Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е) Об исполнительском искусстве в классической музыке.
В отличие от творения живописца или скульптора, воплощающего произведение в материале, сохраняющем его на века, материал музыки (звук) живет, пока он звучит, и после исполнения перестает реально существовать. Умение каждый раз заново возрождать к жизни и есть то, что называется музыкально-исполнительским искусством. Вот почему исполнительство (как особая художественная специальность) существует не во всех искусствах. Произведения искусств, такие как - картина, скульптура, архитектурное сооружение, — не нуждаются ни в каком воссоздании. Только в тех искусствах, которые протекают во времени, возникает надобность в особых посредниках между произведением и его слушателями или зрителями, посредниках — актерах, танцорах, чтецах, музыкантах. В старину совмещение композитора и исполнителя было даже правилом: еще в XVIII-м столетии почти все крупнейшие музыканты — Бах, Гендель, Куперен, Рамо, Скарлатти, Моцарт и другие делали это с блеском. Постепенно профессии разъединяются на композиторов и исполнителей. От исполнителя требуется и призвание к сценической деятельности, и природные данные, и силы для постоянных занятий. Успеху исполняемого произведения способствует и темперамент, и голос, и техника игры и т.п. Творческое наследие любого композитора не смогло бы стать достоянием культуры без многочисленных и постоянно пополняемых рядов профессиональных исполнителей. Многие образцы древней живописи и скульптуры дожили до наших дней, в отличие от музыки тех времён. К счастью, человечество придумало способ графической записи звуков. Нотная запись важнейшее подспорье музыканта, единственный источник познания произведения. Правда, нотная запись фиксирует высоту каждого звука, метроритм, а темп, тембр, динамика и т. д. лишь обозначаются дополнительными знаками. Как показывает практика, расшифровка одной и той же нотной записи и придает задаче исполнителя творческий характер. Художественный дар, интуиция, талант исполнителя придаёт, например, бетховенской «Аппассионате» разное звучание в интерпретациях А.Рубинштейна или Бюлова, Гофмана или Шнабеля, д’Альбера или Бузони. Музыкальное произведение допускает различные исполнительские толкования. «Музыкальное произведение, - говорит композитор Скрябин, - изменчиво, как море: сегодня оно одно, завтра другое». Примеры исполнительства сюит Баха, опер Моцарта, симфоний и сонат Бетховена имели иногда немало истолкований, но были позже оправданы временем и остались в истории как замечательные образцы в исполнении великих пианистов.
Сольно-инструментальное исполнительство получило особенное развитие с XIXв. Выдвинулся ряд великих представителей: скрипача Паганини, пианистов Ф.Листа и А.Рубинштейна, дирижеров Берлиоза и Вагнера. Однако, увлечение виртуозностью привело к появлению пианистов, демонстрирующих свои виртуозные достижения, позволявших им бесцеремонно искажать не только «букву», но и дух, и смысл исполняемых произведений. Часто композиторы оставляли многое в интерпретации пьесы на творческий вкус исполнителя. Так, И.С.Бах во многих сочинениях предоставлял исполнителю даже расшифровку цифрованного баса. Гайдн, Моцарт и другие авторы в своих концертах инструмента с оркестром оставляли место для вставной каденции, фрагмента импровизации солиста. Салонные же пианисты первой половины XIX века умаляли художественность своего искусства, демонстрируя трели, октавы и другие атрибуты виртуозной техники. Великий венгерский пианист и композитор Франц (Ференц) Лист (1811-1886), увлекавшийся виртуозным излишествам в текстах произведений в молодости, позже подчинил свою феноменальную технику и артистическую индивидуальность глубинному раскрытию исполняемого произведения. Проблема «исполнитель и произведение» вновь оказалась в центре внимания в начале XX столетия. Так, один из крупнейших пианистов эпохи Бузони внедрял новации, в основе которых лежали серьезное отношение к произведению, вдумчивое изучение его. С изобретением грамзаписи выявилась новая тенденция - «стандартизация» исполнения тех или иных произведений под влиянием других интерпретаций. Исполнитель должен быть соавтором и опираться на вдохновение. Так, А.Рубинштейн считал, что, прежде всего это тщательное изучение текста, потом освоение произведения, и уже далее, его свободное исполнение, по требованию чувств не боясь что-то менять в нем. Исполнительство это искусство сотворчества художника и зрителей, воспринимающих его искусство.
