музыки является привлечение к репертуарной "классике" армии поклонников рока и эстрады.

Контрольные вопросы:

1. Виртуозность в инструментальном исполнительстве.

2. О проникновении в музыку других видов искусств.

3. Новые течения в музыке второй половины ХХ века.

4. О музыкальном авангарде, его проявления в разных видах музыки.

 

г) искусство классических композиторов.

Клод Дебюсси (франц.)(1862-1918)-основоположник музыкального импрессионизма, композитор, пианист и дирижер. В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений. К.Дебюсси создал ряд произведений, принёсших ему признание публики. Образцами импрессионизма стали его симфонические произведения – прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море».[35]

Рихард Штраус (1864-1949). На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере. Первое сочинение «Гунтрам» (1893г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны. С 1900 года опера стала ведущим жанром в творчестве Р.Штрауса. Его произведения отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры. Творческая деятельность Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришел к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.[36]

Ф.Легар (австийск.)(1870-1948), представитель новой венской оперетты, «Весёлая вдова»(1905)-мировая слава, «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Паганини»;

А.Н.Скрябин (1872-1915) – пианист (исполнял Ф.Шопена) и композитор. Он хотел решать не только музыкальные задачи в сочинениях, ему хотелось быть и философом, выразителем мировой человеческой души: «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» - здесь его новаторство оказалось близко к атональности. Попытки найти собственный путь к авангардизму Скрябин осуществил в самом начале ХХ века. Его музыка могла и покорить силой и вдохновением, и заставить трепетать от её необычности.

С.В.Рахманинов (1873-1943) композитор и пианист-виртуоз – гармонично соединил традиции русского и европейского искусства. Музыка Рахманинова – важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 года Рахманинов жил в Швейцарии и США. Его наследие включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую музыку, но больше всего он писал для фортепиано, тяготея к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру, творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры.

Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951) "Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества", - писал А.Шёнберг

Творческое содружество композиторов Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна было названо Новой венской школой (Австрия). В их произведениях - трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям, затем - напряжённый духовный поиск в обретении нравственных идеалов, утраченным большинством людей. Композиторы разрабатывали единый метод сочинения музыки - додекафонную систему, резко изменившую традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения.

Тяжёлые, томительные предчувствия переданы уже в раннем произведении - Пять пьес для оркестра (1909г.). Результатом размышлений Шёнберга над событиями Второй мировой войны стала кантана "Уцелевший из Варшавы" (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма - она сложна, трагична и обострённо эмоциональна.

Чарльз Айвз (1874-1954) — американский композитор, основоположник новой американской композиторской школы ХХв. На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве — народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы. Сочинения:

- Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).

- для оркестра — 5 симфоний (1898-98, 1897—1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни — Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony — фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898—1907), «Три селения в Новой Англии» (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров,

- Танцы рэгтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.

- Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа» (1906, позднее создана оркестровая версия).

Морис Равель (франц.)(1875-1937) близок к музыкальному импрессионизму, обращение к испанскому фольклору, изящество формы: «Испанская рапсодия», балет «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», опера «Испанский час», опера-балет «Дитя и волшебство»;

Бела Барток (венг.)(1881-1945), (Бе́ла Ви́ктор Я́нош Ба́рток) - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода» (1918), балеты «Чудесный мандарин» (венг. A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), «Деревянный принц» (венг. A fából faragott királyfi) (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Кошут», сюита «На вольном воздухе». Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.

Игорь Стравинский (русск.)(1882-1971) - великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке, один из самых значимых деятелей мирового искусства XX века. С 1910 года он работает над заказами для С.Дягилева: музыку для балета «Жар-птица» и далее для него же «Петрушка», «Весна священная». В 20-ые годы увлекается неоклассицизмом: балет с пением «Пульчинелла», опера-буфф «Мавра», опера-оратория «Царь Эдип», «Похождение повесы», затем отдаёт дань конструктивизму и испытывает влияние джаза, с 1951-влияние А.Шёнберга, переход к сериализму;

Альбан Берг (австр.)(1885-1935), композитор, представитель Новой Венской школы (Second Viennese School). Его произведения сочетали в себе малеровский романтизм и вариацию шёнберговской додекафонии. Среди ранних его работ пять набросков фортепианных сонат, позже - сборник 'Семь ранних песен' ('Sieben Frühe Lieder'). Шедевром раннего Берга считается «Фортепианная соната Берга (Berg's Piano Sonata, Op. 1), переработка ранних сонат. К 1925г. композитор закончил работу над оперой 'Воццек' ('Wozzeck'), исполненную 14 декабря 1925-го в Берлине. Это его произведение украшает оперные сцены мира. Ко второй опере 'Лулу' ('Lulu') Берг успел написать два акта из трёх. Но лишь в 1979г. законченная опера была показана в Париже.