«Искусство, — говорил знаменитый пианист Иосиф Гофман, — это посредник, связывающий, подобно телеграфу, два пункта — отправителя послания и получателя. Оба должны быть настроены одинаково высоко для того, чтобы передача была безупречной»[37].
Контрольные вопросы: 1. Что отличает великого исполнителя-классика? Репертуар, мастерство, владение стилистикой? 2. Учитель и ученики: заповеди и секреты. 3. Об изменчивости звучания одного и того же произведения. 4. Исполнитель соавтор композитора. Так ли это?
г) неожиданный ракурс в исполнительском искусстве в классической музыке Никто не предполагал, что через несколько столетий музыка барокко, Баха, Генделя и других композиторов будет переосмыслена и сыграна музыкантами ХХ века, имеющих отношение к новому искусству ХХ века к джазу. Чувство стиля, тонкий вкус, бережное отношение к Классике, всё это позволило создать новое обрамление к хорошо известным образцам прошлого. Случайно или нет, среди этих новых творцов имена французских исполнителей: трио Жака Люсье и вокальный ансамбль «Свингл Сингерс» (период 60-х гг. ХХв.). Париж первой половины ХХв. был культурным эпохальным центром мировой культуры во всех её проявлениях (живописи, музыки, литературы…) Вокальная группа “Swingle Singers” была основана вокалистом-аранжировщиком У.Л.Свинглом в конце 50-х гг. Сенсацией в мире музыки стало появление в начале 60-х вокального ансамбля безупречно, бережно и с высочайшим искусством исполнявшего произведения В.А.Моцарта, И.С.Баха, Генделя и др. Это было словно ниспослание свыше, ангельские голоса «Свингл Сингерс» (8 вокалистов), поддержка ритма контрабасом и ударными (игра щётками) уводили слушателя в другой, божественный мир изысканной красоты. В 1963г. пластинка группы “Bach’s Greatest Hits” вошла в топ 15 мировых записей США, на следующий 1964г.: “Jazz Sebastian Bach” - пластинка года в Англии, в тот же год успех “Going Baroque” и “Place Vendome” в содружестве с “Modern Jazz Quartet”(1965) Эту музыку моментально разобрали кинематографисты и для музыкального отображения переживаний героев в художественном кино, и для документального показа архитектурных монументальных и скульптурных сюжетов. Ещё один пример джазово-эстрадного прикосновения к классической музыке – оркестр и хор Рэя Кониффа (американский тромбонист, аранжировщик). В конце 50-х гг. выходят первые записи этого коллектива, и сразу же становятся сенсацией и для любителей классической музыки. Мужские и женские голоса имитируют звучание труб и тромбонов, мелодия оригинала звучит в вокальном (слоговом) изложении, без импровизации, но инструменты (прежде всего: ритм-секция фортепиано, гитара,контрабас, ударные + духовые, струнные) и хор создают волшебное ощущение «раскачивания», свинга, и придают хорошо известным классическим шедеврам новый ракурс звучания. Жак Лусье́ (фр. Jacques Loussier; род. 26 октября 1934, Анжер, Франция – 2019г.) — французский пианист, стал известен джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель. В 1950 году Лусье поступил в Парижскую консерваторию. Начинающий музыкант попробовал себя в различных направлениях: играл на Кубе в составе цыганского ансамбля, аккомпанировал Ш.Азнавуру и другим известным шансонье, сочинял аранжировки и музыку для кино. Но его привлекал в те годы и искусство джаза и носитель «третьего течения» Modern Jazz Quartet. Ж.Лусье, впервые записывая его фортепианные эксперименты с музыкой Баха, добавил к роялю контрабас и ударные. В 1959 году вышла первая пластинка Жака Лусье, которая была воспринята с восторгом: популярные темы И. С. Баха звучали с джазовыми вариациями. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые демонстрировали наличие музыкального поиска. К середине 1960-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность. К 300-летию Баха в 1985 году Лусье вернулся к его музыке, насыщая баховский материал теперь уже не только джазовыми, но и роковыми аллюзиями. В 1990-е годы к обработкам Баха добавились в творческой практике Лусье аранжировки произведений А.Вивальди, М.Равеля, К. Дебюсси, Э.Сати. Лусье также пишет оригинальные сочинения, среди которых «Lumieres», Барочная месса XXI века, концерт для трубы и оркестра, квинтет для медных «Огненная лошадь». Пианист выразителен и классически уравновешен исполняя «Bolero». На диске не только «Bolero» Равеля, но и «классически джазовый» опус самого Лусье.