Сергей Прокофьев (русск.)(1891-1953). В 1918г. уехал за границу. Создал музыку для балетов «Сказка прошута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын». Для труппы С.Дягилева «Любовь к трём апельсинам». В 1933г. вернулся на родину. В его творчестве сочетаются разичные жанры с принципами социалистического реализма: «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфония-сказка «Петя и волк», опера «Война и мир», кантата «Александр Невский», симфонии;

Дариюс Мийо (франц.)(1892-1974), создал музыку к балету «Сотворение мира», «Бык на крыше», сочетая разные стили: политональную музыку, джаз, бразильскую музыку;

Один из лидеров музыкального модернизма Пауль Хиндемит (нем.)(1895-1963), скрипач, альтист и композитор. Прославился в 20-ые годы оперой «Убийца-надежда женщин», вызвавшей неоднозначную оценку. В 30-е годы создал шедевр «Художник Матисс» (симфония и опера). В дальнейшем его опера «Кардильяк» и цикл прелюдий «Игра тональностей» были построены на принципах неоклассицизма;

Карл Орф (немецк.)(1895-1982), композитор, связавший музыку, текст, сценическое движение в новом виде спектакля: такова его кантата «Кармина Бурана»(1937) («Кармина Бурана – немецкие песни и стихи из рукописей XIII века, изданные Иоганном Шмеллером»). Это было современное изложение средневековых серенад, романсов, застольных песен, веселых пародий. Будучи прекрасным педагогом, Орф опубликовал пятитомное издание детских хоров «Музыка для детей»;

Ещё один участник «Шестёрки», Франсис Пуленк (франц.)(1899-1963), композитор-новатор и искатель, с 1936г. под влиянием обращения к католицизму,  создаёт: «Стабат Матер», «Глория», опера «Диалоги кармелиток», позже проникается идеей национальной мелодичности. Но создаёт и классическое произведение «Сельский концерт для чембало и оркестра»;

Композитор Оливье Мессиан (франц.)(1908-1992) с 1931 органист собора Ла Трините в Париже более 40 лет. Истинный католик, знаток и любитель пения птиц. Мессиан создал оригинальную музыкальную систему ладов и ритмики: опера «Св.Франциск Ассизский», оратории, концерты для фортепиано с оркестром, «Квартет на конец времени»;

Британский композитор, дирижёр и пианист Эдвард Бенджамен Бриттен (англ.)(1913-1976) с 1935 по 1942гг. Бриттен создал ряд вокальных циклов на стихи Одена. Его отличал музыкальный радикализм («Наши отцы, охотившиеся на холмах»). На либретто Одена, отличающегося политически острыми текстами, Бриттен, пишет оперу  «Пол Баньян» (1941), после переезда в США. Вернувшись из Америки в 1942 г. композитор пишет оперу «Питер Граймз» (1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (1954). Эти произведения легли в основу новой английской оперы. Создаёт собственную Английскую оперную группу гастролировавшую по всему миру, в том числе и в Советском Союзе(1964). В конце 50-х Бриттен попадает под влияние азиатской музыки: балет «Принц пагод» (1957). В 60-ые Бриттен создаёт музыкально-драматические (грань оперы и оратории) «Притчи для церковного исполнения» третья из них, «Блудный сын» (1968), посвящена Д.Шостаковичу, который  Четырнадцатую симфонию посвятил Бриттену. Одной из последних работ Бриттена стала опера «Смерть в Венеции» (по новелле Т.Манна).

Леонард Бернстайн (америк.)(1918-1990)(Leonard Bernstein) - американский композитор, пианист и дирижёр. Закончил университет в 1939г. Первая собственная музыка «The Birds». Позже учился в Кёртисовском институте музыки у Ф.Рейнера (дирижирование), Р.Томпсона (оркестровка), Р.Штёра (контрапункт) и И.Венгеровой (фортепиано). Бернстайн позже стал помощником дирижёра Кусевицкого. Дирижёр (1957-58), главный дирижёр (1958-69) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-48). Бернстайн дважды записывал полные циклы симфоний Бетховена, участвовал в записи цикла фортепианных концертов Бетховена с Кристианом Циммерманом. Бернстайн — единственный дирижёр, дважды осуществивший запись полного цикла симфоний Г.Малера. Записал также полный цикл симфоний П.И.Чайковского, произведения Карла Нильсена, Дариюса Мийо. Из музыки добетховенского времени выделяются записи произведений Йозефа Гайдна. В апреле 1962 года исполнял Концерт для фортепиано № 1 Брамса вместе с пианистом Гленном Гульдом. Автор двух опер, 5-ти мюзиклов, среди них: Увольнение в город (On the Town), Питер Пэн (Peter Pan, 1950), Чудесный город (Wonderful Town, 1953),   Вестсайдская история (West Side Story, 1957), трёх симфоний, Музыки к балету «Невлюбляющийся» (Fancy Free), Месса (1971), Прелюдия, фуга и риффы для кларнета и джазового ансамбля.

Лучано Берио (итал.)(1925-2003, Luciano Berio); итальянский композитор.

В 1951 году уехал в США. С 1954 по 1959 годы посещал курсы новой музыки в Дармштадте, где познакомился с П.Булезом, К.Штокхаузеном и другими ведущими композиторами авангарда. Интерес электронной музыкой, привёл к созданию в 1955 году «Студии музыкальной фонологии».

В 1968 году с большим триумфом состоялось первое исполнение Симфонии наиболее известного произведения композитора. Она написана к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвящена Л.Бернстайну. Премьера была осуществлена оркестром и The Swingle Singers под управлением самого автора. В 1965—1972 годах был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке.

С 1974 по 1980 годы был директором отделения электроакустической музыки в IRCAM в Париже. В 1987 году основал во Флоренции итал. Tempo Reale — центр, похожий на IRCAM. Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки. Его "Магнификат" для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника обнаружил пристрастие композитора к звуковым экспериментам.

Берио соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи. Однако Берио с другими современными ему композиторами 60-х годов объединяла не только эта техника коллажа, но и склонность к сценической музыке и экспериментальному театру.

Пьер Булез ( франц.)(1925)(фр. Pierre Boulez) – французский композитор и дирижёр. На протяжении многих лет является одним из лидеров французского музыкального авангарда. Изучал серийную и додекафонную технику композиции у Р.Лейбовица. Сочинения Булеза созданные под влиянием Новой венской школы — Сонатина для флейты, Соната для фортепиано.

Мировую известность композитору принесли кантата «Солнце вод» (премьера в Париже, 1950) и Вторая фортепианная соната (1952).

В середине 1950-х годов Булез обратился к написанию статей об эстетике и технике композиции, вёл активную преподавательскую деятельность. Композитор экспериментировал с электронной, конкретной и микрохроматической музыкой, с 1974 по 1991 был председателем института IRCAM, занимающегося исследованиями в области акустики и современной музыки.

Булез в разные годы руководил филармоническими оркестрами Кливленда и Нью-Йорка, симфоническим оркестром BBC. Правда, в дирижёрском репертуаре Булез избегал произведения П.Хиндемита, С.Прокофьева и Д.Шостаковича.

Карлхейнц Штокхаузен (немецк.)(1928-), композитор. Ученик О.Мессиана, заинтересовался сериальной техникой и инструментальной электроникой. В 1956г. пишет «Пение отроков» для пяти магнитофонов. В 60-ые меняет свою стилистическую направленность. В его семичастном произведении «Свет» о сотворении мира, построенном на алеаторике и мистике, чувствуется влияние восточной религиозной философии.

Курт Вайль (нем.)(1900-1950)(нем. Kurt Julian Weill), немецкий композитор. Его духовным учителем был Стравинский. В середине 1920-х Вайль, упростил свой музыкальный язык, введя в него, в том числе, и элементы джаза.

В содружестве с драматургом Георгом Кайзером Вайль создал ряд сочинений: кантату «Новый Орфей» (1925), оперы «Протагонист» (1926) и «Царь фотографируется» (1928).

По сочинениям Брехта Вайль написал «Берлинский реквием» (1928), балет с пением «Семь смертных грехов». Но истинный успех принесла постановка в 1928г. пьесы Брехта «Трёхгрошовая опера» с его музыкой.