Выдающийся джазовый финский пианист, румынского происхождения, Марион Петреску ещё один пример исполнения классических произведений. В начале и конце звучит авторский оригинал мелодии (И.С.Бах, В.А.Моцарт и др. композиторы-классики), а внутренняя часть пьесы наполнена джазовой импровизацией пианиста.
Контрольные вопросы: 1. Возможна ли интерпретация классики? 2. Кто в этом преуспел? 3. Что превуалировало: репертуар, композиторы, состав ансамбля? 4. В большой музыке не существует «водораздела»? 5. Находки одного направления (вида) музыки используются в другом (примеры).
3. Вид искусства – балет. Исполнительское искусство в хореографии. Балет: 1) вид сценического искусства (начальная форма в Европе в XVIв., расцвет во 2-ой половине XIXв.) основанный на танце, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. 2) театральное представление, состоящее из танцев и пантомимы, сопровождаемых музыкой. Балеты, ставшие классикой: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Жизель», «Корсар» А.Адана, «Баядерка», «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Ромео и Джульетта», «Золушка» С.С.Прокофьева, «Раймонда» А.Глазунова и др.
История искусства хореографии, этапы развития, Балет зародился в конце XV века в Италии, где князья нанимали мастеров танца для постановки пышных зрелищ. Став супругой французского короля, итальянка Екатерина Медичи привезла во Францию и моду на диковинные придворные балеты. И хотя интерес к этой моде стал падать, в 1643 г. французским королём Людовиком XIV, была возрождина угасающая традиция, король сам принимал участие в спектаклях. Его прозвище пришло из балета "Ballet de la nuit", где он выступил в роли Короля-Солнца. В 1661 г. Людовик учредил Королевскую академию танца "в целях совершенствования сего искусства", а спустя 10 лет - Королевскую академию музыки. Так был заложен фундамент будущей Парижской оперы. Именно в Парижской опере в 1681г. впервые появились профессиональные танцовщицы. Спустя 32 года при театре открылась балетная школа. Тогда же были заложены основы балетной техники и появились первые знаменитости. К их числу принадлежат балерины Мари-Анн де Камарго и Мари Салль, а также танцовщик Луи Дюпре. Долгое время техника и стиль танца оставались неизменными - до той поры, когда в практику начали внедряться идеи французского танцовщика и хореографа Жана-Жоржа Новерра. Он нарядил актеров в легкие, не стеснявшие движений костюмы, запретил надевать маски и требовал от них не только танцевального, но и драматического мастерства. В 1789 г. многое из того, что проповедовал Новерр, нашло воплощение в балете Жана Доберваля "Тщетная предосторожность". Это историю о любви деревенской девушки к молодому крестьянину, но мать девушки хочет выдать её богатого сынка местного помещика. Танец обрел свободу и естественность движений. Романтический балет В начале XIX в. балет оказался под мощным влиянием романтизма. Возродился интерес к фольклору и фантазии. Ярким проявлением романтизма в балете стали спектакли "Сильфида" и "Жизель". Примерно тогда же балерины начали танцевать на пуантах. Не имея балетных туфель с жестким носком, как у нынешних танцовщиц, они держались на пуантах лишь какую-то долю секунды. Одной из первых начала танцевать на пуантах итальянская балерина Мария Тальони, отец которой поставил для нее в 1832 г. "Сильфиду" на сцене Парижской оперы. В 1836 г. О.Бурнонвиль поставил в Копенгагене свою "Сильфиду". Он создал для танцовщиков особенный, легкий и воздушный, стиль, который по сей день отличает мастеров датского Королевского балета. Другой романтический балет, где юная крестьянка, лишается разума и умирает, узнав, что ее возлюбленный, дворянин Альберт, не сможет на ней жениться. После смерти она превращается в призрак и спасает Альберта от смерти. Премьера "Жизели" состоялась в 1841 г. на сцене Парижской оперы с Карлоттой Гризи в заглавной партии. Романтический балет был по преимуществу искусством женского танца. Ко времени постановки па-де-катра пик популярности романтического балета уже миновал, и Париж как центр классического танца стал понемногу угасать.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.017 с.) |