В 1935 году эмигрировал в США. За американский период жизни Вайль написал 10 мюзиклов, среди них: «День отдыха Никербокера» (1938); «Уличная сцена» (1947); «Потерян в звёздах» (1949) и другие). Творчество Вайля занимает особое место в музыкальной культуре XX века. Вайль — один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой. Он оказал большое влияние на всю европейскую и американскую песенную культуры, а также стал предтечей музыкальной полистилистики, развитой в 1970-е-1990-е гг. А. Шнитке. 

Аарон Копленд (амер.)(1900-1990), композитор. На него оказал влияние Стравинский, под впечатлением его творчества Копленд создал балеты «Родео», «Весна в Аппалачах». В 50-60-ые годы композитор стал строить свою музыку на серийной технике;

Дмитрий Шостакович (русск.)(1906-1975), великий советский композитор, ученик А.Глазунова. Среди ранних сочинений Первая симфония (1925). Опера «Нос» и балет «Золотой Век» признанные образцы модернизма, а Пятая симфония (1937) и «Седьмая»(Ленинградская) стали достижением мирового симфонизма.

Джон Кейдж (амер.)(1912-) -  композитор, представитель авангардизма. С 50х гг. в музыке, театре появляется направление «хеппенинг» (англ. happening - "случающееся", "происходящее"). Д.Кейджа можно считать его создателем по произведению "4'33" (1954). Вышедший на сцену пианист молча сидит за роялем четыре минуты тридцать три секунды, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются. По мнению исследователей, явления, происходящие в тот момент в зале: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.) Кейдж превратил в музыкальное произведение. В роли исполнителей оказались зрители и пианист. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. В итоге, основной чертой хеппенинга стала беззвучная пантомима изображения исполнения произведения.

Луиджи Ноно (итал.)(1924-1990), композитор, яркий представитель европейского авангарда. Его творчество основано на принципах серийно-пуантилистической техники композиции: таковы оперы «Нетерпимость 1960», «Прометей», балет «Красный плащ». Л.Ноно также писал инструментальные пьесы и увлекался электронной музыкой.

Гизельгер Клебе (нем.)(1925-2009), композитор. Автором множества работ, в которые входят 14 опер, 8 симфоний, 15 сольных концертов, камерные, а также духовные и фортепианные произведения.

В 1940-х Клебе обучался композиторскому искусству в Берлине. Вдохновение композитор черпал из работ писателей и художников. Так, в 1951г. он сочинил 'Die Zwitschermaschine Op. 7', взяв за основу одну из картин П.Клее По пьесе Ф.Шиллера 'Разбойники' Клебе пишет свою первую оперу (1957). В 1964-м Клебе стал членом Академии искусства, а в 1965 он получил Вестфальский приз в области музыки (ныне приз им. Ханса Вернера Хенце).

Кшиштофф Пендерецкий (польск.)(1933-), композитор начавший свои эксперименты в 60-ые гг.: кластеры, шумовые эффекты, ритмодекламацию («Страсти по Луке»). Яркое произведение для стунных «Плач по жертвам Хиросимы». Всё же позже композитор приходит в своём творчестве к стилевой традиционности: «Польский реквием», оперы «Черти из Людена», «Потерянный рай», 5 симфоний.

Астор Пьяцолла (Аргентина)(1921-1992), композитор, блистательный исполнитель на бандонеоне, усовершенствовал форму танго. Его опера «Мария из Буэнос-Айреса» указывает на влияние на его творчество Н.Буланже. Солирующий инструменталист, Пьяцолла, делает бандонеон концертным. Он также автор “Milonga del angel”, “La muerte del angel”, “Invierno porteno”, “Buenos Aires bora cero”, и наиболее известно “Adios Nonino”.

 

Контрольные вопросы:

1. Композиторы, совмещающие свой труд с исполнительством.

2. Музыка «серьёзная» и «лёгкая» - контакты и противоречия.

3. Рассказать о творчестве любого композитора (на свой выбор).

4. Какие направления повлияли и характерны для творчества композиторов? (имена по выбору преподавателя)

5. Русские композиторы, оказавшие существенное влияние на развитие музыки ХХ века.

 

д) исполнительское искусство классических вокалистов, дирижёров,       

инструменталистов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.076 с.)